Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushch_obuchen._7_klass_2.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"
Цели урока:
- сравнить эпоху Екатерины Великой с эпохой Петра Великого;
- сделать вывод об особенностях этих эпох, найти общие черты и различия;
- объяснить, почему их называли Великими;
- выдвигать собственную точку зрения и аргументировать ее.
Оснащение: учебное пособие – Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 вв., учебная карта «Россия в 18 в.», мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор «История Отечества 882-1917».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок погружения с элементами исследования.
Презентация к уроку: Приложение 1
ХОД УРОКА
Постановка проблемы: Кто она – Екатерина II? Почему Екатерину назвали Великой? А эпоху – эпохой просвещенного абсолютизма?
1. Познавательная мотивация– создание ситуации, вызывающей у ребят
желание узнать материал данного урока, привлечение учащихся к объяснению темы
урока.
Задание: Объясните, почему тема нашего урока – «Эпоха Екатерины Великой?» Что бы вы хотели сегодня узнать?
Проблемное задание: Кто она, Екатерина II?
Гипотеза: Екатерина II в российской истории рассматривается как просвещенный монарх. Можно ли с этим согласиться?
2. Исследование– включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на
поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых
гипотез.
Для работы учащимся предлагается алгоритм работы, это:
Памятка-характеристика исторической личности:
- Исторические условия, в которых осуществляется деятельность личности;
- Характер задач, которые стремится решить исторический деятель и методов их решения;
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
Задание классу:
- Определите период предшествовавший правлению Екатерины Великой;
- Восстановите хронологию событий (учащиеся делятся на 3 варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)
1 вариант:
Восстановите хронологию событий по датам, кто правил? 1725-1727; 1727-1730; 1730-1740; 1740-1741; 1741-1761; 1761-1762 - ?
2 вариант:
Восстановите даты правлений: Екатерина II; Петр II; Анна Иоанновна; Анна Леопольдовна; Елизавета Петровна; Петр III.
3 вариант:
Определите, с чьим именем связаны следующие понятия?
– Верховный Тайный Совет?
– Бироновщина?
– Восстановление Сената;
– Расцвет фаворитизма?
– Малолетний царь?
– Манифест о вольности дворянству?
Учитель: Эпоху Екатерины Второй называют эпохой «Просвещенного абсолютизма» и «Золотым веком» дворянства.
Существуют разные точки зрения об эпохе Екатерины Великой и о ней самой. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Задание: выбрать одно из суждений об эпохе Екатерины II, которое вам ближе и объяснить, почему выбрали именно это суждение.
1. Людовик Филипп де Сегюр(французский граф, проживший в России около четырех лет), основываясь на личных впечатлениях, отмечал в Екатерине II...
1. Огромное дарование и тонкий ум.
2. Склонность к удовольствиям и трудолюбие.
3. Простоту в домашней жизни и скрытость в делах политических.
4. Величие и снисходительность.
! «Это была просвещенная монархиня и любезная дама».
2.Ключевский Василий Осипович(русский историк, педагог, профессор), высказывая критическое отношение к императрице, особенно выделял в ней такие черты, как:
1. Честолюбие;
2. Холодность сердца;
3. Слабость к рекламе, шуму, лести;
4. Театральность поступков.
! «Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков».
3. Ишимова Александра Осиповна(русская писательница, переводчица, педагог). Отстаивая монархические позиции, восторженно называла Екатерину II...
1. Преемницей Петра
2. Заботливой государыней
4. В.Г. Пашков: «Природа дала Екатерине II большой ум. На лету схватывала чужие идеи, быстро их перерабатывала и приводила в систему, низводила их с абстрактных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид».
5. Рельер (один из иностранцев),больше сочувствовавший Петру III и далеко не расположенный к Екатерине, еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд – все возвещало в ней великий характер....»
6. Современники:
– «...это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Она не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного». – «...Екатерина II была крепка и здорова. Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела, произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась...»
Учащиеся выбирают одно из суждений об эпохе Екатерины II, объясняя свой выбор.
3. Изучение новой темы
Вопросы для изучения:
- Экономическое развитие в период правления Екатерины II;
- Внутренняя политика Екатерины II;
Задание классу: Просмотреть видеофрагмент ( Приложение 1) и сделать выводы об экономическом развитии страны в период правления Екатерины II
Возможные выводы:
- Экономическое развитие включало хозяйственную специализацию районов страны, денежный оброк, отходничество;
- Развитие мануфактурной промышленности, рост применения вольнонаемного труда;
- Появление бумажных денег.
Учитель: Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «Просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо. Которые критиковали феодальное общество, высказывались против эксплуатации, деспотичных форм правления, отстаивали идеи общественного договора.
Задание: Просмотреть видеофрагмент ( Приложение 1) и определить, какие идеи философов нашли отражение во внутренней политике Екатерины II.
Примерный ответ:
- Расширение привилегий дворянству;
- Создание Уложенной комиссии;
- Жалованная грамота дворянству и городам;
- Централизация власти;
- Появление вольного экономического общества;
Задание: работа с документом стр. 176-177 (прочитать, выделить главную мысль)
Работа с текстом учебника стр. 173-174 (найти привилегии, которые получили дворяне при Екатерине Великой)
4. Закрепление нового материала
Учитель: Можно ли согласиться с гипотезой, что Екатерина Вторая в русской истории рассматривается как «Просвещенный монарх»?
Задание: Сравните Екатерину II и Петра I используя памятку алгоритм. Выделите нравственные черты, способствовавшие их возвышению как государственных деятелей.
5. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.
Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...
использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.
В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....
Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения. Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».
Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»
Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».
Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...