«Недаром помнит вся Россия про поле Куликово» (Историческое значение Куликовской битвы)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Цель для учителя: показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
Задачи для учителя:
Образовательные:
1. Сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории Руси
2. Формировать у детей патриотические чувства, чувства долга и гражданской ответственности.
3. Показать значение Родины в жизни каждого человека
4. Формировать нравственную культуру учащихся
Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческие способности
2. Развивать патриотические чувства у учащихся
3. Развивать чувство гордости за героев Руси и сопричастность к истории страны
4. Развивать умения рассуждать
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ратным подвигам защитникам Отечества
2. Воспитывать у детей чувства долга и безграничной любви к своей Родине
3. Способствовать формированию чувства готовности защищать свою Родину
4. Прививать любовь к классической музыке
Цели урока для учащихся: в результате занятия дети смогут дать оценку и выразить своё отношение к влиянию Куликовской битвы на историю страны; объяснять поведение русских людей с точки зрения исторической обусловленности; объяснять, в чём выразился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича, используя схему сражения; осмысливать теоретический материал и делать выводы.
В
Оснащение урока: карта «Куликовская битва», презентация, запись музыкальных произведений «Хованщина», «Вставай русский народ», «Иван Сусанин».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Недаром помнит вся Россия про поле Куликово»
(Историческое значение Куликовской битвы)
6 класс
Цель для учителя: показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
Задачи для учителя:
Образовательные:
- Сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории Руси
- Формировать у детей патриотические чувства, чувства долга и гражданской ответственности.
- Показать значение Родины в жизни каждого человека
- Формировать нравственную культуру учащихся
Развивающие:
- Развивать у учащихся творческие способности
- Развивать патриотические чувства у учащихся
- Развивать чувство гордости за героев Руси и сопричастность к истории страны
- Развивать умения рассуждать
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к ратным подвигам защитникам Отечества
- Воспитывать у детей чувства долга и безграничной любви к своей Родине
- Способствовать формированию чувства готовности защищать свою Родину
- Прививать любовь к классической музыке
Цели урока для учащихся: в результате занятия дети смогут дать оценку и выразить своё отношение к влиянию Куликовской битвы на историю страны; объяснять поведение русских людей с точки зрения исторической обусловленности; объяснять, в чём выразился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича, используя схему сражения; осмысливать теоретический материал и делать выводы.
В
Оснащение урока: карта «Куликовская битва», презентация, запись музыкальных произведений «Хованщина», «Вставай русский народ», «Иван Сусанин».
Запись на доске:
Эпиграф: «Здесь суждено было вам пасть,
Меж Доном и Днепром, на поле Куликовом!
Здесь положили вы головы – на землю русскую…
Вечная вам память и слава!»
Дмитрий Донской
«Не пройдут и не умолкнут содеянные
громкие дела и подвиги ваши:
потомство сохранит их в памяти своей»
М. Кутузов
Литература:
- Благинин М.Т. (Статьи) //Преподавание истории в школе. 1999г., - №8, 9, 11; 2000г. - №1, 3, 8
- Гладышев А.В. История. Тетрадь с печатной основой. Саратов, 1999г
- Дьякова О.А. Игры для школьников. М., 1980г
- Ильин А.И. Избранные произведения: В 3т. М., 1962г
- Кончаловская Н.В. Наша древняя столица. М., 1964г
- Найдич М.М. Исторические игры //Преподавание истории в школе. 1964 - №1; 1991. - №9, 10
- Орлов А.Г. Трактат о вдохновении, рождающем великие открытия. М., 1980г
- Пушкин А.С. Эпиграммы //Пушкин А.С. Собр.соч: В 6т М., 1973
- Рабинович Е.Г. Судьба вещей. М., 1983г
- Популярная художественная энциклопедия: В2т. М., 1986г
- Хрестоматия по внеклассной работе: Пособие для учителя/Сост. М.М.Торохов. М., 1989г
1. Вводное слово учителя Слайд №1 Д.М. Вадим Шефнер «Сборник стихотворений»
2. Целевая установка Д.М.Вадим Шефнер «Сборник стихотворений» Погружение во время с помощью музыки: музыкальное произведение «Хованщина» Работа с картой «Куликовская битва» Слайд №2 Слайд №3 и №4 Слайд №5 Погружение во время с помощью музыки: Опера «Вставай русский народ» Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Погружение во время с помощью музыки: Хор «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» Слайд №10
Работа с учебником. Учебная картина на странице 154 учебника, чтение цепочкой и выполнение в тетради задания №5 на странице 57 (работают ученики по группам) Учитель Работа с эпиграфом. Д.М.Вадим Шефнер «Сборник стихотворений» Учитель Учитель К.Бельмонт «Россия» Слайд №11 Работают ученики ДМ Вадим Шефнер «Сборник стихотворений» Устное изложение Погружение во время с помощью музыки: Звучит «Реквием» Моцарта» | Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок, урок - памяти о Куликовской битве. В.Распутин утверждал: «Память – само по себе понятие скрепляющее и сохранительное. Нет более одобрительной силы для раскрытия и расцвета народной возможности, нет почвы более плодоносной, чем национальная память, ощутительная, непрерывная связь поколений, живущая с поколениями прошлого и будущего». И это неудивительно. Ведь Отечество – как кончик нити, смотанной в клубок. Назовешь себя по имени – отечеству – вспомнишь отца, назовешь отца – вспомнишь деда, назовешь по имени, отчеству деда- вспомнишь прадеда… Без обрыва должна тянуться нить. Ведь длина ее – вечность. Что же происходит в нашей стране с национальной памятью? Честно признанием, дела обстоят неважно. Массовые зрелища, шумные дискотеки. Культ мышцы над извилинами мозга – над душой и сердцем, главенство ударного, разрушающего звука над звуком говорящим, думающим; свобода нравов над свободой совести, над памятью. Человек, лишенный памяти способен убить собственную мать, а лишенный исторической памяти народ останется равнодушен к судьбе своей родины. Сознание без святости и без серьезного ответственного отношения не бывает. Память о предках – главное и необходимое условие для возрождения. Поэтому, мы, сегодня ставим вопрос: «Стоит ли былое вспоминать? На этот вопрос ответ дает Вадим Шефнер: Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь? Все равно упавших не поднять, Все равно ушедших не вернуть, И сказала память: «Я могу Все забыть, но нищим станешь ты. Я твои богатства стерегу, Я тебя храню от слепоты». Да мы должны помнить великие страницы нашей истории. Много раз нашей стране приходилось отстаивать свою честь и свободу на полях сражений. Это сражение на льду Чудского озера, Куликовская битва, Полтавский бой, Бородинская битва и много других страниц славной истории нашей Родины. Сколько веков существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость. Сегодня мы перевернем лишь одну страницу нашей истории, связанную с победным сражением – Куликовскую битву. В конце урока мы должны ответить на следующие вопросы: В чем историческое значение Куликовской битвы? Почему необходимо помнить о великих страницах нашей истории? Оглянемся на предков наших, На героев прошлых дней Вспомним их мы добрым словом, Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! 13 – 15вв. Россия – жертва своей междоусобной разобщенности – в полной мере испытывала на себе страшное монголо–татарское иго. Одерживая победы в кровопролитных сечах, татары шли огромным войском, как смерч, сжигая русские города, убивая и угоняя людей в рабство. Более чем 200 лет продолжалась тягостная зависимость России от Золотой Орды, более двухсот лет страдала наша земля под гнетом захватчиков. За малейшее неповиновение, за невыплаченную вовремя дань они грабили города и села, истребляя и старых и малых. В разрушенных селеньях, казалось, навсегда умолкали смех и веселые песни, только стенания да плач слышались в них. Поэт 1 Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры! Не можете ли, ветры, вы горе раскачати. У меня в родном дому четыре кручины, Четыре кручины да пятое горе. Я посею мое горе во чистом поле Ты взойди, мое горе, горькой полынью Долго ханы Золотой Орды делили между собой русские города и земли, долго горели посады и крепости, отказавшиеся платить дань, не раз жестокими набегами напоминали они о своем господстве. Но пришел 1380г., и Русь дала поработителям отпор. Летом 1380г в Москве распространились слухи о новом грозном нашествии татар. Великий князь московский Дмитрий Иванович сразу послал своих гонцов во все княжества с наказом немедленно присылать войска на помощь. Летописец №1 Кличет Дмитрий всю страну На священную войну: Д.Донской №1 Не довольно ль, братцы даром Отдавать добро татарам? Сбросить иго, не пора ли? Сколько лет нас обирали! Ой, вы силы молодые, Ваши копья поднимай! Возомнил себя Батыем Злой татарин хан Мамай. Он путем Батыя старым Всей ордой пошел на Русь Надо дать отпор татарам Я вас в бой вести берусь! Летописец №2 С чего бы мне начать О славе тех времен?.. Большую. Тысяч в триста, рать Привел Мамай на Дон Она драконом в сто голов Легла на берегу, О ней вернее этих слов Сказать я не могу… Поэт №2 «И тогда сошлись полки у Дона- Кто из них отважней и сильней? Черной тучей конница Мамая Затянула весь простор степной. Но, ее удары принимая, Выстроились русичи стеной Вот порубит, как снопы соломы, А потом – бесчинствуй и топчи… Но крепки у русичей шеломы, Но остры у русичей мечи! Кони, обезумев, рвут поводья, - И своих потопчут, и врагов. И от крови, словно в половодье, Скоро выйдет Дон из берегов… «Други! Мы живем под небом божьим, А в бою сражаться нам самим Братья. Лучше головы положим, Но своей земли не посрамим! Лучше пасть, достойно смерть приемля, Чем позором жизнь свою сберечь. Чтобы защитить родную землю, Мы готовы в землю эту лечь…» Д.Донской №2 Татарский хан Мамай решил покончить с Русью навсегда. Задумал он повторить нашествие Батыево и пройтись по нашей земле огнем и мечом. По моему указу, в Москве собралось столько воинов, что не было возможности вести их по одной дороге, и двинулись они по трем маршрутам, выступив из трех ворот Кремля. Уважаемый Дмитрий Иванович, но ведь война с могущественной Золотой Ордой грозила Руси новыми бедами, потому что никто не мог предвидеть ее исхода. Многие сомневались в успехе. Д.Донской №3 Но вместе с тем росла и решимость довести борьбу до конца. Народ не желал больше жить на коленях. И я обратился к князьям с призывом. Братья мои, князья русские! Все мы – дети из гнезда великого князя киевского Владимира! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю! А Мамай крепко решил Русь к рукам прибрать. Сообщали мне верные люди, что он даже не велел у себя в Орде хлеб сеять, утверждая, что будет с него довольно урожая русского. Летописец №3 Дмитрий Иванович выехал из Кремля на своем любимом коне, по правую руку от него ехал его двоюродный брат Владимир Андреевич – прозванный Храбрым. Войско, собравшееся несметно было. Даже не смог его великий князь единым взором окинуть. Солнце играло на остриях копий, шлемах и красных щитах. И сказал великий князь московский… Д.Донской №4 Лепо нам, братия, положить головы, за православную веру христианскую, чтоб не взяли поганые городов наших Летописец №4 А войско отвечало ему: «Мы приговорили положить свой живот, служа тебе, и теперь прольем кровь свою за тебя». Широкое поле между Доном и речкой Непрядвой, тихое пристанище болотных птиц – куликов, стало местом, где русское войско остановило Золотую Орду, собравшуюся в новый набег на нашу землю. И не только остановило, но и обратило в бегство. И согласилось поле Куликово криком, звоном оружия, лошадиным ржанием. По тогдашней традиции, всякое сражение начиналось поединком сильнейших бойцов. С нашей стороны вышел богатырь - Пересвет, с противной – татарский мурза Челубей. Никто из них не победил, оба пали мертвыми. Поэт №3 …Позади у воинов Непрядва, Слева – затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана разделен. Вот сейчас – не в дальней дали где – то- Здесь сойдутся, как гроза с грозой… Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир – Мурзой. До земли поникли травы луга, И до неба поднялись дубы: Всадники несутся друг на друга, Встретились, - и – кони на дыбы! Копья устремив ожесточенно, Оба пали под ноги коней… Д.Донской №5 И тогда в битву бросились основные силы. Дрались отчаянно. Поэт №4 «Мамаево побоище» Все знают на Руси!… Там ратники к плечу плечо С врагом сошлись грудь в грудь, И места не было мечом Иль палицей взмахнуть… Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья Вот тут – то памятный урок Был дан врагам – татарам: Вдруг вывел конницу Боброк, Что прятал он недаром. Летописец №5 В решительную минуту мы выдвинули скрытый в засаде свежий полк Владимира Храброго. Это и решило исход сражения! Татары побежали! Д.Донской №6 Никто остановить не мог Сметенного потока Орда катилась на восток, Гонимая жестоко А сам Мамай один на юг Бежал живым, здоровым, Но там пришел ему каюк – Убит был ханом новым Летописец №6 Досталась победа русским великими жертвами. Все огромное поле было усеяно телами погибших. Там, на месте брани сорок бояр московских, двенадцать князей белозерских, тридцать новгородских посадников…прочих же князей и бояр, и воевод, и княжат, и детей боярских, и слуг, и пешего воинства тьмачисленное множество избьенно. Кто может их исчислить! Земля русская пропиталась кровью своих сыновей. Была на Руси радость великая, но и печаль большая по убитым на Дону, оскудела земля русская ратниками, воеводами и всяким воинством. Далеко разнеслась весть о великой битве на поле Куликовом. Восемь дней стояли русские на поле, которому было суждено навечно прославиться в истории. Помня о Куликовом побоище, Русь крепла и дожидалась лучших времен, когда она, наконец, полностью истребила, стерла с лица земли ненавистных захватчиков. Летописец №7 Вот и закончил быль свою О поле Куликовом Кому я славу пропою? Кого прославлю словом? Руси достойных сыновей – Отчизны честь и силу… Минута молчания Продолжает летописец №7 А князя Дмитрия Донским С тех пор прозвал народ, И слава добрая за ним До наших дней живет 3. Вспомнив и поговорив о Куликовской битве мы должны ответить на вопросы поставленные в начале урока:- какое значение в истории страны имела Куликовская битва? --Дать оценку и выразить своё мнение о Куликовской битве. -Почему необходимо помнить о великих страницах нашей истории? (ответы детей)
Да нам живущим необходимо помнить о великих страницах нашей истории, т.к. – это духовное богатство и человек, потерявший память, - не человек. Общество, потерявшее память, - не общество. А.С. Пушкин отмечал: «Уважение к прошлому – вот черта, которая отличает образованность от дикости. Это нужно не мертвым, это нужно живым». Эпиграф Сегодня – лишь звено между вчера и завтра. Прошлое смотрит на нас, как бы проверяя, готовы ли мы сделать шаг в будущее. Куликовская битва вселившая надежду в русский народ, ставшая под монголо – татарским игом более трех веков. Россия росла и мужала. Оглянись на предков наших На героев прошлых дней, Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым, Слава нашей стороне! Слава русской старине! Прошло уж 6 сотен лет Прошло уже 6 веков, Но не забудет человек О битве Куликовой. Так растите верными сынами Родины своей. Растите такими Чтоб вы были нужны и дороги Родине своей! Верным сыном Родины своей можно назвать патриота. Какого человека мы можем назвать патриотом? (ответы детей) Сейчас я прочитаю вам одно стихотворение, которое написал выдающийся поэт. Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить, был ли этот человек патриотом своей Родины? Есть слово – и одно едино Россия. Этот звук – свирель. В нем воркованье голубино. Я чую поле, в сердце хмель. Позвавший птиц к весне апрель. На иве распустились почки, Береза слабые листочки раскрыла. Больше снег не враг. Трава взошла на каждой кочке. Заизумрудился овраг. Тоска ли в в сердце медлит злая? Гони. Свой дух утихомирь. Вновь с нами ласточка живая, Заморского отверзшись края, В родимую влюбилась ширь. И сердце, ничего не зная. Вновь знает неважно, как она, Что луговая и лесная Зовет к раскрытости весна. От солнца – ласка властелина, Весь мир – одно окно лучу. Светла в предчувствии долина, О чем томлюсь? Чего хочу? Всегда родимого ищу я, Люблю разбег родных полей, Вхожу в прогалину лесную – Нет в мире ничего милей. Ручьи, луга, болота, склоны, В кустах для зайца уголок. В пастушью дудку вдунул звоны, Качнув подснежник. Ветерок. Весенним дождиком омочен, Мой край в покров весны одет, Нерукотворно беспорочен. Другого счастья в мире нет. Это стихотворение написал Константин Бельмонт, который 22 года прожил в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавила его от тоски по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже во Франции. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России. Вопросы? Можем ли мы с вами это подтвердить? Можно ли быть патриотом вне своей родины? Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научиться проявлять уважение к труду предков, сохранивших для нас и этот мир, и эту страну? Как научиться быть достойным их праху, их памяти? Каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Если вы хотите быть патриотами своей Родины, то вы должны развивать в себе следующие качества: (Памятка патриота и работа с ней.) А за это вас ждет награда Цель прекрасная вдали, Но оглядываться надо На пути, что мы прошли. Ничего нет лучше Родины твоей! И вот окончен наш урок О битве Куликовой Прославили мы словом Руси достойных сыновей – Отчизны честь и силу… А князя Дмитрия Донским С тех пор прозвал народ, И слава добрая за ним.. До наших дней живет Итог урока (оценки) Домашнее задание: Параграф №18 вопрос №4 Составить рассказ о Куликовской битве от имени участника или нарисовать свою иллюстрацию событий, связанных с борьбой русского народа против ига Золотой Орды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"
Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...
Куликово поле. К 630-летию Куликовской битвы
Презентация, которая может быть использована на классных часах, посвященных Куликовской битве....
: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...
На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
методическая разработка урока истории с применением ИМЭУ...
урок истории 6 класс "Историческое значение Куликовской битвы"
Раскрывает исторический подвиг Русского народа...
Кроссворд по рассказу О.Тихомирова "Куликовская битва" ("На поле Куликовом")
Кроссворд составлен по программе курса "Чтения" (5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.Ф.Малышевой). Вопросы кроссворда активизируют словарь учащихся,...
Дистанционный конкурс «Столетий пыль на поле Куликовом», посвященной Куликовской битве и 665-летию со дня рождения Д. Донского (6-8 класс) и (9-11 класс)
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «И я детям и внукам на...