Появление человека на территории Восточной Европы. Формиирование народов
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Шагдыр-оол Азиана Артуровна

Дата проведения:________

Тема урока: Появление  человека на территории Восточной Европы. Формирование народов

Цель урока:

- образовательная: рассказать о предках славян, показать место славянских племен среди других народов Европы и Азии, перечислить основные восточнославянские пле­мена, дать краткую характеристику их быта, занятий, языка, определить терри­торию расселения.

- развивающая: развить навыки коллективной работы

- воспитательная: воспитать чувство патриотизма

План урока:

1.            Неолитическая революция. Индоевропейцы.

2.            Расселение и хозяйство славян. Появление славян.

3.            Великое переселение народов. Западные, восточные и южные славяне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:________

Тема урока: Появление  человека на территории Восточной Европы. Формирование народов

Цель урока: 

- образовательная: рассказать о предках славян, показать место славянских племен среди других народов Европы и Азии, перечислить основные восточнославянские племена, дать краткую характеристику их быта, занятий, языка, определить территорию расселения.

- развивающая: развить навыки коллективной работы

- воспитательная: воспитать чувство патриотизма

План урока:

  1. Неолитическая революция. Индоевропейцы.
  2. Расселение и хозяйство славян. Появление славян.
  3. Великое переселение народов. Западные, восточные и южные славяне.

Основные понятия: неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, группы славян (восточные, южные, западные); анты, венеды, скифы; великое переселение народов.

Оборудование урока: карты «Расселение восточных славян». «Византийская империя и славяне».

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

  1. Проверить конспекты учеников. Вызвать двух учеников к доске:

а)        Одного из них попросить написать значение термина колонизация. (Заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны, а также основание поселений за ее пределами.)

б)        Другого ученика попросить объяснить, как сказалось на истории России ее отдаленность от центров мировых цивилизаций. (Народы Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других государств, сложившихся на развалинах Римской империи, получили богатейшее наследство: передовой хозяйственный опыт римлян, высокую духовную культуру, разработанную систему законов, христианство. Русь же, хотя и имела постоянные торговые и культурные контакты с Византией, но они возникали благодаря дальним и рискованным путешествиям по Днепру и Черному морю и то лишь в теплое время года.)

  1. Для учеников, выбравших сравнение России (данного региона) с иными странами и регионами: а) ответ должен опираться на знания физической географии своего региона (страны); б) ученики должны связать эти особенности с особенностями исторического развития народов на этих землях.

Пример: наличие разветвленной сети рек способствовало раннему расселению людей вдоль водных артерий. Наличие густых лесов способствовало обороне земледельческого населения от степных вторжений. Разветвленная сеть притоков Днепра предопределила контроль над обширной территорией киевских князей. Наличие плодородных земель способствовало развитию земледелия. И, наоборот, суровый климат в некоторых регионах способствовал развитию охоты и рыболовства. 3. Для учеников, выбравших рассказ о своей семье: они должны ответить, как именно политические, социальные, экономические события в стране повлияли на историю их семьи (или отдельных ее членов). Особое внимание следует обратить на такие факторы, как крупное строительство (что вызывало миграции населения), политические репрессии и т. д.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: В период неолита («нового каменного века») (VIII— III вв. до н. э.) произошел переход от собирательного хозяйства к производящему. Именно тогда происходит одомашнивание животных и их разведение, складываются основные виды ремесел, прядение, ткачество и т. п. Наличие домашних животных создало предпосылки для сельскохозяйственной обработки земли. Все эти факторы позволили племенам стать мобильными и более приспосабливаемыми к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Запись в тетрадях:

Неолитическая революция - переход в период неолита от собирательного типа хозяйства к производящему.

Учитель сообщает: Основную часть населения Европы и значительную часть Азии и до сих пор занимают народы, некогда принадлежавшие к единой индоевропейской этно-языковой группе. Вплоть до 3 тыс. до н. э. общность еще сохранялась единой, затем началось ее разделение на различные племена и группы племен.

Запись в тетрадях:

Индоевропейцы - одна из наиболее крупных групп племен и языков. В индоевропейскую группу пародов входит 17 языковых семей, среди народов, к ней относящихся, - англичане, немцы, французы, греки, иранцы, армяне, ирландцы и др. Беседа с учащимися по вопросам:

  • К какой группе относятся славянские племена и языки? (К индоевропейской.)
  • Какие народы Азии относятся к индоевропейской группе? (Индийцы, иранцы, таджики, из древних - хетты.)
  • Какие соседи славянских племен относились к индоевропейской группе? (Скифы и сарматы, германские племена, все балтские племена, романские племена (предки румын), греки и прочие.)
  • Были ли индоевропейцами исторические соседи славян - чудь, меря, весь? (Нет, они принадлежали к урало-самодийской ветви народов.)
  • Хазары? (Нет, они тюрки.) Половцы, печенеги? (Они также тюрки.)
  • Булгары? (Нет, они принадлежат к уральской группе народов.)
  • Индоевропейцы были скотоводами или земледельцами? (Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие, но в то же время существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало и скотоводство.)

Учитель сообщает: Некогда славяне входили в состав еще не разделившейся на отдельные ветви индоевропейской группы народов. Таким образом, у славян, балтов, германцев, романцев, греков, иранцев, таджиков, индийцев и других народов изначально были общие предки. Согласно одной из наиболее авторитетных гипотез, прародина индоевропейской общности - в северной части Малой Азии (территория современной Турции). Именно оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу через Среднюю Азию, а затем через Поднепровье и Северное Причерноморье (в III-II тыс. до и. э.).

  1. Учитель сообщает: Прародиной славянских племен считается междуречье Вислы и Одры. Именно отсюда происходило расселение славянских племен на восток и на юг - на Балканский полуостров. Некоторыми историками считается, что уже во II тысячелетии до нашей эры протославяне (предки славян) заселили бассейн реки Вислы. Затем часть этих славян продвинулась на восток - до берегов Днестра, Днепра, истоков Оки, Волги (покажите на карте).

В I тысячелетии до н. э. предки славян расселились в Поднепровье, где столкнулись со скифами, которые, по-видимому, их покорили. По мнению академика Б. А. Рыбакова именно этих славян древние историки именовали скифами-пахарями. У более поздних византийских историков славяне именуются венедами или антами.

Тогда же протославяне столкнулись с причерноморскими государствами, возникшими во время греческой колонизации VII—VI вв. до нашей эры. Греки основали на побережье Северного Причерноморья города-государства: Ольвию, Пантпкапей, Хер- сонес, Керкинитиду и др. (покажите па карте). Греки принесли на эти земли и свой уклад жизни, политические традиции. В V в. до н. э. полисы, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились и основали Боспорское царство. В III-I вв. до н. э. причерноморские государства приходят в упадок. В это же время на скифов усиливается давление со стороны наступающих сарматов. Как раз в скифское время формируется население, говорившее уже по-славянски, а не па балто-славянском языке.

  1. Учитель сообщает: Так называемое Великое переселение народов происходило в III—VII вв. н. э. В эту эпоху Северное Причерноморье превращается в своего рода магистральный путь для движения народов с востока на запад. Политическая гегемония в причерноморских степях от сарматов в III в. п. э. переходит к готам, а с IV в. здесь доминируют гунны. Гунны разгромили римские города в Причерноморье, что подорвало важнейшую статью процветания славян Среднего Поднепровья - экспорт хлеба. В результате славяне в определенной мере уравнялись со своими менее развитыми соседями, заселявшими северную лесостепную полосу. Гунны осели в Панонии (Венгрия). Т. к. гунны ушли с юга, то славяне двинулись на их место, т. е. в VI в. началось массовое вторжение славян на Балканский п-ов.

(Вы можете дополнить свой рассказ о племенах сарматов, готов и гуннов, используя Дополнительные материалы.)

В ходе этого движения происходил распад единой славянской общности на три ветви: на западных, южных и восточных славян.

Запись в тетрадях:

Предложите ученикам начертить в тетрадях следующую таблицу (учитель рисует таблицу на доске):

Три ветви славян

группы

Народы

Западная

поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы

Южная

болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, боснийские мусульмане

Восточная

русские, украинцы, белорусы

Работа с историческим источником: Предложите ученикам прочитать отрывок из Повести временных лет (можно скопировать материал прямо из пособия либо воспользоваться хрестоматией) и ответить на вопросы.

... Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нес и получили название полочане. Тс же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»*;...>

Повесть временных лет, начало XII в. // А. С. Орлов и др. Хрестоматия по исто- рии России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999. - С. 14.

  • О расселении каких групп славян говорится в тексте? (Западных и восточных.)
  • Какие племена относятся к западнославянским, а какие - к восточнославянским? (Западные славяне - морава, чехи, белые хорваты, сербы, хорутане, поляки, лутичи, мазовшане, поморяне. Восточные славяне - поляне, древляне, дреговичи, полочане, славяне около озера Ильмень, северянами.)

Работа с картой: Вызовите одного ученика к доске и попросите показать на карте расселение восточных славян, как это описано в Повести временных лет.

Вывод: Разделение славянских племен в результате их продвижение на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Они расселились но территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

III. Итог урока

Разделение славянских племен в результате их продвижения на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Славяне расселились по территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Домашнее задание

  1. §§ 1-3, работа с контурной картой.
  2. Дополнительное задание. Подготовить небольшой доклад по краеведению: местные названия населенных пунктов (топонимы - названия мест, городов, сел) и водных объектов (гидронимы - названия рек, озер, ручьев и т. п.). Их происхождение - древность, к какому языку они относятся и какие народы, следовательно, населяли данную местность раньше.

Дополнительный материал для преподавателя

Сарматы - объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, савроматы, роксоланы). В VI-IV вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. В IV в. н. э. разгромлены гуннами.

Готы - группа германских племен. В III в. н. э. жили в Северном Причерноморье. Делились на вестготов и остготов.

Гунны - кочевой народ из Средней Азии. Упоминается в 300 году до н. э. в китайской литературе. Когда китайцы смогли отразить набеги гуннов, их непрочное государственное образование распалось на орды. Часть гуннов отправилась на Запад. Они разрушили в 375 году остготское государство на Дону (дав таким образом толчок к великому переселению народов) и угрожали Римской империи. Наиболее известным и могущественным вождем гуннов был «Бич Божий» Аттила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя

Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён....

"Народы и государства Восточной Европы" История России 6 класс

Данная презентация содержит материалы к уроку "Народы и государства Восточной Европы"по истории России за курс 6 класса по учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Федорова....

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.

Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....

Презентация - Первобытный человек в Восточной Европе. История России 6 класс.

Эта презентация предназначена для уроков Истории России в 6 классе. Ее задача пробудить интерес учащихся к родной истории, помочь вспомнить учащимся историю первобытных людей из курса Всеобщей истории...

Конспект урока по теме "История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э."

Конспект урока по теме "История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э."...