сценарий урока "Отечественная война 1812 года"
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Трофименко Светлана Витальевна

Сценарий урока для конкурса молодых учителей "Учительские весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otechestvennaya_voyna_1812.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий учебного занятия «Мой лучший урок»

Тема «Война 1812 года: народная война» (история, 8 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-исследование

Автор сценария:

Трофименко Светлана Витальевна, учитель истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 38

Краснодар-2014

Цели урока: 

  • познакомиться с ходом военных действий; выяснить, в чем заключался народный характер войны 1812 года;
  • развивать навыки исследовательской деятельности.

Задачи:

  • изучить художественные произведения русской литературы и Интернет-ресурсы о войне 1812 года;
  • выявить особенности сражений, тактики ведения военных действий участниками войны.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 8 класс», карта «Отечественная война 1812г.», портреты Александра I, М.И. Кутузова,  Наполеона I, мобильный Интернет-класс., С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».

  1. Организационный этап.

На данном этапе учитель мотивирует учащихся к исследовательской деятельности: выводит на экран названия основных ступеней исследовательской деятельности и их характеристики (проблема → гипотеза → подтверждение гипотезы → вывод). Формирует проблему «Можно ли назвать русско-французскую войну 1812 года Отечественной войной», сообщает тему урока «Война 1812 года: народная война», ставит цель урока (знакомство с ходом военных действий; выяснение, в чем заключался народный характер войны 1812 года; развитие навыков исследовательской деятельности), делит учащихся на рабочие группы, каждая из которых получает определенный набор художественной литературы с заданием.

Каждая рабочая группа предлагает свои варианты гипотез и совместно с учителем определяют пригодность каждой из них. Общепринятая гипотеза фиксируется на доске и в тетради «Война 1812 года – это великая моральная победа русских, а героические подвиги участников этих помнят и чтят столетиями».

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся фиксируют основные события войны 1812 года в тетрадь:

24 июля 1812 г. -

переход французской армии через р. Неман

16-18 августа 1812 г.-

Смоленское сражение

20 августа 1812 г.-

отставка М.Б. Барклая-де-Толли и назначение главнокомандующим русской армией М.И. Кутузова

7 сентября 1812 г.-

битва при Бородино

13 сентября 1812 г.-

совет в Филях

14 сентября 1812 г.-

занятие Москвы армией Наполеона

сентябрь 1812 г.-

Тарутинский маневр

24 октября 1812 г.-

сражение под Малоярославцем

25 декабря 1812 г.-

Манифест об окончании войны

Работа со словарем по следующим понятиям:

отечественная война, флеши, редут, народное ополчение, партизаны.

1-я группа работает с отрывком «Нашествие» из романа Л. Рубинштейна «Дорога победы» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html ) и стихотворением Ф. Глинки «Партизан Сеславин» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=71&poems=719 )

Вопросы к прочитанному:

  • выделите причины войны;
  • расстановка сил ( количественный состав армий, союзники);
  • какую тактику ведения войны выбрал Наполеон?

2-я группа работает с отрывком «...Он писан во весь рост. Чело, как череп голый…» из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=102&poems=750 ) и отрывком «Главнокомандующий Кутузов» из исторической хроники Н. Задонского «Денис Давыдов» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html )

Вопросы к прочитанному:

  • дайте сравнительную характеристику двух полководцев русской армии М.Б. Барклая-де-Толли и М.И. Кутузова.

3-я группа работает с отрывком из стихотворения Ф. Глинки «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=71&poems=714) и стихотворением М. Лермонтова «Бородино» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=79&poems=555)

Вопросы к прочитанному:

  • выберите строки, в которых отражен дух сражения и патриотизма.

4-я группа работает с отрывком «Военный совет в Филях» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и отрывком «Партизан Герасим Курин» из исторической хроники Н. Задонского «Денис Давыдов» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html)

Вопросы к прочитанному:

  • какова была главная цель военного совета в Филях?;
  • какое решение было принято на нем?

5-я группа изучает «Песнь  русского воина при виде горящей Москвы» Ф. Глинки  (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=71&poems=716) и отрывок «Тарутинский маневр» из повести  Н. Рыленкова «На старой Смоленской дороге» http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html)

Вопросы к прочитанному:

  • каково отношение народа к сдаче Москвы французам?
  • в чем значение Тарутинского маневра и как изменилось соотношение сил русской и французской армии?
  • каким образом Курин организовал партизанский отряд?

6-я группа работает с отрывками «Партизаны 1812 года» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Французская армия отступает» из романа Л. Рубинштейна «Дорога победы» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html)

Вопросы к прочитанному:

  • выберите из текста предложения, которые говорят о народном характере войны;
  • назовите пути отступления французской армии.
  1. Интерпретация полученных данных

На данном этапе учащиеся дают анализ  полученных сведений, совместно с учителем устанавливаю связи полученных данных с поставленной проблемой, формулируют общие выводы по результатам исследовательской работы и фиксируют их в тетрадь:

  • русский народ был главной силой, сокрушивший всеевропейское владычество Наполеона;
  • народ – это совокупность сильных личностей, у которых отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу;
  • представители всех сословий были охвачены гневом и тревогой и жаждали остановить врага.
  1. Подведение итогов.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, как важна роль знаний человека в области смежных со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач:

  • использования информационных технологий;
  • умения пользоваться словарями;
  • составления тезисов и аргументов.
  1. Домашнее задание.

§4, устно ответить на вопросы 1-6 в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника,посвященный А.А.Алябьеву, герою Отечественной войны 1812 года

Материал, посвященный трагической  судьбе композитора Алябьева, чья жизнь вместила победы и поражения. Герой войны 1812 года, композитор, причастный к торжествам, посвященным открытию в Москве Бо...

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории.

Сценарий урока-погружения по теме:  «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоно...

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....