12_01_2016_реформаторская деятельность Спиранского
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
12_01_2016_реформаторская деятельность Спиранского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_01_2016_reformatorskaya_deyatelnost_spiranskogo.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 12.01.2016
Урок: история
Класс: 8
Тема: Реформаторская деятельность М.М. Сперанского
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи
Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные, ч/п
Формы работы: сообщения, рассказ учителя, работа с документами
№ | Ход урока |
1 |
|
2 |
1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности? 2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав 3) Расскажите о реформах Александра I. А) создание министерств Б) Государственный Совет В) Указ о вольных хлебопашцах Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати 4) Результаты крестьянской политики Александра I |
3 |
СООБЩЕНИЕ ученика о личности М. Сперанского М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований. Суть предложенных М.М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырех уровнях: империя, губерния, уезд, волость; «разделение состояний людей» по уровню гражданских и политических прав. Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы. Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Сперанский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губернаторских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны. М.М. СПЕРАНСКИЙ «Один из профессоров Петербургского университета, проходя однажды мимодома М.М. Сперанского, зашел к нему в гости. Слуга проводил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и грязной подушки. «Помилуй, что это значит?» — воскликнул изумленный посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою». М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос слабым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверстников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без разбора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семинарии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Сперанский становится секретарем князя Алексея Борисовича Куракина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действительным статским советником, что соответствовало воинскому званию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам государства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преобразования государственного устройства. Положил начало преобразования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Александр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к выполнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Негласный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках. Во время встречи в Эрфурте Александра и Наполеона последний, восхищенный М.М. Сперанским, шутя предложил российскому императору: «Какого человека имеете вы при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. подписал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели свидетельства об успешном окончании одного из российских университетов или выдержали экзам ены по специальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская история, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России. В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влиятельным сановником в государстве. К нему обращались с просьбами даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет. Сперанский стал государственным секретарем, а председательствовал на заседаниях Госсовета сам император. «Великий и могущий Сперанский, главный секретарь империи и фактически главный министр», — писал о нем граф Жозеф де Местр, посланник Сардинского короля в Петербурге. Воскресным днем 17 марта 1812 г. государь вызвал Сперанского к себе. Два часа продолжалась аудиенция. Когда бледный и взволнованный Сперанский вышел из кабинета, за Ним показался заплаканный царь, произнесший фразу: «Еще раз прощай, Михайло Михайлович». Сперанский был отстранен от всех дел и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. На другой день царь говорил князю А.И. Головину: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, наверно, кричал бы и жаловался,, что тебе больно: у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой». Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в России как первая победа над императором французов. Впоследствии Александр 1 так высказался о Сперанском: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне». |
4 | Реформаторские проекты Сперанского Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов» Рассказ учителя о реформах органов государственной власти • Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти. • Государственный Совет — совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти. Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу; • Исполнительная власть принадлежит министерствам. • Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имеющими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депутатов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многоступенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора. • Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого назначаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными. ЗАДАНИЕ: составьте схему Социальной структуры по России по проекту Сперанского (стр. 18 учебника) — устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие); — политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.); — избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий); |
5 | Закрепление. ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 19-22. и ответьте на вопрос: Почему проект реформ Сперанского не был реализован? Какие предложения Сперанского были претворены в жизнь? Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы. 1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только их содержание, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти. В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения страны). Этот проект, однако, так и не был осуществлен. Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один изидеологов консерватизма. Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь. Несмотря на то, что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований. |
6 | Домашнее задание.§3, вопросы – устно |
Урок №4. История России. XIX век. 8 класс.
Цели:
- Способствовать формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М.Сперанском, о проектах над которыми он работал.
- Продолжить формирование умений учащихся работать с текстом учебника, с документами, умений анализировать и делать выводы.
- Способствовать формированию понятий: «реформа», «реформатор», «консерватизм», « идеолог», «инстанция».
- Подвести учащихся к выводу: несмотря на то, что реформы Сперанского лишь немного задевали основы феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.
- Воспитывать культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к осознанному восприятию материала на основном этапе.
- Изучение нового материала.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Орг.момент. (Подготовка учащихся к уроку).
II. Проверка домашнего задания. (Контроль знаний).
- Тестирование.
1 вариант:
- Финляндия вошла в состав России в результате войны:
А) Ливонской;
Б) Первой мировой;
В) Семилетней;
Г) Со Швецией. - Союзники России по (третьей) антифранцузской коалиции:
А) Великобритания, Австрия и Швеция;
Б) Франция, Австрия и Швеция;
В) Великобритания, Пруссия и Швеция. - Сражение под Аустерлицем произошло в:
А) 1805 году;
Б) 1801 году;
В) 1811 году;
Г) 1812 году - Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 году был назначен:
А) Раевский;
Б) Тормосов;
В) Кутузов;
Г) Багратион - Заполните схему «Основные направления внешней политики в начале XIXвека».
Какое из этих направлений, на ваш взгляд, было главным? Почему?
2 вариант.
- В июне 1807 года Наполеон нанес русской армии поражение под:
А) Фридландом;
Б) Ватерлоо;
В) Тильзитом;
Г) Егерсдорфом - В войне против Ирана в 1808 году командующим Русской кавказской армией был назначен генерал:
А) Тормасов;
Б) Кутузов;
В) Раевский;
Г) Багратион - Южная часть Бессорабии вошла в состав России в результате войны:
А) с Ираном;
Б) с Турцией;
В) с Францией
Г) со Швецией - Союзниками России по (четвертой) антифранцузской коалиции были:
А) Великобритания, Австрия и Швеция;
Б) Франция, Австрия и Швеция;
В) Великобритания, Пруссия и Швеция. - Почему Тильзитский мир был не прочным и не долговечным?
- Проверка творческих заданий.
III. Подготовка к осознанному восприятию материала. ( Обеспечить мотивацию учения и принятие учащимися целей урока).
Тема урока: слайд №1 (приложение 1). (Реформы М.М.Сперанского)
- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Совместное целеполагание и планирование изучения нового материала.
План: слайд №2 (приложение 1).
- Личность Сперанского.
- Проект политических реформ.
- Экономические планы.
- Отставка Сперанского.
Проблемное задание: слайд №3 (приложение 1).
Докажите, что реформы М.М.Сперанского действительно могли привести к ограничению абсолютизма в России.
IV. Изучение нового материала. (Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала).
1) Личность Сперанского. слайд №4 (приложение 1). (Сообщение ученика).
Индивидуальное, опережающее задание
Т.О. волей случая Сперанский начинает восхождение к вершинам государственной власти.
2) Проект политической реформы. Слайд №5 (приложение 1).
Как мы видим, Сперанский на 1 место ставит реформы политической системы. Им был разработан проект реформы государственного управления.
Работа с документом в парах. Стр. 18. «Введение к уложению государственных законов». Дифференцированные задания. Карточки с заданиями разного уровня сложности выполняются последовательно (1,2,3).
Задание №1
- Прочитайте документ на стр.18.
- Выделите в тексте предложения затрагивающие принцип «разделения властей».
- Заполните схему «Управление государством». Приложение 2
Задание №2.
- Прочитайте документ на стр.18.
- Выделите в тексте предложения отражающие реформу сословного строя России в начале XIX века.
- Заполните схему «Сословный строй Российского общества».Приложение 3
- Проверьте задание друг у друга
Задание №3.
- Прочитайте документ на стр.18.
- Ответьте на вопросы:
- Какие цели преследовал реформатор?
- В чьих интересах действовал? Почему?
- Реальны и выполнимы ли были предложения Сперанского в тот период времени? Ответ аргументируйте.
- Проверьте ответы друг у друга.
Проверка работы:
- заполнение схем на доске;
- Ответы на вопросы задания №3. Слайд №6 (приложение 1).
3) Экономические планы. Слайды №7, №8 (приложение 1).
Серебряный рубль провозглашен основой денежного обращения, приостановлен выпуск ассигнаций.
4) Отставка М.М.Сперанского. Слайд №9 (приложение 1).
Работа с документом. Задание слайд №10 (приложение 1).
Проверка познавательного задания: Слайд №11 (приложение 1).
Вывод: слайд №12 (приложение 1).
V. Домашнее задание. СЛАЙД №13. Инструктаж по выполнению.
VI. Подведение итогов.
Оценка работы класса, групп, индивидуальной работы. (Качества и активности).
VII. Рефлексия. «Неоконченное предложение»
Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я…
- Больше всего мне понравилось…
- Я бы хотел(а)…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...