Махаевщина
занимательные факты по истории (11 класс) на тему

Токарева Мария Алексеевна

Партия начала XX в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Махаевщина46 КБ

Предварительный просмотр:

Махаевщина как разновидность нигилизма

XXI век за окном, какие процессы происходят в нашем обществе, что будоражит умы граждан сегодня.

    На наш взгляд, в современном обществе складывается ситуация, способствующая нигилистическим проявлениям, индивидуализму, анархизму, субъективизму и другим конкретным формам нигилизма. В обществе можно проследить и черты нигилизма, выделенные А.И. Новиковым в книге «Нигилизм и нигилисты». Во-первых, это гипертрофированное сомнение и отрицание политической, экономической, духовной и социальной действительности. Во-вторых, абсолютизация субъективного, индивидуального начала. В-третьих, главная черта, характеризующая различные формы нигилизма, в своей деятельности, лозунгах, программе (если таковая имеется) нигилисты используют наихудшие методы борьбы с окружающей их действительностью. Следующая особенность нигилизма – это отсутствие положительной программы развития общества. «Общей чертой нигилистических форм сознания является их транзитивность, т.е. переходный характер. Как правило, нигилистическое сознание рождается в условиях крутой ломки общественных устоев»[1].

     Из чего рождается нигилизм? Из возмущения, ненависти, отчаяния, разочарования, безысходности,  скуки. Это позиция человека, отрицающего наличный мир, но не способного представить себе никакой возможности его улучшить и потому переживающего фазу разрушения или саморазрушения.

    Многочисленные проявления нигилизма генетически восходят к двум основным вариантам: активному, воинствующему – и пассивному, апатичному. Активный нигилизм еще обнаруживает жизненный порыв, сохранившуюся от других умонастроений остаточную веру в действенность движения, изменения, убеждения. Пассивный нигилизм приходит к молчанию, к постепенной атрофии всех жизненных реакций.

    Конечно, нигилизм возникает, прежде всего, тогда, когда угасают или вовсе исчезают религии. Если не существует высшей ценности, то все другие ценности, по меньшей мере, оказываются под угрозой. Многие атеистические гуманисты – такие, как Антон Чехов, Афанасий Фет, Александр Блок или Эмиль Золя, Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр, - доказали, что мораль без Бога невозможна.

    В историческом нигилизме можно проследить три течения. Речь идет о философском нигилизме, имевшим сильные корни в Германии, социально-политическом нигилизме, появившемся, прежде всего в России, и эстетическом нигилизме, в многообразных формах распространившемся во Франции и Англии.

    Все эти течения исторического нигилизма развивались в большинстве стран Европы во второй половине XIX и первые десятилетия XX века. Для всех течений нигилизма свойственно активное воздействие на политику, причем соответствующая энергия социально-политического нигилизма сильнее всего проявилась в русской истории.

    Мировой кризис 1900-1903 гг., потеря нравственных и духовных ориентиров развития в начале XX в.  в России повторяются и в настоящее время – экономический кризис, безработица, озлобленность  простых граждан все это  способствует появлению нигилистических настроений.

    Обращение к общественным организациям, не получившим широкого распространения в обществе, изучение социально-философских основ некоторых форм нигилистического сознания необходимо для формирования целостной картины нигилистических воззрений начала XX века.

    Махаевщина – разновидность революционного нигилистического анархизма, в своей программе выразившая протест образованному обществу, научному миру в лице интеллигенции как хранителя культурных ценностей.

    Вопреки традиции развития русской общественной мысли, махаевщина появилась не с Запада, а с Востока, не из передовых западноевропейских стран, а из глухой сибирской тайги, куда был сослан в начале 90 – х. годов XIX в. родоначальник и глава махаевщины Ян Вацлав Махайский. В ссылке Махайский в ряде рефератов развил основные положения своего нового мировоззрения, которые нашли выражение в книге «Умственный рабочий». В 1902 г. в Иркутске возникла группа последователей Махайского. Она заявила о себе тем, что выпустила первомайскую прокламацию, в которой советовала не верить социалистической интеллигенции и утверждала, что она стремится за спинами рабочих добраться до «теплых местечек» при конституционном строе. В листовке жестко высмеивались всякие политические свободы. «Во всем мире, существует ли в стране самодержавное правительство или же «правительство, выбранное народом», закон гласит не волю народа, а волю заграбившего эти земные блага, господствующего общества»[2]. В брошюре «Банкротство социализма XIX столетия» и книге «Буржуазная революция и рабочее дело» Махайский развивает свое учение.

     В 1905-1907 гг. Махаевщина обрела своего второго литератора и популяризатора в лице журналиста Евгения Иустиновича Лозинского, который пропагандировал и развивал идеи Махайского в трудах «Что же такое социалистическая нравственность», «Что же такое, наконец, интеллигенция?», «Итоги парламентаризма. Что он дал и может ли он что-либо дать рабочим массам». «Вся сущность социального вопроса, вся свобода пролетариата состоит… просто напросто в большей или меньшей наличности его кошелька, к увеличению каковой и должны быть, прежде всего, направлены все его усилия»[3].

    Вся концепция махаевщины построена на полемике с марксизмом, на попытке преодоления марксистской концепции. Главный вывод идеологов махаевщины – интеллигенция класс общества непроизводительный, пролетариату враждебный, а потому ненужный в современном обществе. В основе интеллигенции как общественного класса лежит владение «особой производительной силой» - знаниями. За эти знания, за свой умственный труд интеллигенция и оплачивается как высококвалифицированная рабочая сила высокого качества. «Несправедливость» такой высокой оценки «умственного труда» не вызывает у махаевцев никакого сомнения. Всякое образование, делающее труд «умственным», может быть приобретено лишь ценою потребления прибавочной стоимости, а всякий гонорар заключает в себе элементы эксплуататорского дохода[4].

    Идеологи махаевщины отвергают социалистический идеал – обобществление средств и орудий производства – на том основании, что данная операция не уничтожит рабочей неволи и, следовательно, классового строя. Не на обобществление средств производства, а на достижение имущественного равенства должны быть направлены усилия рабочих.

    В махаевщине анархисты договорились до своих последних выводов и подняли бунт против всего того, что поднимает страну над низким, приземленным уровнем не только экономической, но и духовной нищеты. Отрицая необходимость существования интеллигенции как класса, идеологи махаевщины отрицают историю, а без истории, без знания того, что было накоплено предшествующими поколениями, невозможно развитие.

Библиографический список:

     1. Лозинский Е. Что же такое, наконец, интеллигенция? СПб., 1907 г.

     2. Махайский Я.В. Майская стачка. Воззвание – Анархисты. Документы и  материалы. Т. 1 1883-1916. М., 1998 г.

  3. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Лениздат, 1972 г.

  1. Сыркин Л.Н. Махаевщина. М., 1931 г.

Аннотация

Социально – философская сущность, проявление и историческое развитие нигилизма. Отрицание общественных установок в России начала XX века.

Махаевщина как разновидность революционного нигилизма – Я.В. Махайский, Е.И. Лозинский, теоретики нового мировоззрения. «Умственный рабочий» - интеллигенция, оценка роли в историческом развитии России.

Нигилизм сегодня сквозь призму социально – политических настроений начала XX  века.

   Mahaevshina as a variety of nihilism.

Nowadays in our society there is a situation, which promotes nihilistic manifestations, such as individualism, anarchism, subjectivism and other forms of nihilism.

In a historical nihilism we can follow three streams. We can speak about philosophical nihilism, which was strong in Germany, socio-political nihilism, developed first of all in Russia, and aesthetic nihilism which was spread in different forms in France and England.

Mahaevshina – is a variety of revolutionary nihilistic anarchism, which expressed its protest to the well-educated society, academic society, from the point of view of intelligentsia as a custodia of cultural values.

Список ключевых слов:

Нигилизм, анархизм, Махаевщина, марксизм, интеллигенция, «умственный рабочий», обобществление средств производства.

Авторская справка

Токарева Мария Алексеевна

ОАУ школа-интернат III-IV вида

Учитель истории, обществознания, права

Г. Липецк ул. Адмирала Макарова д. 32, кв. 22

43-07-23      8 904 290 55 60

Maria090782@mail.ru


[1] Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Лениздат. 1972 г.

[2]  Махайский Я.В. Майская стачка//Анархисты. Документы и материалы т.1 1883-1916. М., 1998 г.

[3] Сыркин Л. Махаевщина. СПб, 1931 г.

[4] Лозинский Е. Что же такое, наконец, интеллигенция? СПб, 1907 с. 179