План-конспект и презентация к уроку истории "Религия древних греков"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Религия древних греков" и презентация к уроку. Ученики не только представляют богов Древней греции, но и задают разнообразные интересные вопросы и задания одноклассникам. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Религия древних греков.
(Автор: Борщева Наталья Александровна, учитель истории МБОУ г. Кургана «СОШ № 67»)
Цель: Дать представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов; проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме; развивать умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания, продолжить работу над развитием речи учащихся; воспитывать интерес к античной культуре.
Планируемые результаты:
Предметные: выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их занятиями; оценивать ключевые события и явления, памятники культуры Древней Греции;
Метапредметные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; владеть приемами решения учебных задач; готовить тематические сообщения и проекты, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, выступать перед аудиторией.
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в изучении истории человечества; осознавать важность изучения истории.
Оборудование: Проектор, мультимедийная презентация, жетоны, карточки с цифрами «2», «3», «4» и «5», смайлики, вещи, потерянные богами или героями (см. задание богини Афины)
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
Организационный и мотивационный блоки.
Учитель: Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Как вы думаете, на каком языке я с вами поздоровалась?
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с удивительной историей Древней Греции. Закончите предложение: Вера в сверхъестественные силы, богов, духов и поклонение им называется … (сл. 2)
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово религия? (составляем кластер, сл.3)
Итак, тема нашего урока:…(сл. 4) Мы знакомы с религией разных народов и знаем их богов. Соотнесите: (сл. 5)
Амон-Ра Двуречье
Ганеша Палестина
Шамаш Египет
Яхве Индия
Помните стихотворение об египетских богах?
Мы видели бога по имени Тот,
А также богиню по имени Нут.
Мы помнили точно, кто этот, кто тот
Наверное, целых 15 минут.
Надеюсь, что богов Древней Греции мы будем помнить не 15 минут, а всю жизнь. Они будут встречаться вам в крылатых выражениях, в литературных произведениях, в живописи, стихах и песнях. А что бы вы хотели узнать о религии древних греков? (примерные ответы: каким богам поклонялись греки? Какие храмы строили? Какую роль играла религия в жизни греков? И т. д.)
Предположите, какая религия была у древних греков. Мы знаем только один народ, который поклонялся одному богу. Какой? (евреи поклонялись одному богу Яхве). Кто запомнил, как называется религия, в которой много богов, олицетворяющих силы природы? (язычество). Значит, что еще мы должны узнать сегодня на уроке? (какие силы природы олицетворяли боги Древней Греции? Каким занятиям покровительствовали? Сл.6-7). Сравним, какие боги были в Египте, какие в Древней Греции. Почему именно этим богам поклонялись древние греки?
Выберите из списка египетских богов. Какие остались? (сл.8-9 Бастет, Афина, Исида, Аид, Анубис, Осирис, Гера, Тот, Афродита, Нут, Посейдон, Геб, Гермес, Гефест, Сет, Артемида, Аполлон, Гор, Дионис, Зевс, Хапи, Арес)
Где мы встречались с ними, что вы о них уже знаете? Не находя объяснения очень многим явлениям природы, греки верили, что людьми и природой управляют могущественные существа-боги. Боги, как считали греки, мало чем отличались от людей. Но они никогда не старели и не умирали, за что были прозваны бессмертными. Боги могли легко менять свое физическое обличие, превращаясь в мужчину, в женщину в животное. Чаще всего они пользовались этой замечательной способностью для того, чтобы провести людей и сыграть с ними злую шутку. Но богов все же можно было разгадать. Кто знает как? Во-первых, они никогда не моргали. Во-вторых, у них не было тени. В-третьих, они не отражались в воде и зеркале. Сегодня на уроке вы выступите в роли богов и богинь Древней Греции. Но не забывайте, что вы еще и ученики и вам надо работать. Запишем тему урока и будем записывать имена богов, и чему они покровительствовали.
Но боги пришли к нам на урок с заданиями и их нужно выполнить, такова воля богов. За правильные ответы получаете жетончик с изображениями атрибутов богов.
Информационный и аналитический блоки.
1-й ученик: Я - главный бог у греков, бог дождя, грома и молний. Взмахну рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии греки устраивали Олимпийские игры в мою честь. По преданию именно в Олимпии я одержал победу над своим отцом Кроном. Крону предсказали, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что я остался жить, и когда я вырос, победил своего отца. (сл. 10)
Я хочу проверить, знаете ли вы географическое положение Греции. Кто хорошо знает карту Древней Греции? Покажи на карте Балканский полуостров, остров Крит, город Афины, Эгейское море, город Спарту, полуостров Малую Азию, город Трою.
Учитель: запишем в тетради имя бога, богом каких природных сил он являлся. Почему этот бог играл такую важную роль? Почему у египтян не было бога дождя, грома и молний?
2-й ученик: Я – бог моря. Взмахну своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Судьба мореплавателей – в моих руках. Но отложу я свой трезубец - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. Горе тому, кто оскорбит владыку морей! (сл.11). Вставьте в текст названия морей (сл. 12-13. Грецию омывает с востока… море, с запада … море, а с юга … море.) Кстати, почему Эгейское море так назвали?
3-й ученик: Я - брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Лишь немногим могучим героям позволяли боги посетить царство умерших и вернуться на землю.(сл.14)
Задание: у египтян страна мертвых называлась «Аментис», что значит «запад». Почему? С каким повторяющимся каждый вечер явлением природы это связано? А в какой стране люди верили в переселение душ?
4-ая ученица: Я - супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали меня как охранительницу семьи, защитницу семейного очага.(сл.15) Скажите, почему в Троянской войне я была ярой защитницей греков и противницей троянцев?
5-й ученик: Я - быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. Я провожаю души умерших в подземное царство Аида, забочусь о стадах и заблудившихся овцах, покровительствую торговым делам, посылая богатство. Это я научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Я хитёр, ловок и изворотлив, люблю пошутить над богами - украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Ареса - меч, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Меня чтят путешественники, купцы и даже воры. (сл.16)
Учитель проводит гимнастику для глаз: (правильное утверждение – моргаем часто глазами, неправильное - двигаем глазное яблоко вправо-влево):
- Автором «Илиады» и «Одиссеи» был древнегреческий поэт Гомер.
- Елена Прекрасная была похищена Ахиллесом
- Греки считали, что боги живут на горе Олимп.
- Странствие Одиссея продолжалось 5 лет.
- У Ахиллеса было одно уязвимое место – рука.
- Другое название города Троя – Илион.
- Гермес – покровитель путников и воров.
6-я ученица: Я – богиня мудрости, появилась из головы отца моего Зевса. Это я вернула на родину Одиссея. Меня почитают как покровительницу городской жизни. Любимому городу - Афинам - я подарила священное оливковое дерево. Я научила эллинов различным ремёслам. Аргонавтам я помогала строить корабль, а грекам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна была я в ткачестве. Всюду в Греции меня почитают.(сл. 17)
Учитель: Афина принесла нам вещи, которые кто- то из богов и героев мифов потерял. Чьи это вещи?
(клубок ниток, соль, яблоко, черная ткань, воск или виноград)
7-й ученик: Я - покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому меня особенно почитали земледельцы, устраивали в мою честь праздники. (сл. 18) Кого из героев поэмы Гомера «Одиссея» погубило вино?
8-я ученица: Нет на Олимпе богини, прекраснее меня. Из белоснежной пены морских вод родилась я. Поэты называют меня «рождённой из пены». Куда ни ступлю - повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за мной, как ручные. Ведь я - богиня любви и красоты. Я добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, я наказала гордого красавца Нарцисса, влюбившегося в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок. Это мне отдал Парис золотое яблоко. (сл.19)
Задание: разгадайте анаграммы: (сл. 20)
-жена Одиссея, 20 лет ожидавшая его с Троянской войны
- слово, которое было написано на золотом яблоке
- имя женщины, из-за которой по преданию началась война между греками и троянцами
- мое имя.
9-й ученик: Я страшен и людям, и богам, я - бог войны. В мою честь воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. Ужасен я во время битвы. Убиваю даже тех, кому обещал помочь. Не любит меня великий Зевс. Греки называли меня «губителем людей, разрушителем городов, запятнанным кровью». Поэт Гомер же называл меня самым ненавистным из богов.(сл.21)
Сосчитайте, сколько лет назад была Троянская война.
10-й ученик: Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них я - бог солнечного света, покровитель искусств, любимец Зевса. Все умолкают, когда я появляюсь со своими спутницами - музами. Их девять, и каждая из них - покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и моей игре на струнах.(сл.22)
(Каждый культурный человек должен знать поэмы Гомера. Расскажите эпизод из поэмы «Одиссея». Данное задание выполняем при наличии времени)
Физминутка: танец «Сиртаки»
11-я ученица: Боятся люди встреч со мной, вечно юной и прекрасной богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы и подруги - нимфы - богини полей и лесов. Горе смертному, который приблизится ко мне! Стрелы мои метко разят.(сл.23)
Задание: какое слово лишнее и почему. (сл. 24. 1. Гомер, Тесей, Ахиллес, Патрокл. 2. Микены, Афины, Спарта, Крит. 3. Одиссей, Итака, Минотавр, Пенелопа. 4. Зевс, Арес, Осирис, Гермес. 5. Афина, Ариадна, Афродита, Артемида.)
12-й ученик: Маленького, хилого и некрасивого, сбросила меня с Олимпа рассерженная Гера. Укрыла меня богиня Фетида на дне моря. Там научился я ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды я выковал чудесное вооружение её сыну - славному герою
Ахиллу. Я - бог огня и кузнечного дела. Я люблю трудиться. Это я построил золотой дворец для богов на Олимпе.(сл.25)
Разгадайте загадки:
1.Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Гермес)
2.Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он наделено сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут ... (Аид)
3. Своей наружностью пугает всех невест.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнеце ... (Гефест)
4.Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
5. На фронте Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ... (Афина)
6. Он меткий стрелок и на лире играет.
Девять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он —
Брат Артемиды, бог ... (Аполлон)
7.С колчаном бродит весь день в горах
И метко стреляет дичь в лесах.
Ее сопровождают нимфы и наяды,
А для удач в охоте жертву принести ей надо.
(Артемида)
13-я ученица: Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин - жена его Персефона, моя дочь. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Услышала я жалобный крик дочери. Девять дней бродила по земле, с факелами в руках искала дочь. На десятый обратилась к всевидящему богу солнца — Гелиосу и от него узнала, что дочь моя по воле Зевса находится в царстве мёртвых. Безгранично было мое горе. Ушла я от богов. Проливая горькие слёзы, блуждала я по земле. Но как только я покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал ко мне вестницу богов Ириду. Я сказала, что не вернусь на Олимп, пока не увижу Персефону. По решению Зевса две трети года — весну и лето — Персефона проводит с мной на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона. Я – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства.(сл.26)
Задание: Знаете ли вы крылатые выражения?
- Подарок, опасный для того, кто его принимает
- Уязвимое место у человека
- Бесконечная работа
- Оказаться между двух опасностей
- Предмет, из-за которого началась ссора
Рефлексивный и оценочный блоки.
Кроме этих были и другие боги и божества. Мы познакомились с главными, самыми почитаемыми богами древних греков. Почему именно эти боги были главными? С чем это связано? (С природными условиями Греции и занятиями людей). Вывод. (сл.27) Чем боги Древней Греции отличаются от египетских богов? (Боги Древней Греции - прекрасные, нестареющие люди. Они, как и люди, ссорятся, бывают коварны и жестоки, наказывают тех, кто противится их воле) Кто знает, как и за что боги наказали Прометея?
Как вы работали сегодня на уроке? Покажите, какую оценку вы себе поставили бы. А какое у вас настроение? Покажите смайлик, который ему соответствует. Кто сколько жетончиков набрал? Спасибо за урок. Запишите домашнее задание:
1. П. 28
2. Повторить пп. 24-27
3. Составить кроссворд или викторину «Боги Древней Греции»
4. Прочитать мифы о Прометее, об аргонавтах, о Геракле, о Персее (или посмотреть мультфильмы)
Зевс: Я - главный бог у греков был, бог дождя, грома и молний. Взмахну рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии греки устраивали Олимпийские игры в мою честь. По преданию именно в Олимпии я одержал победу над своим отцом Кроном. Крону предсказали , что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что я остался жить, и когда я вырос – победил своего отца.
Посейдон: Я – бог моря. Взмахну своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Судьба мореплавателей – в моих руках. Но отложу я свой трезубец - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!
Аид: Я - брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Лишь немногим могучим героям позволяли боги посетить царство умерших и вернуться на землю.
Гера: Я - супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали меня как охранительницу семьи, защитницу семейного очага. Скажите, почему в Троянской войне я была ярой защитницей греков и противницей троянцев?
Гермес. Я - быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. Я провожаю души умерших в подземное царство Аида, забочусь о стадах и заблудившихся овцах, покровительствую торговым делам, посылая богатство. Это я научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Я хитёр, ловок и изворотлив, люблю пошутить над богами - украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Ареса - меч, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Меня чтят путешественники, купцы и даже воры.
Афина Я – богиня мудрости, появилась из головы отца моего Зевса. Это я вернула на родину Одиссея. Меня почитают как покровительницу городской жизни. Любимому городу - Афинам - я подарила священное оливковое дерево. Я научила эллинов различным ремёслам. Аргонавтам я помогала строить корабль, а грекам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна была я в ткачестве. Всюду в Греции меня почитают.
Дионис: Я - покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому меня особенно почитали земледельцы, устраивали в мою честь праздники.
Афродита: Нет на Олимпе богини, прекраснее меня. Из белоснежной пены морских вод родилась я. Поэты называют меня «рождённой из пены». Куда ни ступлю - повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за мной, как ручные. Ведь я - богиня любви и красоты. Я добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, я наказала гордого красавца Нарцисса, влюбившегося в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок. Это мне отдал Парис золотое яблоко.
Арес: Я страшен и людям, и богам, я - бог войны. В мою честь воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. Ужасен я во время битвы. Убиваю даже тех, кому обещал помочь. Не любит меня великий Зевс. Греки называли меня «губителем людей, разрушителем городов, запятнанным кровью». Поэт Гомер же называл меня самым ненавистным из богов.
Аполлон: Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них я - бог солнечного света, покровитель искусств, любимец Зевса. Все умолкают, когда я появляюсь со своими спутницами - музами. Их девять, и каждая из них - покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и моей игре на струнах.
Артемида: Боятся люди встреч со мной, вечно юной и прекрасной богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы и подруги - нимфы - богини полей и лесов. Горе смертному, который приблизится ко мне! Стрелы мои метко разят.
Гефест: Маленького, хилого и некрасивого, сбросила меня с Олимпа рассерженная Гера. Укрыла меня богиня Фетида на дне моря. Там научился я ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды я выковал чудесное вооружение её сыну - славному герою
Ахиллу. Я - бог огня и кузнечного дела. Я люблю трудиться. Это я построил золотой дворец для богов на Олимпе.
Деметра: Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин - жена его Персефона, моя дочь. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Услышала я жалобный крик дочери. Девять дней бродила по земле, с факелами в руках искала дочь. На десятый обратилась к всевидящему богу солнца — Гелиосу и от него узнала, что дочь моя по воле Зевса находится в царстве мёртвых. Безгранично было мое горе. Ушла я от богов. Проливая горькие слёзы, блуждала я по земле. Но как только я покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал ко мне вестницу богов Ириду. Я сказала, что не вернусь на Олимп, пока не увижу Персефону. По решению Зевса две трети года — весну и лето — Персефона проводит с мной на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона. Я – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Религия древних греков" 5 класс
Театрализованный урок....
Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....
Конспект урока и презентации по теме "Религия древних греков" 5 класс
Материал может быть использован к теме "Религия древних греков" по истории древнего мира 5 класс, включает в себя конспект урока и необходимые презентации....
Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс
Методическая разработка урока и презентация по теме "Религия древних греков". Урок в 5 классе....
Конспект урока " Религия древних греков".
Урок истории в 5 классе....
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...
Презентация к уроку "Религия древних греков"
Презентация к уроку истории в 5 классе "Религия древних греков"...