Что значит быть патриотом сегодня
классный час по истории (11 класс) на тему
Главна цель данного урока - воспитание патриотизма, определение роли патриотизма в современной жизни. Это разговор о нашей Родине. Что такое Родина?. Что такое "малая" Родина?. На уроке изучается символика России и Крыма - флаг, герб и гимн. Учащиеся подготовили рассказ о детях - героях, которые в страшные годы войны встали на защиту своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 260.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Что значит быть патриотом сегодня?»
Цели: - определить роль патриотизма в современной жизни
- формировать у уч-ся чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории
- сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом
Задачи: развивающие ( развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность, коммуникативные способности
Образовательная - повысить интеллектуальный уровень
- развивать навыки выразительного чтения
Воспитательная – воспитание чувства любви к Родине и чувства гордости за Родину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, эпиграфы
Ход классного часа
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Н. Коган
Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: «Что значит быть патриотом»
У. - Ребята, а кто такой патриот по-вашему? ( человек, который любит свою Родину)
- А что значит любить свою Родину? ( быть готовым на любые подвиги, жертвы во имя интересов Родины)
В толковом словаре Даля дается определение слову «патриот»
Патриот- тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
- А что такое Родина?
Родина – место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация)
Древнеримский философ Сенека сказал: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».
Сегодня мы и поговорим о нашей Родине
У.- А как называют нашу Родину, т. е. государство, в котором живем? (Россия)
Россия – многонациональное государство, ее населяют более 180 разных национальностей. И все народы составляют единую дружную семью.
У. – А как называется народ, проживающий в России? (Россияне)
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара-туман,
Песок из мельчайших песчинок,
Россия - из россиян.
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
- У каждого государства, у каждого народа есть свой образ идеального отечества, идеальной Родины. Он помогает каждому человеку, каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни. Он помогает нам решать, как нужно поступать в тех или иных случаях. Так, например, англичане называют свою Родину добрая старая Англия, французы - милая Франция, а мы русские – Матушка Россия.
Русь, Родина, Россия – какие красивые, широкие и загадочные слова.
( стихотворение «Россия»)
- Это прекрасное стихотворение написал наш современник – поэт Евгений Кисляков. Какие чувства вызывает у вас прочитанное стихотворение?
( гордость за Россию, Россия сравнивается с мамой, любовь поэта к родной природе, что готов сражаться за Родину и будет до конца со своей Родиной)
- Мы увидели в этом стихотворении, с какой гордостью поэт говорит о своей Родине.
- А какие однокоренные слова к слову Родина можно подобрать? (родной, родник, родитель, родить, родимый)
- Какие все родные слова! Значит, Родина - это что-то родное для каждого, как, например, родители.
Родина для человека – это не только большая страна, но и место, где он родился, дом, где жили его предки. Это его маленькая Родина. А из множества таких уголков и состоит наша общая великая Родина. Она огромна и прекрасна и у каждого она своя.
(стихотворение «Если скажут слово «Родина»)
- Какая главная мысль в этом стихотворении? ( что Родина бывает разной, но у всех она одна)
Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь.
Вспомним пословицы о Родине.
Давайте я буду говорить начало, а вы заканчиваете.
Родимая сторона мать: ( а чужая – мачеха)
Жить – Родине…(служить)
Береги землю родимую как …(мать любимую)
Родина – мать, умей..(за нее постоять)
Своя земля ( и в горсти мила)
На чужой сторонушке (рад своей воронушке)
Родина – всем (матерям мать)
- Молодцы, ребята! Знать свой родной язык – это тоже проявление патриотизма.
- Наше государство называется Россия или Российская Федерация
- Ребята, а чем отличается одно государство от другого? (языками, на которых разговаривает народ, историей, обычаями, традициями, географическим положением и символами.
- А какие основные символы государства? (герб, флаг, гимн)
- Что изображено на гербе? ( Российский двуглавый орел – символ солнца, мужества, бессмертия)
Внутри Российского герба – герб Москвы, на нем на красном фоне изображен Щит Георгия Победоносца – борьба добра со злом.
Три короны – единая связь трех дружественных народов: русских, украинцев, белорусов)
Скипетр и держава в лапах орла – государственный порядок и верность закону.
Послушайте, а теперь о каком символе я вам прочитаю.
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет. (о флаге)
- Как выглядит современный российский флаг.
Белый – благородство, откровенность,
синий – верность, честность,
красный – мужество, смелость, любовь
- В каких случаях поднимают государственный флаг? (во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях)
- В торжественных случаях, что звучит еще как символ государства? (гимн)
- С каких слов начинается гимн?
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна…
Наш гимн величественен. В его словах прославляется наша Родина. Музыки гимна более 50 лет, а слова современного гимна были написаны Михалковым в 2000 году.
- А что является для нас малой Родиной?
- А теперь обратимся к символике нашей малой Родины – Крыма. Символика Крыма
В соответствии со статьей 8-й Конституции Автономной Республики Крым, она имеет свою символику: Герб, Флаг, Гимн.
Флаг Крыма
Таковым признано «полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, составляющей 1/6 ширины флага, средней — белого цвета, составляющей 4/6 ширины флага; нижней — красного цвета, составляющей 1/6 ширины флага».
В основу разработки флага были положены традиционные для вексикологии Юго-Востока Европы цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.
Авторы флага: А.В.Мальгин и В.А.Трусов.
Герб Крыма
Герб Автономной Республики Крым представляет собой в червленом варяжном щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». В основу символики Герба положено традиционное для Крыма с эпохи античности изображение грифона, который, являясь объединяющим символом, выражает идеи взаимопроникновения культур и природного и культурного разнообразия Крыма. Грифон, держащий в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты), читается как хранитель республики. Варяжский щит герба — напоминание о торговых путях, проходивших и проходящих через Крым, колонны — символы прошлых цивилизаций, оставивших свои следы на полуострове.
Авторы герба: Г.Б.Ефетов, А.В.Мальгин, В.А.Трусов, В.А.Ягупов.
Гимн Крыма
Нивы и горы твои волшебны, Родина.
Солнце и море твои целебны, Родина.
Эту землю мы сохраним
И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,
Цветущий, как сад, Крым!
Зори свободы твои сияют, Родина.
Братья-народы твои шагают, Родина.
Эту дружбу мы сохраним
И вместе, крымчане, прославим в веках Крым,
Прославим в веках Крым!
Славься, Крым!
Автором музыки Гимна является крымский композитор А.Караманов, а автором слов — О.Голубева.
Впервые на официальном уровне гимн прозвучал 20.10.2000 г. по случаю второй годовщины Конституции АРК в исполнении народного артиста СССР Юрия Богатикова.
Ребята, мы с вами вспомнили главные символы России и Крыма.. Все мы должны их знать и почитать. Они имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, потому что знание символики – это тоже проявление патриотизма.
Быть патриотом – значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее.
Не зря, ведь, слово «патриотизм» произошло от греч. «рatris» - «родила отечество»
Особенно ярко это прекрасное человеческое качество проявилось во время войны. Его проявляли воины, защищавшие родную страну, проявляли те, кто дни и ночи трудился в тылу. А какими патриотами были дети, почти ваши ровесники. О них нам расскажут ребята.
Казей Марат Иванович (1929-1944), партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965, посмертно). С 1942 г. разведчик партизанского отряда (Минская область).
В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Ад ой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пятнадцатилетний Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Портнова Зинаида Мартыновна (Зина) (1926-1944), юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители» (Витебская область).
Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, в деревне Мостище Зина была выдана предателем фашистам. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная партизанка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.
Котик Валентин Александрович (Валя) (1930—1944), юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). С 1942 г. — связной подпольной организации в г. Шепетовка, разведчик партизанского отряда (Хмельницкая область, Украина).
Валя родился 11 февраля 1930 г. в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Погиб Валя как герой в одном из неравных боев с фашистами.
Голиков Леонид Александрович (1926—1943). Юный герой-партизан. Бригадный разведчик 67 отряда четвертой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.
Всего им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Отличился в боях у деревень Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
13 августа 1942 г., возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалеку от деревни Варницы подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза.
Вы, наверное, можете сказать, что легче быть настоящим патриотом на войне, где можно совершать подвиги.
- А в наше время ребятам есть где проявить патриотизм?
- Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами? (хорошо учиться, помогать своей школе, родителям)
- Разве вы не помогаете? ( весной и осенью работаете на субботниках по очистке территории)
.
Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма.
Василий Розанов сказал: « Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что – то конкретное для нее делать».
Давайте обобщим то, о чем мы говорили сегодня? (таблица в презентации)
Страны ты патриотом будь.
Легендой выстлан славный путь,
Историю ты не забудь,
Победы страны большие.
И для себя сумей понять
С кого пример для жизни брать.
Жизнь со строки начни писать: «Отчизна моя – Россия!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО внеклассного мероприятия по теме «Что значит быть патриотом сегодня?»
Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса» МЕ...
классный час - размышление "Что значит быть патриотом сегодня?"
Классный час в 9 классе на тему: Что значит быть патриотом сегодня?...
Классный час "Что значит быть патриотом сегодня"
Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов....
Классный час – диспут: "Что значит быть патриотом сегодня?"
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его уси...
Что значит быть патриотом сегодня
Классный час «Что значит быть патриотом сегодня»Цель: Укрепление нравственных позиций личности.Задачи:Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;Понять, что значит быть патриотом сегодня....
Что значит быть патриотом сегодня?
Что значит быть патриотом сегодня?...
Час общения «Что значит быть патриотом сегодня»
Укрепление нравственных позиций личности....