Урок по теме "Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв."
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Андреева Людмила Николаевна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_rubezhe_vekov.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории по теме «Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX - XX веков».  

9 класс

Тема урока: «Социально-экономическое развитие России

на рубеже XIX - XX веков»

 Тип урока - урок изучения нового материала.

 Форма урока – урок-исследование.

 Цель урока: опровержение либо подтверждение учащимися гипотезы: «Реформы  ХIХ века способствовали подъему социально-экономического развития России» в ходе организации исследовательской деятельности учеников.

Триединые дидактические задачи урока:

1) Образовательные:

 усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период в форме фиксированных вопросов и нормативных ответов.

 2) Развивающие:

 формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении и совершенствовании таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование различными понятиями, рассуждение по аналогии; развитие психических свойств памяти, внимания, коммуникативности, воображения, ясности речи.  В итоге урока все эти индивидуальные умения детей должны сложиться в обязательное для всех предметно-историческое умение определять историческое значение завершенной цепи событий путем сравнения, т. е. путем последовательного сопоставления признаков, черт, характеристик событий и явлений друг с другом, определения их сходства или различия. Кроме того, реализуется умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника, а также умение к абстрагированию, выдвижению гипотез.  

3) Воспитательные:

воспитание интереса  к прошлому; патриотизма; уважения к соотечествен-никам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Используемая технология - критического мышления.

Оборудование урока: 

презентация «Экономическое развитие России на рубеже XIX - XX веков.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни». Энгельгардт А. Н. и  «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II и периода контрреформ Александра III.

Ход урока:

 

I.  Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

      В начале урока учитель выдвигает следующую  гипотезу:

«Успешное социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX века - следствие отмены крепостного прав».

 В ходе урока учащиеся должны опровергнуть выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней.  При объявлении темы урока учитель вначале выясняет, как учащиеся понимают название темы. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о развитии экономики, а также о том, как изменилось положение различных групп населения в изучаемый период. Тем самым, создается  мотивация к изучению нового материала.

Во вступительном слове учитель подчеркивает значение реформ, проведенных императором Александром II, их влияние на развитие российского общества.  Отмечает, что значительными были и антиреформы  Алекссандра III, которые следует расценивать как антиреформы. Учитель сообщает, что  на уроке речь пойдет о том, как изменилось социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права и после преобразований, проведенных сыном Александра II -  Александром III.

 Учитель сообщает, какую гипотезу он выдвигает, называет образовательную цель урока, заключающуюся в том, что учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую  гипотезу. (Другой вариант определения цели урока заключается в том, что ученики сами выдвигают предположение, что социально-экономическое развитие России данного периода успешным, так как оно было главным препятствием развития государства к концу XIX в. После выдвижения гипотезы учитель может задать вопрос, так ли это было на самом деле, и предлагает ученикам самим назвать цель урока).

    Называются учебные задачи урока:

    1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в исследуемое время.

    2. Выяснить уровень развития промышленности в исследуемое время.

    3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в данный период.

    4. Охарактеризовать состояние финансового дела.

   (Учебные задачи также могут определить ученики, исходя из темы урока).

   Параллельно рассматривается социальное положение основных слоев российского общества.

III. Распределение заданий группам учащихся.

Чтобы решить выдвинутые задачи,  учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание.  Методом работы учащихся будет исследование различных данных, которые они найдут в своих учебниках, дополнительной литературе, предоставленных учителем данных об уровне социально-экономического развития страны в форме таблиц, учебных картах. Приемами работы учащихся будут: анализ и синтез полученных данных, их сравнение и обобщение.

Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в исследуемое время. Для этого она использует текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, и документ, помещенный после текста параграфа.  Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

  1. Отразить показатели развития сельского хозяйства на рубеже веков и сделать соответствующие выводы.
  2. Объяснить, причины социальной дифференциации в данном периоде.
  3. Охарактеризовать - крестьянские хозяйства испытывали кризис или подъём  в данныйпериод?

   Вторая группа исследует уровень развития промышленности в пореформенное время. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, карту, помещенную в учебнике или атласе «Экономическое развитие России на рубеже ХIХ-XX вв.». Этой  группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

  1. Сравнить показатели развития промышленности конца ХIХ -  начала XX по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.
  2.   Объяснить как изменилось размещение отраслей промышленности?
  3.   Какие  отрасли промышленности развивались наиболее успешно?

Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем и текст документа, предложенный учителем:

Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа. В её задачу входит анализ предложенных таблиц  во время работы трех обозначенных групп. Экспертная группа будет небольшой – из 2-3 учащихся. Она составит для себя количественную характеристику изменений  социально-экономического развития России в пореформенный период (пользуясь данными из таблиц). Затем во время работы групп эксперты получат сведения и о качественных изменениях. Таким образом, у них сложится общее представление об уровне социально-экономического развития  России на рубеже веков.  После  работы  всех  групп  эксперты  вынесут  свое суждение о соответствии истине выдвинутой гипотезы.

IV. Работа учащихся по группам.

На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

Учащиеся в ходе исследования дополняют навыки сравнения  уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ рубежа веков.  Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась, так же, как и средневаловой сбор зерна.  Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они были обременены платежами. Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества.

При работе второй группы, определяющей  уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Отмечается, что рождаются монополии. Подчеркивается, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Рождался империалистический капитал.  Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства. Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся  подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который  изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.  

Здесь же  отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. Можно обратиться к известному стихотворению Н. А. Некрасова  «Железная дорога».

В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

Учащиеся по тексту учебника знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела.

Можно предложить учащимся результаты работы в группах оформить в виде кластеров или синквейнов.

 

V. Работа экспертной группы.

Экспертная группа, выслушав выступления учащихся из трех групп, делает вывод об уровне социально-экономического развития России в исследуемый период. Группа высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы. Оценивание кластеров или синквейнов групп.  

   

VI. Рефлексия.

В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения выявляют степень её соответствия истине. Они могут высказывать различные точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводу, что в целом социально-экономическое развитие России находится на стадии подъёма. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему противоречиво развитие сельского хозяйства, в котором имели место крестьянская община. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

«В Россия на рубеже веков наблюдался подъём  промышленности, велось интенсивное железнодорожное строительство, развивалось финансовое дело.  В сельском хозяйстве требовались реформы».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....

Открытый урок по истории "Петр I. Россия на рубеже веков"

Урок личностно-ориентированный, используется групповая работа с оригинальными дифференцированными заданиями.В конце урока очень удобная и объективная рефлекторная карта....

рАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ "РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв."

Повторительно-обобщающий урокок по теме "Россия на рубеже XVI - XVII вв"...

Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс

Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...

презентация к уроку 9 класс "Экономическое развитие России на рубеже XIX -XX веков"

презентация снабжена фотоматериалами и статистическими данными,помогающими ученикам  проводить исследовательскую работу на уроке....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»

Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...