Учебный проект от "Школы знаний" к "Школе деятельности"
проект по истории (7 класс) на тему

Изучение истории с помощью метода проектов, позволяет обучающимся реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, способствовать повышению интереса к предмету "История"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lomonosov.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Модульные курсы

«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»

Творческая работа

Тема: «Великий лик в грядущем поколенье…»

(Наше слово о Ломоносове, поэте, ученом и гражданине)

Выполнила: Чернуха Юлия Михайловна,

учитель истории и обществознания,

Харитонова Галина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №1 г.Ворсма,

Павловский район

Н.Новгород 2014 г.

Оглавление

Введение

Проект

        1.  Этап №1 Подготовка

2.  Этап №2 Организация деятельности (Дивергенция)

3.  Этап №3 Осуществление деятельности (Трансформация цели):

    а) «Вектор 1» - Страницы биографии М.В.Ломоносова;

    б) «Вектор 2» - Труды М.В.Ломоносова;

    в) «Вектор 3» - Работа с похвальными одами М.В.Ломоносова;

    г) «Вектор 4» - Комментарии к высказыванию;

    д) «Вектор 5» - Создание творческих работ разных жанров

Заключение

Список литературы

Приложения, содержащие практический материал

Тема проекта: Наше слово о Ломоносове, поэте, учёном и гражданине.

Название проекта: «Великий лик в грядущем поколенье…»

Руководители проекта: учитель русского языка и литературы, руководитель объединения «Лира» Галина Сергеевна Харитонова и учитель истории и обществознания Юлия Михайловна Чернуха.

Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа по проекту: литература, история. 

УМК: 

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010). 
  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.
  • Программа по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.: «Просвещение», 2008 г. 6 – 9 кл.
  • Учебник по истории России: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.: «Просвещение», 2011 г.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, ИЗО

Возраст участников проекта: 13-14 лет

Психолого–педагогическая характеристика учащихся

Подростковый возраст 13-14 лет участников данного проекта является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка, так как именно в это время происходит переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Учебная деятельность, являющаяся до этого ведущей, сменяется в этом возрасте на интимно-личностное общение. В процессе общения со сверстниками происходит в эту пору становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, именно общение является для подростков очень важным информационным каналом. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность. Работа же в рамках выполнения проекта позволяет сохранить и повысить уровень школьной мотивации.

В подростковом возрасте у ребят происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. В процессе проектной деятельности было очевидно то, как возрастал у подростков интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение всех этапов проекта в рамках данного конкурса.

Бурное развитие сознания и самосознания в этом возрасте обуславливает чрезмерную самокритичность и чувствительность к посторонней критике, но в ходе выполнения различных заданий проекта это только способствовало самоусовершенствованию каждого участника, а также росту желания отстоять достоинства выбранного в группе решения поставленной задачи.

В процессе проектной деятельности подростки узнали свои возможности учиться действовать самостоятельно, что способствовало их самопознанию и самоутверждению. 

Состав проектных групп: 25 учащихся 7Б класса: 3 группы по 6 человек и 1 группа из 7 человек (1 уч-ся не принял участие по состоянию здоровья (обучающийся на дому). 9 из общего количества – обучающиеся творческого объединения «Лира» Дома детского творчества г. Ворсма. В каждую из групп вошли ребята разных уровней мотивации учебной деятельности, приведённых далее.

Данный класс представляют обучающиеся следующих уровней:

Первый уровень – 5 учащихся с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Они осознают необходимость овладения знаниями и умениями для их дальнейшего применения. Творческие задания выполняются ими с желанием и интересом.

Второй уровень – 17 учащихся с хорошей школьной мотивацией. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Это хорошие исполнители определенного вида работ по образцу, творческие задания вызывают определённые затруднения.

Третий уровень – 4 учащихся, имеющих положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Учащихся четвертого уровня с низкой школьной мотивацией и пятого уровня с негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией в данном классе выявлено не было.

Актуальность проекта

Имя М. В. Ломоносова в ряду других великих имён, составляющих мировую славу русской культуры. Но вспоминая «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», чаще связывают имя Ломоносова с российской наукой, забывая, что гений Ломоносова оставил свой яркий след и в становлении русского языка и литературы. Сегодняшний читатель, увы, редко обращается к произведениям «отца русской поэзии».

Учащиеся данного класса, занимающиеся по программе под ред. В.Я. Коровиной, изучали творчество Ломоносова в 5 классе (1 урок: М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»), продолжают знакомство с личностью Ломоносова и его поэтическим наследием в начале курса 7 класса («К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).  Ребята знакомятся с «Теорией 3-х штилей», им даётся понятие о жанре оды. 1 час программы позволяет лишь пунктирно обозначить большой по объёму и трудный по содержанию материал.

Устарел язык, непривычна манера письма, забыты события, вдохновившие поэта, но, хотя и прошло более двух веков со времени Ломоносова, это вовсе не значит, что стихи его устарели. Работа в рамках проекта доказала это. Соприкоснувшись с поэзией Ломоносова, грамотно и вдумчиво изучив некоторые его творения, ребята прочувствовали, что в них поэт сумел выразить основные духовные, философские, нравственные, общественно – политические проблемы, которые не утратили своей актуальности и по сей день. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

Неразрывную связь литературы и истории наглядно иллюстрируют его знаменитые оды, написанные в связи с определённым историческим событием. М.В.Ломоносов (1711 – 1765) не был профессиональным историком, но его работы в области изучения прошлого России и других стран актуальны и в наше время. Он понимал значение исторической науки, ее роль в воспитании связи поколений: «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу, и, принося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила».

С личностью Ломоносова на уроках истории дети знакомятся в конце учебного года. Тема урока в 7 классе, на которую отводится 1час (согласно планированию - 23.05.2014 г.), - «Наука и образование». Но события исторического времени, отображённые в работах Ломоносова, изучаются с декабря до конца учебного года. Работа в рамках данного проекта стало хорошей подготовкой для дальнейшего поля деятельности на уроках.

Ознакомление с деятельностью М.В. Ломоносова, поэта и учёного, с его гражданскими позициями не теряет своей актуальности в настоящее время. С именем Ломоносова связаны любовь к Отечеству, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества, вера в великое будущее России.

Очень немногие современники были в силах оценить «странный гений» М.В.Ломоносова. Пожалуй, глубже всего об этом феномене спустя век сказал поэт Н.А.Некрасов: «Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик»

Это подтверждает  история из жизни Ломоносова, когда один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: «Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?» «Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает». «С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен…» А.С.Пушкин.

Практическая цель проекта: подготовка материалов спецвыпуска газеты «Д.Е.Т.И.», посвящённого 302-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Педагогической целью проектной деятельности стало желание учителей привить учащимся вкус самостоятельной деятельности, увлечь их поисково–исследовательской, творческой работой, воспитывать в них чувство ответственности, способствовать формированию деятельных, общественно–активных, критически и конструктивно мыслящих личностей.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с трудами М.В.Ломоносова, поэта и реформатора русского языка, с его работами в области истории

- Формировать мотивации учебно-познавательной деятельности

Развивающие:

- Учить работать в группе, формулировать вопросы, аргументировать свое мнение.

- Развивать критическое мышление, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений.

- Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотизм.

- Формировать духовно – нравственные качества личности.

- Воспитывать дисциплину и самодисциплину.

 Проект построен таким образом, что на всех его этапах происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся (внимание, память, мышление, логика, умение работать с информацией).

Учащиеся знают о достижениях великого ученого Ломоносова.

Понимают необходимость изучения личности и деятельности Ломоносова.

Учащиеся отрабатывают умения работать самостоятельно. Так же умеют ставить цели проекта и планировать свою деятельность по их достижению.

Владеют навыками анализа, синтеза, характеристики результатов своей деятельности.

Тип проекта:

  1. по доминирующему виду деятельности: творческий
  2. по комплексности и характеру контактов:

- по предметно-содержательной области: межпредметный (литература, история)

- по характеристике контактов между участниками: внутриклассный

  1. по продолжительности: краткосрочный(2 месяца); 18 внеурочных часов (2 ч. в неделю)

УУД, которые формируются при использовании данного проекта: 

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • уметь работать с разными источниками информации;
  • составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения;
  • анализировать и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

ПРОЕКТ

Этап №1 Подготовка (07.10 -14.10)

История возникновения проблемы

Из интервью с учащимися 7Б класса: «Нам проблему «подсказал» сам М.В.Ломоносов. Имя учёного пользуется всенародной любовью и уважением. И мы знакомы с его творчеством. Ломоносова мы «проходили» в 5-м классе, в 7-м тоже пришло время «пройти». Но заурядно сделать это, к счастью, не удалось. На «слово о поэте и учёном» в программе по литературе в 7 классе всего 1 урок, который состоялся в нашем 7Б 2-го октября. 45 минут пролетели, а расходиться со звонком не хотелось. У нас возникло желание узнать больше о Ломоносове, о времени, в которое он жил, и сказать своё слово об этом выдающемся человеке. Захотелось понять трудный язык стихов «отца русской поэзии», вокруг которых кипели споры 300 лет тому назад, узнать о конкретных событиях, вдохновлявших поэта. Учитель русского языка и литературы, руководитель «Лиры» Харитонова Г.С. была рада нас поддержать и направила нас за советом к учителю истории Чернухе Ю.М. За «Круглым столом» было принято решение попробовать свои силы в создании межпредметного учебного проекта на тему: «Наше слово о Ломоносове, учёном, поэте и гражданине».

Тип взаимодействия между всеми участниками проекта, включая руководителей, выбран единогласно – сотрудничество.

Этап №2 Организация деятельности (ДИВЕРГЕНЦИЯ)

(14.10-21.10)

Я - скульптор.

Моя мастерская – класс,

Щёки горят и чёлки отброшены…

Двадцать семь пар ушей и глаз

Уставились на меня

Будущие Эйнштейны и Ломоносовы.

Д. Левитес

Руководители проекта поделили класс на группы, распределяя таким образом, чтобы в каждой группе были учащиеся всех уровней учебной мотивации, и максимально учитывая пожелания ребят. Совместно наметили дальнейший маршрут деятельности, этапы прохождения пути к заданной цели: собственноручно подготовить материалы выпуска газеты «Д.Е.Т.И.», посвящённого 302–летию со Дня рождения М.В.Ломоносова.

Внутри группы обязанности ребята распределили, ориентируясь на состав редакции газеты, о котором узнали от руководителя: 2-3 корреспондента, из них же и фотокорреспондент, ответственный секретарь, корректор, помощник редактора и редактор.

Из интервью с учащимися 7Б класса: «Название проекта родилось не сразу. Слова Г.Р. Державина «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов», крылатые строки самого Михаила Васильевича «Науки юношей питают…», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…», нами придуманные названия: «М.В.Ломоносов – создатель русской риторики, русской грамматики, русской истории», «Гений Ломоносова – «маяк» для современников» уступили первенство пушкинским.

Слова из стихотворения «Полководец» А.С.Пушкина «Высокий лик в грядущем поколении» завершили поиск названия. Они, по нащему мнению, красиво звучат и, главное, выражают гениальность личности Ломоносова, подчёркивая значение его трудов для современников.

Этап №3 Осуществление деятельности (ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕЛИ) (22.10-02.12)_

Россия родила немало

людей великих на земле

Во все века одна лишь знала

об избранных, об их судьбе

Эпохой каждой восхищала

И всякий раз, не ошибясь,

Ты гениев нам посылала,

За судьбы их всегда молясь.

Одним из них был Ломоносов,

Учёный-энциклопедист,

Поэт, мыслитель и философ,

Историк, материалист.

С. И. Стромилов

Этап №3 состоял из нескольких составляющих – «векторов»:

«Вектор 1» (22.10-28.10): каждая  группа готовит сообщение (форма подачи по выбору) на тему «Страницы биографии М.В.Ломоносова» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), используя различные источники информации в том числе фрагменты фильма «Михайло Ломоносов» (1986 г. Режиссёр: Александр Прошкин)

Периоды жизни М.В.Ломоносова выбирали учащиеся, договариваясь между группами.

«Вектор 2» (29.10-04.11): каждая группа, исследуя труды М.В.Ломоносова в области русского языка, теории литературы, истории, а также его вклад в отечественную культуру и искусство, представляет информационный листок по выбранному направлению.

 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Одна группа представила презентацию «Дерзновенное, великое, ломоносовское…»(см. Приложение (в письме))

 «Вектор 3» (05.11-11.11): вниманию учащихся 3-х групп были представлена приведённые похвальные оды М.В.Ломоносова:

ОДА блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года,

ОДА на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийский, 1746 года;

ОДА на день рождения Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, 1746 года

и текст лирического стихотворения «Разговор с Анакреоном».

Всем ребятам предстояло прочитать произведения, далее составить словарик устаревших слов, сделать историческую справку о событиях и именах, упомянутых в стихах (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) , подготовить отрывки для выразительного чтения, «Разговор с Анакреоном» читать по лицам. Задания по анализу каждого поэтического текста было для каждой группы индивидуально (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

«Вектор 4» (12.11- 19.11)

Учащиеся находят высказывания Ломоносова, доступные их пониманию, а также слова замечательных людей о Ломоносове. Каждая группа представляет лучший комментарий к выбранному высказыванию (см. стр.3

газеты «Д.Е.Т.И.»).

19 (8) ноября, в день рождения М.В.Ломоносова, ребята под руководством

наставников организовали вечер поэзии, эпиграфом которого стали строки поэта «Я знак бессмертия себе воздвигнул».

Прозвучали отрывки из анализируемых произведений Ломоносова, а также подготовленные учащимися комментарии к высказываниям Ломоносова и о Ломоносове. Лучшие после обсуждения получили рекомендацию быть напечатанными в газете. В качестве сюрприза для всех прозвучала сочиненная обучающимися объединением «Лира» (они в составе всех 4-х групп) «Ода на день рождения, 19(8) ноября, Михаила Васильевича Ломоносова, славного сына России, писанная 302 года спустя благодарными потомками» (газета «Д.Е.Т.И.», стр.2) Ода послужила всем вдохновением для последующей творческой работы.

 «Вектор 5»(20.11-02.12)

Последняя стрелка 5-го вектора приближала к результату. Каждой группе необходимо было сформулировать тему сочинения в рамках темы проекта и, главное, раскрыть её в своей работе.

Две группы объединились и помогли Р.Родионову собрать материалы к его сочинению «Взгляд современного школьника на личность Ломоносова». Две другие работали самостоятельно: одна воодушевилась созданием памятника юному Ломоносову (сочинение «Мой памятник М.В. Ломоносову» с детской иллюстрацией на странице 2 газеты «Д.Е.Т.И.»), другая группа решила сочинить басню «Мёд и мухи» по мотивам первого стихотворения Михайлы Ломоносова. Ребята решили также составить кроссворды (газета «Д.Е.Т.И.» стр.6), и вопросы исторической викторины (газета «Д.Е.Т.И.» стр.5).

Эпиграфом ребята взяли слова Бориса Шергина «Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове…».

Учителя на протяжении всего третьего этапа по необходимости консультировали, ненавязчиво контролировали, советовали.

Этап №4 Конвергенция (03.12-07.12)

Последний этап – время для подведения итогов, резюмирования полученных результатов, оценивания умений общаться, слушать и слышать, обосновывать свои мысли, работать в группе.

Редакторы групп представили варианты работ, предлагаемых для публикации в газете «Д.Е.Т.И.». Каждая группа гордилась своими способами решения проблемы. Своё слово о Ломоносове удалось сказать каждому участнику проекта и воплотить тем самым «наше слово» на страницах газеты. (см Приложение: Продукт проекта)

Ребята не стали горячими поклонниками творчества Ломоносова, но знакомство со страницами его биографии, его работами в области русского языка, литературы и истории, соприкосновение с поэтическим наследием Михаила Васильевича позволило детям почувствовать силу слова человека, который не побоялся не следовать «правилам» и «образцам». Бесценным стало то, что ребята на примере Ломоносова поняли, насколько важна неподражаемость, которая делает работу истинного художника бессмертной. Трудясь над заданиями в рамках проекта, находя и отбирая материал, терпеливо анализируя и редактируя собственные работы, ребята вдохновлялись примером того же Ломоносова, прошедшего тернистый путь в науке и литературе у самых их истоков.

Для подведения итогов проделанной работы, при поддержке педагогов можно сделать анализ проделанной работы, обсудить возникшие трудности. В итоге происходит оценивание вклада в работу групп и отдельных участников. Также можно провести анкетирование участников с целью выявления их отношения к организации и презентации проекта.

Примерные вопросы анкеты:

- Что нового вы узнали после проведения проекта? Может ли проект иметь продолжение? В каком направлении?

- Что может быть улучшено и на что следует обратить больше внимания при проведении проектов в нашей или других школах?

- Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами?

- Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта?

- Каковы преимущества работы группы?

- Что вами сделано хорошо?

- В чем вы видите недоработки группы?

- Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Обработанные материалы анкетирования дадут педагогам повод для совершенствования своей работы с обучающимися по развитию у них коммуникативных и информационных компетенций в ходе проектной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая Российская энциклопедия. В 30 т.: Т 18. Ломоносов - Манизер / отв.ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская Энциклопедия,2011. - 767с : ил..
  2. Дуганов Р.В. Рисунки русских писателей XVII - начала XX века. Издательство «Советская Россия», 1988г. - 256 с.
  3. Журнал «Уроки литературы», вып № 4. М., 2003
  4. Ломоносов М.В. Стихотворения / Сост., предисл. и примеч. Е.Н. Лебедева. – М.: Сов. Россия, 1980. – 88 с., 1 л. портр.
  5. Перевезенцев С. В. Михайло Ломоносов / Сост. Н. Астахова; Ред. Л. Жукова; Худож. Е. И. Орлов. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.: ил. – (Серия «История России»)
  6. Шергин Б.П. Слово о Ломоносове // Древние памяти: Поморские были и сказания.– М.: Худож. Лит., 1989.– С. 304-328
  7. Н.А. Некрасов Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах Художественные произведения. Тома 1-10 Том шестой. Драматические произведения 1840-1859 гг. Юность Ломоносова Л., "Наука", 1983
  8. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. – М.: Педагогика, 1986. – (Б-чка Детской энциклопедии «Ученые – школьнику»).
  9. Некрасова М.Б. Михаил Васильевич Ломоносов // Историки России XVIII-XX вв. Вып.1. Архивно-информационном бюллетене № 9.Приложение к журналу «Исторический архив». М., 1995. Славяне и Русь: проблемы и идеи. М., 1998.
  10. Куник А.А.Сборник материалов для истории императорской Академии наук. Ч. II – СПб., 1865.с.387; Стеклов В.А. Указ.соч. с.5,65,80,88-89,94,103,123,133,171-172,185,195.
  11. Сочинения М.В.Ломоносова

Замечания на диссертацию Г.Ф.Миллера «Происхождение имени и народа российского»// «Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 6. М.; Л., 1952.

Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1054 г.// Там же.

Краткий Российский летописец с родословием.// Там же.

Идеи для живописных картин из российской истории.// Там же.

Сайты :

-lomonosov.name›articles_17_26.html

-lomonosovsvd.narod.ru›literatura.htm

-news readers.ru > showthread.php?t=3076;

-aphorism-citation.ru > Ломоносов;

-festival.1 september.ru > articles/606 282/;

-http:// www.tonnel.ru/?|=gz|&uid=830;

-prodlenka.org> index.php? option=com_mtree…download…;

-www.hist.msu.ru./nevs/Lomonosov.htm;

-kstnews.ru > novosti-kultury-kstovo…lomonosov.html;

-to-name.ru > biography/ mihail-lomonosov.htm;

-ru.wikipedia.org > Ломоносов Михаил Васильевич;

-historylib.org/historybooks/ Fjmin_Varygo-Russkiy-vopros-v- istoriografii/10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Страницы биографии М.В.Ломоносова 

Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова.

Б. Шергин

Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А.С. Пушкин

Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры, который в те времена был экономическим и географическим центром Поморья.

Детство

Отец будущего учёного, Василий Дорофеевич Ломоносов, с успехом занимался зверобойным и рыбным промыслом, являлся владельцем собственного судна. Детские годы Михайло Ломоносова прошли в труде не только нелёгком, но иногда и опасном. Михаил Ломоносов вместе с отцом "ходил" по Белому морю, ему приходилось посещать Соловецкие острова и достигать Новой Земли. В этих странствиях крепло мужество завтрашнего учёного, развивалась выносливость, трудолюбие, отвага, наблюдательность, воля, уверенность в себе.

Отрочество  

Михайло Ломоносов рано выучился грамоте. Сохранилась легенда о том, что дьячок, обучавший мальчика, вскорости признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает». Все свободные время Михаил Ломоносов читал. В 1725 году в руки любознательного подростка попадают «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. «Грамматика» описывала правила «говорения и письма» и даже некоторые рекомендации по сочинению стихотворений. «Арифметика» была не только учебником по математике, но и популярным изложением основных положений физики, геометрии, астрономии, механики. Обе книги произвели серьёзное впечатление на Ломоносова: «То были врата учёности моей», - признаётся он впоследствии. Василий Дорофеевич сначала одобрял «книжное прилежание» единственного наследника, радовалась и маменька, глядя на смышлёное дитя. Однако после смерти матери Михаилу стало трудно. Отец вновь женился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях. Она «всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами», - с сожалением вспоминал Ломоносов Михаил Васильевич. В душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам.

Юность

В декабре 1730 года, морозной ночью, девятнадцатилетний юноша Михаил Ломоносов оставил родительский дом. В столицу отправился рыбный обоз, и Михайло Ломоносов прибился к нему. Он хотел добраться до Славяно-греко–латинской академии, где «учёности заморской преизбытно». Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение, куда принимались исключительно «дети дворянского и духовного звания». Но недаром Северное море закаляло характер смелого отрока! Благодаря тому, что Михаил Ломоносов скрыл своё крестьянское происхождение, он был принят в Спасские школы (так называли в Москве Славяно - греко – латинскую академию). «Великовозрастный» ученик начинал с младших классов, где занимались ребята 8-10 лет. Михайло Ломоносов стоически сносил «несказанную бедность» своего быта и насмешки одноклассников. Одаренный юноша добился поразительные достижений: за первый год обучения он прошёл три класса, в свободное от занятий время усердно посещал библиотеку и постоянным чтением книг расширял свой запас знаний и кругозор. За пять лет он прошёл двенадцатилетнюю программу академии.

Будущий ученый

Преподаватели не могли не обратить внимания на способного школяра. Из Сената в это время пришло предписание отправить «в науках достойных учеников» в гимназию при академии наук в

Санкт-Петербуг. Среди них оказался и Михайло Ломоносов. В январе 1736 года вместе с одиннадцатью воспитанниками академии Михаил Ломоносов приехал в Петербург. Начался новый, весьма важный этап его жизни. Именно здесь определились его научные интересы и склонности.

Не прошло и года, как студент Михаил Ломоносов оказался в Европе, где «новые науки давно пришли в явленье». России были необходимы горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправили в Германию для изучения химии и горного дела. Ломоносов Михаил Васильевич направился в Марбург, чтобы там прослушать лекции профессора Христиана Вольфа, чьи заслуги признавал ещё Пётр I и по работам которого философию изучала вся Европа. Там он посещал лекции, работал в лабораториях, читал книги – всё это окрыляло юношу. Профессор Вольф был очень доволен достижениями русского студента и в 1738 году докладывал руководству из Петербурга о своих воспитанников учениках: « У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова среди них; при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться».

"Рождение" поэта и знатока русского языка

В Марбурге Михаил Ломоносов создаёт своё «Письмо о правилах российского стихотворства». Он утвердил в русской культуре силлабо-тоническое стихосложение, построенное на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Примером является ода поэта Михайло Ломоносова «На взятие Хотина», посвящённая взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах. Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишины глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

Им с шумом вниз с холмов стремится.

С этой оды, по словам Виссариона Григорьевича Белинского, «должно считать начало русской литературы». Александр Сергеевич Пушкин называл Ломоносова «отцом русской поэзии».

 Велики заслуги Ломоносова в развитии русского литературного языка. Ломоносов Михаил Васильевич боролся за культуру русской речи, он написал первый подлинно научный труд по русскому языку - «Российскую грамматику». Этот ученый труд выдержал больше десяти изданий и стал фундаментом для грядущих учебников, на «теории трёх штилей» получило образование не одно поколение русских писателей.

Созданный Ломоносовым Михаилом Васильевичем учебник «Риторика» - первый русский печатный курс словесности и красноречия. Книга учит строить речь, пользуясь неисчерпаемыми богатствами родного языка.

Закончив обучение в Марбурге, в июле 1739 года будущий великий учёный перебрался в небольшой городок Фрейбург, где изучал горное дело, посещал рудники и шахты.

8 июня 1741 года Ломоносов Михаил Васильевич, полный сил и энергии, возвращается в Россию. Михаил Ломоносов сразу отправился в Академию наук, чтобы узнать о дальнейшем своём устройстве. Но советник академической канцелярии Иоганн Шумахер холодно встретил Ломоносова и отправил его к академику Аману изучать отечественную историю до дальнейшего распоряжения. Беспредельно было разочарование молодого учёного…

 Ломоносов Михаил Васильевич использовал любую возможность для пропаганды научных и общественно-политических идей. Как талантливый художник, он внёс огромный вклад в дело прославления Отечества. Об этом свидетельствуют его мозаичные работы.  Учёный – художник возродил древнее искусство мозаичной техники, к тому времени забытое в России, используя новейшие достижения естественных наук. В Эрмитаже хранится собственноручно набранная Ломоносовым мозаика. Это портрет Петра 1.

«Полтавская баталия» - ещё один мозаичный шедевр Михаила Ломоносова – художника, находится в здании Академии наук в Петербурге. Всего он является автором сорока мозаичных картин. Ломоносов был избран членом Петербургской Академии художеств.

 Ломоносов Михаил Васильевич стал инициатором создания первого русского университета, открытого в 1755 году в Москве. Так в России возник ещё один научный центр, просветительская роль которого была чрезвычайна велика. Учёный не только составил программу университета, но и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сословий.

 За полгода до смерти Ломоносов писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Ломоносов Михаил Васильевич скончался в 1765 году, и был погребен в Александро-Невской лавре. Тот, кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. И мы, его потомки, по истечении двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова не отделима от славы нашего отечества.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационный листок

Ломоносов и литература

Значение Ломоносова в истории литературы

У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова.

  1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.
  2. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века.
  3. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.

 Труды Ломоносова в области языка и литературы

      Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.
      Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями.            Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.
      Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:
 - К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю.
 - Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)».
- К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей,который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».
       «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях».
         «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения.
          «Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».
          Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами. Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка  и другие. Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт - горизонт, вместо препорция - пропорция.

Реформа стихосложения


Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским.
          Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.
         Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказав (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский.

Поэтическая деятельность Ломоносова

           Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.
           Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром "была ода".Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Можно с полным правом сказать, что впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.
           В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами" («Ода на взятие Хотина», посвященная взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г.) или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом. В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» — свою теорию происхождения северного сияния.

           По самому складу своей натуры по своим взглядам Ломоносов был поэт гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта.

Информационный листок

Ломоносов и история

Исторические работы Ломоносова – это и научные изысканиия

первопроходца в отечественной исторической науке и публицистические произведения. Ломоносов отмечал, что в результате отсутствия «достоверного описания деяний российских» лишь «весьма немногое знание имеют о том, как возрастали пределы государства, росло его могущество и слава и «коль тяжкими затруднениями подвержено было» существование русского народа. Вот и «затмевается древнего российского народа славное имя», и остаются неизвестными «примеры мужественных поступков и премудрых поведений…». Всё это не может не побудить «горячее усердие к отечеству» и зовет «пособить сему недостатку».

Ломоносов не был профессиональным историком. Его исторические работы должны были служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа. В то же время они свидетельствуют о профессиональном подходе к освещению русской истории. Его указания на принципы подбора источников, использование исторических методов исследования, концептуальные оценки исторического процесса, внимание к методологическим аспектам исследования, в частности, периодизации, позволяют говорить о Ломоносове-историке.

Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761). Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова.

Исторические произведения Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы. Так в академическом отчете о работе над «Древней Российской историей…» он отмечал: «… читал для собрания материй к сочинению Российской истории Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец, первый том работы Татищева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал … выписки и примечания, всех числом 653 статьи…»; «читал российские академические летописи без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских».

Ломоносов выступал против норманнской теории происхождения Российского государства. Он опроверг мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели». Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны. Исторические работы Ломоносова переводились на немецкий, французский, английский языки.

Ломоносов ставил задачу создания национальных кадров историков. Высказывая в письме к И.И. Шувалову (1754) свои предложения об основании Московского университета, Ломоносов считал необходимым иметь на философском факультете профессора истории, профессора древностей и критики, а на юридическом – профессора «политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прешедшие веки и как состоят в нынешнее время».

В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести специальный параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком «надежным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию».

Информационный листок

Ломоносов и искусство в России

 М. В. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные портреты и картины, которые являются непревзойденными образцами русского мозаичного искусства XVIII века.

Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Среди его рукописного наследия сохранились ученические рисунки, один из них изображает Каина.

Однако подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве. Здесь наиболее четко проявились его научные и художественные дарования.

В 1745 г. канцлер М. И. Воронцов привез из Рима мозаичные произведения. Однако способ изготовления мозаик, широко распространенный в Древней Руси, к XVIII в. оказался утерянным. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство. Постройка в 1748 г. химической лаборатории позволила ученому начать большие работы по химии и технологии силикатов, а также и по теории цветов. Ему удалось в результате больших усилий создать рецептуру для получения смальт и наладить их изготовление. Увлеченный мозаичным искусством, Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал лучшие рецепты мастики, с помощью которой смальта крепилась на медном подносе. Уже в марте 1752 г. он закончил первую художественную мозаичную работу — образ богоматери по картине итальянского живописца Солимены: 

     Свое мастерство Ломоносов-художник стремился передать ученикам, которых он отбирал из Рисовальной палаты академии и из других учреждений Петербурга. Вместе с учениками он создает высокохудожественные мозаичные портреты, в том числе несколько изображений Петра I. Желание Ломоносова освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить производство этих предметов заставляет его построить специальную фабрику. В 1752 г. он добился от сената разрешения на ее сооружение в окрестностях Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов), где были все условия для организации стекольного производства.

  Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почетным членом.

     Вопрос о судьбе мозаичного дела в России, которому Ломоносов отдал много знаний, сил и творческих поисков, волновал его. Незадолго до кончины им был составлен «Проект прошения в сенат о лицах, которым может быть доверено мозаичное дело после смерти Ломоносова».

Только в 20-м веке осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками «огромных публичных строений». Стены многих общественных зданий — дворцов и домов культуры, метрополитенов и т. д. — Москвы, Ленинграда, Киева и многих других городов страны украшают монументальные мозаики, изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные Ломоносовские традиции.

     Подводя итог этому последнему разделу творчества М. В. Ломоносова, завершающему его служение и науке и искусству, Н. Н. Качалов в таких словах отмечает основные его результаты:

      Разработана и внедрена в лабораторную практику подлинно научная методика экспериментального исследования с соблюдением строгого постоянства условий опытов, с точным учётом наблюдаемых явлений, с систематизированным хранением образцов и с ведением лабораторного журнала. Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения влияния состава стекла на его свойства.

     При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.

     Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

     Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.

     Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Исторические комментарии к Одам.

Ода… на взятие Хотина 1739 года. – Написана в связи со взятием 19 августа 1739 г. русскими войсками турецкой крепости Хотин в Молдавии. Известие об этой победе застало Ломоносова в Германии, куда он был послан Академией наук учиться горному делу.

К российской силе так стремятся, // Кругом объехав, тьмы татар… - В начале хотинского сражения русские войска со всех сторон были окружены неприятелем.

Герой открылся… - Петр 1.

При Донских струях… - подразумевается Азовский поход Петра в 1696 г.

Персы в жаждущих степях… - имеется в виду Персидский поход русских

войск в 1722 г.

Смиритель стран Казанских… - Иван Грозный, покоривший Казань и Астрахань.

Взошли и там оливы… - то есть: мир наступил и там.

Где Вислы ток, где славный Рен… - Ломоносов намекает на взятие русскими Данцига (города на Висле) в 1734 г. и продвижение их к Рейну (Рену) в том же году, что побудило Францию ускорить подписание мира с союзницей России Австрией.

В Китайских чтут ее стенах… - 28 апреля 1732 г. в Россию прибыло китайское посольство, заверившее Анну Иоановну в дружеских отношениях Китая к России.

Заднестрской тать… - живущий за Днестром (татарский) грабитель.

Ода на день рождения… Елисаветы Петровны… 1746 года. – Приурочена к 37-летию со дня рождения императрицы. С приходом Елизаветы Перовны к власти (ноябрь 1742 г.) позиции «немецкой партии» при дворе заметно ослабли. Еще в царствование Анны Иоановны, при которой полновластным правителем России был ее фаворит Бирон, русские придворные возлагали большие надежды на Елизавету. Ее называли «искрой Петра Великого». Взойдя на престол, Елизавета Петровна приблизила к себе русских, отменила смертную казнь (что имело немаловажное воздействие на ее окружение в условиях, когда память о зверствах Бирона еще была свежа).

Тучи бывшая печали… - имеется в виду скорбь об умершем Петре.

Страшны россам перемены… - подразумеваются дворцовые перевороты, предшествовавшие воцарению Елизаветы и последовавшие сразу после смерти Петра.

Ермий, наукам предводитель, // И Марс, на брани победитель, // Блистают совокупно с ним… - то есть: планеты Меркурий (Ермий) и Марс вместе с Солнцем. Сам Ломоносов к этим словам сделал такое примечание: «Во время рождения ея императорского величества планеты Меркурий и Марс стояли в одном знаке с солнцем». Но это только материал для создания поэтического образа. Образ же говорит о том, что слава (Солнце) и военная мощь (Марс) государства непосредственно связаны с развитием наук (Ермий).

Когда воззрела ты на свет! – Елизавета родилась в год Полтавской победы (1709).

Вандалы по побежденны… - имеются в виду шведы.

Падут полки потомков их. – В войне 1741-1743 гг. уже при Елизавете, шведы потерпели поражение.

Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 года. – В 1747 г. правительство Елизаветы увеличило ассигнования на академические нужды. Здесь он воспевает идею высокой национально-государственной и нравственной пользы наук.

Войне поставила конец…- Война со шведами 1741-1743 гг. закончилась несколько месяцев спустя после коронации Елизаветы.

Когда ты крест несла рукою…- Ломоносов напоминает Елизавете о том, как начался дворцовый переворот 25 ноября 1741 г., приведший ее к власти ( «Петрова дщерь» вышла к преображенцам с крестом в руке и привела их к присяге как государыня).

Пламенные звуки…- метафорическое определение войны.

Сомненная Нева…- Нева как бы не узнает своих берегов в том месте, где вырос Петербург.

Монарх к себе их призывает…- Задумав основать Академию наук, Петр вел переговоры с крупнейшими учеными Европы (Лейбницем, Вольфом и др.) в целях привлечения их в Россию.

Завистливым отторжен роком…- имеется в виду смерть Петра.

Кроткая Екатерина…- Екатерина 1, вдова Петра. При ней 27 декабря 1725 г. была открыта Петербургская Академия наук.

Колумб российский…- Ломоносов имеет в виду одного из руководителей так называемой Второй Камчатской экспедиции А.И.Чирикова.

Разговор с Анакреоном.

Повели войнам престать. – То есть прекрати войны (намек на Семилетнюю войну, в которой Россия участвовала с 1756 по 1763 г.).

Словарь мифологических и географических названий и устаревших слов

Авфрид – река в южной Италии.

Агаряне (библ. миф.) – потомки египетской рабыни Агари.

Аквилон – северный и северо-восточный ветер у древних греков.

Алепп (Алеппо) – крупный торговый город, во времена Ломоносова принадлежавший Турции (так же, как Дамаск и Каир).

Алкид – Геракл, главный герой древнегреческих мифов.

Алцейская лира – здесь: символ древнегреческой поэзии; Алцей (или Алкей) – живший в VII в. До н.э. на острове Лесбос в Эгейском море.

Веста – римская богиня, хранительница домашнего очага.

Вран – ворон.

Гиганты – исполинские существа в древнегреческой мифологии.

Готы – здесь: шведы.

Давнус (Давн) – легендарный царь Апулии, римской провинции, в которой родился поэт Гораций.

Девять сестр – музы, дочери Зевса, богини искусств и наук.

Дельфийский – относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона (Феба), покровителя поэзии.

Денница – утренняя заря.

Диана – римская богиня Луны.

Для – здесь: вследствии, из-за.

Елень – олень.

Ермий (Гермес) – посланник богов у древних греков; покровитель странников, пастухов и торговцев; у римлян – Меркурий.

Забобоны – бредни, предрассудки.

Зевес (Зевс) – верховное древнегреческое божество.

Зефир – западный ветер у древних греков.

Зиждитель – создатель.

Зрак – взгляд; вид, внешность.

Иксион (греч. миф) - эллин, который влюбился в Геру, жену Зевса; был за это привязан в подземном царстве к вертящемуся огненному колесу.

Кадм (греч. миф) - легендарный финикиец, основатель и царь города Фивы.

Кастальский – относящийся к Касталии, источнику на Парнасе.

Класы – колосья.

Лыва – болотистый лес.

Марс – римский бог войны.

Минерва – римская богиня мудрости.

Мрежи – сети.

Мурза – восточный царедворец; здесь: военачальник.

Натура – природа.

Нептун – морской бог у римлян.

Несведомое – неведомое.

Ниже – даже, ни.

Отверзать – открывать.

Паки – опять, снова.

Парнас – горный хребет в Греции, посвященный древними греками Аполлону и музам; здесь: край вдохновения, царство поэзии.

Пермесский – относящийся к Пермесу, реке в Греции, которая считалась источником поэтического вдохновения.

Пестун – наставник, воспитатель.

Пинд – горный хребет в Греции.

Плутон – римский бог подземного царства.

Понеже – поскольку, так как.

Понт – здесь: Черное море.

Порта – Турция.

Прометей (греч. миф.) – титан, похитивший у богов огонь и подаривший его людям; в наказание Зевс приковал его к скале, где Зевсов орел выклевывал ему печень.

Ревность – здесь: энтузиазм, связанный с чувством долга, ответственности.

Родская сторона – остров Родос в Эгейском море.

Рифей – Уральские горы.

Свидения – свидетельства.

Секвана – латинское название Сены; здесь: обозначение Парижа.

Сила – здесь: ударение.

Урания – муза астрономии.

Фивы – город, в котором жил поэт Пиндар; жители Фив осудили его за то, что он восхвалял в своих одах их врагов, афинян.

Этна – вулкан в Сицилии; эллины объясняли его извержения тем, что под ним находилась в заточении побежденные богами, но не смирившиеся гиганты.

Янычары – турецкая « гвардия», отличавшаяся особой жестокостью.

Имена исторических лиц.

Августин Аврелий (354-430) – христианский писатель, один из «отцов» (основателей) католической церкви.

Анакреон (ок. 570-487 до н.э.) – древнегреческий поэт, прославившийся своими любовными стихами.

Анна Иоановна (1693-1740) – русская императрица.

Апеллес (IV в. до н.э.) – древнегреческий живописец.

Аристарх Самосский (конец IV в.- I половина III в. до н.э.) – древнегреческий астроном; учил, что Земля вращается вокруг Солнца.

Виргилий Публий Марон (70-19 до н. э.) – выдающийся римский поэт.

Владимир Святославич (ум. 1015) – великий князь киевский.

Гугений – Христиан Гюйгенс (1629-1695), голландский ученый.

Екатерина I Алексеевна (1684-1727) – русская императрица.

Екатерина II Алексеевна (1729-1796) – русская императрица.

Елизавета Петровна (1709-1761) – русская императрица.

Иппократ – Гиппократ (460-377 до н.э.) – основоположник античной медицины.

Калчак – комендант турецкой крепости Хотин.

Катон Младший (95-46 до н.э.) – римский государственный деятель, противник Гая Юлия Цезаря («Кесаря»).

Картезий – Рене Декарт (1596-1650), великий французский философ, ученый, писатель.

Кеплер Иоганн (1571-1630) – гениальный немецкий астроном.

Клеант (III в. до н.э.) – древнегреческий философ, противник Аристарха.

Невтон – Исаак Ньютон (1643-1727), великий английский физик.

Овидий Публий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.) – знаменитый римский поэт; стихи его отличались виртуозным мастерством.

Пиндар (518-ок. 442 до н.э.) – древнегреческий поэт; в европейской поэзии XVII – XVIII вв. считался образцом для подражания в жанре оды.

Платон (427-347 до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель, основоположник философского идеализма.

Птолемей Клавдий (I половина II в.) – греческий астроном, математик и физик.

Рихман Георг-Вильгельм (1711-1753) – физик, профессор Петербургской Академии наук, коллега Ломоносова; погиб, проводя эксперимент по изучению атмосферного электричества.

Рокотов Федор Степанович (1735-1808) – знаменитый художник-портретист.

Селим – турецкий султан Сулейман II (ум. 1566).

Сенека Луций Анней (4 до н.э.-65 н.э.) – римский философ-стоик, политический деятель.

Франклин Бенджамин (1706-1790) – выдающийся американский ученый и политический деятель.

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) – римский политический деятель и писатель, великий оратор.

Чириков Алексей Ильич (1703-1748) – капитан-командор, мореплаватель, исследователь Сибири и Дальнего Востока.

Шувалов Иван Иванович (1727-1797) – камергер, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, куратор Московского университета.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Задания по анализу поэтических текстов М.В.Ломоносова

ОДА блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года

Группа 1 Назовите основные части «Оды… на взятие Хотина», докажите что это ода.

Группа 2 Какими средствами художественной выразительности пользовался Ломоносов?

Группа 3 Как проявляется в оде отношение Ломоносова к Родине?

Группа 4 Найдите и выразительно прочитайте фрагменты, русующие батальные сцены.

«ОДА на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийский, 1746 года

Группа 1 «ОДА на день восшествия…» не столько прославление Елисаветы, сколько изложение программы действий… (продолжите высказывание, обоснуйте ответ)

Группа 2 Приведите примеры, доказывающие принадлежность данного произведения к жанру оды.

Группа 3 Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю», подберите соответствия в общеупотребительной лексике.

Группа 4 Прочитайте наизусть отрывок «…О вы, которых…» - «…и в труде» К кому в нём обращается автор? К чему призывает?

ОДА на день рождения Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, 1746 года

Всем группам найти слова оды, отражающую оптимистическую настроенность поэта, радостную интонацию всего произведения, подумать, чем это обусловлено.

«Разговор с Анакреоном»

Группа 1 Чем оригинальна форма стихотворения? Чем обусловлен её выбор поэтом?

Группа 2 Стихотворение построено как диалог двух поэтов: древнегреческого и современного. В споре и диалоге, как известно, рождается истина. О чем идёт спор?

Группа 3 Какой размер стиха использует поэт? Какой из них предпочитал литературный противник Ломоносова Тредиаковский, а кем приветствовалось "великолепие ямбов"? Обратим внимание на то, что в заключительном (самом важном) фрагменте "Разговора" строфы написаны разными размерами. Как ритмическая форма стиха участвует в споре, служит доказательством авторской мысли?

Группа 4 Каждая строфа в ломоносовском ответе перекликается с соответствующей ей строфой анакреоновской. Но в каждой паре строф обнаруживаем противопоставленный один другому лейтмотив. Найдите эти противопоставления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Развитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности в процессе разработки учебного проекта

Увеличение объема информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков,- хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но про...

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...

Учебный проект «Организация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке и проведении Литературного праздника к юбилею писателя»

Учебный проект – что это такое? Ещё в начале XX века американский учёный и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь н...