рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Лицей № 281
Адмиралтейского района Санкт- Петербурга
«Рассмотрено»
| «Утверждено»
|
«Принято»
педагогическим советом
протокол № 1
«31» августа 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории 8 класс
Пинчук Таисы Владимировны
на 2015– 2016 учебный год
Составлено на основе программы:
А.Н.Боханов, А.Н. Сахаров. История
России, М.: Русское слово 2012
А.Н.Ведюшкин. Всеобщая история.
История Нового времени, М.:
Просвещешие 2011
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Составлена на основе Примерной программы по истории и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта (основного общего образования)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета (истории)
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа по истории для 8 классов разработана на основании нормативно-правовых документов: ФГОС и учебного плана Лицея № 281. продолжает изучение истории по учебникам: А.Боханов (« История России») и В.Ведюшкин под ред Чубарьяна («Всеобщая история. История Нового времени»)
- Определение места и роли учебного курса истории-8 класса
Главными целями современного историко-культурного образования является воспитание учащихся в качестве граждан России, воспитание уважения к национальным и универсальным ценностям, способности понимать и принимать культуру своего и других народов.
Одна из фундаментальных задач историко-общественного образования:
-научить школьников объективно оценивать разнообразную информацию социального характера,
-анализировать общественно-политическую и культурную ситуацию
-осуществлять самостоятельный осмысленный выбор.
( Это будет способствовать подготовке школьников к жизни в гражданском обществе и правовом государстве.)
Содержание среднего (полного) исторического образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, исторический процесс и человек в историческом процессе.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых исторических процессов и социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, литературы и др.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования и особенно в выпускном классе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.
На изучение истории отводится по 2 час в неделю, базовый уровень. (Основание ФГОС и учебный план Лицея)
Основной воспитательной задачей исторического образования становится формирование российской идентичности, формирование гражданского сознания и патриотичности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства.
Федеральный компонент государственного стандарта предполагает отказ от детализации содержания курсов истории. Это способствует усилению общекультурной направленности учебного процесса, его мировоззренческой значимости. Важную роль в изучении истории имеет изучение исторических персоналий, опыта совместной жизни различных народов в рамках одного государства.
В рабочей программе по истории 8 класса отражены и в ходе преподавания реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Инструментально-практические компетенции реализуются в умении находить и -использовать исторические источники;
-умении анализировать,
сопоставлять, комментировать информацию исторического характера;
-использовать исторические знания в социальных коммуникациях и для выработки и обоснования своей социальной позиции.
На ступени среднего (полного) общего образования курсы «История Россия» и «Всеобщая история» изучаются синхронно-параллельно
Изучение истории в школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную и историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы истории, философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план Лицея отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе среднего (полного) общего образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Результаты обучения
Результаты изучения курса «История» полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на
-реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов;
- освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
- овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
«Знать/понимать»
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории конца XVIII-ХIХ веков;
-периодизацию всемирной и отечественной истории конца XVIII-ХIХ веков;
-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-историческую обусловленность общественных процессов;
-особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
«Уметь»:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах ( текст, карта, таблица, схем а, аудиовизуальный ряд);
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, презентации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в конце XVIII - ХIХ веках, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых); тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных историко-культурных проблем;
Содержание учебной программы по истории для 8 классов.
В 8 классе - предлагается дать целостное представление о развитии общества XIX века, его актуальных проблемах, о человеке XIX века. Сохраняя преемственность с предыдущими курсами истории, в 8 классе изучается Всеобщая история — 24 часа (учебник А.Ведюшкин) и Россия XIХ век — 44 часа ( учебник А.Боханов).
В 8 классе предусмотрено значительное расширение дискуссионных вопросов, проблематики времен XIX века, и углубление вопросов социально-политического характера указанного периода.
Технология обучения:
Применяются следующие виды технологий: информационные, доклады, исторические диктанты, индивидуальные задания, сочинения, диспуты, работа с первоисточниками.
Виды и формы контроля:
Применяются промежуточные формы контроля: устные и письменные ответы учащихся, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, схемы, индивидуальные и коллективные задания по карточкам; формы итоговой аттестации — контрольная работа, контрольное тестирование.
Уровень подготовки выпускников должен соответствовать рекомендуемым стандартам.
Учащиеся должны знать изученный материал, осознанно его воспроизводить (порядок исторических событий, даты, выдающихся деятелей и их влияние на ход событий в стране и мире).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
История Нового времени – 24 ч
Глава 1. Французская революция (5 ч)
Империя Наполеона I во Франции. Генеральные штаты, национальное собрание. «Гражданский кодекс». Период Директории и Консульства. Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.
Глава 2. Европа в XIX-начале XX в (8 ч)
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур, Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.
Глава 3. Страны Америки в конце XVIII-начале XX в (3ч)
Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.
Глава 4. Азия и Африка в XIX-начале XX в (4 ч)
Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг. Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.
Глава 5. Мир в конце XIX-начале XX в (2 ч)
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
Глава 6. Материальная и художественная культура конца XVIII-начала XX в (1 ч)
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕК – 44 ч
Глава 1. Российская империя в начале XIX века (3ч)
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Глава 2. Внешняя политика Российской империи в начале XIX в (4ч)
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.
Глава 3. Россия после Отечественной войны 1812 г (4ч)
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.
Глава 4. Российская империя в годы правления Николая I (1825-1855) (3ч)
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг. Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Глава 5. Внешняя политика России в царствование Николая I (3ч)
Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Глава 6. Общество, церковь, культура в России первой половины XIX в (5ч)
Русская культура первой половины XIX в. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Глава 7. Россия в годы правления Александра II (1855-1881) (8ч)
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.
Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.
Глава 8. Россия в царствование Александра III. Первые годы правления Николая II (7ч)
Россия конце XIX в. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрный кризис 80-90-х гг. XIX в. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Глава 9. Общественная и церковная жизнь в последней четверти XIX в (3ч)
К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Глава 10. Образование, наука и культура России во второй половине XIX в (4ч)
Российская культура второй половины XIX века и начала ХХ века. Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Театр и драматургия. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Учебно-методический комплект:
1.В.А.Ведюшкин Всеобщая история, М.:Дрофа, 2011
2.А.Боханов История России XIX век, М.:Русское слово, 2013
3. А.Н.Майков Методические рекомендации по курсу «История России. XIX век» 8 класс.
4.Рабочая тетрадь «История России» 8 класс. М.: Русское слово 2013
5. О.А. Арсланова, К.А. Соловьев Поурочные разработки по истории Нового времени. М.: Вако 2011
Учебно-методический комплект для учащихся:
1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. История Нового времени. М.: Дрофа 2011
2. Боханов А.Н. История России XIX век. М.: Русское слово, 2012
3. Атлас «История России» 8 класс. М.: Дрофа 2011
Методическая литература:
1. Современный словарь по общественным наукам / под общ. редакцией О.Г. Данильяна, Н.И.Панова. – М.: « Эксмо» 2005
2.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: «ВЛАДОС» 2010
3.Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. – М.: «Просвещение» 1990
4.Энциклопедии, словари
5.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах
6.Карты, репродукции, картины. Аудиовизуальные средства обучения. История России:
Приложение:
1. Контрольно-измерительные материалы. История России. Волкова К.В. М.: Вако 2012
2. Контрольно-измерительные материалы по Новой истории А.А. Алебастрова М.: Дрофа 2012
Учебно-тематическое планирование
Всеобщая история - 24 ч
История Нового времени
№ урока | Тема | Количество часов |
Глава 1. Французская революция | 5 | |
1 | Начальный этап революции | 1 |
2 | Развитие революции во Франции | 1 |
3 | Взлет и спад революции | 1 |
4 | Период Директории и Консульства | 1 |
5 | Наполеоновская империя | 1 |
Глава 2. Европа в XIX-начале XX в | 8 | |
6 | Международные отношения в 1815-1875 гг | 1 |
7 | Англия в конце XVIII-первой половине XIX в | 1 |
8 | Англия во второй половине XIX-начале XX в | 1 |
9 | Франция в 1815-1848 гг | 1 |
10 | Распространение радикальных идей в Европе и мире | 1 |
11 | Франция во второй половине XIX-начале XX в | 1 |
12 | Борьба за объединение Италии | 1 |
13 | Образование Германской империи | 1 |
14 | Повторно-обобщающий урок | 1 |
Глава 3. Страны Америки в конце XVIII-начале XX в | 3 | |
15 | США в первой половине XIX в | 1 |
16 | США во второй половине XIX в | 1 |
17 | Латинская Америка: поиски независимости | 1 |
Глава 4. Азия и Африка в XIX-начале XX в | 4 | |
18 | Кризис Османской империи | 1 |
19 | Страны Центральной Азии | 1 |
20 | Китай. Япония | 1 |
21 | Африка в концеXVIII-начале XXв | 1 |
Глава 5. Мир в конце XIX-начале XX в | 2 | |
22 | Нарастание международных противоречий | 1 |
23 | У порога мировой войны | 1 |
Глава 6. Материальная и художественная культура конца XVIII-начала XX в | 1 | |
24 | Художественная культура индустриального общества | 1 |
Учебно-тематическое планирование
История России XIX век - 44 ч
№ урока | Тема | Количество часов |
Глава 1. Российская империя в начале XIX века | 3 | |
1 | Заговор 11 марта 1801 г | 1 |
2 | Попытки реформ. Деятельность М.М. Сперанского | 1 |
3 | Российская империя в начале XIX в | 1 |
Глава 2. Внешняя политика Российской империи в начале XIX в | 4 | |
4 | Русско-турецкая война, войны со Швецией и Персией | 1 |
5 | Взаимоотношения России и Франции в начале XIX в | 1 |
6 | Отечественная война 1812 г | 1 |
7 | Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза | 1 |
Глава 3. Россия после Отечественной войны 1812 г | 4 | |
8 | Военные поселения и проекты дальнейших реформ | 1 |
9 | Тайные общества | 1 |
10 | Выступления на Сенатской площади | 1 |
11 | Повторно-обобщающий урок | 1 |
Глава 4. Российская империя в годы правления Николая I (1825-1855) | 3 | |
12 | Внутренняя политика Николая I | 1 |
13 | Политический сыск и теория официальной народности | 1 |
14 | Экономическое развитие России при Николае I | 1 |
Глава 5. Внешняя политика России в царствование Николая I | 3 | |
15 | Кавказская война | 1 |
16 | Россия и революционное движение в Европе. Польское восстание | 1 |
17 | «Восточный вопрос» и Крымская война | 1 |
Глава 6. Общество, церковь, культура в России первой половины XIX в | 5 | |
18 | Славянофилы и западники | 1 |
19 | Русская православная церковь | 1 |
20 | Русский утопический социализм | 1 |
21 | Наука и образование | 1 |
22 | Архитектура, театр, живопись, музыка | 1 |
Глава 7. Россия в годы правления Александра II (1855-1881) | 8 | |
23 | Вступление на престол Александра II и отмена крепостного права | 1 |
24 | Реформы Александра II | 1 |
25 | Сельское хозяйство страны после отмены крепостного права | 1 |
26 | Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ | 1 |
27 | Внешняя политика России в 1860-е-первой половине 1870-х гг | 1 |
28 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг | 1 |
29 | Народничество | 1 |
30 | Повторно-обобщающий урок | 1 |
Глава 8. Россия в царствование Александра III. Первые годы правления Николая II | 7 | |
31 | Александр III и его внутренняя политика | 1 |
32 | Экономическое состояние России в 1880-1890-е гг | 1 |
33 | Политическое и административное устройство России | 1 |
34 | Социальная структура Российской империи. Формирование рабочего класса | 1 |
35 | Николай II – последний русский император | 1 |
36 | Экономические реформы С.Ю. Витте | 1 |
37 | Внешняя политика России в конце XIX в | 1 |
Глава 9. Общественная и церковная жизнь в последней четверти XIX в | 3 | |
38 | Появление марксизма в России | 1 |
39 | В.И. Ленин и возникновение социал-демократического движения | 1 |
40 | Русская православная церковь. К.П. Победоносцев и Иоанн Кронштадтский | 1 |
Глава 10. Образование, наука и культура России во второй половине XIX в | 4 | |
41 | Система образования и наука | 1 |
42 | Литература, живопись, архитектура, музыка, театр | 1 |
43 | Повторно-обобщающий урок | 1 |
44 | Итоговое повторение | 1 |
Контрольно - измерительные материалы
Входная контрольная работа
Вариант – 1
1. Грамотность быстро возрастала среди:
1. крестьян
2. купцов
3. дворян
4. казаков
2. Распространенной формой получения образования были:
1. царские школы
2. церковные школы
3. домашнее обучение
4. университеты и гимназии
3. Северная война происходила:
1. 1695 - 1714
2. 1695 - 1721
3. 1700 - 1721
4. 1700 - 1725
4. В 1703 году был основан:
1. Киев
2. Санкт-Петербург
3. Нарва
4. Полтава
5. Первое высшее учебное заведение открыто:
1. Симеоном Полоцким
2. братьями Лихудами
3. царем Алексеем
4. Симоном Ушаковым
6. В 1678 г. была издана первая печатная книга по истории России, она называлась:
1. Повесть временных лет
2. Домострой
3. Синопсис
4. Жития
В1. Расположите в хронологической последовательности события начала XVII в.:
А) царствование Василия Шуйского
Б) вступление в Москву Лжедмитрия I
В) избрание Михаила Романова на царство
Г) освобождение Москвы от интервентов
С1. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II,
И укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определи.
«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торг и ярмарки. Право иметь или покупать дамы в городах, и в оных иметь рукоделие».
Вариант - 2
1.Не был первопроходцем:
1. Дежнев
2. Аввакум
3. Стадухин
4. Поярков
2.«Вот Ерёма стал тонуть, Фому за ногу тянуть …»
1. несправедливый суд
2. феодальные порядки
3. неспособность феодалов к труду
4. глупость крестьян
3. Второй поход на Азов:
1. 1694
2. 1695
3. 1696
4. 1697
4. Парсуна, это:
1. оружие
2. посуда
3. портрет
4. спектакль
5. парча и тафта
1. оружие
2. блюда
3. ткани
4. одежда
6. клеть, это:
1. ткань
2. крепость
3. хозяйственная постройка
4. печь
В1. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идет речь:
«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай – города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол… »
С1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«После этого во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и жив. Слух об этом дошел до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».
Ключи:
Вариант | А | В | С | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 1 | |
1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | Б,А,Г,В | «Грамота на права, вольности и преимущества благороднаго российскаго дворянства» или «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.) |
2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | Смута. Интервенция. | Смутное время |
Итоговая контрольная работа
I – вариант
1. Годы правления Николая 1:
а) 1801-1825 г.г.
б) 1825-1855 г.г.
в) 1800-1855 г.г.
2. «Западники» – это:
а) религиозная секта;
б) сторонники собственного, самобытного пути исторического развития России;
в) литературное объединение.
3. Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется:
а) республикой,
б) абсолютизмом,
в) тиранией.
4. Лишним в ряду является:
а) Багратион,
б) Тормасов,
в) Барклай де Толли,
г) Д. Давыдов.
5. Крымская война была:
а) 1853-1856 г.г.;
б) 1877-1878 г.г.;
в) 1854-1855 г.г.
6. Крепостное право отменено в:
а) 1861 г.
б) 1800 г.
в) 1860 г.
7. Срок внесения крестьянами выкупных платежей за землю:
а) 70 лет;
б) 10 лет;
в) 49 лет.
8. Крестьяне считались «временнообязанными»:
а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне.
9. Военная реформа 1874г.:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 25 - летний срок службы;
в) объявляла рекрутские наборы.
10. Городами по городской реформе 1870 г. управляли:
а) губернаторы;
б) городские управы;
в) городские думы.
11. Современниками были:
а) Александр I и В.П.Кочубей;
б) Александр I и Кромвель;
в) Пестель и Меньшиков.
12. В 1803 году был издан:
а) указ о «вольных (свободных) хлебопашцах»;
б) Жалованная грамота дворянству и городам;
в) циркуляр о «кухаркиных детях».
13. Сопоставьте факты и даты:
1. | 12 июня 1812 г. | а | Венский конгресс |
2. | 1 сентября 1812 год | б | Совет в Филях |
3. | 26 августа 1812 год | в | Бородинское сражение |
4. | Сентября 1814 – июнь 1815 г.г. | г | Наполеон перешел Неман и вторгся в Россию |
14. Главнокомандующим русскими войсками после осады Смоленска назначен:
а) М.И.Кутузов;
б) П.И.Багратион;
в) Александр I.
15. Судебная реформа 1864 г. установила принципы судопроизводства:
а) гласность, состязательность, независимость судей;
б) гласность, состязательность, подчинение судей сенату;
в) гласность, состязательность, подчинение судей правительству.
16. Кто изображен на портрете:
1. _____________ 2. _____________ 3. _____________ 4. ____________
17. Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право, быть непобедимыми».
О каком сражении речь?
____________________________________________________________________.
18. Какие события изображены на картинах ?
1. ___________________________ 2. _____________________________
19. Выдающимися военачальниками войны 1812 были:
а). Багратион П.И., Тучков Н.А., Раевский Н.Н.;
б). Кутузов М.И., Истомин В.И., Макаров С.О.;
в). Барклай де Толли М.Б., Гурко В.И., Нахимов П.С.;
г). Раевский Н.Н., Скобелев М.Д., Корнилов В.А.
20. Установите соответствие между деятелем культуры и его произведением:
1. | А. П. Чехов | а | «Бурлаки на Волге» |
2. | И.П. Репин | б | «Лебединое озеро» |
3. | П. И. Чайковский | в | «Палата № 6» |
4. | О. Микешин | г | «Царская невеста» |
5. | Н.А. Римский-Корсаков | д | «Тысячелетие России» |
II – вариант
1. Укажите годы правления Александра I:
а) 1767-1825;
б) 1801-1825;
в) 1801-1815.
2. «Западники» – это:
а) религиозная секта;
б) сторонники преимущественно западноевропейского пути развития России;
в) литературное объединение.
3. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:
а) императору;
б) Сенату;
в) Синоду.
4. Кто лишний в ряду:
а) В. Г. Белинский;
б) А. И. Герцен;
в) Н. П. Огарев.
г) Е. Ф. Канкрин.
5. Парижский мир, завершивший Крымскую войну, был подписан в:
а) 1856 г.;
б) 1855 г.;
в) 1860 г.
6. Крепостное право отменено в:
а) 1861 г.
б) 1800 г.
в) 1860 г.
7. Срок внесения крестьянами выкупных платежей за землю:
а) 70 лет;
б) 10 лет;
в) 49 лет.
8. Крестьяне считались «временнообязанными»:
а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне.
9. Военная реформа 1874 г.:
а) отменила рекрутскую систему комплектования армии;
б) сохраняла 25 - летний срок службы;
в) объявляла рекрутские наборы.
10. Функции земств заключались:
а) осуществление политической власти на местах;
б) выполнение полицейских функций;
в) решение хозяйственно - административных и культурных вопросов местного значения.
11. Современниками были:
а) Александр I и Наполеон Бонапарт;
б) Александр I и Кромвель;
в) Пестель и Меньшиков.
12. В 1803 году был издан:
а) указ о «вольных (свободных) хлебопашцах»;
б) Жалованная грамота дворянству и городам;
в) циркуляр о «кухаркиных детях».
13. Сопоставьте факты и даты:
1. | 12 июня 1812 г. | а | Бородинское сражение |
2. | 1 сентября 1812 год | б | Венский конгресс |
3. | 26 августа 1812 год | в | Наполеон перешел Неман и вторгся в Россию |
4. | Сентября 1814 – июнь 1815 г.г. | г | Совет в Филях |
14. Судебная реформа 1864 г. установила принципы судопроизводства:
а) гласность, состязательность, независимость судей;
б) гласность, состязательность, подчинение судей сенату;
в) гласность, состязательность, подчинение судей правительству.
15. Главнокомандующим русскими войсками после осады Смоленска назначен:
а) М.И.Кутузов;
б) П.И.Багратион;
в) Александр I.
16. Кто изображен на портрете:
1. _____________ 2. _____________ 3. _____________ 4. _____________
17. М.А.Бестужев: «День – был сумрачный – ветер дул холодный. Солдаты, затянутые в парадную форму с 5 часов утра, стояли на площади уже более 7 часов. Со всех сторон мы были окружены войсками – без главного начальства (потому что диктатор Трубецкой не явился), без артиллерии, без кавалерии, - словом, лишенные всех моральных и физических опор для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергией оставались непоколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах, как на параде … »
О каком событии идёт речь?
__________________________________________________________________.
18. Какие события изображены на картинах ?
1. ___________________________ 2. _____________________________
19. Военачальниками во время Отечественной войны 1812 года были:
а) М.И.Кутузов;
б) М.Д. Скобелев;
в) П.И.Багратион;
г) И.В. Гурко;
д) А.Н.Куропаткин;
е) М.Б. Барклай де Толли.
1) АБВ 2) АВЕ 3) БГД 4) ВДЕ
20. Установите соответствие между деятелем культуры и его произведением:
1. | Л.Н. Толстой | а | «Боярыня Морозова» |
2. | В.Суриков | б | «Лебединое озеро» |
3. | П. И. Чайковский | в | «Анна Каренина» |
4. | В.О. Шервуд | г | «Царская невеста» |
5. | Н.А. Римский-Корсаков | д | Исторический музей |
Ключи:
Контрольная работа по истории в 8 классе составлена в соответствии с «Обязательным минимумом основного образования» и требованиями к уровню подготовки учащихся по освоению основного общего образования по истории.
Формой оценивания уровня подготовки учащихся по истории является тестирование. Контрольная работа взята из «Дидактические материалы. История России. XIX век»
Задания контрольной работы проверяют ЗУН учащихся по темам:
1. Россия в первой половине XIX века.
2. Россия во второй половине XIX века.
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставиться за 27-31 балл.
Оценка «4» ставиться за 20-26 баллов.
Оценка «3» ставиться за 14-19 баллов.
Оценка «2» ставиться за 13 и менее баллов.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
I | б | б | б | г | а | а | в | а | в | б | а | а | а | а | 1 г, 2 б, 3 в, 4 а | 1.П.И.Богратион 2. Михаил Богданович Барклай-де-Толли 3. Наполео?н I Бонапа?рт 4.М.И.Кутузов | Бородинское сражение | 1.Военный Совет в Филях. 2. Восстание на Сенатской площади | а | 1 в, 2 а, 3 б, 4 д, 5 г |
II | б | б | а | г | а | а | в | а | в | в | а | а | а | а | 1 в, 2 г, 3 а, 4 б | 1.П.И.Богратион 2. Михаил Богданович Барклай-де-Толли 3. Наполео?н I Бонапа?рт 4. М.И.Кутузов | Восстание декабристов | 1.Военный Совет в Филях. 2.Ссожение Москвы при сдаче французам. | 2 | 1 в, 2 а, 3 б, 4 д, 5 г
|
Баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 2 | 1 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...