Разработка урока по теме "Путешествие в Киевскую Русь" 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Нафикова Лариса Николаевна

Урок был проведён в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года 2013". Получил диплом детского жири. Лауреат конкурса "Презентация к уроку".http://festival.1september.ru/articles/648533/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_kievskuyu_rus.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Путешествие в Киевскую Русь» (6 класс)

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Древняя Русь в VIII – первой пол. XII вв.».

Задачи урока: 

Обучающие: 

  • Обобщить знания по теме «Древняя Русь в VIII – первой пол. XII вв.» посредством выполнения творческих заданий: создание кластера, создание дидактического материала для кабинета истории – альбома «История в лицах», и альбома с ошибками «Исторические ошибки», создание на интерактивной доске комплексной карты «Киевская Русь в IX-XII вв».
  • Проверить глубину усвоения знаний обучающимися по теме ««Древняя Русь в VIII – первой пол. XII вв».
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, анализа, сравнения и сопоставления известных фактов.

Развивающие:

  • развитие способностей обучающихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями; умения  самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
  • способствовать развитию речи; развитие логического мышления и образного восприятия;
  • прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  • творчески подходить к выполнению заданий; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке;
  • развитие навыков работы с интерактивной доской SMART.

Воспитательные:

  • Воспитание у обучающихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
  • Развитие эмоциональной сферы обучающихся за счет использования средств наглядности и музыки на уроке.

Технические средства обучения: 

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска «SMART»
  • мультимедийная презентация  «Путешествие в Киевскую Русь»
  • переносной мобильный класс 

Урок сопровождается презентацией «Путешествие в Киевскую Русь» (Приложение 1).

Ход урока.

 1.  Вводно-мотивационный. Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Николаевна. И сегодня мы с вами проведём совместный урок. Надеюсь, что вы с улыбкой воспримете всё, что будет на нём происходить.

Выявление психологического настроя обучающихся: Учитель: Ребята, возьмите, пожалуйста, закладки и отметьте галочкой изображение, соответствующее вашему настроению на начало урока (Приложение 2).

Молодцы! Отложите закладки в сторону. Внимание на экран! (Слайды 2-11: Памятник Тысячелетие России).

Учитель: Этот памятник был воздвигнут  в честь тысячелетия России в городе Новгород. В памятнике запечатлены основные вехи истории Российского государства. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные         Сыны         России.
…Верхняя часть монумента  в виде шара символизирует державу - эмблему царской власти. Коленопреклонённая женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел - символ православной церкви. Другого такого монумента нет во всём мире. Он повествует не об одном событии, а о целом
тысячелетии. 

Учитель: Скажите, ребята,

  • В каком веке был воздвигнут этот памятник?
  • 2012 год в России был объявлен Годом Истории. А, кто знает, почему?
  • А как называлось  наше государство в древности?

Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы достаточно подробно знакомы с историей  Древней Руси, поэтому я приглашаю вас совершить необычное путешествие – путешествие в Киевскую  Русь - Слайд № 12.

Учитель: Цель данного путешествия  - обобщение и закрепление полученных ранее вами знаний.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле, о древнерусской,

Быль записывал монах.

И слова его простые

Сквозь века дошли до нас.

                         (Н. Кончаловская)

2. Формулирование темы урока, целей и задач:

Учитель: Слайд 13. Внимание на доску. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своем великом произведении «Повесть временных лет»,  задаёт 3 главных вопроса, на которые  вам предстоит ответить. Сформулируйте их.

Ответы обучающихся:

  1. Откуда пошла русская земля?
  2. Кто стал первым княжить в Киеве?
  3. Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в  государстве?

Учитель: Молодцы! Ребята, задания вы будете выполнять группами. Обращаю ваше внимание на конверты, лежащие у вас на столах. В каждом из них находится фрагмент пазла (Приложение 3), который вы получите за каждое правильно выполненное задание. Собрав пазлы, группа получит изображение, связанное с темой нашего путешествия. Итак, в путь!

Учитель: Сейчас мы с вами составим «Кластер» со словом «Киевская Русь». Назовите ключевые слова, которые вы можете соотнести с понятием «Киевская Русь»? Пожалуйста, ваши слова! Составление кластера. (слайд №14 работа с интерактивной доской). А теперь, я предлагаю вам 4 слова, в которые необходимо вставить пропущенную букву и объяснить значение слова.  

Учитель: Молодцы, ребята! Возьмите из конверта №1 все по фрагменту пазла. (За это задание все группы получают пазл).

3.  Повторение и закрепление знаний – работа с мобильным классом 

Учитель: Следующее Тестовое задание поможет вам при ответе на первый вопрос нашего путешествия. Запустите тестовик на ноутбуке, но выполняя задание, помните, что время ограничено музыкальным отрывком (работа с ноутбуком - тест в программе MyTestX):

1. Предками русского, украинского и белорусского народов были:

А) восточные славяне  Б) западные славяне  В) южные славяне

2. Какой князь считается родоначальником династии русских князей:

А) Аскольд   Б) Кий     В) Дир      Г) Рюрик

3. Кто и кому отправил послание: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Приходите и княжите нами»?:

А) новгородцы – варяжскому князю Рюрику

Б) новгородцы – киевским князьям Аскольду и Диру

В) древляне – киевскому князю Игорю

4. Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось:

А) вече        Б) ареопаг   В) ополчение 

5. Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян:

А) усиление рои народного собрания

Б) создание единой системы управления

В) появление религиозных верований 

6. Образование Древнерусского государства относится к:

А) 862 г.        Б) 882 г.   В) 988 г.

7. Древнерусское государство называлось:

А) Киевская Русь       Б) Московская Русь     В) Золотая Орда

8. Кто считается первым князем Древнерусского государства:

А) Рюрик      Б) Олег      В) Игорь

9. Торговый путь «из варяг в греки» проходил:

А) из Белого моря в Каспийское

Б) из Балтийского моря в Чёрное

В) из Белого моря в Чёрное 

10. Кто составлял основную массу населения Руси:

А) дружинники   Б) ремесленники     В) крестьяне - общинники

Учитель: на компьютере учителя появляются результаты теста. Спасибо. Молодцы! Хорошо, справились с заданием. Возьмите из конверта №2 по фрагменту пазла.

Учитель: Итак, какая из групп готова ответить на первый вопрос нашего путешествия « Откуда пошла Русская земля?» или «Кто были наши предки и когда образовалось государство Киевская Русь?» - Слайд 15.

Учитель:  Переходим к следующему заданию. Огромная роль в развитии государства принадлежала князьям. Давайте вспомним, какой след они оставили в жизни Древнерусского государства?!

Теперь вы работаете в парах. Ваша совместная задача создать альбом  «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ». Каждая пара готовит одну страницу, соотнеся изображение с одной из предложенных характеристик. Наклейте выбранную характеристику к предложенному портрету, но помните, что время ограничено музыкальным отрывком. (слайд 16). – для выполнения задания возьмите конверт №3.

Учитель: Закончили работу. Поменяйтесь листами с соседями по группе. А теперь  проверьте правильность выполнения работы с данными, которые вы увидите на экране - слайды № 17-24.

1 стр. альбома РЮРИК. У кого эта страница? Прочитайте, что получилось.  Посмотрите на слайд. Правильно? Хорошо! Помести данную страницу в альбом «История в лицах».

2 стр. альбома ОЛЕГ. У кого она? Прочитайте, что получилось.  Посмотрите на слайд. Правильно? Нет! Ошибка. Помести данную страницу в альбом «Историческая ошибка». И т.д. (ребята выходят со своими листами и закрепляют их в тот или иной альбом – это используется вместо физкультминутки).

Учитель: Ребята, посмотрите, у нас получилось 2 альбома: «История в лицах» и «Исторические ошибки». Им(и) в качестве дидактического материала могут пользоваться и другие учащиеся. Поднимите руку, у какой пары правильно выполнено задание (получают пазл).

Учитель: Итак, ответим на второй вопрос нашего путешествия – Кто стал первым княжить в Киеве? (Слайд 25) - Олег. Молодцы, справились с поставленной задачей.

Учитель: И последний вопрос, на который предстоит ответить в ходе путешествия – Как русская земля развивалась? Работа с контурной картой. Откройте конверт №4 и выполните предложенное задание, подготовьте одного докладчика для ответа у доски, но помните, что время ограничено музыкальным отрывком. Ребята работают с контурной картой.

Учитель: Время истекло, приглашаю по очереди к доске по одному представителю от группы. Кто готов? При выполнении задания прошу менять цвет пера. (задание выполняется на интерактивной доске – за правильный ответ получают пазл) - Слайд 26.

Учитель: Ребята, так как же развивалась русская земля? -  (Слайд 27).  

Учитель: Молодцы!  Нам остаётся выполнить ещё одно задание, которое будет индивидуальным для каждого. Задание  «Загадки Хроноса» (исторические задачи).  Необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и назвать событие, произошедшее в данном году.

1. 8628829079119881019 (Слайд 28)

 (Слайд 29, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

  • 862 год - призвание варягов
  • 882 год - образование Древнерусского государства «Киевская Русь»
  • 907, 911  года  - походы князя Олега на Царьград
  • 988 год – крещение Руси
  • 1019 год – начало правления Ярослава Мудрого

2. Найдите  значение выражения, составленного из исторических дат:

(Создание «Повести временных лет» + Первый поход Олега на Царьград) - (Основание древнерусского государства - Приход варягов в славянские земли) + Крещение Руси = ? – Слайд 30.

(Слайд 31, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

 (1113 + 907) – (882  -  862 ) +  988         = 2988

Подведение итогов. Выставление оценок:

Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачами, поставленными в начале путешествия. Мы с вами прошли долгий путь, где вы показали свои знания и умения. Его мы можем назвать «ПУТЬ УСПЕХА» (слайд 32). Успешен тот, кто достигает цели. А, на сколько, была успешна каждая группа, мы сейчас посмотрим. Соедините, пожалуйста, фрагменты пазла с помощью степлера в единую картину. Посмотрим, у кого, что получилось. Какие картины из истории Руси? («Три богатыря», «Князь Олег», «Софийский собор в Киеве», «Гусляры»).

Поднимите руки, у кого получилась целая картина. Молодцы! Вы сегодня по праву заработали оценку «5».

У кого не хватает одного пазла? – оценка «4», двух пазлов – оценка «3».

 Дом. задание. Учитель: Наше совместное путешествие по Древней Руси завершилось, но вы сможете продолжить его сами, выбрав маршрут-домашнее задание, размещённый  в буклетах.  Это дифференцированное задание, позволит вам продолжить путешествие самостоятельно и уже за страницами учебника. СЛАЙД 33 с дом. заданием.

Задание учащимся: А теперь, предлагаю Вам вновь обратиться к закладкам и отметить изображение, соответствующее вашему настроению в конце урока. Приятно, что наша совместная работа подняла вам настроение, пусть эти закладки останутся у вас в память о нашем знакомстве.

Учитель: Оглянись на предков наших,                                                                                                                                             На героев прошлых дней.                                                                                                                                   Вспоминай их добрым словом —                                                                                                                             Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!                                                                                                                                 Слава  русской старине!                                                                                                                               А преданья старины                                                                                                                               Забывать мы не должны!

                                            (Н. Кончаловская)                                                                                                      

Большое спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам успехов в изучении истории нашей страны. Всего доброго! До свидания! – Слайд 34

Литература:

  1. Учебник История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. - М.: Вако, 2009.
  3.  Кончаловская Н. Наша древняя столица.  – М.: Детская литература, 1998.                            
  4. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории  России с древнейших времен до конца XVI века.  6 класс»  к учебнику  А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Экзамен, 2008.

Интернет – ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki - памятник Тысячелетие России
  2. http://edu.of.r/attach/17/100535.ppt - использование шаблона презентации  (Издательский дом Первое сентября. История. Разработка и дизайн Е.Супруненко, Н.Чернявской)
  3. http://pedsovet.su/ - использование картинок оформления на 1 слайде (презентация Зининой Светланы Александровны, учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Разработка урока №1 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: развитие мышления, воображения, творчества, навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков монологической и диалогической речи; активизация лексики по теме; восп...

Разработка урока №2 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Цели: активизация изученной лексики по теме, обобщение знаний о способностях. Знакомство с отношением некоторых британских сверстников к способностям. Воспитание потребности к коллективной работ...

Разработка урока №3 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: воспитание потребности к коллективной работе; стимулировать как устную, так и письменную речь; развить умения воспринимать на слух с общим охватом содержания; расширение кр...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...