Правление Ярослава Мудрого
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Дата проведения: _____________
Тема урока: Правление Ярослава Мудрого
Цель урока:
- образовательная: рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира; охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить, почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского государства.
- развивающая: развить навыки совместной работы;
- воспитательная: воспитать патриотическое воспитание.
План урока:
1. Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого.
2. Внешняя политика Ярослава.
3. Внутренняя политика Ярослава. Деятельность митрополита Илариона.
4. Законодательная деятельность. Система наследования.
5. Основные понятия: половцы, обычное право, канонизация.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого; 1036 г. - разгром печенегов; 1046 г. - завершение войны с Византией, мирный договор; 1071 г. - создание «Русской правды».
Оборудование урока: Карта «Киевская Русь в IX—XII вв.»; иллюстрации: Киево- Печерская лавра, собор святой Софии в Киеве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravlenie_yaroslava_mudrogo.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: _____________
Тема урока: Правление Ярослава Мудрого
Цель урока:
- образовательная: рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира; охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить, почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского государства.
- развивающая: развить навыки совместной работы;
- воспитательная: воспитать патриотическое воспитание.
План урока:
- Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого.
- Внешняя политика Ярослава.
- Внутренняя политика Ярослава. Деятельность митрополита Илариона.
- Законодательная деятельность. Система наследования.
- Основные понятия: половцы, обычное право, канонизация.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого; 1036 г. - разгром печенегов; 1046 г. - завершение войны с Византией, мирный договор; 1071 г. - создание «Русской правды».
Оборудование урока: Карта «Киевская Русь в IX—XII вв.»; иллюстрации: Киево- Печерская лавра, собор святой Софии в Киеве.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
I. Закрепление материала: провести самостоятельную работу па знание терминов, либо вызвать к доске нескольких учеников и попросить их записать значение основных терминов, например таких, как православие, христианство, усобицы, погосты, уроки, полюдье, военная демократия, государство, язычество, политеизм, частная собственность, соседская община, пахотное земледелие, родовая община (значение терминов см. в предыдущих уроках); 2. Дополнительное задание. Ответить на вопрос: кто правил в то же время, что в князь Владимир в Византии, Польше, Германии, Франции?
Современники князя Владимира в Византии, Болгарском царстве, Священной Римской империи, Франции, Польше, Чехии, Венгрии
Русь | Князь Владимир, годы правления: 980-1015 тт. |
Византия | Император Василий I Болгаробойца, годы правления: 976-1025 гг. |
Болгарское царство | Царь Самуил, годы правления: 976-1014 гг. |
Священная Римская империя | Император Оттои 11, годы правления: 973-983 гг. |
Император Оттои III, годы правления: 983-1002 гг. | |
Император Генрих II, годы правления: 1002-1024 гг. | |
Франция | Основатель династии французских королей - Капстингов - Гуго Капет, годы правления: 987-996 гг. |
Польша | Князь Мешко I, годы правления: 960-992; |
Болеслав IХрабрый - князь с 992 г., король с 1025 г. | |
Чехия | Князь Болеслав II, годы правления: 972-999 гг. |
Князь Болеслав III, годы правления: 999-1003 гг. | |
Венгрия | Иштван 1 Святой - первый король Венгерского королевства с 1000 г. |
II. Изучение нового материала
Учитель сообщает: После смерти Владимира в 1015 г. началась кровопролитная война между его сыновьями, а их у него было десять. Власть в Киеве захватил сын Ярополка - Святополк. Стремясь к единовластному правлению, он убил своих сводных братьев - Бориса и Глеба, которых Церковь потом канонизировала, убил еще третьего - древлянского князя Святослава.
Запись в тетрадях:
Канонизация (от греч. «узаконят») - причисление к лику святых в христианской церкви.
Работа с учебником:
Ученики читают об убийстве Бориса и Глеба (§ 9, с. 65-66) для того, чтобы ответить на следующие вопросы:
- В чем вы видите смысл поведения князей Бориса и Глеба? (Они избрали христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.)
- Когда празднуется Церковью день великомученников Бориса и Глеба? (24 июля в день гибели Бориса.)
Ученики читают в учебнике о борьбе Ярослава Мудрого за власть (§ 9, с. 66-67) и записывают в тетрадях краткий конспект. Например:
Ярослав (1019-1054), княживший в Новгороде, выступил против Святополка. В 1116 г. в битве па Днепре около Любеча Святополк потерпел поражение и бежал в Польшу к своему тестю - польскому королю Болеславу Храброму.
Ярослав в 1017 г. занял Киев, но Святополк вместе с польским войском вернулся на Русь и занял Киев, Ярослав же бежал в Новгород.
В 1018 г. произошло решающее сражение между братьями на реке Альте. Ярослав одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию, погиб где-то в безвестных местах между Чехией и Польшей.
Ярослав делил свою власть с братом Мстиславом Тмутараканским (их владения разделял Днепр). После смерти Мстислава в 1036 г. Русь объединилась под властью Ярослава.
- Учитель сообщает: Ярослав продолжал внешнюю политику своего деда и отца. В 1030 г. он совершил поход на прибалтийскую чудь и для закрепления победы основал недалеко от Чудского озера город Юрьев (Тарту). В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, напали печенеги. Но они были наголову разбиты Ярославом, а часть из них откочевала в Венгрию. В 1043 г. был предпринят поход на Константинополь для защиты торговых интересов русских купцов, однако он закончился неудачно. Хотя вскоре конфликт был улажен.
Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась не только из военных действий. Большую роль играли также и династические браки. Задайте ученикам на дом составить генеалогическое дерево русских князей, где были бы отражены не только потомки по мужской линии, но и по женской (см .Домашнее задание, п. 2).
Работа с картой: Покажите на карте границы государства при Ярославе.
- Учитель сообщает: Особенность внутренней политики Ярослава заключалась в укреплении основ единства русского общества в рамках единого государства. Первое, что сделал великий князь, - укрепил систему управления страной. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Этому способствовала во многом его активная поддержка церкви, потому что Ярослав хорошо понимал идеологическую силу христианства. Он развивал церковное строительство, создание монастырей, например, Киево-Печерской Лавры, собора святой Софии (покажите иллюстрации).
Ярослав совершил весьма важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, поставив в 1051 г. на митрополичий престол не грека, а русского, - монаха Илариона. О заботах Ярослава относительно распространения христианства киевский летописец пишет следующее: «При нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».
Чтение Дополнительного материала, п. 1.
Учитель продолжает: Иларион помогал Ярославу в организации первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях. Он принимал участие в составлении церковного Устава князя Ярослава Мудрого. Ему принадлежат сочинения: «Слово о законе и благодати», «Исповедание веры», «Молитва».
- Учитель сообщает: Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - Русскую Правду. При его сыновьях было продолжено написание законов, а также дополнено Владимиром Мономахом. Отсюда структура: «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» и «Устав Владимира Мономаха».
Законодательство самого Ярослава, хотя и включало древние устные законы («Русские законы»), но сокращало родоплеменные, языческие нормы.
Работа с классом: Предложите ученикам прочитать выдержки из «Русской правды» (см. Дополнительные материалы, и. 2) и ответить на следующие вопросы:
- Найдите в тексте источника свидетельства того, что кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников. {Ответ: пункты 1 и 5.) Чем вы объясните тот факт, что в законе предусмотрело более суровое наказание за вырванные усы или клок бороды, которые еще вырастут, чем за отрубленный палец (пп. 6-7)? (Борода и усы являлись символом и признаком мудрости, зажиточности.)
Учитель сообщает: Вводился новый принцип наследования, завещанный Ярославом Мудрым: передача власти по старшинству. Однако в реальной действительности осуществлялся принцип родового наследования. Он отличал Киевскую Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал старший сын. Если королевство дробилось между братьями, то каждый передавал свою часть собственности детям, но никак не братьям или детям родственников, как это было на Руси.
Вывод: Время Ярослава - время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси. Летопись утверждает, что именно в правление Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность. Возникают первые русские монастыри, и в числе их знаменитый Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания.
III. Итог урока
Время Ярослава - время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси. Летопись утверждает, что именно в правление Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность. Возникают первые русские монастыри, и в числе их знаменитый Киево- Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания.
Домашнее задание
- § 9, работа с контурными картами.
- Составить генеалогическое дерево русских князей (начиная с Игоря и Ольги), где были бы по возможности отражены не только потомки по мужской линии, но и по женской (особое внимание обратить на династические браки). Предложите ученикам воспользоваться следующей литературой: Славянская энциклопедия. В 2-х тт. М., 2002; Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М., 1999 и др.;
3 Дополнительное задание. Подготовить небольшие доклады на темы: «Образы Бориса и Глеба в русской культуре»; «Первый русский монастырь. Его подвижники. Святые Антоний и Феодосию). Предложите ученикам воспользоваться следующей литературой: Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1999; Христианство. Энциклопедия. В 3-х тт. М., 1999-2000 и др.
Дополнительный материал для преподавателя
- Летопись о Ярославе. В год 6545 (1037). ... И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудеваю- щую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. <...>
- Русская правда в краткой редакции (избранные статьи).
1) Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.
3) Цели кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
- Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).
- Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
- А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
- Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
13) Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему - это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не поедет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней. 16) Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999. - С. 45-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 7 классе СКОУ 8 вида "Правление Ярослава Мудрого"
Подробный конспект урока истории в 7 классе СКОУ 8 вида "Правление Ярослава Мудрого" с презентацией. Материал будет интересен для учителей истории специальных коррекционных школ 8 вида....
презентация к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"
Внутренняя и внешняя политика Князя Ярослава Мудрого. Материал преминим при изучении нового материала или закреплении домашнего задания в 6 классе....
Правление Ярослава Мудрого (6кл.)
Методическая разработка поможет интересно провести урок в 6 классе....
Урок на тему Расцвет Древнерусского государства Во время правления Ярослава Мудрого.
Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС - 2 для 6 класса. Дети учатся на уроке работать в группах, высказывать свое мнение. Воспитывают в себе чувства патриотизма, любовь к Родине....
Открытый урок в 10 классе "Правление Ярослава Мудрого"
Открытый урок для учителей Республика Мордовия в рамках семинара по теме "Подготовка к ГИА на уроках истории и обществознания"...
Конспект урока - Правление Ярослава Мудрого (6 класс)
Здесь представлен конспект урока по истории России, связанный с правлением Ярослава Мудрого....
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...