Элективный курс "Юный архивист"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Научное исследование гуманитарного направления, как известно, базируется на анализе письменных источников. Без непосредственной работы учащихся с документом, без анализа его содержания (а это собственно и представляет исследовательскую работу) создание нового знания невозможно. Среди письменных источников доминирующее место принадлежит архивным документам, которые отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_arhivist.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Юный архивист»
Пояснительная записка
Элективный курс «Юный архивист» является составной частью организации научно-исследовательской работы обучающихся.
Научное исследование гуманитарного направления, как известно, базируется на анализе письменных источников. Без непосредственной работы учащихся с документом, без анализа его содержания (а это собственно и представляет исследовательскую работу) создание нового знания невозможно. Среди письменных источников доминирующее место принадлежит архивным документам, которые отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение.
Организация курса предполагается теоритическую подготовку и практические занятия на базе архивного отдела муниципального образования.
Подобные практикумы решают такие задачи:
- знакомство с краткой историей архивного дела в регионе, с правилами и особенностями работы читального зала, основными принципами комплектования архива;
- характеристика некоторых архивных терминов, с которыми придётся столкнуться будущим исследователям;
- создание представления о составе и содержании фондов;
- определение примерного перечня краеведческих направлений и тем в качестве перспектив НИР.
Архивисты должны направить потенциальных пользователей по целесообразному пути, создать некий алгоритм научно-исследовательской работы. Тесно контактируя с документом на практическом занятии, исследователь не просто добывает те или иные знания, он приобретает навыки научно-исследовательской работы, включая навыки источниковедческого анализа. Использование архивных документов, тем самым, не только пополняет научное информационное пространство новыми фактами, знаниями, понятиями и т.д., но и посредством организации исследовательской работы школьников в архиве готовит будущие кадры для гуманитарной науки. Архивисты, со своей стороны, получают возможность воспитывать бережное отношение к архивному документу как часть общей культуры человека информационного общества.
Цель курса:
Создание условий для формирования и развития у учащихся навыков научно-исследовательской работы.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с теоретическими аспектами ораганизации архивного дела;
- формировать интеллектуальные и практические умения при работе с историческими документами;
- формирование умений владения специальной терминологией;
- формирование умения оценивать окружающую действительность, исторические факты, личности и явления на основе знаний, полученных в процессе анализа документа.
В результате изучения основнах вопросов курса у учащихся должны сформироваться:
- учебно-познавательная компетентность (развитие навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов)
- информационная компетентность (отбор информации, необходимой для решения проблемы, преобразование содержания документа на частично-поисковом и творческом уровне деятельности)
- общекультурная компетенция (формирование опыта деятельности с актово-юридическими документами по проблемам национальной и общечеловеческой культуры)
Курс рассчитан на 13 часов.
Учебно-тематический план
Название темы | Всего часов | Всего часов | Форма контроля | |
лекция | практикум | |||
Вводный урок. История архивного дела. | 1 | 1 | ||
Виды архивных документов. Сроки хранения. | 2 | 1 | 1 | |
Методика работы с текстовыми документами. | 2 | 2 | Выполнение заданий | |
Фотография как источник: методика и практика работы с фотоизображением. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная аналитическая работа |
Методика работы с графическими изображениями. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная аналитическая работа |
Методика работы с исторической картой | 2 | 1 | 1 | Выполнение заданий |
Итоговое занятие | 2 | 2 | Анализ исторического источника с ответом на вопросы | |
Итого | 13 |
Содержание программы
Вводный урок. История архивного дела (1 час)
Понятие архив. История создания архивов. Архивное дело в советское время и до современности.
Виды архивных документов. Сроки хранения (2 часа)
Виды документов подлежащих передаче в архив. Сроки хранения документов в архиве.
Методика работы с текстовыми документами (2 часа)
Методы последовательно-текстуального изучения источников: выяснение сущности события, факта; определение причины его происхождения; выявление взаимодействие с окружающей действительностью; определение значения события для времени его совершения и современности; выделение возможных вариантов использования исторического опыта.
Методы поэтапного изучения источников:
-подготовительный этап (уяснение терминологии, выяснение причин, и условий создания документов, разбор фактов и событий, …)
-уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника, уяснение идей и положений, запись содержания)
Фотография как источник: методика и практика работы с фотоизображением (2 часа)
Фотография как источник. Герои фотографий. События, отраженные на фотографии. Замысел автора. Достоверность иображения. Полученная нформация.
Методика работы с графическими изображениями (2 часа)
Понятие «графическое изображение». Идентификация, понимание, интерпретация, оценка как этапы работы с графическими источниками.
Методика работы с исторической картой (2 часа)
Основные характеристики карты. Разновидности карт. Правила и приемы работы с картой.
Итоговое занятие (2 часа)
Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, создание проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Проект "Лаборатория юного историка-архивиста"
Проект "Лаборатория юного историка-архивиста"...
"Духовные покровители казачества" (публикация в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани")
В разработке урока по кубановедению (7 класс), опубликованной в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани", речь идет о духовных покровителях кубанского казачества, о хра...
"Подвиг сестер милосердия Кубани в годы Первой мировой войны" (публикация в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани")
В статье, опублибликованной в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани", рассказывается о деятельности сестер милосердия Кубани, в частности станицы Лабинской, в го...
"Храмы-памятники русской воинской славы" (публикация в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани")
В статье говорится о храмах-памятниках, установленных на Кубани по случаю окончания войн, в честь казаков-героев....
Юный архивист
НПК...