Конспект урока по теме "НЭП"
план-конспект урока по истории на тему
Цели:
Образовательная: Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике; Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии; Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны; Установить причины свертывания НЭП.
Развивающая: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности; формирование навыков работы с текстом у, документами; развивать навыки групповой работы.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека; воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nep.docx | 33.26 КБ |
dokumenty_k_uroku.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Тема: НЭП
Класс: 9 класс
Тип урока: комбинированный
Цели: определить причины перехода большевиков к от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике, раскрыть суть НЭПа, и причины его свертывания
Задачи:
Образовательная цель: Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике; Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии; Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны; Установить причины свертывания НЭП.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности; формирование навыков работы с текстом у, документами; развивать навыки групповой работы.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека; воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Терминологическая составляющая урока: аренда, концессия, продналог, хозрасчет,
Оборудование:
Методы обучения: словесные, словесно-печатные, наглядные.
Дидактические единицы:
- Причины и необходимость перехода к НЭПу
- Кронштадское восстание. Значение и итоги.
- X съезд партии и его решение
- Основные мероприятия НЭПа
- Итоги НЭП
- Проблемы и причины свертывания
Предварительный просмотр:
Для выяснения причин перехода к НЭПу
Из письма крестьянина Чернова в газету “Беднота”. 9 марта 1921 г.
Многие винят продагентов, говоря, что они возмущают своими действиями деревню… Нет, я скажу, что виновата сама система, т.е. при разверстке неизбежны были те эксцессы, которые происходят.
При разверстке мы имеем коллективное противодействие ей.
Если бы с осени был налог, а не разверстка, то из Сибири можно было бы хлеб вывозить с самой ранней осени и не получилось бы ни такой остроты между крестьянами и агентами, ни того ужасного положения в Европейской России.
Все те же последствия мы видим и с мясной разверсткой, и обратные последствия получатся при налоговой системе…
Беднота. – 1921. – 9 марта.
Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон.
Автор записок участвовала в поездке М.И. Калинина по районам, охваченных голодом.
“Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слезы текли у них по щекам. Женщины протягивали истощенных детей. “Товарищ Калинин, - кричали они…- неужели помощь не придет, и нет никакой надежды?”
Одна за другой развертывались перед нами картины голода. Все станции были забиты голодающими… Дети умирали…
Хитон Ворсе Мэри. Русские картины// Новый мир. – 1970. - №4.
Точка зрения. Э.Х. Карр.
“Политика реквизиций, которая приносила какие-то плоды во время гражданской войны, сейчас оказалась несостоятельной. Крестьяне стали производить лишь необходимое для своего
существования и не хотели производить излишки, которое отбирало бы государство. В сельской местности в поисках пропитания рыскали банды демобилизованных солдат, грабивших крестьян”.
В книге Л.М. Пятецкий, История России ХХ века. М.: “Московский лицей” 1999г., стр. 132.
Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде.
“24 декабря 1920 г. Положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи, как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем”.
Из частного письма.
“Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали”.
Ф.И. Дан из выступления на VIII съезде Советов.
“Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала триста миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти одной четверти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким упадком сельского хозяйства и выкачиванием из деревни хлеба”.
Факты.
В 1921 – 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной – летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек.
В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине – более 3 млн. случаев.
По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена – 192 тыс., картошки – более 20 тыс. рублей. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200-300 рублей. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.
О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.
ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА (ВЦИК)
О ЗАМЕНЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И СЫРЬЕВОЙ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ
21 марта 1921 г.
Декрет ВЦИК, принятий на основе решения Х съезда РКП(б) "О замене разверстки натуральным налогом" (март 1921 г.), положил начало переходу к новой экономической политике.
1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.
2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.
3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.
4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.
Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. (...)
7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.
Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.
8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.
9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.
10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. (...)
Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1. С. 225-227.
Начало разработки теории Х. р. принадлежит В. И. Ленину: "перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным" Дальнейшее развитие теория Х. р. получила в документах КПСС и Советского правительства, коммунистических и рабочих партий, государственных и хозяйственных органов, а также в работах экономистов СССР и др. социалистических стран.
Основные принципы Х. р.: хозяйственная самостоятельность предприятий, материальная заинтересованность их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности, материальная ответственность за эти результаты, контроль рублём.
Тест
1) Восстание в Кронштадте?
А) 1921
.Б) 1918
В) 1920
Г) 1919
2) Внедрение новой экономической политики (НЭПа)?
А) Февраль 1921
Б) Март 1921
В) Апрель 1921
Г) Май 1921
3) “Новый курс в НЭП”?
А) На XIII съезде
Б) На XIV съезде
В) На XV съезде
Г) На XVI съезде
4) Что лишнее
А) продналог,
Б) аренда
В) концессия
Г) продразвёрстка
5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....