Внутренняя политика России в годы царствования Александра III.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Наталья Николаевна Бондаренко

Урок истории в 8 классе с использование различных форм работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Внутренняя политика России

в годы царствования Александра III

Урок истории в 8 классе

Бондаренко Наталья Николаевна

- учитель истории и обществознания

МОАУСОШ №5 им.Т.П. Леута

ст. Прочноокопской

муниципального образования

Новокубанский район

Цели урока

- способствовать углублению знаний учащихся по вопросу особенностей внутренней политики России в данный период;

- продолжить формирование у школьников умения анализировать события, явления, деятельность исторических лиц, строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы;

- приводить имеющиеся в исторической литературе оценки исторических событий.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Вспомним, какой характер носили преобразования, проведенные в 60-70 годы? (Реформы имели прогрессивный характер)

Что могло бы стать логическим продолжением этих реформ?

(Логическим их продолжением могло стать утверждение царем умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова)

Да, вы рассуждаете правильно, но 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен народовольцами.

После потрясшего страну цареубийства на российский престол вступил сын погибшего императора - Александр III. Обратимся к портрету этого государственного деятеля.

Что же являл собой этот исторический деятель?

•  Александр III родился в 1845 году, был вторым сыном Александра II; правил с 1881 по 1894 год; как и его отец, вступил на престол в возрасте 36 лет;

• известен в истории как «Миротворец» (за годы его правления Россия ни разу не воевала);

•  во время поездок по России останавливался в домах незнатных людей, поражал всех своей простотой и знанием народной жизни, удивлял «мужицким» складом характера;

• не уступил давлению либеральной части общества и настоял на повешении убийц своего отца, а через несколько дней отменил навсегда публичную смертную казнь в России;

•  уважая проведенные реформы, укреплял самодержавие. Император

в правление которого в Москве был освящен храм Христа Спасителя, открыт Исторический музей, успешно развивались просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты;

• на жизнь Александр III была предпринята попытка покушения (террористическая группа Александра Ульянова и др.);

Посмотрим на Александра III глазами его современников и историков XIX - XX веков.

Учащиеся обращаются к Приложению №1 и зачитывают оценки современников деятельности Александра III.

Работа с текстом. Приложение №1

Попытаемся обобщить, что же говорили об Александре III современники?

Как к Александру III относятся историки? (дети отвечают)

Как мы увидели, в исторической литературе и в мемуарах современников имеют место различные, подчас противоположные оценки и суждения.

А теперь обратимся к внутренней политике второй половины XIX века. Какие этапы можно выделить во внутренней политике второй половины XIX века. На доске одновременно с объяснением записываются три этапа внутренней политики России второй половины XIX века:

I этап - 50-е -начало 60-х гг.

II этап - 60 - 70-е гг.

III этап-80-90-е гг.

Вспомним, ребята, что характерно для каждого из этапов. Ученики вспоминают, что первый этап связан с подготовкой и осуществлением крестьянской реформы, второй - с продолжением реформ.

Учитель указывает на то, что третий этап характеризуется изменением правительственного курса.

Как и все мы, Александр III во многих своих действиях проявлял черты, качества и привычки, сформированные еще в детстве.

Воспитанием наследника руководил генерал Б.А. Перовский, историю читал С.М. Соловьев, законоведение - К.П. Победоносцев, экономические знания передавал Н.Х. Бунге. Эти занятия оказали серьезное влияние на формирование личности будущего императора. Уже будучи взрослым человеком, Александр III питал слабость к военным наукам. Увлекаясь историей, собрал и передал Историческому музею свою коллекцию.Под влиянием  С.М. Соловьева у Александра сформировалось представление о необходимости для России сильной центральной власти. Что касается экономики, то Александр назначал на ключевые экономические должности только профессионалов.

Групповая работа

А сейчас перед нами стоит следующая задача: мы с вами распределимся на микрогруппы, поработаем с текстом учебника, и выполним задание:

Первая группа определит безусловно позитивные мероприятия Александра III.

Вторая группа - мероприятия, которые негативно сказывались на развитии страны. Необходимо объяснить свой выбор.

Третья группа - эксперты - сопоставят результаты работы и подведут итоги.

Подобное задание формирует понимание неоднозначности и многофакторности истории, позволяет избежать односторонности суждений в оценке прошлого.

Подводится итог работы групп. В дополнение к ответам микрогруппследует отметить, что наибольшее влияние на царя оказывал его учитель, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.

Один из учеников знакомит класс с заранее подготовленной краткой биографической справкой о К.П. Победоносцеве.

Приложение №2

Но лучше всего об идеях Победоносцева расскажет документ, с которым ребятам предлагается поработать.

Работа с документом. Приложение №3

1.   Ознакомьтесь с изложенными в документе взглядами К.П. Победоносцева. Охарактеризуйте их.

2.   Что дает автору возможность называть идею парламентаризма «великой ложью» того времени? В чем вы согласны и в чем не согласны с ним, почему?

3.   Какое значение, по вашему мнению, могла иметь государственная деятельность этого политика для России последней четверти XIX века?

4. Один из современников остроумно заметил, что К.П. Победоносцев стремился «подморозить Россию». Предложите толкование этого выражения и сопоставьте его с основными идеями документа; подтвердите или опровергните данное суждение. Какое мнение об обер-прокуроре сложилось у вас после сообщения и работы с документами? (Задание повышенной сложности)

Завершая обсуждение, следует отметить, что изменение внутриполитического курса очевидно.  Давайте попытаемся  установить причины этих изменений, привлекая полученные в ходе урока знания (ученики в ответах отмечают особенности воспитания царя, воздействие на него событий 1 марта 1881 года, влияние Победоносцева и др.).

Следующий этап урока посвящается подробному изучению политики контрреформ и сопоставлению ее с политикой предыдущего царствования.

В научной среде вопрос о термине «контрреформы» является дискуссионным.

Какой смысл историки вкладывают в понятие «контрреформы»?

В отличие от реформ (преобразований) контрреформы - ликвидация реформ предыдущего царствования. Несмотря на дискуссионность термина, он используется в учебной литературе для обозначения тенденции, преобладающей в политике определенного периода.

Задача этого этапа работы - сопоставить политику Александра III и его предшественника.

Самостоятельная работа с фрагментом параграфа учебника.

Приложение №4. (Задание выполняется в тетради).

Подводя итоги обсуждения, обратим внимание, что начавшаяся консервация и усечение реформ сильнее всего затронули социально-политическую и культурную сферы, наименее - экономическую. Однако следует иметь в виду, что и преемник Н.Х. Бунге И.А. Вышнеградский, и СЮ. Витте пытались приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III, в частности - усилить государственное вмешательство в хозяйственную жизнь страны.

Обсуждение экономической политики сопровождается заранее подготовленным сообщением, посвященным наиболее ярким деятелям.

Приложение №5

В сообщении учащегося обращается внимание на то, что в окружении Александра III последним влиятельным защитником идеалов 1860-х годов оставался, пожалуй, лишь Николай Христианович Бунге.

Закрепление и обобщения полученных знаний.

 

Задания на закрепление и обобщение пройденного на уроке

Задание 1

В исторической науке имеет место мнение, что особенности воспитания, черты личности монарха - его ум и образованность, нравственность и способности - влияли на проводимую им внутреннюю и внешнюю политику не меньше, чем настроения масс или борьба общественных группировок. Используя конкретные факты из истории России изучаемого периода (80 - 90-е гг. XIX в.), подтвердите или опровергните это мнение.

Задание 2

Вновь обратитесь к оценке императора Александра III современниками и историками, но теперь предложите уже свою собственную обоснованную оценку.

Задание 3

В дореволюционной лево-либеральной и советской исторической литературе личность и правление Александра III получили исключительно отрицательные отзывы. Чем, на ваш взгляд, объясняется столь категоричная оценка?

Задание 4

В каких, на ваш взгляд, мероприятиях АлександраIII наиболее проявилось влияние К.П. Победоносцева?

Задание 5

Прочитайте документ. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что Александр III «закончил дело, начатое отцом»? Аргументируйте свое мнение.

Документ

«Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им»15. (Из обращения Александра III к высшим государственным сановникам и придворным 2 марта 1881 года.)

Итоги урока

Названные в ходе урока перемены в развитии России были (как и либеральные реформы 60 - 70-х гг.) частью общеевропейских явлений. Известный английский историк Кинсли в книге «Кембриджская новая история» отмечает, что в 80 - 90-е годы XIX века по всей Европе наблюдался постоянный дуализм, который заключался в одновременном сосуществовании полярных процессов: шаг навстречу интеграции мировой экономики - и острая реакция на введение протекционистских тарифов; улучшение жизненных условий - и социальная деградация вплоть до голода; быстрые перемены в обществе - и застой во внутренней политике, вплоть до реакции; распространение демократических настроений - и усиление репрессивных функций государства; международный мир - но вооруженный, интеллектуальный и культурный взлет, который вел одновременно к триумфу просвещения и к эстетике отчаяния эпохи модерна. Россия по-своему участвовала в этом процессе. Это был период освоения содеянного, время оснащения общества некоторыми предохранительными клапанами. Несмотря на достижение относительной стабильности, незавершенность реформаторского процесса сохраняла основу для будущих революционных потрясений. Попытки консерваторов остановить преобразования не дали должного результата.


Приложение №1

Современники об Александре III

«Все описывают государя Александра III человеком с необычайно простыми манерами и вкусами... Леди Черчилль пишет, что при русском дворе существуют странные обычаи, трудно соглашающиеся с идеей о самодержавно-деспотическом правителе. Вид царя, стоящего во время ужина и разговаривающего с молодым офицером, остающимся сидеть за столом, просто пугает нас». (Морнинг Пост, 1880-е годы)

«Император Александр III был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний»1. (СЮ. Витте)

«Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России»2. (СЮ. Витте)

«Александр III не был сильным человеком, как многие думают. Этот большой, толстый мужчина не был, правда, «слабоумным монархом» или «коронованным дураком», как его величает в своих мемуарах В.П. Ламздорф, но он также не был тем проницательным и умным государем, каким его стараются изобразить»3. (СЮ. Витте)

«Александр III повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60 - 70-х годов - безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России»4. (С.С. Ольденбург)

Историки о личности и правлении Александра III

«Этот тяжелый на подъем царь не желал зла своей империи и не хотел играть с ней просто потому, что не понимал ее положения, да и вообще не любил сложных умственных комбинаций, каких требует игра политическая не менее, чем карточная. Правительство прямо издевалось над обществом, говорило ему: "Вы требовали новых реформ - у вас отнимут и старые"»5. (В.О. Ключевский)

«Александр III был неглуп. Но у него был тот ленивый и нескладный ум, который сам по себе бесплоден. Для командира полка такой ум достаточен, но для императора нужно что-то иное»6. (Г.И. Чулков)

«Говоря о царствовании Александра III, уместно говорить не о "контрреформах", а о корректировке государственного курса. Дело не в том, что император хотел механически вернуться назад, а в том, что политика 60-х годов слишком "забежала вперед"»7. (А. Боханов)

«Ограниченный, грубый и невежественный, Александр III был человеком крайне реакционных и шовинистических воззрений. Однако в области экономической политики вынужден был считаться с ростом капиталистических элементов в стране»8. (Большая Советская Энциклопедия)

«Александра III не надо было изображать недалеким и тупым, это была яркая личность. Перед нами человек, органично вписавшийся в обстоятельства своего времени. Он правил государством удивительно легко и естественно, вполне сознавая при этом всю ответственность монарха. Наиболее сильная сторона его личности - честность и порядочность»9. (А. Боханов)

«При Александре III Россия переживает существенный экономический подъем, что было вплотную связано с усилением позиций частного сектора и проникновением в Россию западных идей о свободе предпринимательства. Это был замечательный период в развитии российского общества»10. (Д. Шиммельпеннинк)

«Мероприятия 1880 - начала 90-х годов были попыткой вернуться в прошлое, восстановить многие из дореформенных принципов»11. (А. Полунов)

«Обладая мужеством и волей, Александр III стремился поставить препоны на пути разрушительного революционного потока»12. (Н. Кеворкова)


Приложение №2

В сообщении учащегося о К.П. Победоносцеве (1827 -1907) отмечается, что речь идет о личности яркой и противоречивой, так как в его деятельности сопротивление переменам сочеталось с бескорыстным служением отечеству и российской монархии.

Ни один высший сановник не награждался столь нелестными эпитетами, как он: «гений тьмы», «Великий инквизитор», «дикий кошмар русской истории», «нелепая галлюцинация»13...

Карьера Константина Петровича, выходца из образованной (его отец - профессор словесности Московского университета), но не аристократической семьи, началась с заведования кафедрой гражданского права в Московском университете (по окончании училища правоведения). Воззрения Победоносцева в те годы отличались либерализмом: так, в конце 50-х годов он выступал за реформу судебной системы, за гласность судопроизводства. Однако под впечатлением развязанного народовольцами террора Победоносцев, как и многие образованные люди того времени, переходит на консервативные позиции, отстаивая божественное проис-

хождение царской власти и незыблемость основ самодержавия в России. В 1880 г. К.П. Победоносцев возглавил Синод, ранее был введен в Государственный Совет. Этот человек со «стеклянным взором колдуна» (по выражению А. Блока) отстаивал перед Александром III необходимость экономических преобразований (укрепление курса рубля, поддержку отечественного предпринимательства, железнодорожное строительство), однако в отношении политических реформ был непреклонен, являясь их последовательным противником и считая, что они будут губительны для страны. Идею народовластия Победоносцев считал «великой ложью» своего времени и выступал против внедрения в России элементов западной цивилизации. Современники не простили ему поругания идеалов «Великих реформ»: мысли Победоносцева объявили реакционными и надолго предали забвению.


Приложение №3

Великая ложь нашего времени14

(фрагмент «Московского сборника»)

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей.

По теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партии; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике - оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике - они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории - они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике - это наиболее честолюбивые и нахальные граждане.

По теории - избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и критиками заинтересованной партии.

По теории - делами в парламенте управляют и двигают опытный разум и бескорыстное чувство; на практике - главные движущие силы здесь - решительная воля, эгоизм и красноречие.

Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства. Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди, мечтающие о водворении этой лжи у нас...

Каждая политическая партия одержима стремлением захватить в свои руки правительственную власть и к ней пробирается. Глава государства уступает политической партии, составляющей большинство в парламенте; в таком случае министерство образуется из членов этой партии и, ради удержания власти, начинает борьбу с оппозицией, которая усиливается низвергнуть его и вступить на его место. Но если глава государства склоняется не к большинству, а к меньшинству и из него избирает свое министерство, в таком случае новое правительство распускает парламент и употребляет все усилия к тому, чтобы составить себе большинство при новых выборах и с помощью его вести борьбу с оппозицией. И это называется идеалом парламентского правления. Люди обманывают себя, думая, что оно служит обеспечением свободы. Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с тою разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности, так как воля парламента определяется большинством; но как скоро при большинстве, составляемом под влиянием игры в партию, есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента: тем еще менее можно признать ее волею народа, здоровая масса коего не принимает никакого участия в игре партий и даже уклоняется от нее.

Приложение № 4

Задание

Сопоставьте мероприятия, проведенные при Александре II и при Александре III. В каких вопросах Александр III выступил преемником Александра II? Предложите объяснение и дайте оценку мерам, предпринятым Александром III.

Заполните таблицу.

Александр II

Вопросы для сопоставления

Александр III

1. Государственное устройство и местное управление

 2. Социальная политика

3. Просвещение и печать

4. Экономическая политика 5. Национальная политика

Приложение №5

Н.Х. Бунге (1823 - 1895) был известен как крупный политик, предлагавший программу государственного переустройства. Склонность к компромиссам и высокий профессионализм позволили ему в 80-е годы сохранить за собой пост министра финансов. Еще при Александре II Бунге предложил систему мер для поднятия народного хозяйства страны, выступал инициатором разработки фабрично-заводского законодательства, настаивал на создании условий для повсеместного учреждения акционерных коммерческих банков. В 80-е годы он активно ратовал за ограниченное развитие промышленности наряду с развитием капиталистических отношений в деревне и связывал улучшение экономической жизни страны с необходимостью изменений в системе государственного управления.

Осенью 1885 года идеологи контрреформ М.М. Катков и К.П. Победоносцев, в основе экономической политики которых лежала мысль об укреплении самодержавной власти с помощью развития национальной промышленности, развернули кампанию против Бунге, завершившуюся в декабре 1886 года его отставкой и назначением на пост министра финансов профессора механики, директора Петербургского технического института Ивана Александровича Вышнеградского, который был вынужден продолжить линию своего предшественника. Многие идеи Н.Х. Бунге были заимствованы и проведены в жизнь сменившим И.А. Вышнеградского  С.Ю. Витте, который оказался основной фигурой среди реформаторов конца ХIХ - начала XX века.

1Цит. По: История (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 1994.№18, с.6

2Там же

3Там же

4Цит. по: Россия во второй половине XIX века. Рабочая тетрадь. fA.: Открытый мир, 1996. С. 93

5Цит. по: История (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 1994. № 18. С. 6.

6 Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991. С. 263.

7 Цит. по: Родина. 1994. № 11. С. 43.

8 Большая Советская Энциклопедия. М., 1970. С. 73.

9 Цит. по: Родина. 1994. № 11. С. 46. 10Там же. С. 42.

11 Там же. С. 46.

12 Цит. по: История (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 1998. № 9. С. 6.

13 Россия во второй половине XIX века. Рабочая тетрадь. М.: Открытый мир, 1996. С. 87.

14Цит. по: Родина. 1993. № 3. С. 66-71.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя политика России в годы правления Александра 3.

-углубить знания учащихся по данному вопросу;-продолжить выработку у учащихся умения анализировать события,явления,  деятельность исторических лиц, строить самостоятельные умозаключения,аргументи...

Внутренняя политика России в 1880-х -начале 1890-х гг. Александр III. 11 класс

Презентация посвящена внутренней политике Александра III. В ней показана обстановка в стране после реформ 60-70-х гг. XIX в., раскрывается "диктатура сердца" М.Т. Лорис- Меликова, контрреформы Алексан...

Тестовая работа по истории 8 класс "Первые годы царствования Александра I"

Тестовая работа рассчитана на средний уровень подготовки восьмиклассника "Начало правления Александра I"...

Внешняя политика России в годы правления Александра II

Презентация помогает учителю на уроке раскрыть главные  вопросы внешней политики: задачи и направления ,окончание Кавказской войны, политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке, продажа Ал...

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...

Тема: Урок "Россия в годы царствования Феодора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)"

Цели:продолжить формирование у учащихся представлений о роли личности в истории, исторических событиях,  предшествующих Смуте, сложностях исторического познания;способствовать развитию критическо...

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в период царствования Александра II»

Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения учебного материала на основе использования интерактивных методов обучения...