Культура Руси X-XIII вв. (продолжение)
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Дата проведения: ___________
Тема урока: Культура Руси в X-XIII вв. (продолжение)
Цель урока:
- образовательная: охарактеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.
- развивающая: нахождение причинно-следственных связей;
- воспитательная: воспитать чувство патриотизма к своей Родине
План урока:
1. Архитектура.
2. Живопись.
3. Резьба по камню и дереву.
4. Ремесло.
Основные понятия: крестово-купольный храм, плинфа, фреска, икона.
Важнейшие даты: 1037 г. - Софийский киевский собор, 1052 г. - Софийский новгородский собор, XII в. - Успенский собор во Владимире.
Оборудование урока: хрестоматия по истории России, фото- и видеоматериалы по истории русской культуры данного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rusi_x-xiii_vv_prodolzhenie.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Культура Руси в X-XIII вв. (продолжение)
Цель урока:
- образовательная: охарактеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.
- развивающая: нахождение причинно-следственных связей;
- воспитательная: воспитать чувство патриотизма к своей Родине
План урока:
- Архитектура.
- Живопись.
- Резьба по камню и дереву.
- Ремесло.
Основные понятия: крестово-купольный храм, плинфа, фреска, икона.
Важнейшие даты: 1037 г. - Софийский киевский собор, 1052 г. - Софийский новгородский собор, XII в. - Успенский собор во Владимире.
Оборудование урока: хрестоматия по истории России, фото- и видеоматериалы по истории русской культуры данного периода.
Рекомендуемая организация уроков
1. Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце X в. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.). Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове (покажите иллюстрацию).
Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Чтобы ученикам было легче следить за вашим рассказом, нарисуйте на доске следующую схему:
Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.
Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма (покажите иллюстрации). Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрыты фресками и мозаиками, на которых изображены отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины - величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах, в одеждах, ниспадающих крупными ритмичными складками.
В 1045 г. Софийский храм был возведен также в Новгороде (покажите иллюстрацию).
В начале XII в. Киевская Русь переживает упадок, но все же культурная традиция не прерывалась. С ее распадом в XII в. поток национального искусства не иссяк, но лишь разбился на множество рукавов. Вторая половина XII в. - первая половина XIII в. стали временем очень интенсивного строительства. В то время большинство храмов были однокупольными. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани - по-прежнему строили из плинфы.
Плинфа - от греч. «плинтос» - кирпич. Широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве Византии и в X-XI1I вв. в Южной Руси.
Учитель продолжает: В 1165 г. на берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Стройная, легкая, устремленная ввысь церковь покоряет особым лиризмом архитектурного образа (покажите иллюстрацию). Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы (покажите иллюстрации).
В Новгороде строительным материалом был серый известняк. Для новгородских храмов характерна сдержанность, лаконичность и массивность форм, например церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).
Зодчие Галицко-Волынского княжества возводили здания из каменных блоков правильной формы, уложенных в два ряда, промежуток между которыми заполнялся битым камнем и раствором. Фасад украшался барельефной скульптурой. К сожалению, памятники галицкой архитектуры не сохранились; лишь небольшая их часть известна по археологическим раскопкам.
- Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко - в мозаиках, фресках и иконах.
Запись в тетрадях:
Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.
Икона - от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.
Учитель продолжает: Излюбленными сюжетами иконописи были жития Марии и Иоанна Крестителя, события из жизни Христа. В строгих ликах, в их больших темных глазах ощущаются напряженная внутренняя жизнь, глубокая убежденность в истинности своей веры, готовности во имя ее к любым жертвам. В этой суровой мужественности воплотилась не только церковная мораль, но и крепнущее самосознание народа, его нравственная сила и стойкость перед лицом испытаний.
В церкви иконы помещались на иконостасе, который составлялся по строгим канонам и правилам. В своем простейшем виде он представлял несколько продольных балок - тябл, на которых располагались иконы. Иконостас состоял из 5 рядов.
- Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
- Учитель сообщает: Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады икон, книги (покажите иллюстрации).
Примечания: Для лучшего усвоения материала следовало бы сходить с учениками в музей (например, в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Исторический музей, Московский Кремль и др.) или даже организовать поездку по древним городам (Новгород, Смоленск, Суздаль, Владимир и др.).
Древнерусская культура Х-ХШ вв. характеризовалась переплетением христианских и народно-языческих влияний.
Доклады на следующие темы (по выбору):
а) «Монахи Киево-Печерского монастыря (Нестор, Антоний, Феодосий)». В этом докладе надо рассказать об известных фактах жизни этих монахов, об их вкладе в религиозную и культурную жизнь Руси. Особо обратить внимание на те качества, которыми они прославились при жизни и те, которые прославлены при их канонизации. Лит-ра: Энциклопедия «Христианство» в 3-х тт. М., 1995; Федотов Г. Г1. Святые Древней Руси. - М., 1999; Древнерусские предания. - М., 1982.
б) «Русский героический эпос. Его особенности». В этом докладе надо рассказать об истории русских былин, об их бытовании и первых записях. Выделить основные отличия былин от сказок. Лит-ра: Русские былины. Любое издание; История русской литературы. В 10-ти тт. - М.-Л., 1941. - Т. 1; Памятники литературы Древней Руси; Калугин В. И. Герои русского эпоса. М., 1983. Добрыня Никитич и Алеша Попович. - М., 1974.
в) «Наставление государя. Представления о грехах и добродетелях русского князя». Рассказать в докладе о главных, с точки зрения автора, событиях его жизни и о его заветах своим детям. Лит-ра: Поучение детям Владимира Мономаха. Любое издание; История русской литературы. В 10-ти гг. - М.-Л., 1941. - Т. 1; Памятники литературы Древней Руси.
г) «Архитектура Древней Руси в ХИ-ХШ вв.». В этом докладе надо рассказать о наиболее значительных памятниках архитектуры различных княжеств, описать их особенности. Лит-ра: Русское деревянное зодчество. - М., 1950; Грабарь И. История русского искусства. - Т. 1,2.- М., 1953; История русской архитектуры 2-е изд. - М., 1956.
Дополнительный материал для преподавателя
1. Слово о полку Игореве, конец XII в.
Яроелавовы все внуки и Всеславовы! Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!
На седьмом веке Трояка бросил Всеслав жребий о девице ему милой. Тот хитростью поднялся... достиг града Киева и коснулся копьем своим золотого престола киевского. А от них бежал, словно лютый"зверь в полночь из Белгорода, бесом одержим в ночной мгле; трижды добыл победы: отворил ворота Новгороду, разбил славу Ярославову, скакнул волком на Немигу с Дудуток.
На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не на добро засеяны, засеяны костями русских сынов.
Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева до рассвета дорыскивал до Тмуторокани, великому Хорсу волком путь перебегал. Ему в Полоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал. Хотя и вещая душа была у него в дерзком теле, но часто от бед страдал. Ему вещий Боян еще давно припевку молвил, смысленый: «Ни хитрому, ни удачливому <...> суда божьего не избежать!»
О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне одни стяги Рюриковы, а другие - Давыдовы, и порознь их хоругви развеваются. Копья поют. <...>
Плач Ярославны (Там же).
На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою неведомой она рано кличет. «Полечу, - говорит, - чайкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».
Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких ^крыльях на воинов моего лады? Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял»?
Ярославна с утра плачет на стене города Путивля, причитая: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе ладьи Святославовы до стана Кобя- кова. Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море».
Ярославна с утра плачет в Путивле на стене, причитая: «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло». <...>
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - Москва, 1999. - С. 62-63.
2. Своеобразие русских былин
... Ведь европейское средневековье - время не только появления русских былин, но и «Бео- вульфа» в Англии, «Песни о Роланде» и «Песни о Гильоме Оранжском» - во Франции, «Песни о нибелунгах» - в Германии, «Песни о Сиде» - в Испании, «Старшей Эдды» - в Исландии. Конечно, общность средневековой жизни порождала общие сюжеты и темы в русском и западноевропейском эпосе. Но налицо и существенные различия. И здесь и там фольклорным героям приходится бороться с иноплеменниками и иноверцами. Но при этом основная идея былины и древнерусских летописных повестей - освобождение, рыцарских хроник - завоевание, крещение иноверцев. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе, точно гак же, как отсутствует идея религиозной или расовой непримиримости, вражды. «Кто не убит в бою, тот окрещен» - таков девиз крестовых походов.
Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный стольный
Киев-град.
Вот «символы веры» русских богатырей: только защита и только освобождение. В отличие от западноевропейского в русском эпосе ни борьба за славу и драгоценности, ни верность вождю, ни кровавая месть не стали определяющими темами. <...> Все это не значит, конечно <...> что русский эпос в чем-то превосходит западноевропейский. Речь не о превосходстве, не о противопоставлении, а только о сравнении, которое, как уже отмечалось, дает возможность выделить не общие... а самобытные, наиболее характерные черты, отличающие русский эпос от западноевропейского. Такие отличия есть в эпосе любого народа, в этих отличиях, а не совпадениях, проявляются национальные черты народа <...>
С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов. История государства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культура Руси XII - XIII веках"
Культура Древней Руси...
Культура Руси Х – начала XIII вв.
урок посвящен теме Культура Древней Руси...
Культура Руси X - XIII вв.
Презентация по истории России 10 класс....
Культура Руси X-XIII вв.
Дата проведения:________Тема урока: Культура Руси в X-XIII вв.Цель урока:- образовательная: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотно...
Конспект урока "Культура Руси X - начала XIII в."
Цель :1) Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразие культуры Руси Х- начала XIII веков.2) Развивать обще учебные умения классификации (сравнения, сопост...
Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."
Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."...
Открытое занятие "Культура Руси конца XIII – XVII вв"
Разработка представлена конспектом с практической работой....