статья Формирование читательской культуры на уроках истории
статья по истории на тему

Формирование читательской культуры - одно изтребований  метапредметных результатов основного образования в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_chteniya_na_urokah_istorii.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевский центр образования № 4»

муниципального образования Киреевский район

Формирование читательской культуры на уроках истории и обществознания.  

                                                                                 Башкина Людмила Алексеевна,

учитель истории и обществознания

г. Киреевск

Тульская область

Формирование читательской культуры на уроках истории и обществознания.  

В разные эпохи «культура чтения» как многомерное понятие трактовалась по-разному. Рассмотрим некоторые из них. Н. Е. Добрынина в современной социокультурной ситуации предлагает понимать культуру чтения как вид деятельности, состоящих из трех слагаемых: «предфазы, связанной с мотивационной сферой обращения к печатному источнику и информации о нем; фазы на которой происходит непосредственное соприкосновение с текстом, его постижение (восприятие, понимание) и постфазы, определяемой последствиями чтения (дальнейшим осмыслением темы, развитием читательского интереса, межличностным общением по поводу прочитанного, использованием усвоенной информации в разных областях жизни)».

В «Библиотечной энциклопедии» можно найти следующие определения: культура чтения – «совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности».  

Автор книги «О культуре чтения» (1969) А. П. Примаковский дает такую трактовку понятия культуры чтения – «это правильная организация чтения с учетом достижений техники и гигиены умственного труда, применение различных способов работы с книгой в зависимости от ее содержания, от цели чтения, времени, которым располагают.» Далее он отмечает что, «культура чтения характеризуется высокой требовательностью в отношении правильного понимания текста, умелым использованием для этого необходимой справочной литературы (словарей, энциклопедий, указателей и т.д.).

    Основой «культуры чтения» является культура личности. Подразумевая под термином «культура» достижения в какой-либо отрасли человеческой деятельности, а также высокий уровень чего-либо, к формированию культуры в области чтения можно подойти так же, как и в других сферах деятельности – с двух сторон: с точки зрения техники, мастерства исполнения (в данном случае, техники чтения) и с точки зрения творческого, духовного начала, которое содержит в себе процесс чтения. В любом случае, культура чтения будет включать в себя и то, что человек читает, и то, как читает, а также – зачем читает и сколько.

С точки зрения психологии, чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь, чтение подразумевает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Чтение, т.е. понимание письменной речи, является более трудным действием, чем понимание устной речи.

При чтении нужно без помощи всех  вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив относительный удельный вес и правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное толкование. Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь ведет к дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.

      Наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

     Следовательно, задача учителя в области формирования «культуры чтения» - развитие умения не только читать, но размышлять о содержании текста и переносить его в сферу личного сознания.  Тем более, что современные требования к уровню освоения программ по истории (обществознанию) предполагают наличие умений:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблицы, схемы, исторические карты).

      Напомним, что понятие «текст» трактуется широко, и может включать визуальные изображения: диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики.

     На уроках общественного цикла мы работаем с текстами разного вида. Учебными текстами могут быть: исторические документы и  авторский текст (например, учебник). Как своеобразный текст, несущий в себе определенную историческую информацию и субъективное прочтение автором этой информации,   можно расценивать и  иллюстрации. Текст должен быть максимально воспринят и осознан  учащимся. Сделать это можно при помощи системы  разнообразных заданий.

   Осознанному освоению учениками  любого   прочитанного текста способствует, например,   прием  объяснительного чтения, который подразумевает чередование чтения с разъяснениями и дополнениями прочитанного. Применяю в этой связи алгоритмы-модули, которые помогают системно находить нужную информацию в тексте и объяснять прочитанное (приложение).

        Уже в 5 классе детей обязательно надо учить находить в тексте фактический материал: имена, даты, события, факты,  подтверждающие или опровергающие какое-либо утверждение учителя (прием поиска доказательства). Для дат и терминов будем вести словарь.  Здесь начинается ещё работа по развитию словарного запаса и формированию коммуникативной компетенции. Она  организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях (работа с когнетивными картами понятий).

   К тексту параграфа применяю чаще всего задание - отвечать на конкретные вопросы, избегая при этом  главой ошибки - пересказа текста параграфа. Часто для организации практических работ делаю задания (индивидуальные, групповые) к тексту параграфа и учащиеся самостоятельно выполняют поиск информации из текста параграфа (сложнее, если используется письменный источник).

   Очень полезным является прием чтение с пометками. Задания при чтении с пометками  могут быть самыми разными.  Это может быть поиск  конкретных фактов и доказательств, в том числе известных ученику ранее и новых для него, тех, которые кажутся ему бесспорными и сомнительными; причин и последствий; аргументов, с которыми ученик согласен или не согласен и т.д.  (технологии развития критического мышления)

Стратегия ЗХУ. Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

“З” Знаем

“Х” Хотим узнать

“У” Узнали

Прием “Инсерт”. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Использую приемы изучающего и усваивающего чтения: вопросы к тесту, составление плана, граф-схем, тезирование, сводные таблицы, комментирование. 

  Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом - это   составление к нему  плана.

Планы  могут быть:

Простыми (передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача -  помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно)

Развернутыми (содержит более полную, конкретизирующую информацию)

Картинными  (позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно)

Смысловыми (предполагают перечисление основных,   существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение)

Стереотипными (помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности)

Тезисными (предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий  единичных фактов, не имеющих  в истории аналогов)

Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Два вида граф-схем – линейная и разветвлённая. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры. В отличие от плана, в граф-схеме наглядно видны связи между элементами текста.   (выполнение практической работы).

То, что читательская деятельность – это труд, и немалый, по-видимому, это стало одной из причин, почему истинных любителей чтения не так много. Это труд по преобразованию человеком самого себя. И как всякий труд, он требует и знаний, и умений.

Приложения для использования в работе по обучению смысловому чтению по истории

                                                               Модуль «Составление конспекта».

  • Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.
  • Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
  • На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
  • Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
  • Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
  • Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».
  • Тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).
  • Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
  • В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
  • Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

                                                Модуль работы с опорным конспектом или схемой.

1.  Внимательно ознакомьтесь с таблицей опорного конспекта.

2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в которых   отражен исторический материал таблицы опорного конспекта.

3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигналами таблицы опорного конспекта).

4.Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите таблицу опорного конспекта, пересказывая вслух или «про себя» исторический материал и фиксируя его с помощью символов таблицы опорного конспекта.

5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнения при пересказе.

6.Дополните таблицу опорного конспекта (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).

7. Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите таблицу опорного конспекта с изложением материала по памяти вслух (если дома) и «про себя» (если в классе).

            

ПАМЯТКА

по работе с текстом учебника

1.  Внимательно прочитай название параграфа.

2.  Чтобы составить общее представление о теме, прочитай сначала весь параграф.

3.  Проговори (а лучше - кратко запиши в тетрадь) вопросы, на которые тебе надо ответить.

4.  Внимательно прочитай еще раз каждый раздел параграфа, но теперь:

А) обращай  внимание на название каждого раздела (в нем содержится  главная мысль)

Б) отмечай простым карандашом готовые ответ на вопрос или те места в тексте, которые помогут на него ответить.

 В) подчеркни  (или выпиши в тетрадь) непонятные слова, встречающиеся в тексте.

5.  Выясни при помощи словаря значение непонятных слов.

6.  Устно ответь на заданный вопрос несколько  раз, чтобы почувствовать уверенность в правильности и полноте своего ответа.

7.  Перескажи параграф (раздел).

1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамоты на уроках истории" 2021г.

Методическая разработка по формированию читательской грамотности на уроках историиПредмет: история России.Тема «Смута в Российском государстве». 7 класс...

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе

Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

статья Формирование читательской грамотности на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных...