К вопросу о преподавании основ христианской культуры в средней общеобразовательной школе
статья по истории на тему
В данной небольшой статье ее автор, проработавший много лет учителем истории, хотел бы поделиться своими размышлениями по поводу преподавания основ христианской культуры в школе. Применительно к российской школе до последнего времени речь шла только о православной культуре, что, как известно, вызывало острые дискуссии, а также протесты со стороны других конфессий (например, мусульман).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_osnovah_prepodavaniya_hristianskoy_kultury.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о преподавании основ
христианской культуры
в средней общеобразовательной школе
В данной небольшой статье ее автор, проработавший много лет учителем истории, хотел бы поделиться своими размышлениями по поводу преподавания основ христианской культуры в школе. Применительно к российской школе до последнего времени речь шла только о православной культуре, что, как известно, вызывало острые дискуссии, а также протесты со стороны других конфессий (например, мусульман).
По глубокому убеждению автора этих строк, если мы говорим об основах христианской культуры, то в первую очередь должны изучать основы католической культуры. Это они (даже если нам это и не нравится) заложили фундамент современного христианства. Почти тысячу лет христианство развивалось как единый институт. Поэтому, если мы действительно хотим вести речь об основах, то есть об основании, фундаменте, нам не избежать знакомства с Римской католической (вселенской) церковью и её культурой. В противном случае мы будем лукавить.
К преподаванию основ христианской культуры в школах нельзя привлекать дилетантов, но в равной степени нельзя доверять это дело и радикалам.
Учитель, наделенный полномочиями преподавать основы христианской культуры, очень легко может нарушить тонкую грань и перейти от христианской культуры к христианской религии. Но и это не самое страшное. Страшнее всего в данном вопросе невежество.
В христианстве (особенно в среде протестантов) бытует поговорка: сколько людей столько и мнений... Каждый, хотя бы однажды прочитавший Священное Писание, считает себя знатоком и специалистом в толковании её вечных истин. С другой стороны, людям свойственно заблуждаться и часто выдавать свою позицию, свое мировоззрение за Истину. Поэтому основы христианской культуры должен преподавать очень компетентный и в то же время толерантный человек.
Основы Христианской культуры следует изучать или рассматривать не с позиции православия, католицизма или протестантизма. Правильнее всего христианство нужно преподносить с позиции Библии, а также с позиции истории, географии и филологии.
Истории потому, что две тысячи лет – это огромный промежуток времени. Добавим сюда так же и то, что Библия сама по себе является уникальным учебником истории. Рассказывающая большей частью историю израильского народа она охватывает как минимум три с половиной тысячи лет истории всего Ближнего Востока до рождения Иисуса Христа и как никакой иной дополнительный источник рассказывает нам, как зарождалось Христианство в целом. Поэтому, в данном вопросе, без первоисточника нам не обойтись. А то, как и в каком виде христианство пришло на Русь, в программе школьной истории упоминается лишь однажды в 6 классе.
Географии потому, что многие христиане представления не имеют о том, как, когда зародилось и откуда к нам пришло христианство.
А с позиции филологии потому, что огромное количество слов, выражений и оборотов речи со временем кардинально поменяли свое лексическое значение.
Выйдите сегодня на улицу и спросите у любого студента, что имел в виду апостол Павел, говоря в Новом завете о любви. И что вообще означает слово «любовь» на греческом языке (а ведь на этом языке написана основная часть Нового завета, прежде всего – Евангелия).
Возьмите в руки учебник «Основы православной культуры» – и сразу станет очевидно, что мы изучаем не основы христианской культуры, а основы Православия. Тем самым мы обкрадываем наших детей. Мы оставляем неизученными две трети культурного слоя христианства. Я говорю о католичестве и протестантизме. А ведь именно они дали миру такое множество живописи, музыки, поэзии, архитектуры.
Христианская культура – богатейший пласт истории человечества:
Архитектура - храмы, монастыри, соборы, фрески и мозаика в них... Исакиевский собор в Санкт-Петербурге построен по образцу собора святого Павла в Риме, а мы выдаем это за свое культурное достижение.
Живопись - достаточно вспомнить Микеланджело – «Поцелуй Иуды», «Истязание св.Антония», «Рождение Адама»; Рафаэль – «Секстинская мадонна»; Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря», «Иоанн креститель в пустыне»; Рембрандт – «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста», «Бегство в Египет»; Сальвадор Дали и т.д.
Да, у нас есть величайший живописец А.А.Иванов и его грандиознейшее произведение «Явление Христа народу».
Литература –
Мы не будем трогать Данте Алегьери «Божественную комедию» и Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обратимся к «народному фольклору» и сравним две сказки:
Вот отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» «…Розы цвели все лето восхитительно. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:
Уж розы в долинах цветут,
Младенец-Христос с нами тут!
Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним: им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос. Что за чудное было лето и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!».
При всем моем уважении к нашему классику, А.С.Пушкин в своей сказке «О попе и работнике его Балде» открывает нам вот какое лицо служителя Христа:
… «Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: "Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
Балду-то без расплаты отправишь".
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: "Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный".
Сказка ложь, да в ней намек… Если кого то заинтересовало начало этих сравнений, очень рекомендую прочитать обе сказки от начала до конца.
А музыка: Моцарт, Бах, Шуберт, почти вся современная и в первую очередь классическая музыка вышла из христианских, прежде всего – католических, псалмов.
Все выше перечисленное это ли не культурный слой христианства?
Мы вводим институты психологов. Придумываем и разрабатываем новые различные программы, дабы спасти наших детей. А если их и нужно от кого-то спасать, так спасать от нас самих, от нашего невежества. Мы забыли Истину, а большинство её не знали вообще никогда. В начале ХХ века мы разрушали храмы и жгли на кострах советской инквизиции Священное Писание, а сегодня, будто в оправдание стараемся научить наших детей тому, в чем сами не разбираемся, и разобраться не спешим...
Сегодня, большая часть из тех, кто разрабатывает школьные программы для наших детей в лучшем случае невежды в христианстве, а в худшем не верят в Бога вообще, а значит, и не боятся ответственности за то, что предлагают изучать нашим детям. Как сказал один проповедник: «Нет Бога, нет и ответственности». А если нет страха перед Богом, значит, хаос.
Но ведь и не это главное, главное – это сама нравственная основа, заложенная в христианстве и не только Иисусом Христом (в этом самое активное участие приняли царь Давид и его сын Соломон), я говорю о псалмах и о притчах в Ветхом Завете.
Если мы говорим о преподавании основ христианской культуры в школе, мы не можем пройти стороной и десять заповедей Моисея. Большинство конституций в развитых странах мира базируется на каменных скрижалях, начертанных Моисеем почти четыре с половиной тысячи лет назад.
Большое количество людей, исповедующих православие, не могут соотнести православие с христианством как единое целое, а это вновь указывает нам на то, что две трети христианской культуры неведомы большому количеству людей. Нередко приходится вести разъяснительную беседу с уже очень взрослыми людьми о том, что католичество, православие и протестантизм базируются на одном источнике, имеют единое происхождение и верят в одного, единого Бога.
Мы обкрадываем своих граждан, рассказывая им лишь о православии, и подчеркиваем, что лишь в нем истина. Но ведь это, по мнению автора этих строк, не верно. Ложь, «повзрослев», перерастает в ненависть в отместку за невинную ложь.
Если мы хотим растить гармоничных, всесторонне развитых граждан, то и образование они должны получать тоже всестороннее, объективное.
Вспомните фильмы «Шесть», «Семь», «Остров», «Зеленая миля», удивительнейший по своей глубине фильм «Список Шиндлера»… Люди, о которых в них идет речь, нарушают (как и стараются исполнить) не православные, католические или протестантские заповеди, они нарушают заповеди Христа.
В целом, преподавание предмета «Основы христианской культуры» - идея своевременная и правильная. Если уж мы решили преподать нашим детям «Основы христианской культуры», то давайте доверим этот проект специалистам.
P.S. передо мной две монеты, пол доллара 1905 года и 1 доллар 2011г. Между выпусками этих монет прошло 106 лет, выросло почти четыре поколения человечества. В нашей стране за это время прошел уже с десяток денежных реформ (может и у них столько же) но на их монетах, как и сто лет назад на самом видном месте без единого изменения вылита надпись
«IN GOD WE TRUST» (мы верим в Бога) (без комментариев).
Это тоже пласт христианской культуры…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка методики преподавания элементов теории вероятностей и статистики в 8-х и 9-х классах средней общеобразовательной школы
В работе рассмотрены особенности преподавания элементов теории вероятности и математической статистики в составе курса математики средней общеобразовательной школы. Кр...
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16» ГОРОДА СЕРПУХОВА Елена Валерьевна Затравкина, преподаватель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД МОУ «Средняя общеобразова
Рост числа автомобилей, мощности их двигателей, увеличение средней скорости транспортных потоков, нарушения правил дорожного движения и ошибки людей объясняю...
Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...
Особенности использования элементов технологии "музейная педагогика" в процессе преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе (из опыта работы)
технологические карты музейных уроков изобразительного искусства...
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...
Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
Цель данной работы – определить основные направления развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1. изучить механизм формиров...
ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовны учителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского мун
ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовныучителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ш...