19_01_история_6класс_формирование древнерусского государства
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
19_01_история_6класс_формирование древнерусского государства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_01_istoriya_6klass_formirovanie_drevnerusskogo_gosudarstva.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории в 6 классе
Предмет: история
Класс: 6
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
Тема урока: Формирование древнерусского государства.
Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян;
- выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского государства;
- познакомиться с внутренней организацией Древнерусского государства;
- развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.
Оборудование: компьютер, презентация.
№ | Ход урока: |
1. | Организационный этап урока. |
2. | Проверка домашнего задания: СЛАЙД 1, вопросы, тесты. |
3. | Сообщение темы и целей урока: ( сл. 2) План урока:
|
4. 1) 2) | Изучение нового материала: рассказ учителя: - Вспомните, каким общественным строем жили люди в древности? ( родоплеменной строй) - Как этот строй сменялся? - Процесс формирования единого государства – это длительный этап в развитии. - Давайте с вами вспомним, что такое государство? ( сл. 3) - Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки. ( сл. 4) Предпосылки создания древнерусского государства: 1) разложение родоплеменного строя 2) Развитие торговли и ремесла 3) Рост городов как племенных княжений 4) Появление неравенства и знати 5) Внешняя угроза ( сл. 5), В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря. работа с картой: СТР. 37 СЛ. 6 - Давайте проследим этот путь: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов, озеро ильмень – река Ловать – волоком тащили до Днепра – река Днепр – Чёрное море. Конечный пункт – Византия. ( сл. 7) Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие - Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса) - А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи) ( сл. 8) Людей, занимающихся торгом, называли купцами. - А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему? ( сл. 9) Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья. ( сл. 10) С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород – у ильменских славян. - Давайте обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства: 1) торговый путь « из варяг в греки» 2) появление первых торговых центров – городов 3) развитие ремесла 4) купцы постоянно опасались набегов печенегов – кочевников 5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя. 6) города – центры торговли 7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок … - Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.
|
5. | Появление княжеской власти у восточных славян: ( сл. 11) О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, рассказывает « Повесть временных лет». Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь» ( сл. 12) Многие историки считают, что первые князья – норманны, выходцы из Скандинавии. В конце VIII – IX века они стали совершать торговые и завоевательные походы, подчиняя славян. Не найдя здесь больших богатств, скандинавские пришельцы обложили данью финоугорские племена. - что моги требовать норманны в качестве дани? ( мёд, шкуры) Постепенно финоугорские племена заводили на славянских землях « торговые места», оседали здесь. (Сл. 13) - Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды руссов во главе с военачальниками – князьями. ( сл. 14) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения ( сл. 13) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения |
6. | Образование государственных центров ( сл. 15 -17) работа по учебнику: - Почему на землях восточных славян появились варяги? |
7. | Образование древнерусского государства. Его управление. ( сл. 18) В 879 г. в Новгороде умер Рюрик и новым князем становится его родственник Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся в поход на юг. По пути он подчинил себе кривичей. ( сл. 18) Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил « матерью всех городов русских», столицей своих земель
|
8. | Работа с документом на стр. 32 ( сл. 20) рассказ учителя: ( сл. 21 – 22 ) – работа со схемой (сл. 23) В некоторых землях сохранились свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборныз старейшин и тысяцких – начальников народного ополчения. В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола. |
5. | Подведение итога урока: Вопросы: 1. Каковы признаки государства? 2. Назовите предпосылки создания древнерусского государства? 3. Какова причина создания русского государства? 4. Кому мы обязаны роявлением единого русского государства? |
6. | Домашнее задание: § 3, вопросы, записи, Выучить значения терминов: государство, купец, русы, варяги, «из варяг в греки», Киевская Русь, вече, воевода, полюдье, старейшина, тысяцкий. (11 слов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по истории Древнерусского государства в 6 классе
Материал содержит 20 тестовых и 4 сложных(работа с текстом)заданий, можно использовать для проверки знаний по истории Древнерусского государства....
Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)
Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.» учебника Борисова Н.С. И...
Образование Древнерусского государства. Первые князья.
Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...
Вопросы для подготовки к зачету по теме "Древнерусское государство в IX-нач. XII вв""
Опорные вопросы для подготовки к зачету (10 класс)...
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства
Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...