Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. 6 кл.
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Технологическая карта урока, составленная на основе требований ФГОС. Презентация к уроку и видеоматериал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_-_tsentr_borby_s_ordynskim_vladychestvom._kulikovskaya_bitva.doc | 101.5 КБ |
kulikovskaya_bitva.zip | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: история России класс 6
Тема урока | Место урока по теме | ||
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Второй урок по теме «Московская Русь в XIV-XVI веках» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Комбинированный | Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Приемы «Мозговой штурм», «Круг», составление сравнительной таблицы, «Дальше-дальше», продуктивные методы, активные методы. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы. |
| ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством, - знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды - точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия. | - определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича; - давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы; - проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение; - применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая | ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения. | мультимедийная презентация, лист ватмана с изображенным кругом, бланки выполнения задания , оценочные листы, тетради |
ХОД УРОКА
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный 2 мин. | |||||
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Здравствуйте, ребята! Слайд №1. Сегодня 18 апреля весь мир отмечает международный день памятников и исторических мест. Я взяла на себя смелость пригласить вас на историческое место – Куликово поле. Слайд №2 и №3. Почему на этом поле так много памятников (мы видим далеко не все памятники этого места)? | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. | Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы... Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения | Не оценивается | Включение в учебный процесс |
II этап: постановка цели и задач урока 3 мин. | |||||
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | Видео. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? О чем или о ком мы с вами как коллеги-историки обязательно должны знать? Слайд 4. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Москва – единое сильное государство. Не желает мириться с игом ордынского владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича. Москва – сильный политический центр. Москва – духовный центр русских земель. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | Учебно-познавательная – анализ видео, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении | Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
III этап: актуализация знаний 7 мин. | |||||
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Задание 1. Разминка. Слайд №5. 1 гр. Назвать даты и имена князей периода древнерусского государства «Киевская Русь» 2 гр. Назвать даты и имена русских князей периода феодальной раздробленности. 3 гр. Назвать имена литовских князей и монголо-татарских ханов. Задание 2. Мини-викторина. Слайд №6. 1. Государство, созданное ханом Батыем в 1242 г. 2. Монголо-татарские сборщики дани. 3. Как называлась дань, которую собирали на Руси монголо-татарам? 4. Ханская грамота на великое княжение, которую русские князья получали в Золотой Орде. Задание 3. Тест. Чем были недовольны разные группы русского общества в начале XIV в.? Задание 4. Рассказ | Демонстрируют знаний, умения по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам. | Учебно-познавательная – установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация. | Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах) | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности |
IV этап: Усвоение новых знаний 25 мин. | |||||
Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии. | Прием «Круг» Лист ватмана с изображенным кругом. Круг разделен на 4 сектора (по количеству пунктов параграфа) Итак, Московское княжество – единое и сильное. Могло ли оно претендовать на политическое первенство среди других русских княжеств? Согласны ли были другие русские князья отдать это первенство Москве? Значит, Москве нужно было побороться за первенство. Послушайте, как это было и ответьте на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?» (Учитель ведет повествование и одновременно выстраивает в первом секторе колонку слов: 9 – летний Дмитрий Иванович. Владимирское княжество. Тверской князь борется Сильная воля Дмитрия Ивановича. Договор князей. Таким образом, мы видим, что Русь все сильнее желает избавиться от ордынского владычества. Какое положение внутри Московского княжества и Орды было накануне большой битвы? Используя учебник истории проработайте материал на с. 148-150, заполните таблицу. (Учитель предъявляет КОЗ) Во втором секторе пишет слова «Русь и Орда накануне битвы» | Могло. Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве Опираясь на ключевые слова. учащиеся отвечают на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?» Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти. Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва. Задание №2 Выполняют КОЗ в парах и группах Бланки выполнения розданы. | Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления. Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация. Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Коммуникативная - продуктивное сотрудничество – создание таблицы. Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности. | Участие в диалоге, интерактивной беседе. КОЗ: составление таблицы «Русь и Орда накануне решающего столкновения» Представление работ. Сравнение с модельным ответом. Самооценивание по заданным критериям. Работа с оценочными листами. | Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Создание таблицы. Самооценка. |
Организовать деятельность по изучению хода Куликовской битвы с эмоциональной «окраской» с последующей рефлексией - рассказом по плану. | И вот момент битвы настал. В третьем секторе появляется запись «Куликовская битва»
Прием «Дальше-дальше» - по желанию учащиеся проговаривают ход Куликовской битвы в соответствии с планом.
| Задание №3 Самостоятельно индивидуально работают с источником информации, составляют план. Готовят рассказ по плану. Слайд №9. 1.Осведомленность о действиях и состояния войска противника и их союзников. 2.Выбор места битвы. 3. Поддержка церкви. 4. Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика. 5.Неожиданность появления свежих сил (засадный полк) 6.Разгром полчищ Мамая. Участвуют 6 человек. | Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами. Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других. Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Дмитрия Боброка-Волынского. | Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики): соответствие рассказа плану. Работа с оценочными листами. | Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание. |
Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу. . | Ребята, вы уже поняли: Куликовская битва имеет огромное значение для Руси. Предположите, каково значение этой битвы . Заполняется четвертый сектор круга словами «Значение битвы» Свои предположения запишите в тетради (работа в парах) учитель просит проверить эти предположения с помощью учебника (с.154) На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях? | Задание №4 Учащиеся записывают свои предположения в тетради (работа в парах) Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости), проверяют и оценивают результат работы. Слайд №11. Выберите из трех вариантов рисунков образ Руси после Куликовской битвы (Слайд №7) | Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала. Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация. | Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают. | Предметная. Умение ориентироваться в содержании предмета. Информационная. Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Коммуникативная - освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. . |
VII этап: Рефлексия 5 мин | |||||
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. |
| Ответы учащихся. | Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе. Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение. | Не оценивается | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. Соединять части в целое. Высказывать суждения свои суждения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения. |
Итог урока. Домашнее задание. Эмоциональная разрядка 4 мин | |||||
Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу в баллах, соотнести общее количество баллов со шкалой оценок. Запишите домашнее задание: прочитать П. 17, ответить на вопросы. Т.З. – Характеристика Дмитрия Донского. Эмоциональная разрядка Прием «Я - сосулька». Спасибо за урок. | Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.(Слайд №8) Записывают домашнее задание. | Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин. | Самооценка (по шкале) Оценка педагогом. | Логическая завершенность урока. |
Подписи к слайдам:
А.П. Брюллов. Памятник-колонна Дмитрию Донскому (1850 г.)
О. Комов. Памятник Дмитрию Донскому в с. Монастырщино, 2000 г.
А.Г. Бочарников. Монастырщинский Богородице-Рождественский храм (1865-1894 гг.)
1 гр. Назвать даты и имена князей периода древнерусского государства «Киевская Русь»2 гр. Назвать даты и имена русских князей периода феодальной раздробленности.3 гр. Назвать имена литовских князей и монголо-татарских ханов.
1. Государство, созданное ханом Батыем в 1242 г.2. Монголо-татарские сборщики дани.3. Как называлась дань, которую собирали на Руси монголо-татарам?4. Ханская грамота на великое княжение, которую русские князья получали в Золотой Орде.
Мини-викторина
Подойдя к Дону, князь Дмитрий Иванович держал совет с военачальниками: «Что делать? Переправляться ли за Дон или ожидать противника на стороне?»Мнения разделились. Одни говорили: «Ступай, князь, за Дон!» Другие советовали: «Не ходи, князь, это опасно».Что бы вы посоветовали князю?
Осведомленность о действиях и состоянии войска противника и их союзников.Выбор места битвы.Поддержка церкви.Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика.Неожиданность появления свежих сил (засадный полк)Разгром полчищ Мамая.
Летописцы говорят, что такой битвы, как Куликовская, ещё не бывало прежде на Руси.
Сергей Михайлович СОЛОВЬЁВ (1820―1879), русский историк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прил...
Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."
Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 2 урок
конспект урока с применением ЭОР. тип урока - урок-проект...
Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Вашему вниманию предлагается презентация к уроку по теме: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". Цель: показать преимущество Московского княжества над Тверским. Оцени...
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....
Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Презентация к к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...