Туристско-экскурсионный маршрут «Наш древний край»
учебно-методическое пособие по истории ( класс) на тему

Фролов Сергей Геннадьевич

Цель проекта: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине,  разработки экскурсионного тура, способствующего формированию устойчивой сети внутренних экскурсионных маршрутов в Егоркинском сельском поселении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kraevedenie.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

МБОУ "Егоркинская СОШ" Шумерлинского района ЧР

Информационный проект

 «Туристско-экскурсионный маршрут  «Наш древний край».

Руководители:   Пояндаев Анатолий Никанорович, краевед – исследователь, Член Гильдии ремесленников и мастеров декоративно – прикладного искусства Чувашской Республики, действительный член Чувашской Народной академии и искусств, руководитель секции генеалогии ЧНАНИ, руководитель Шумерлинского городского отделения ЧНК,

Фролов С.Г. , учитель  истории, Улисов В.Н., почетный  краевед ЧР, действительный член  Чувашской Народной академии и искусств, народный  академик Чувашии, руководитель Шумерлинского районного отделения ЧНК, Албутова Н.М., учитель  чувашского  языка и литературы.  

Егоркино 2016 г.

Цель проекта: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине,  разработки экскурсионного тура, способствующего формированию устойчивой сети внутренних экскурсионных маршрутов в Егоркинском сельском поселении.

Задачи:

1. Изучить литературные и информационные источники по теме.

2. Познакомиться с правилами  составления и проведения  экскурсий, чтобы на них всем было интересно.

3. Составить экскурсионные карточки  некоторых  исторических объектов

4. Провести виртуальную экскурсию для людей с использованием презентации и фотографий.

Объектом  исследования стало Егоркинское сельское поселение и его окрестности, предметом исследования - историко-культурный   потенциал Егоркинского  поселения.

При создании работы использованы основные исследовательские методы:

  1. Теоретический (изучение литературных источников);
  2. Метод опроса (беседы с жителями села, родственниками);
  3. Метод изучения документов.

Учебные мероприятия

Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего поселения, сбор  фотографий, воспоминаний жителей  и других сведений. Работа с различными информационными источниками.

Выполнение проекта

  1. Изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме;
  2. Сбор фактического материала на основе опроса земляков;
  3. Изучение документов, периодических изданий;
  4. Просмотр и отбор фотографий;
  5. Формулирование выводов, оценка полученных результатов.
  6. Подготовка и оформление результатов в виде  фотоальбома и презентации.

Актуальность проекта обусловлена значимостью разработки экскурсии по маршруту  исторических мест  Егоркинского сельского поселения, которое не имеет большой известности. В данной связи пристальное внимание необходимо уделять разработке именно такого туристского маршрута, который бы в полной мере отражал всю красоту и историко-культурную значимость Егоркинского поселения.

Результатом проектной деятельности стала разработка туристско-экскурсионного маршрута «Наш древний край».

Введение

Шумерлинский  район – гостеприимный край, где бережно сохраняют и передают из поколения в поколение обычаи, ремесла, секреты деревенской кухни. Путешествие по Шумерлинскому  району – это встреча со стариной, с величием природы, звуками протяжной песни и поэзией чувашского композитора Ю.  Кудакова.

Родина—  это память об истории края. Родина — это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, Родина — это родная деревня, ее улицы и дома, зимы и весны, ее люди. Родина — это друзья и знакомые, семья. Родина — это память сердца о земляках, о родном  крае. Поэтому  очень хотелось бы, чтобы историю своего края знали все, кто приезжает сюда.

Гипотеза: в нашей деревне и его окрестностях есть много достопримечательностей, которые будут интересны гостям.

Самое главное - выбор места экскурсии. Определяя место будущей экскурсии, нужно обосновать, что может заинтересовать туристов.

Далее выбираем объекты экскурсии. Определяем достопримечательности, которые на ваш взгляд могут стать объектами экскурсий. Это могут быть как памятники архитектуры, исторические памятники, так и просто интересные и необычные места нашего поселения.

Правильный отбор объектов, их количество и последовательность их расположения влияет на качество экскурсии.

Выбирая объект экскурсии, мы выделяем:

- месторасположение

- познавательную ценность

- выразительность

- необычность, неповторимость

- популярность.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов.

Карточка объекта заполняется по следующим пунктам:

  1. Наименование.
  2. Местонахождение.
  3. Краткое описание (автор, дата сооружения).
  4. Историческое событие, с которым связан памятник.
  5. Источник сведений о памятнике.
  6. Сохранность памятника.
  7. Фото объекта.

Наша экскурсия будет обзорной, по способу передвижения – транспортной, а также пешей прогулкой, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту нашей местности.

Проведя опрос среди школьников, учителей и знакомых и узнав подробнее историю своей, местности мною были выбраны различные места и здания, по которым можно составить  маршрут экскурсии по моей малой родине.

В сущности, экскурсия – это прогулка, которая имеет как познавательную цель, так и развлекательную. Итак, следуя плану, выбираем объекты для нашей экскурсии.

1) Егоркинский   сельский дом культуры,  встреча с фольклорной группой «Шанчăк,  «Вахта памяти»- памятник-обелиск  воинам-уроженцам Егоркинского сельского поселения.

2) Дерево-старожил «Киремет хырě»(19 век)   (около деревни Егоркино)

3) Яблоневый сад «Укарин»

4)  Археологический памятник «Городищенский мыс» (около деревни Егоркино)

 5) Памятник природы «Сосна-киремет»(19 век)  (около деревни Пояндайкино

 6) рукотворный лес  Кармал, кедровая аллея.. Насаждения кедра алтайского, пихты,сосны,ели. (около деревни Пояндайкино)

7) святой источник «Семиключье »-Сив сал (около деревни Пояндайкино).

 8) Этнографический музей-усадьба верховых чувашей рода Пояндаевых    (д.Пояндайкино)

9) Вахта памяти»- памятник-обелиск    воинам-уроженцам деревни Савадеркино.

Таким образом, актуальность темы работы обусловлена значимостью разработки экскурсии по маршруту  исторических мест  Егоркинского поселения, которое не имеет большой известности. В данной связи пристальное внимание необходимо уделять разработке именно такого туристского маршрута, который бы в полной мере отражал всю красоту и историко-культурную значимость  Егоркинского  поселения.

Основная часть

Тема: «Наш древний край»

Продолжительность: 6 ч.

Протяженность: 12 км-туристический маршрут, 20 км-протяженность из города Шумерли до начала маршрута.

Содержание экскурсии: история названия деревни Егоркино, главные достопримечательности поселений, знамениты люди, жившие и живущие в населенных пунктах.

Маршрут экскурсии: д.Егоркино  - д Пояндайкино - святой источник-д.Егоркино-д.Савадеркино.

Объекты, включенные в маршрут, предоставляют огромную ценность с экологической, исторической, национальной, культурной точки зрения.

Описание волонтерской деятельности

Волонтерская деятельность при подготовке маршрута заключается в том, чтобы отремонтировать, привезти в надлежащий вид объекты, включенные в маршрут, например- святой источник. «Семиключье »-Сив сал (около деревни Пояндайкино), а также при прохождении маршрута помогать туристам при преодолении преград. оврагов и т.д.., а также оказание  помощи при приготовлении еды, установлении палаток, разжигание костров, и т.д…Важно помнить волонтерам о технике безопасности при преодолении водных преград, нахождении в  лесу, а также разжигании костров. Соблюдение чистоты и порядка на особо охраняемых территориях также имеет немаловажное значение.

Основными объектами экскурсии являются населенные пункты Егоркинского  сельского поселения, и, следовательно,  путевой информации необходимо затронуть историю возникновения д. Егоркино и его географическое расположение.

Северная граница Егоркинского сельского поселения начинается от точки пересечения существующей границы района с Красночетайским районом и западной границы квартала 17 Саланчикского лесничества Шумерлинского лесхоза.

Восточная граница Егоркинского сельского поселения движется в южном направлении и проходит по восточной границе бывших земель сельскохозяйственного производственного   кооператива "Новая жизнь".

Южная граница Егоркинского сельского поселения имеет западный уклон и проходит по южной границе бывших земель сельскохозяйственного производственного кооператива "Новая жизнь". Далее следует по южной границе бывшего  сельскохозяйственного производственного кооператива "Большевик" до пересечения с восточной границей квартала 41 Саланчикского лесничества. Затем проходит по восточной границе кварталов 41, 53, затем поворачивает на запад и проходит по южным границам кварталов 53, 61, 60, 59 Саланчикского лесничества Шумерлинского лесхоза.

Западная граница Егоркинского сельского поселения проходит по западной границе кварталов 59, 50, 38, 27, 17 Саланчикского лесничества Шумерлинского лесхоза до начальной точки.

     История д. Егоркино

     Красота здешних мест вдохновляет, природа завораживает.  Древнее поселение Якуртушкăнь  обосновалось в глуши  дремучего смешанного леса. Основателем  поселения  был беглый крепостной крестьян Якурт.  Он в 18 веке основался на вершине реки Мĕркеш (ныне Эскедень). Вокруг  Якурта  поселились другие крестьяне, и селение называлось Якуртушкăнь. Жители селения  занимались  земледелием, разведением скота, охотой на диких лесных зверей.  В древние времена  жители  носили лапти, домотканую одежду. В окрестностях селения  когда-то  жили древние животные -  мамонты.  Об этом свидетельствуют  кости  мамонта, найденные около реки Меркеш. Кости,  зубы,  бивень мамонта в 1956 году были найдены учащимися Егоркинской восьмилетней  школы и сданы в Туванскую среднюю школу как экспонат. Находку обнаружил  ученик Иванов Илья Захарович. На другом (южном) берегу речки Мĕркеш в это же время (в 18 веке) недалеко от Якурта поселился  другой  крепостной крестьянин Пазит и по соседству образовалось Пазитушкăнь. Младший брат Пазита Эрис в селе пользовался большим авторитетом. Позднее селение назвали Эрисушкăнь (ныне ул. Арискино).

Некоторые старожилы утверждают, что Эрис был слугой Пазита. Будто бы Эрис убил своего брата - богача и стал ведать его хозяйством.

Позднее селения Якуртушкăнь и Эрисушкань слились в одну сельскую общину Якуртушкань. На восточной стороне деревни Егоркино, у речки, поселились  крестьяне, которые работали на участке хутора Василия Петровича. Сам хуторянин жил в селе Норусово (ныне Калинино Вурнарского района).

Путешествие наше начинается   с  Егоркинского   сельского  дома культуры, где нас ждет встреча с фольклорной группой «Шанчăк». В репертуаре группы народные песни и произведения  чувашских  композиторов. В свои выступления деревенские певуньи включают элементы пляски, хоровода, умело вовлекают слушателей в групповой танец. На память можно приобрести сувениры, игрушки приготовленные своими руками.

Около Егоркинского сельского дома культуры имеется памятник воинам-уроженцам Егоркинского сельского поселения, которые героически сражались и защищали нашу Родину во время  Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., принимали участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне.

                                       

Далее  наш маршрут пролегает    к  дереву-старожилу «Киремет хырĕ»

Жители деревни Егоркино  молились божеству, благодарили его, просили его о чем-нибудь  и делились с ним плодами своих трудов. Этим они стремились сохранить в мире порядок и гармонию. Перед чÿк  обязательно мылись в бане и одевались в чистую одежду. После трапезы участники обряда возвращались домой, остатки пищи брали с собой и обязательно угощали немощных стариков, которые не могли прийти на чÿк. Здесь был снят фильм «Время жатвы», где говорится о том, как жена фронтовика пришла помолиться к «Киремет хыре», чтобы ее муж вернулся живым с фронта. Местный краевед Улисов В.Н. помогал режиссерам при работе над картиной, даже с большим трудом нашел  гуся для снятия фильма.

Далее мы заглянем в яблоневого сад «Укарин», который находится на окраине деревни Егоркино. Жителей, поселившихся около хуторской ограды, назвали огражанами, а поселение  называлось Угарин, а в последствии  - Огаринкино. Селение Огаринкино образовалось в 19 веке. Деревня Огаринкино также вошла в сельскую общину Якуртушкань. По сей день сохранились следы хутора. Имеются дикие яблони хуторского сада, липа, что росла у дома хутора.  Яблоневого сад «Укарин» был основан силами колхозников в 1960-е годы.

                                     

Далее наш маршрут пролегает к одному из памятников раннего железного века  городищу «Хола соч». (Городищенский мыс) .Оно находится недалеко от деревни Егоркино. Охраняется государством и является археологическим памятником. Здесь было поселение  людей, которые  жили 2,5 тысяч лет назад в период раннего железного века. Древние люди занимались земледелием, скотоводством, охотой, умели обрабатывать болотную руду-лимонит. Памятник культуры относится к городецкой культуре. Имеется кабанья тропа, искусственно созданные укрепления для защиты от нападения чужих племен. Археологические раскопки, произведенные в данной местности, позволили найти предметы быта, посуду здешних жителей, которые жили 2,5 тысяч лет назад.

                          Следующий этап нашего маршрута - памятник природы «Сосна-киремет», который относится к 19 веку. Оно расположено недалеко от деревни Пояндайкино.  Около этого дерева местные жители молились божеству, совершали жертвоприношения, просили высшие силы, чтобы они даровали им дождь во время засухи, просили защитить от болезней, пожаров, различных бед.

В трудные времена местные жители  совершали обряды поклонения высшим силам-  клали  к дереву монеты, яйца, привязывали  к дереву полотенце –пир. Перед чÿк  обязательно мылись в бане и одевались в чистую одежду. После трапезы участники обряда возвращались домой, остатки пищи брали с собой и обязательно угощали немощных стариков, которые не могли прийти на чÿк. Есть поверье, что дерево, если к нему прикоснуться, дает силы и здоровье.

 

                                              Далее наш туристический маршрут продвигается к рукотворному лесу  Кармал

По обеим сторонам  оврага  растут разные деревья: сосна, кедр,  лиственница.  И в настоящее время на этом месте  можно собрать вкусный  и полезный урожай  кедровых  шишок.

Бродя по местным оврагам, любуешься   красотой пейзажа родных мест. Не раз заметишь, что здесь можно получать такой заряд энергии и силы, что чувствуешь себя обновленным, как будто заново родился! Эти ощущения невозможно описать словами.  Нужно приезжать в наши края! Прав был отец, когда говорил, что это «святые места»!

                                         

 Недалеко от д.Пояндайкино есть местность под названием "Сив çăл" святой источник "Семиключье".

«Сив çăл».-святой источник «Семиключье» находится на расстоянии 1 км от бывшей деревни Выселка (ныне не существует) Аликовского района, в 2-х километрах к северу-западу от деревни Пояндайкино, на водоразделе рек Б.Цивиль и Выла на высоте примерно 190 м над уровнем моря. Является истоком реки Эскедень, одного из крупных левых притоков р.Большой Цивиль.  Тут недалеко друг от друга находятся 7 ключевых источников воды. В народе до сих пор сохранилась эта местность под названием «Çич çǎл – Сив çǎл» У источника своя легенда, своя красота. В народе до сих пор сохранилась эта местность под названием «Çич çǎл – Сив çǎл». В конце 19 и в начале 20 вв. тут работал деревянный женский монастырь. Монашки выращивали картофель, там же жили. После Октябрьской революции монастырь был разрушен. В двадцатых годах 20-го века несколько монахов церкви решили переселиться поближе к святым источникам. В глухом лесу построили монастырь. Образовалась пустынь с небольшим хозяйством, огородом и пашней. В 30-е годы начались гонения на церковь, многих арестовали и сослали в лагеря как «врагов народа».Избу монастыря перевезли в деревню Тури Выла Аликовского района. Изба сохранилась до сих пор. На сегодняшний день около родников на холме Раскильдинская церковь поставила большой деревянный крест. На месте монастыря была найдена икона. Родниковая вода несколько десятков лет тому назад была исследована специалистами из г.Чебоксары. По сведениям местного краеведа Гурия Константиновича Тереньтева в местных источниках вода обладает большими целебными свойствами. Клинические исследования проводились еще в XIX веке. Было установлено, что вода исключительно целебная содержит много железа, серебра. Вода в роднике вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой.  Сейчас около родников на холме водружен деревянный крест, сооружен дубовый колодец и купальня. Святой источник посещают жители не только района, но и всей республики. Вода  вкусная и ледяная даже в самую жару. При  посещении святого источника можно набрать вкусной и полезной воды

В одном из домов в деревне, Пояндаев Анатолий Никанорович, краевед – исследователь, Член Гильдии ремесленников и мастеров декоративно – прикладного искусства Чувашской Республики, действительный член Чувашской Народной академии и искусств, руководитель секции генеалогии ЧНАНИ, руководитель Шумерлинского городского отделения ЧНК, организовал музей. Многих трудов и усилий стоило ему собрать то количество экспонатов, которое открылось взору граждан, приехавших на экскурсию с Шумерлинского комплексного центра социального обслуживания населения. Здесь концы полотен и подолов женских рубах начала 20 века, целый гардероб повседневной и праздничной одежды, свадебной и для проводов в армию с начала 18 века, множество предметов домашней утвари: ручная мельница, прялка, маслобойки русская и чувашская, свыше 15 видов утюгов и керосиновых ламп, и многое-многое другое.  Также здесь собрана целая фотолетопись начиная с 1910 года.  Поражает обилие различных экспонатов, предметов быта, орудий труда, одежды, произведений искусства, созданных своими руками членами семьи Пояндаевых. Хозяин дома-музея обстоятельно может рассказать  об истории каждой вещи, каждого экспоната, которые хранятся в его доме – музее.

                               

 

 Маршрут по достопримечательностям Егоркинского сельского поселения мы заканчиваем в деревне Савадеркино, где имеется памятник воинам-уроженцам деревни Савадеркино, которые героически сражались и защищали нашу Родину во время  Великой Отечественной войны 1941-1945 г, 56 жителей деревни не вернулись с полей сражений.

                                                 

Заключение

Путешествие принесет вам радость общения с открытыми, добрыми людьми, поможет обрести новых друзей и единомышленников, красота природы вдохновит на творческие дела.

В нашем поселении есть достопримечательности, которые будут интересны гостям. И в наш район многие туристы с удовольствием бы приезжали.

И все-таки каждый может открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому. Задачи поставленные в начале проектно- исследовательской работы выполнены. Цель достигнута.

Приезжайте в наши края  за вдохновением!

Источники, используемые при составлении туристско-экскурсионного проекта:

1.Исследователь и хранитель старины Анатолий Пояндаев.(Из публикаций в периодической печати в 2006-2011гг.).Шумерля,2012,-100с.,с илл.

2.Личный архив Улисова В.Н.,почетного  краеведа ЧР, действительного члена Чувашской Народной академии и искусств, народного  академика Чувашии, руководителя Шумерлинского районного отделения ЧНК,

3. Личный архив учителя истории МБОУ «Егоркинская СОШ»Фролова С.Г

4.Назаров Михаил. Халахра чанлах пур-тар. Савапла выран Кармал.// «Малалла».

 

Смета №1  экскурсионно-туристического маршрута

«Наш древний край»

из расчета на 1 чел. (группа не менее 10 чел., не более 30 чел.),

продолжительность маршрута- 6 часов

взрослые (2 человека - сопровождающие группу) обслуживаются бесплатно

 

№ п/п

 

Наименование расхода

Сумма, руб.

  1. чел.

 1.

.Услуги по организации маршрута  и туристических групп

40,00

.2

Приобретение и вручение сувенирной продукции ( символика Егоркинского сельского поселения)

60,00

  3.

 

Тематическая экскурсия «Достопримечательности  Егоркино , Пояндайкино, Савадеркино».

40,00

4. 

Обед в столовой

150,00

5.

Мастер-класс

50, 00   (материал на мастер-класс)

         

          6

          7

8

9

          Приобретение палаток.

 Туристические снаряжения( лопаты, топор, веревка, котел)

 Пиломатериал

           Канцтовары

1200 р.

500р.

500р

100р

Итого:

2440

 

 

Смета  №2 экскурсионно-туристического маршрута

«Наш древний край».

Волонтерская деятельность по благоустройству достопримечательностей Егоркинского сельского поселения.

из расчета на 1 чел. (группа не менее 5 чел., не более 10 чел.),

 

№ п/п

 

Наименование расхода

Сумма, руб.

  1. чел.

                   1.

Инвентарь( ведро, перчатки, лопата, метла, и т.д…)

700

                   2.

Пиломатериал

500

         3.

Лако-красочные материалы

500

         4.

Канцтовары

100

Итого:

1800

 

Паспорт  туристско-экскурсионного  маршрута  «Наш древний край».

1. Наименование организации, разработавшей маршрут: муниципальное общеобразовательное учреждение «Егоркинская средняя общеобразовательная школа»

2. Автор маршрута: Фролов Сергей Геннадьевич, Улисов Владимир Николаевич, Албутова Надежда Михайловна, Пояндаев Анатолий Никанорович.

3. Название туристского маршрута: «Наш древний край»

4. Общие сведения о маршруте:

  • вид туризма: пешеходный, транспортный
  • вид похода: поход выходного дня
  • продолжительность (кол-во дней): 1 день
  • степень (категория) сложности: лёгкий
  • протяжённость, 30.6 км(включая расстояние из города Шумерли до конца маршрута)

      возраст учащихся: 14-16 лет

5. Район похода: ЧР, Шумерлинский район

6. Подробная нитка маршрута: город Шумерля–деревня Егоркино – деревня Пояндайкино–деревня Савадеркино .

7. Варианты подъезда и отъезда:

Подъезд: нет 

Отъезд: нет 

8. Аварийные выходы с маршрута: нет

9. График движения:

Дни пути

Участок пути

Протяжённость, км

Чистое ходовое время, час

Способ передвижения

1

2-3-4-5-6-7-8

5 км

5 ч 50 мин

пеший

1

1-2

518 м

10 мин.

автобусом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Древние народы Пензенского края"

Использование презентации на уроках географии, истории, краеведения.  ...

Подходы к развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов туристско-экскурсионной деятельности

Статья, написанная в соавторстве с С.А. Кузнецовым, учителем физики, посвящена различным направлениям туристско-экскурсионной работы, рассказывает о системе  работы в данном направлении в ГБОУ ги...

Краеведческий проект туристического маршрута по родному краю "Золотые купола"

Данный краеведческий проект представляет собой создание и описание  экскурсионно-туристического маршрута по святым местам Морозовского сельского поселения Тейковского района Ивановской области.  Цель ...

Информационный проект: «Туристско-экскурсионный маршрут «Моя малая родина»

Цель проекта: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине разработки экскурсионного тура...

Туристско-экскурсионный маршрут "Вдоль по речке, вдоль Подгорной"

Экскурсия по объектам вдоль речки, протекающей в черте города....

Презентации к историко-краеведческим газетам "Маршрутами родного края": №1 (2019), №2 (2020)

Цель проекта:  посредством подготовки и издания  историко-краеведческой газеты пробудитьинтерес у учащихся лицея №4 к познанию истории своей малой Родины, а также к  поисково-исследоват...

Туристко-краеведческие маршруты по родному краю

Сколько  неразгаданных  тайн  хранит  в  себе  земля  забайкальская! Сколько уже открытий сделано, а, сколько ещё впереди! Человеку важно знать, куда он уходит...