рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО: __________/Авагян Е.И. / Протокол № ___ «__»_____2014г. | СОГЛАСОВАНО «__»_____2014г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы с. Новосельское: Приказ№__ «__»___2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА.
История,6 класс
Составила: Авагян Елена Игоревна,
учитель истории
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
«__»_______2014г.
2014- 2015 уч.г.
I блок «Всеобщая истории»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы под ред. В.А.Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2011 г., на основе Образовательной программы МБОУ-СОШ с. Новосельское
Программа ориентирована на использование учебника Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» (М.: Просвещение, 2011).
История входит в цикл гуманитарных наук.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское в 2014-2015 уч.г. на изучение истории предусмотрено 70 ч. – в год, 2 ч. – в неделю.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, исторический диктант, работы с картами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Содержание тем | Кол-во часов | Практические работы |
1. | Рождение Средневековой Европы. | 8 | |
2. | Византия и православный мир. | 2 | 1 |
3. | Мир европейского Средневековья. | 8 | |
4. | Средневековый Запад в 9-15 в. | 6 | 1 |
5. | Культура Западной Европы в средние века. | 3 | |
6. | Мир кочевников: арабы и монголы в Средние века. | 3 | |
7. | Земледельческие цивилизации за пределами Средневековой Европы. | 4 | 1 |
8. | Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в средние века. | 5 | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела и темы урока | Дата проведения | Корректировка | Элементы содержания | ИКТ |
1. | Введение. Что изучает история Средних веков* | Средневековье как период всемирной истории. | 1 | ||
Тема I. Рождение средневеково Европы. | |||||
2. | Истоки средневековой цивилизации Запада. | По каким источникам мы изучаем историю Средних веков. | |||
3. | Мир варваров. | «Деревни они устраивают не по-нашему».У германцев выделяется знать. Великое переселение народов. | |||
4. | Варварские королевства в V – VIII вв. | Франки завоёвывают Галлию. Хлодвиг становится королем. Хлодвиг и христианская знать. Монастыри. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. | |||
5. | Империя Карла Великого. | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Империя Карла Великого. | |||
6. | Феодализм и классы средневекового общества* | Как распалась империя Карла Великого. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | 1 | ||
7. | Эпоха викингов. | Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Норманны. Государство норманнов. | |||
8. | Культура раннего средневековья* | Искусство рукописной книги. Литература. | 1 | ||
Тема II. Византия и православный мир на перекрёстке миров и цивилизаций. | |||||
9. | Византийская империя: между Западом и Востоком* | Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Борьба с внешними врагами. | 1 | ||
10. | Культура Византии. Византия и славяне. | Развитие образования. Научные знания. Архитектура. Живопись. Культурные связи Византии. | |||
Тема III. Мир европейского средневековья. | |||||
11. | Человек и природа в эпоху средневековья* | Рассказать об орудиях и приёмах труда. | 1 | ||
12. | Представления средневекового человека о мире, пространстве и времени. | Представления средневекового человека о мире. Каролингское Возрождение. | |||
13. | Христианский мир. | Разделение церквей. Путь к Каноссу. Наместник Бога на Земле. | |||
14. | Католическая церковь и духовенство. | Первое сословие. Богатство церкви. | |||
15. | Средневековый замок и рыцари. | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцаря. | |||
16. | Средневековая деревня и её обитатели. | Городская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. | |||
17. | Средневековый город и горожане. | Формирование Средневековых городов. Горожане и их образ жизни. | |||
18. | Протест против господства католической церкви: ереси и еретики. | Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов. | |||
Тема IV. Средневековый Запад в IX - XV вв. | |||||
19. | Англия и Франция в XI – XIII вв. | Как происходило объединение Франции. Норманнское завоевание. Генрих 2 и его реформы. Великая хартия вольностей. | |||
20. | Столетняя война: Англия и Франция в XIV – XV вв. * | Столетняя война(1337-1453). Причины, ход войны, итоги. Жанна д*Арк. Крестьянские восстания во Франции и Англии. Усиление королевской власти в конце 15 в. во Франции и в Англии. | 1 | ||
21. | Германия в X – XI вв. Борьба между папами и императорами Священной Римской империи. | Почему Германия не объединилась в единое гос-во. Лев и Медведь. | |||
22. | Германия в XII – XV вв. | Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованное государство. | |||
23. | Государства западных славян в XI – XV вв. | Чехия в 14 в. Ян Гус. Гуситы. Ян Жижка. Значение гуситского движения. | |||
24. | Итальянские государства в XI – XV вв. | Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | |||
Тема V. Культура Западной Европы в средние века. | |||||
25. | Школы, университеты, наука. * | Представления о мире расширяются. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Научные открытия. | 1 | ||
26. | Европейская христианская культура XI – XIII вв. | Средневековая литература и искусство. Архитектура. | |||
27. | Раннее Возрождение.* | Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Средневековья. | 1 | ||
Тема VI. Мир кочевников: арабы и монголы в средние века. | |||||
28. | Утверждение ислама у арабов. | Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед-основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. | |||
29. | Арабский халифат и его распад. | Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата. | |||
30. | Монголы и их завоевания. | Империя Тан. Крестьянская война в конце 9в. Империя Сун. Освобождение Китая от власти монголов. | |||
Тема VII. Земледельческие цивилизации за пределами средневековой Европы. | |||||
31. | Индия в средние века.* | Индийские княжества. Вторжение мусульман. Наука. Искусство. | 1 |
32. | Поднебесная империя – Китай в средние века.* | Художественные ремесла. Изобретения. Образование и научные знания. Литература и искусство. | 1 | ||
33. | Африка. | Народы Африки. Занятия. | 1 | ||
34. | Цивилизации Американского континента.* | Занятия. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. | 1 | ||
Тема VIII. Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в средние века. | |||||
35. | Крестовые походы.* | Так хочет Бог! Крестовый поход бедноты. Крестовый поход феодалов. Духовно-рыцарский ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход. | 1 | ||
36. | Православный мир в XI – XV вв. | Почему славянские государства принимали православную веру?» | |||
37. | Ислам в Юго-Восточной Европе. | Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | |||
38. | Государства Пиренейского полуострова в XI – XV вв. | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Инквизиция в Испании. | |||
39. | Заключение. Значение средних веков в истории человечества. | Наследие Средних веков в истории человечества | |||
40. | Итоговый контрольно-обобщающий урок по курсу «История средних веков».* | Тестирование. Написание эссе. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Введение (1 час)
Средневековье как период всемирной истории.
II. Рождение средневековой Европы. (7 часов)
Наследие античной цивилизации. Наследие варварского мира. Христианство как фундамент средневековой цивилизации Запада. Варварские народы Европы. Великое переселение народов. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Франкское государство и его завоевания. Основание династии Каролингов. Создание и распад империи Каролингов. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Феодальная раздробленность. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого.
III. Византия и православный мир на перекрёстке миров и цивилизаций (2 часа)
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии Церковь и светские власти. Патриарх. Города Византии и жизнь в них. Эпоха
Юстиниана I. Борьба Византии с врагами на западе и на востоке. Складывание православного мира. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Собор Святой Софии в Константинополе. Византийская живопись. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия.
IV. Мир европейского средневековья (8 часов)
Природа и хозяйственная деятельность европейцев в XI – XV вв. Совершенствование орудий и приёмов труда. Религиозное мировоззрение средневекового человека. Представление о Земле и Вселенной, о времени. Идея единства христианского мира. Раскол христианского мира. Католический и православный миры. Церковная иерархия. Средневековое монашество. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство. Крестьянство в средневековом обществе. Средневековая деревня. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Характер движения еретиков. Ересь Дольчино. Альбигойца. Создание инквизиции и борьба с ересями.
V. Средневековый Запад в XI – XV вв. (6 часов)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Королевская власть в Англии. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Жанна д`Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Становление представительной формы правления в Англии. Возникновение Германского королевства. Священная Римская империя. Папа Григорий VII. Борьба императоров Священной Римской империи и папства. Император Генрих IV. Политическое развитие Германии во второй половине XII – XV Ии. Борьба империи и городов Северной Италии. Славянские народы в ранее средневековье. Особенности экономического и политического развития Италии в XI – XV вв.
VI. Культура Западной Европы в средние века (3 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Средневековая наука. Схоластика. Алхимия, астрология. Р. Бэкон. Романское искусство. Готика и её христианское содержание. Изобразительной искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Данте, Петрарка, Боккаччо. Искусство раннего Возрождения. Джотто.
VII. Мир кочевников: арабы и монголы в средние века (3 часа)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Начало завоеваний арабов. Создание и распад Арабского халифата. Арабская культура. Общие черты исламской цивилизации и её роль в мировой истории. Хозяйство и быт монгольских племён. Чингисхан и создание единого монгольского государства. Завоевания монголов.
VIII. Земледельческие цивилизации за пределами средневековой Европы (4 часа)
Природа и население средневековой Индии. Варны и касты. Особенности индийской общины. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религия. Власть императора. Школа в средневековом Китае. Культура: поэзия, живопись, архитектура. Возникновение японского государства. Ямато. Императорская власть. Религии Японии. Японское общество. Самураи и их моральный кодекс. Сёгунат. Особенности культуры Японии. Особенности цивилизаций Американского континента. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
IX. Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в средние века (5 часов)
Причины и цели крестовых походов. Участник крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Знакомство участников крестовых походов с жизнью Востока. Латинская империя. Возрождение Византийской империи. Славянские православные государства на Балканах. Создание Османской империи Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Пиренейский полуостров под владычеством арабов. Возникновение христианских государств: королевства Леон, Кастилия, Наварра, Арагон. Образование Португальского королевства. Реконкиста. Конец средневековья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умение связано пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные, и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2011.
- Максимов И.И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2011.
- Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / авт. Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2011.
- Электронное наглядное пособие "Всеобщая история 6 класс"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ).
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2011.
- Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975.
- Зубова М. Синтез искусств в романском зодчестве Франции. // Вопросы искусствознания. 1/96. М.,1996. С. 24-33.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1. М., 1998. С. 1-344.
- Краутхаймер Р. Три христианские столицы. М., 2000. С. 188.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1, М.,1986, с. 9-61.
- Либман М.Я. Немецкая скульптура, 1350-1550. М., 1980. 287 с.
- Лясковская Французская готика XII-XIV веков. М., 1973. 193 с.
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2011.
- Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1200-1270. М.,1983. 276 с.
- Муратова К.М. Мастера французской готики. М.,1988. 321 с.
Настенные карты по истории средних веков.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство западной Европы в Средние века. М.,1964
- Презентации по курсу истории Средних веков
- Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2011.
Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс
II блок «История России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы «История государства и народов России с древнейших времён до наших дней. 6 – 9 кл.», авторский коллектив: А.А. Данилов (руководитель), Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.В. Тырин.
Программа ориентирована на использование учебника Данилов А.А. «История России, с древнейших времен до конца 16 века.6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение,2011.
Программа включает материал по истории России с древнейших времён до конца XV века.
История входит в цикл гуманитарных наук.
Задача курса - показать самобытные черты Древней Руси,её непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, цели и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, воспитание идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в крае.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание тем | Кол-во часов | Практические работы |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Русь Древняя. | 8 | 1 |
3. | Политическая раздробленность на Руси. | 8 | 1 |
4. | Русь Московская. | 13 | 1 |
5. | Заключение. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела и темы урока | Дата проведения | Корректировка | Элементы содержания | ИКТ |
1. | Введение. | Что изучает история России | 1 | ||
Русь Древняя. | |||||
2. | Восточные славяне. | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. | |||
3. | Соседи восточных славян. | Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | 1 | ||
4. | Становление Древнерусского государства. | Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров. Внутренняя организация Древнерусского гос-ва. | |||
5. | Первые киевские князья. | Князь Олег. Правление Игоря. Походы князя Святослава. | |||
6. | Владимир Святославович. Принятие христианства. | Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | |||
7. | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава. Управление гос-вом. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. | |||
8. | Культура древней Руси. | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | |||
9. | Быт и нравы Древней Руси. | Жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда. | |||
Политическая раздробленность на Руси. | |||||
10. | Начало раздробления Древнерусского государства. | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности. | 1 | ||
11. | Главные политические центры | Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество. | |||
12. | Нашествие с Востока. | Создание державы Чингисхана. Битва на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимировского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | |||
13. | Борьба Руси с западными завоевателями. | Походы шведов. Походы крестоносцев. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. | |||
14. | Русь и Золота Орда. | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | 1 | ||
15. | Русь и Литва. | Формирование Литовско-Русского гос-ва. Гедимин. Характер Литовско-Русского гос-ва. Значение присоединения русских земель к Литве. | 1 | ||
16. | Культура русских земель в 12-13 веках. | Особенности культуры 12-13 веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. | |||
17. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Политическая раздробленность Руси.» | 1 | |||
Русь Московская. | |||||
18. | Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества. | Предпосылки объединения Русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | |||
19. | Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего сражения. Куликовская битва. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. | 1 | ||
20. | Московское княжество и его соседи в конце 14-середине 15 века. | Василий 1. Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской, украинской народностей. |
21. | Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. | Иван 3.Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель. | |||
22. | Московское государство в конце 15-начале 16 века. | Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. | |||
22. | Церковь и государство в конце 15-начале 16 века. | Изменение в положении русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Москва – Третий Рим. | 1 | ||
23. | Реформы Избранной рады. | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Сословный собор. Реформа местного управления. Военная реформа | |||
24. | Внешняя политика Ивана 4. | Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны. | |||
25. | Опричнина. | Разрыв Ивана 4 с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. | |||
26. | Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках. | Особенности развития русской культуры в 14-16 веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература. | 1 | ||
27. | Архитектура и живопись в 14-16 веках. | Зодчество. Архитектура Московского государства в 16 веке. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | |||
28. | Быт 15-16 веков. | Города. Русская изба. Одежда. Еда. | 1 | ||
29. | Контрольно - обобщающий урок «Русь Московская» | ||||
30. | Итоговый контрольно-обобщающий урок по курсу «История государства и народов России с древнейших времён до середины XVI в» |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Введение. (1 час)
- Русь Древняя. (8 часов)
Восточные славяне. Соседи восточных славян. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославович. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.
- Политическая раздробленность на Руси.(8 часов)
Начало раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры. Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Золота Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в 12-13 веках.
- Русь Московская. (13 часов)
Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества. Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце 14-середине 15 века. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. Московское государство в конце 15-начале 16 века. Церковь и государство в конце 15-начале 16 века. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана 4.Опричнина. Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках. Архитектура и живопись в 14-16 веках. Быт 15-16 веков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- работать с исторической картой, читать её, использовать её как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путём сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять связный и чёткий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждениях, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- Методическое пособие "Поурочные планы по истории России с древнейших времён до конца XVI в.". Колесниченко Н.Ю. Волгоград, Учитель, 2011 г.
- Учебно-методический комплекс: "История России с древнейших времён до конца XVI в.". 6 класс. Авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Москва, Просвещение, 2011 г., Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ).
- Бутромеев В.Н. Всемирная история в лицах: Энциклопедия для школьника. М.: ОЛМА-ПРЕСС,2000.
- И.И.Максимов.: Атлас. История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс. Издательство:ДИК, Дрофа.2013
- "История России с древнейших времён до конца XVI в.". 6 класс. Авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Москва, Просвещение, 2011 г., Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
- Настенные карты по истории
Презентации по курсу истории России с древнейших времен
Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс
Использование возможностей Интернета на уроках истории.
- Сайт Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru/
- Сайт Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/
- Библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
- Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru/index2.html.
- Сайт по история Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/
- Сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/
- Сайт о Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/
- Сайта «Из архивов русской революции» http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm
- Сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/
- Сайт «Методическая копилка по истории» http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm
- Сайт российской Федерации интернет-образования, http://center.fio.ru/som/
- Проект «Хронос – всемирная история в Интернете» под руководством Б.В. Румянцева http://www.hronos.km.ru/ .
- Сервер фирмы «Клио - софт» http://www.history.ru
- http://interneturok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...