Быт и обычаи российских сословий XVIII века
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Урок по истории России в 7 классе по теме "Быт и обычаи российских сословий XVIII века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_7_klasse_po_teme.docx16.52 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 7 классе по теме «Быт и обычаи российских сословий XVIII века»

Цель урока:

- создать условия для формирования устойчивых представлений о различиях в жизни российских сословий.

Задачи:

- сравнить жизнь и быт российских сословий;

- пробудить интерес к российской культуре и быту;

- воспитывать уважение к традициям русского народа4

- формировать метапредметные навыки: работать с текстом, отбирать материал, анализировать данные, делать выводы, аргументировать свою позицию.

Технология: проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).

Методы и приемы:

- исследование

- групповая работа

- работа с учебником

- таблица и др.

Ход урока:

Стадия «Вызов»

- Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.

Прием «Знаете ли вы?»

- Что такое сословия?

- Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?

- Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии?

- В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?

Тема нашего урока «Быт и обычаи сословий российского общества XVIII века».

- Какие сословия мы можем сравнить?

Стадия «Осмысление»

Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.

Слайд 1. - Кому принадлежит этот великолепный особняк в стиле барокко? Обратите внимание на его размеры, материал.

Слайд 2. – А это внутреннее убранство дворянского дома. Посмотрите на детали интерьера (обстановка, украшения).

Слайд 3. – Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная.

Слайд 4. –Зайдем в гости. Кстати, стучать в дверь руками было у крестьян плохой приметой. Лучше в окошко. Связано это со множеством суеверий.

Слайд 5. – Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь - главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.

Слайд 6. - Результаты своих наблюдений внесите в сравнительную таблицу. Воспользуйтесь справочным материалом.

- Какой вывод по таблице вы можете сделать?

- Продолжим наше исследование. Мы можем стать экспертами в моде XVIII века.

Слайд 7. – К какому веку относится одежда на этом слайде? (XVII век)

- Какие сословия здесь представлены? (Бояре и крестьяне)

- Как называется верхняя одежда, изображенная на слайде? (Кафтан

- Чем отличается одежда боярина и крестьянина? (Тканью, красотой, отделкой, обувью, шапками)

- Какой вывод вы сделаете? (В XVII веке одежда всех сословий была традиционной русской).

Слайд 8. – Среди этих милых девушек XVII века есть представительницы боярского, купеческого, крестьянского сословия. Можно ли их различить с первого взгляда?  (Нет, практически невозможно.).

Слайд 9. – И снова XVIII век! Кто покажет представителей дворянского и крестьянского сословия?

- Это было трудно? (Нет, все очевидно).

Работа в группах.

Познакомимся подробнее с одеждой основных сословий XVIII века. Для этого поработаем в группах. На ваших столах лежит раздаточный материал, учебники, справочный материал и подробная инструкция для работы. У каждой группы свое задание. Изучите инструкцию, распределите обязанности. (Каждая группа работает с определенной информацией, затем должна ее представить классу). Время работы – 7-10 минут.

1 группа- одежда мужчин - дворян.

2 группа – одежда мужчин – крестьян.

3 группа – одежда женщин – дворянок.

4 группа – одежда женщин – крестьянок.

Группы представляют свои работы, согласно инструкции.

- Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?

- Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).

- Это и будет еще один вывод по нашей теме.

Стадия «Рефлексия»

Слайд 10. – учащиеся 7 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр. 236 и 89).

- Говорили в старину: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебушко ржаной – отец родной».

- С чем связана простота и скудость пищи крестьян? (Бедность, дороговизна, нет времени на приготовления сложных блюд).

Стадия «Рефлексия»

Подведение итога, обобщение по теме.

- Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?

- Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).

- Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока.  Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?

 Слайд 11. Прием «Найдите лишнее»

- Какие предметы не относятся к XVIII веку?

- Нынешний год Указом Президента объявлен Годом кино. С помощью киноискусства мы прямо сейчас можем оказаться в XVIII веке, увидеть настоящих дворян и крестьян. Посмотрите кадры кинофильма «Формула любви».

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: подготовить сообщение об обычаях русского народа в XVIII веке (праздники, обряды, развлечения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сословный быт российского общества в XVIII веке

Слайд 8

Линии сравнения Дворянское Крестьянское Материал для постройки и виды жилищ Наличие мебели, украшений Освещение Отопление Кресла, стулья, кровать, шкафы, зеркала, ковры, картины Свечи, лампады Камин, печь с дымоходами Деревянная изба Стол, лавки, сундук Лучина, масляный фитиль, сальная свеча Русская печь без дымоходов, топится по-черному Жилище в XVIII веке Камень, кирпич, дерево. Дворец, особняк, большие этажные дома

Слайд 13

Найдите ошибки в тексте: 1. В XVIII веке в щи крестьяне клали капусту, картофель, свеклу, морковь, помидоры. 2. На обед крестьянская семья ела похлебку, кашу, белый хлеб, пили кисель или квас. 3. Дворяне использовали серебряную, стеклянную, деревянную посуду. 4. Привычными для крестьян стали пирожные, салаты, сосиски, бульоны, вина.

Слайд 16

Какие предметы не относятся к XVIII веку? Лапти Замок Карандаш Треуголка Душегрея Лучина Босоножки Ухват Лампочка Самовар Чугунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Российская империя в XVIII веке»

Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...

Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий России ХVIII века" (история 7 класс)

Конспект урока и презентация на тему  "Быт и обычаи основных сословий ХVIII века" (история 7 класс)...

Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему «Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I»

Презентация разработана для проведения урока в 7 классе о Павле I. Эта разработка позволяет познакомить учащихся с личностью Павла Петровича, а также поавить перед ними вопрос дискуссионного характера...

Тест " Российская империя в первой половине XVIII века"

Проверочный тест, в двух вариантах. Используется для закрепления темы " Российская империя  в первой половине 18 века".  Представлен в виде презентации....

Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ

Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ...

Вопросы к практической работе Культура и быт российских сословий 18 века. 8 класс

Вопросы к практической работе Культура и быт российских сословий 18 века. 8 класс...

Социальная структура российского общества второй половины XVIII века

Презентация "Социальная структура российского общества второй половины XVIII века", 9 класс...