сценарий урока "Отечественная война 1812 года"
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему
Сценарий урока для конкурса молодых учителей "Учительские весны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otechestvennaya_voyna_1812.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий учебного занятия «Мой лучший урок»
Тема «Война 1812 года: народная война» (история, 8 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-исследование
Автор сценария: Трофименко Светлана Витальевна, учитель истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 38 |
Краснодар-2014
Цели урока:
- познакомиться с ходом военных действий; выяснить, в чем заключался народный характер войны 1812 года;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Задачи:
- изучить художественные произведения русской литературы и Интернет-ресурсы о войне 1812 года;
- выявить особенности сражений, тактики ведения военных действий участниками войны.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 8 класс», карта «Отечественная война 1812г.», портреты Александра I, М.И. Кутузова, Наполеона I, мобильный Интернет-класс., С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
- Организационный этап.
На данном этапе учитель мотивирует учащихся к исследовательской деятельности: выводит на экран названия основных ступеней исследовательской деятельности и их характеристики (проблема → гипотеза → подтверждение гипотезы → вывод). Формирует проблему «Можно ли назвать русско-французскую войну 1812 года Отечественной войной», сообщает тему урока «Война 1812 года: народная война», ставит цель урока (знакомство с ходом военных действий; выяснение, в чем заключался народный характер войны 1812 года; развитие навыков исследовательской деятельности), делит учащихся на рабочие группы, каждая из которых получает определенный набор художественной литературы с заданием.
Каждая рабочая группа предлагает свои варианты гипотез и совместно с учителем определяют пригодность каждой из них. Общепринятая гипотеза фиксируется на доске и в тетради «Война 1812 года – это великая моральная победа русских, а героические подвиги участников этих помнят и чтят столетиями».
- Изучение нового материала.
Учащиеся фиксируют основные события войны 1812 года в тетрадь:
24 июля 1812 г. - | переход французской армии через р. Неман |
16-18 августа 1812 г.- | Смоленское сражение |
20 августа 1812 г.- | отставка М.Б. Барклая-де-Толли и назначение главнокомандующим русской армией М.И. Кутузова |
7 сентября 1812 г.- | битва при Бородино |
13 сентября 1812 г.- | совет в Филях |
14 сентября 1812 г.- | занятие Москвы армией Наполеона |
сентябрь 1812 г.- | Тарутинский маневр |
24 октября 1812 г.- | сражение под Малоярославцем |
25 декабря 1812 г.- | Манифест об окончании войны |
Работа со словарем по следующим понятиям:
отечественная война, флеши, редут, народное ополчение, партизаны.
1-я группа работает с отрывком «Нашествие» из романа Л. Рубинштейна «Дорога победы» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html ) и стихотворением Ф. Глинки «Партизан Сеславин» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=71&poems=719 )
Вопросы к прочитанному:
- выделите причины войны;
- расстановка сил ( количественный состав армий, союзники);
- какую тактику ведения войны выбрал Наполеон?
2-я группа работает с отрывком «...Он писан во весь рост. Чело, как череп голый…» из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=102&poems=750 ) и отрывком «Главнокомандующий Кутузов» из исторической хроники Н. Задонского «Денис Давыдов» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html )
Вопросы к прочитанному:
- дайте сравнительную характеристику двух полководцев русской армии М.Б. Барклая-де-Толли и М.И. Кутузова.
3-я группа работает с отрывком из стихотворения Ф. Глинки «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=71&poems=714) и стихотворением М. Лермонтова «Бородино» (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=79&poems=555)
Вопросы к прочитанному:
- выберите строки, в которых отражен дух сражения и патриотизма.
4-я группа работает с отрывком «Военный совет в Филях» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и отрывком «Партизан Герасим Курин» из исторической хроники Н. Задонского «Денис Давыдов» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html)
Вопросы к прочитанному:
- какова была главная цель военного совета в Филях?;
- какое решение было принято на нем?
5-я группа изучает «Песнь русского воина при виде горящей Москвы» Ф. Глинки (http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=1&author=71&poems=716) и отрывок «Тарутинский маневр» из повести Н. Рыленкова «На старой Смоленской дороге» http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html)
Вопросы к прочитанному:
- каково отношение народа к сдаче Москвы французам?
- в чем значение Тарутинского маневра и как изменилось соотношение сил русской и французской армии?
- каким образом Курин организовал партизанский отряд?
6-я группа работает с отрывками «Партизаны 1812 года» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Французская армия отступает» из романа Л. Рубинштейна «Дорога победы» (http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html)
Вопросы к прочитанному:
- выберите из текста предложения, которые говорят о народном характере войны;
- назовите пути отступления французской армии.
- Интерпретация полученных данных
На данном этапе учащиеся дают анализ полученных сведений, совместно с учителем устанавливаю связи полученных данных с поставленной проблемой, формулируют общие выводы по результатам исследовательской работы и фиксируют их в тетрадь:
- русский народ был главной силой, сокрушивший всеевропейское владычество Наполеона;
- народ – это совокупность сильных личностей, у которых отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу;
- представители всех сословий были охвачены гневом и тревогой и жаждали остановить врага.
- Подведение итогов.
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, как важна роль знаний человека в области смежных со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач:
- использования информационных технологий;
- умения пользоваться словарями;
- составления тезисов и аргументов.
- Домашнее задание.
§4, устно ответить на вопросы 1-6 в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника,посвященный А.А.Алябьеву, герою Отечественной войны 1812 года
Материал, посвященный трагической судьбе композитора Алябьева, чья жизнь вместила победы и поражения. Герой войны 1812 года, композитор, причастный к торжествам, посвященным открытию в Москве Бо...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории.
Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоно...
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....