Смута в лицах: народная молва и взгляд историка
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему
Урок оформлен в виде технологической карты. К карте прилагаются тексты русских исторических песен 17 в.Тип урока - урок актуализации знаний. Цель урока: за счёт привлечения фольклорного материала расширить знания учащихся об участниках Смуты. Систематизировать события Смуты. Развивать сравнительно-сопоставительные навыки учащихся путём соотнесения различных исторических источников по одной проблеме. Продолжить работу над историческим портретом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смута в лицах: народная молва и взгляд историка | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель, ОУ: Хальзева Ольга Александровна, МБОУ лицей 66 имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова г. Липецка
Класс: 10
Автор УМК: Сахаров А.Н.. Боханов А.Н. История России. XVII – XIX века. Ч. 2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
Тема урока: Смута в лицах: народная молва и взгляд историка
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Цель урока:
Образовательная | Развивающая | Воспитательная |
За счёт привлечения фольклорного материала расширить знания учащихся об участниках Смуты. Систематизировать события Смуты. | Развивать сравнительно-сопоставительные навыки учащихся путём соотнесения различных исторических источников по одной проблеме. Продолжить работу над историческим портретом | Воспитывать интерес и уважение к историческому наследию нашего народа |
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников - исторических и фольклорным, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом фольклорном материале в сотрудничестве с учителем | Восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенной к учащемуся; проявление эмпатии к историческим личностям; выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать |
Методический комментарий:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
- «Граждане нижегородские! Не раз народ менял соху на меч, и сила его от того возрастала. Захотим помочь Московскому государству – ничего нам не пожалеть, всё отдать… чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго» (Из речи К. Минина)
- Русские исторические песни 17 в.
Смерть царевича Дмитрия
Не вихрь крутит по долинушке,
Не седой ковыль к земле клонится,
То орел летит поднебесью,
Зорко смотрит он на Москву-реку,
На палатушки белокаменны,
На сады ее зеленые,
На златой дворец стольна города.
Не лютая змея воздывалася,
Воздывался собака – булатный нож,
Упал он ни на воду, ни на землю,
Упал он царевичу на белу грудь,
Да тому ли царевичу Димитрию
Убили ж царевича Димитрия,
Убили его на Углищи,
На Углищи на игрищи.
Уж как в том дворце черной ноченькой
Коршун свил гнездо с коршунятами!
Уж как тот орел Димитрий-царевич,
Что и коршун тот Годунов Борис,
Убивши царевича, сам на царство сел;
Царил же он, злодей, ровно семь годов
Не вихрь крутит по долинушке,
Не седой ковыль к земле клонится,
То идет грозный Божий гнев
За православную Русь.
И погиб коршун на гнезде своем,
Его пух прошел по поднебесью,
Проточилась кровь на Москве-реке.
Борис Годунов
Ох, было у нас, братцы, в старые годы, в давние веки,
В давние веки, при старыих при царях,
Было время злое, пагубное.
…
Появилась-то из бояр одна буйна голова,
Одна буйна голова, Борис Годунов сын;
Уж и этот Годун всех бояр-народ надул.
Уж и вздумал полоумный Россеюшкой управлять,
Завладел всею Русью, стал царствовать в Москве.
Уж достал он и царство смертию царя,
Смертию царя славного,
Святого Димитрия-царевича.
…
Уж и царствовал Борис ровно пять годов;
Умертвил себя Борис с горя ядом змейным,
Ядом змеиным, кинжалом вострыим.
Гришка Отрепьев
1.
Ты Боже, Боже, Спас милостивой!
К чему рано над нами прогневался -
Сослал нам Боже прелестника,
Злого Расстригу Гришку Отрепьева;
Уже ли он, Расстрига, на царство сел?
2.
Называется Расстрига прямым царем,
Царем Димитрием Ивановичем Углецким.
Недолго Расстрига на царстве сидел,
…
И тут в Москве збунтовалися.
3.
Гришка-Расстрига догадается,
Сам в верхни чердаки убирается
И накрепко запирается.
4.
А злая его жена Маринка-безбожница
Сорокою обвернулася
И из палат вон она вылетела.
5.
А Гришка-Расстрига втапоры догадлив был,
Бросался он со тех чердаков на копья вострыя
Ко тем стрельцам, удалым молодцам -
И тут ему такова смерть случилась.
Плач Ксении Годуновой
Сплачетца мала птичка,
Белая пелепелка:
"Охти мне, молоды, горевати!
Хотят сырой дуб зажигати,
Мое гнездышко разорити,
Мои малыи дети побити,
Меня, пелепелку, поимати".
Сплачетца на Москве царевна:
"Охти мне, молоды, горевати,
Что едет к Москве изменник,
Ино Гриша Отрепьев Рострига,
Что хочет меня полонити,
А полонив меня, хочет постритчи,
Чернеческой чин наложити!...
Минин и Пожарский
… Собралися все князья, бояре московские,
Собиралися думу думати,
Как и взговорют старшие бояре – воеводы московские:
"Вы скажите, вы бояре, кому царем у нас быть?"
Как и взговорют бояре – воеводы московские:
"Выбираем мы себе в цари
Из бояр боярина славного -
Князя Дмитрия Пожарского сына!"
Как и взговорит к боярам Пожарский-князь:
"Ох вы гой еси, бояре – воеводы московские!
Не достоин я такой почести от вас,
Не могу принять я от вас царства Московского
Уж скажу же вам, бояре – воеводы московские
Уж мы выберем себе в православные цари
Из славного, из богатого дому Романова -
Михаила сына Федоровича".
И выбрали себе бояре в цари Михаила
сына Федоровича.
Василий Шуйский
Как не из-за лесов-то дремучих стая воронов слеталася,
Соходился весь московский народ на площадь Красную,
…
Как взговорит в народе удалой молодец:
«Ох вы братцы,вы не знаете беды-горести,
Что царя нашего Василия зля бояре погубили,
Злы собаки погубили, во Сибирь его послали…»
Уж все люди перьпугалися,
В разны стороны побрасалися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков.
Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков....
Великая Смута в лицах
методический материал для проведения внеклассного мероприятия по истории...
Отчет по неделе «Историко – краеведческий взгляд на науку и технологии»
Отчет по неделе "Историко-краеведческий взгляд на науку и технологии"...
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия, в форме историко-литературной композиции, посвящённая теме «История в лицах». «Молодинская битва, 1572 год. Михаил Иванович Воротынский - русский воевода, выдающийся полководец
Цель: привлечь внимание уч-ся к одному из самых ярких событий эпохи Ивана Грозного - Молодинской битве, которая произошла на территории Лопасненского края и имела большое значение в истории стра...
Методическая разработка урока «А.П. Чехов «Злоумышленник» Денис Григорьев и следователь: два взгляда на жизнь, два лица России»
Методическая разработка...
Час народной мудрости «Пословица недаром молвится»
Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного народного творчества.Задачи:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о посло...