Урок в 9 классе "Шоковая терапия" - оздоровление экономики
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
"Шоковая терапия" - оздоровление экономики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_9_kl_tema_shokovaya_terapiya_ozdorovlenie_ekonomiki.doc | 51 КБ |
istoriya.ppt | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9кл. по теме: «Шоковая терапия» - оздоровление экономики?
Оборудование урока: учебник «История Отечества XXв.» под редакцией
Загладина Н.В. и др.авторов, документы: «Из
указа Президента Р.С.Ф.С.Р. «О мерах по
либерализации цен»», «Из доклада первого
заместителя Председателя Госкомимущества
России П.П.Мостового Председателю Гос.Думы
И.М.Рыбкину», информационный материал,
данные социологического опроса, проведенного
учащегося, компьютерная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: «Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить». А. Дистервег.
Метод: частично-поисковый.
Основные приемы: сравнение, анализ, работа в группах.
Цели урока:
Образовательная – выяснить основные цели, методы, мероприятия, результаты
экономической реформы 1992г.
Развивающая – продолжить формирование умений сравнивать, анализировать,
способствовать выработке навыков исследовательской работы,
учиться решать проблемную ситуацию через работу с
документами, информационным материалом.
Воспитательная - способствовать развитию толерантности, готовности конст-
руктивно анализировать различные точки зрения, высказы –
вать свое мнение.
Этапы урока:
I.Орг.момент. Вступление. Создание проблемной ситуации. Мотивация урока. Поставка задач урока.
II.Актуальность знаний. Изучение нового материала.
III.Рефлексия.
Ход урока.
I.Прочесть про себя тему урока и эпиграф. (о чем будем говорить?)
Пояснить как связаны медицинское и экономическое термины. Почему я под-
черкнула в эпиграфе слово истина и поставила знак? После выражения
«оздоровление экономики».
Постановка задачи на урок
Значит, мы должны сегодня разобраться насколько выражение «Шоковая терапия» - оздоровление экономики? Является истиной.
Знак ? стоит, потому что возникает сомнение. А если знак ? убрать.
С этой целью будем работать с документами, информационным материалом, учебником, анализировать, сопоставлять, давать оценку тем или иным событием, фактам.
Руководством к действию будет являться модульная программа.
УЭ-1. Перед вами схема «Реформа Горбачева» - показ слайда №1. Изучив ее, назовите наиболее острые социально-экономические проблемы в последние годы существования СССР?
Итоги реформы | Оценка |
1985 1991 - темпы роста экономики +2% -11% - советский золот.запас 2500т. -240т. - офиц.курс доллара 0,6 р. – 90р. - внеш.долг в долларах 10,5млрд. -96млрд. - экспорт нефти в млн.барреллей 1172 511 - цена 1кг. 2р. 100р. - развал команд экономики - разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса - распад единого экономического пространства - резкое падение уровня жизни населения - осознание частью общества (47%) населения необходимости реальных рыночных реформ в стране. Выход из создавшейся ситуации? | Горбачев не улучшил командную экономику на I этапе (ускорение); не создал хозрасчетную экономическую модель (на II этапе); не нашел оптимального варианта перехода к рынку (на III этапе) Новые реформы. |
УЭ-2. Прочесть учебник на странице 328-329, +слайд 2 +термин.словарь составить опорный конспект-схему:
Осуществление реформы:
Мероприятия | |
Либерализация Цен -январь 1992г.: (обвальное освоб.цен, их рост: прогнозы – 5-10% реальность – 100-150% К 1996г. -5,5,6 тыс.раз! | Приватизация 2 этапа (ваучеры) а). приватизация промышленности б). приватизация жилья |
Общая цель реформы – оздоровление экономики
Методы – быстрый перевод на рельсы рыночного хозяйства.
Проверка задания, оценка.
УЭ-3. Работа по группам (с учетам инд.способн.) над вопросом:
С какой целью осуществлялось каждое из этих мероприятий? Документы №1-2
Выводы: | Найти: |
гр.№1 – д-№1 (либерализация) ответ: установление рыночных цен, переход к торговле по мировым ценам. гр.№2-д-№2 (приватизация) ответ: создание широкого слоя частных собственников. |
Кому поручено проводить реформу?
Сообщение о Е.Т.Гайдаре – Соколова Надя – 2мин. (почему он? За какие качества?
ученый, журналист, доктор эконом.наук)
Результаты реформы:
Самостоятельная работа с информационным материалом и данными социального опроса по схеме:
I гр. | II гр. | ||
Обработать данные ученых, сделать выводы: | Обработать данные социологического опроса, проведенного среди учителей и родителей. | ||
Негативные последствия | Позитивные последствия | ||
Негативные последствия | Позитивные последствия | ||
Обмен мнениями, сравнение |
УЭ-5. Оценка результатов реформы:
Ребята, попытаемся сделать оценку результатов реформы с помощью имеющихся на этот счет мнений историков, академиков.
Выберите из имеющихся мнений о результатах реформы наиболее подходящие вашим ощущениям.
УЭ-6. Подведение итогов.
Оценки: Д/з. законспектировать в учебнике итоги.
УЭ-7. Рефлексия. Задание. Продолжить следующие предложения:
Я узнал (ла) на уроке…
Меня удивило, что…
Мне кажется…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема урока Попробовать разобраться насколько выражение «Шоковая терапия» - оздоровление экономики» является истиной
Итоги реформы Оценка 1985г. 1991г. - темпы роста экономики +2% -11% - советский золот.запас 2500т. -240т. - офиц.курс доллара 0,6 р. – 90р. - внеш.долг в долларах 10,5млрд. -96млрд. - цена 1кг. 2р. 100р. - развал команд экономики - разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса - распад единого экономического пространства - резкое падение уровня жизни населения - осознание частью общества (47%) населения необходимости реальных рыночных реформ в стране. Выход из создавшейся ситуации? Горбачев не улучшил командную экономику на I этапе (ускорение); не создал хозрасчетную экономическую модель (на II этапе); не нашел оптимального варианта перехода к рынку (на III этапе).
Осуществление реформы: Мероприятия Либерализация цен -январь 1992г.: (обвальное освобождение цен, их рост: прогнозы – 5-10% реальность – 100-150% К 1996г. -5,5,6 тыс.раз! Приватизация 2 этапа: (ваучеры) а). приватизация промышленности б). приватизация жилья Общая цель реформы – оздоровление экономики Методы – быстрый перевод на рельсы рыночного хозяйства.
С какой целью осуществлялось каждое из этих мероприятий? Либерализация ответ: установление рыночных цен, переход к торговле по мировым ценам. Приватизация ответ: создание широкого слоя частных собственников.
Первые итоги экономических реформ 1992-1997гг. Демонтаж плановой экономики Переход к преимущественно экономическим методам регулирования Завершение первого этапа приватизации Формирование потребительского рынка Перемещение деловой активности в негосударственный сектор Обеспечение внутренней конвертируемости рубля Пополнение золотого и валютного запасов Постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство
Социальные потери в ходе реформирования Обесценивание денежных сбережений населения Резкий рост цен на товары первой необходимости Увеличение уровня безработицы Высокий уровень инфляции в 1992-1995гг. Сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства Многократное сокращение расходов на науку, образование, культура, здравоохранение «Четвертая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из страны Рост смертности населения Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением Ухудшение криминальной обстановки Увеличение налогов на мелкого предпринимателя и «среднего» россиянина
Основные причины трудностей и неудач реформ 90-х.гг. в России Неблагоприятная социально-экономическая ситуация Половинчатость и непоследовательность реформ Ошибки теоретиков и исполнителей реформ
Рефлексия. Задание. Продолжить следующие предложения: Я узнал (ла) на уроке… Меня удивило, что… Мне кажется… Домашнее задание: законспектировать в учебнике итоги реформы. стр.329-331
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"
Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....
Методическая разработка урока "Лауреаты Нобелевской премии по экономике" в 10 классе социально-экономического профиля
Презентация к уроку курса Экономической теории в 10 классе "Современная экономическая мысль" содержит систематизацию данных о лауреатах Нобелевской премии по экономике в соответствии с исследованными ...
разработка открытого урока в 5 классе по экономике
Конспект открытого урока по экономике в 5 классе по теме "Рынок продавца и рынок покупателя"...
Презентация к уроку "Экономический цикл" - 11 кл., экономика
Презентация к уроку "Экономический цикл " - 11 кл., экономика...
Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)
За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai) – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...
Конспект урока по теме "Зачем изучать экономику школы" (7 класс)
Поолный конспект урока в 7 классе...
ПРОТОКОЛ №2 Родительского собрания «Уроки ритмики как средство оздоровления учащихся»
ПРОТОКОЛ №2Родительского собрания«Уроки ритмики как средство оздоровления учащихся»...