Образование СССР
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

План-конспект урока истории в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_kl.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории.

       

                             Учитель: Кабочкина И.В.

                             ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о. Протвино

                             Тема урока:  «Образование СССР»

                     Класс: 9а

                     Тип урока: комбинированный

                     Цели урока:

  1.  образовательная: выяснить причины и определить значение образования СССР.

                      раскрыть альтернативные варианты национального государства;

  1. развивающая: продолжить формирование умений и навыков работать  с документами, с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи;
  2. воспитательная: на примере образования СССР воспитывать чувства интернационализма.

                     Технологии урока:  ИКТ, здоровьесберегающая, групповая, игровая

                     Характеристика ОВД ученика: объяснять, в чем заключались предпосылки объединения советских республик и  

                     основные варианты объединения; характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло объединение

                     СССР; раскрывать существенные черты национальной политики в 1920-е годы.

 Оборудование:  проектор, компьютер, карта, дидактический материал

Основное содержание  урока:

                   1. Национальные окраины в Гражданской войне

                   2. Предпосылки объединения советских республик

                   3.Проекты объединения

                   4.Образование СССР

                   5.Первая Конституция СССР

                   6. Основные черты национальной политики в 1920-е годы

Ход  урока:

                   Эпиграф урока: «Я  достаю   из широких штанин дубликатом  бесценного груза.

                                                  Читайте,   завидуйте,              

                                                  Я – гражданин Советского Союза.»                          В.Маяковский

Этапы урока

        Продолжи-

          тельность

Содержание

Формы работы

Деятельность учеников

Оборудование

1.Организа-ционный

1 мин.

Готовность к уроку, мотивация и настрой

Вступительное слово: проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки;

Подготовка к уроку, концентрация внимания

2.Проверка домашнего задания

15 мин.

Работа с карточками для

слабоуспевающих учеников ( 3 чел.)

Заполни схему  «НЭП» (1 чел.)

                            расшифровка

дата начала               НЭП              дата окончания

                             определение

противоречивость                    сущность

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Стратегия «Алфавит» (1 чел.)

анархия

большевики

война

Гражданская война

декрет

единство

жестокость

Зимний

дворец

интервенция

коммунизм

Ленин

меньшевики

НЭП

отруб

переворот

революция

Сталин

Троцкий

Учредительное собрание

ф

х

ЦИК

чекисты

ш

щит

эсеры

Юденич

Якир

Что означают эти сокращения (1 чел.): РККА,СНК,ВРК,НЭП,ЦИК,РВС ?

Раскрыть вопросы:

1.Причины перехода к НЭПу

2. Основные направления НЭПа

3.Экономические итоги НЭПа

4. Экономические противоречия НЭПа

5. Оценки НЭПа

Проверка заданий на доске

Самостоятельная работа

Работа со схемой

   

Словарная работа

Словарная работа

Устный опрос

Фронтальная работа

Выполняют в тетради полученные задания

Выполняет задание на доске

Выполняет задание на доске

Выполняет задание на доске

5 учеников дают развернутый ответ,

остальные задают дополнительные вопросы, рецензируют ответы учеников

Проверяют выполнение заданий на доске

Карточки с заданиями

Доска, элементы схемы, магниты

 карточка с вопросами,

доска,фломастеры

доска, фломастеры

3.Изучение нового материала

4.Физкультминутка

5.Домашнее задание

 

6.Первичное закрепление материала

7. Выводы урока

7.Подведение итогов

8.Рефлексия

15 мин.

1 мин.

2 мин.

5 мин.

4 мин.

1 мин.

1 мин.

Тема урока и план работы

Проблематика урока:

1.Докажите, что образование СССР являлось закономерным историческим процессом

2.Докажите, что устройство СССР по федеративному принципу являлось наиболее справедливым

Ситуация в России была такова:

Гражданская война закончилась, перед  народом встал вопрос: как жить дальше? Опыта мирного строительства у большевиков не было, но решить главную проблему образования единого государства было необходимо в короткие сроки.

По итогам гражданской войны советская власть установилась в нескольких республиках, которые до этого входили в состав Российской империи: это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Так же советская власть была установлена на Дальнем Востоке .

 Таким странам как Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Польша  был предоставлен суверенитет .

Вспомним, что такое суверенитет?

 Первоначально советские республики установили военный союз (необходимость выживания во враждебном окружении), затем появилась необходимость экономического союза (хозяйственные взаимосвязи, план ГОЭРЛО) и в 1922 году в Генуе был оформлен дипломатический союз .

 У большевиков существовало 2 плана построения единого государства. Первый проект, представленный Сталиным, предполагал вхождение Украины, Белоруссии и Закавказской республики, которая объединила бы Грузию, Армению и Азербайджан, в состав РСФСР на правах автономии.

Автономия – самостоятельность, право субъекта действовать на основании установленных принципов.

Второй проект  разработал Ленин. Он основывался на равноправных началах и назывался план федерализации

Трудность состояла в том, что в это время Ленин болел и не мог в полной мере заниматься этим делом, в партии начались споры, обсуждались  оба проекта, но лишь до той поры пока поправившийся Ленин не сказал своего веского слова. Он направил в ЦК партии письмо, в котором настаивал на объединении по плану федерализации, на принципах равноправия. В конце концов этот план и был принят.

Попробуйте  схематично изобразить в тетради оба плана, показав главное различие.

30 декабря 1922 года на 1 съезде Советов в Москве делегации четырех республик – РСФСР,Украины,Белоруссии и Закавказской республики – подписали Декларацию об образовании СССР .

Декларация – соглашение, нормативно-законодательный акт, носящий торжественный характер

Прочитайте и выпишите принципы, на которых строилось новое государство: 1) добровольность   2) равноправие 3)право свободного выхода   4) открытый доступ всем республикам

31 января 1924 г. на 2 Всероссийском съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Что такое Конституция?

 Правильно, это основной закон страны. В этой Конституции были все  те же достоинства и недостатки, что и у Конституции РСФСР 1918 г., но главное было сделано: страна стала единой и в таком виде она проживет довольно долгое время – 70 лет.

Здесь же в Конституции были закреплены символы государства: флаг, герб и гимн. Гимном стала революционная песня «Интернационал»  

Прочитайте и ответьте на вопрос №2

В 1924-1925 гг. были приняты Конституции союзных республик, и к 1940 году их стало в составе СССР – 15.

 Сегодня современные историки много говорят о противоречивости процесса образования СССР. Действительно с одной стороны вхождение союзных республик в состав СССР способствовало пробуждению национального самосознания, развитию национальной культуры, а с другой стороны лозунг «Одна нация – одно государство» ущемлял права народов.  

 Так или иначе, 30 декабря 1922 года произошло событие, ознаменовавшее начало очередного этапа в развитии Российского государства – теперь уже в форме СССР.

Упражнения для глаз и осанки

П.  19 , подготовить краткое сообщение о том, как менялся состав СССР с 1922 по 1991 годы.

Задания по теме: «Образование СССР»

1.Докажите,что образование СССР являлось закономерным историческим процессом

2.Докажите, что устройство СССР по федеративному принципу являлось наиболее справедливым

Активность учащихся на уроке, оценки за урок,

объем пройденного материала

Размышления об уроке и о себе

                                  Я

                   МЫ                    ДЕЛО

Объявление темы урока,

проблемных вопросов

Рассказ учителя с использованием презентации

Работа с картой

Работа с картой

Беседа с классом

Работа со схемой

Работа с таблицей

Словарная работа

 

Словарная работа

 Работа с учебником

Рассказ учителя с использованием презентации

Работа со схемой

Рассказ учителя

Словарная работа

Работа с документом

«Декларация об образовании СССР»

Проверка схемы

Беседа с классом

Звучит 1 куплет

Работа с учебником

Работа с картой

Рассказ учителя с использованием презентации

Объяснение учителя

Тест, парная работа

Фронтальный опрос

Беседа учителя

«Пирамида»

Запись в тетрадь

Работа с картой

Работа с картой

Ответ на вопрос

Запись в тетрадь

Составление таблицы

Запись в тетрадь

Пометка в тетради

Составление схемы в тетради, самопроверка с вариантом учителя, исправление ошибок

Запись в тетради

Запись в тетради

Чтение учебника, запись в тетради, самопроверка, исправление ошибок

Запись в тетради

Ответ на вопрос

Беседа по вопросу

Сравнение карты №2 и №3

По желанию

учащихся сидя или стоя

Запись в дневник

Взаимопроверка

Высказывают свое мнение по проблематике урока

Выставление оценок в дневник

Оценивание по 5-бальной системе работы на уроке

Компьютер, проектор, экран

Карта №1 «Россия в годы Гражданской войны»

Карта №2 «Российская империя в 1913 году»

Презентация

Презентация

Презентация

учебник, стр.145

Компьютер, проектор, экран

Доска, фломастеры

Презентация

Презентация

Учебник, стр.142

Презентация

Компьютер, проектор

Учебник,стр.145 вопрос №2

Карта №3 «СССР к 1940 году»

 

Компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал

           

             

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.

Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....

Урок-презентацуия "Образование СССР"

Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...

Урок-презентацуия "Образование СССР"

Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...

план-конспект урока по теме "Образование СССР"

Разработеа урока по теме "Образование СССР"  9 класс....

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»

Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР....

Фестиваль «Радуга народов», посвященный 90-летию образования СССР

Фестиваль был проведен в декабре 2012 года, в нем приняли участие ученики 5-х - 11-х классов. При подготовке презентации своей республики, ребята изучили ее историю, культуру, кухню, современный уклад...