Урок истории. Путешествие по страницам прошлого. 5 класс.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
«Путешествие по страницам прошлого»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Конкурс «Историческая география» Работа в командах : выполнить задания в виде теста. Записать цифру правильного ответа. Ответы передать жюри. За правильный ответ – 1 балл. Викторина – для болельщиков команд
1. Конкурс «Историческая география» «Дар Нила», «Чёрная земля». О каком государстве идёт речь? 1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Китай 2. Далеко ли Месопотамия находилась от Междуречья? 1) Это названия одного государства 2) Эти государства отделял Египет 3) Месопотамия находилась на юге Африки, а Междуречье – на севере 4) Эти государства отделяли реки Тигр и Ефрат 3. Назовите страну, где протекает река Ганг? 1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Китай 4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр. 1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Финикия 5) Китай 5. Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов и городом крови»? 1) Ниневия 2)Фивы 3) Вавилон 4) Мемфис 6. Континент, на котором возникло государство Египет. 1) Африка 2) Азия 3) Европа 4)Америка В какой стране были самые длинные крепостные стены? 1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Китай 8. Река «тысячи бедствий», «блуждающая река», «горе Китая»? 1) Хуанхэ 2) Ганг 3) Тигр 4) Нил 9. Знаменитые висячие сады Семирамиды были созданы в… 1) Ниневия 2)Фивы 3) Вавилон 4) Мемфис 10. Страна, где писали на папирусе 1) Финикия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье 11. Страна, где писали на глиняных табличках 1) Финикия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье 12. Страна, где впервые выращивали чай 1) Индия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье 13. Страна, где изобрели шахматы 1) Китай 2) Индия 3) Персия 4) Двуречье 14. Страна, где изобрели шёлк 1) Индия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье
2. Конкурс капитанов. «Жили ли они?» 1) Из предложенного списка имён выбрать, кто был историческим лицом, т.е. жил и действовал, а кто был героем мифа. Хеопс Сет Цинь Шихуан Хаммурапи Жан Франсуа Шампольон Осирис Хапи Юй Геродот Тутанхамон Соломон Конфуций Саутуола И С Т О Р И Ч Е С К О Е Л И Ц О Г Е Р О И М И Ф О В Тутанхамон – 1332 – 1323 гг. до н.э. Раван
3. Конкурс «Исторический портрет ». Определить, о ком идёт речь. Хаммурапи Дарий I Конфуций Нефертити Тутмос III Семирамида Хатшепсуп
Конкурс капитанов. 2) Конкурс «Понятийный». Вставить пропущенные буквы: 1) П и рамида, 2) сарк о фа г 3) буд д изм 4) ц и вилизац и я 5) р е льеф 6) в е льмож и 7) фар а он 8) соб и рательство 9) к е рамика 10) и е роглифы 3) Конкурс «Решить задачу» : В 1750 г. до н.э. завершилось правление царя Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет назад это было? 1750 + 2014 = 3764 года
Пирамида Хеопса (2590-2568 годы до н. э.) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. 4. Конкурс «Культурное наследие». Определить, какой памятник культуры изображён; назвать страну. Действует правило первой поднятой руки. Большой Сфинкс - Египет. Статуя, изображающая льва с головой человека (портретное сходство с фараоном Хефреном ( ок . 2575—2465 гг. до н. э.) Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров.
Великая китайская стена. Строительство началось в III в. до н.э. Длина - 8851,9 км Крылатый бык. Ассирийская скульптура. VIII—VII вв. до н. э. Каменное изваяние в виде крылатого быка с человеческим лицом у ворот царского дворца в Ниневии. Изображение бизона в пещере Альтамира (Испания). Пятнадцать тысяч лет назад.
2. К акой стране принадлежат данные достижения культуры (литературные сочинения, научные открытия и изобретения)? Действует правило первой поднятой руки. 1) Фарфор, компас, шёлк. Китай 2. Деление года на 12 месяцев по 30 дней, четыре арифметических действия, «Речение (рассказ) Ипусера». Египет 3. Поэма «Рамаяна», шахматы, буддизм. Индия 4. Деление дней года на недели, а суток – на часы и минуты. Вавилон 5. Бумага, чай. Китай 6. Библейские сказания. Палестина
5. Конкурс. Найти ошибку. В тексте допущено 9 исторических ошибок. Найдите их, чтобы восстановить историческую правду. Рассказ с ошибками Рабы в Древнем Египте решили, что им надо увековечить свои имена, и потому стали строить себе гробницы – пирамиды. Самой маленькой была пирамида бедняка Хеопса. Высота её была 15 метров. Постройка пирамиды заняла около трёх лет. Пирамиды «охраняли» огромные «сфинксы». Это были чудовища с головой быка и телом змеи. Сфинкс, который охранял пирамиду Хеопса, был 20 сантиметров высотой. Лицо сфинкса было настолько добродушным, что вызывало у египтян радость. Рассказ без ошибок Фараоны в Древнем Египте решили, что им надо увековечить свои имена, и потому стали строить себе гробницы – пирамиды. Самой большой была пирамида фараона. Хеопса. Высота её была 150 метров . Постройка пирамиды заняла около 30 лет. Пирамиды «охраняли» огромные «сфинксы». Это были чудовища с головой человека и телом льва. Сфинкс, который охранял пирамиду Хеопса, был 20 метров высотой. Лицо сфинкса было настолько зловещим , что вызывало у египтян страх.
5. Конкурс. Театральный конкурс. Команды показывают инсценировку о жизни людей Древнего мира или мифа. При оценке конкурса учитываются выразительность представленных образов и содержание исторического материала.
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска Республики Коми
Урок истории
5 класс
«Путешествие по страницам прошлого»
Учитель: Ольбикова Надежда Лукинична
План – конспект
Цели урока:
Образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Жизнь и открытия первобытных людей» и «Древний Восток» (понятия, даты, географические названия, имена).
Развивающая - развитие учебно-исследовательских умений и критического мышления, монологической речи, творческих способностей обучающихся.
Воспитательная - воспитание интереса к изучаемому периоду древней истории, взаимопомощи, умения слушать и слышать друг друга, то есть работать в коллективе (в группе).
Задачи урока:
- развитие у школьников интереса к истории;
- обогащение знаний по предмету;
- развивать логическое мышление, память, внимание, формировать умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания;
- поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи;
- создать творческую атмосферу и раскрыть способности учеников;
- воспитание культуры речи, умение выступать перед аудиторией.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:
Предметные:
Обучающиеся смогут объяснить значение основных понятий, терминов, дат. Умение давать характеристику основных этапов развития первобытного общества, цивилизаций речных долин, Древнеегипетской цивилизации, державам Древнего Востока. Приведение примеров достижений древних народов.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Регулятивные (РУУД): Умение представлять результаты работы. Умение представлять местоположение самых известных стран Древнего Востока на карте. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные (КУУД): Умение слушать учителя и одноклассников. Умение выполнять задания (индивидуально и в сотрудничестве с членами команды). Развитие навыков выступления перед аудиторией.
Познавательные (ПУУД): Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Решать проблемные и развивающие задачи, работать с тестами различного уровня сложности.
Личностные (ЛУУД): Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Понимание значения коллективной трудовой деятельности для развития личности. Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представление о вкладе первобытного общества, народов первых цивилизаций в историю и культуру человечества. Осознание необходимости повторения для закрепления знаний.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма проведения: урок-игра.
Методы обучения: устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков (частично-поисковый).
Формы и средства организации учебной деятельности: объяснение учителя, постановка проблемных заданий, организация беседы, индивидуально-групповой и коллективной работы.
УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. (ФГОС. Инновационная школа) / М., «Русское слово», 2013 г.
Оборудование: историческая карта, компьютер, проектор, авторская презентация «Путешествие по страницам прошлого». Повторительно-обобщающий урок по темам «Жизнь и открытия первобытных людей» и «Древний Восток».
Технология: ИКТ, КСО (коллективный способ обучения), технология проблемного обучения.
Ход урока
I. Этап.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
На уроке мы подведём итог нашим знаниям по темам «Жизнь и открытия первобытных людей» и «Древний Восток» в форме игры. Называются цели урока, условия игры. Задача каждой команды – заработать большее количество очков и одержать победу. За игрой наблюдает компетентное жюри. Действует право первой поднятой руки. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к другой команде. Верный ответ – шаг к Победе!
Приветствие команд: название команды и девиз.
В игре участвуют три команды обучающихся 5 класса по 6 человек в каждой. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
II. Этап. Основная (конкурсная) часть.
1. Конкурс «Историческая география».
Работа в командах: выполнить задания в виде теста. Записать цифру правильного ответа. Ответы передать жюри. За правильный ответ – 1 балл.
1. «Дар Нила», «Чёрная земля». О каком государстве идёт речь?
1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Китай
2. Далеко ли Месопотамия находилась от Междуречья?
1) Это названия одного государства 2) Эти государства отделял Египет
3) Месопотамия находилась на юге Африки, а Междуречье – на севере
4) Эти государства отделяли реки Тигр и Ефрат.
3. Назовите страну, где протекает река Ганг?
1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Китай
4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр.
1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Финикия 5) Китай
5. Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов и городом крови»?
1) Ниневия 2)Фивы 3) Вавилон 4) Мемфис
6. Континент, на котором возникло государство Египет.
1) Африка 2) Азия 3) Европа 4)Америка
7. В какой стране были самые длинные крепостные стены?
1) Индия 2) Египет 3) Двуречье 4) Китай
8. Река «тысячи бедствий», «блуждающая река», «горе Китая»?
1) Хуанхэ 2) Ганг 3) Тигр 4) Нил
9. Знаменитые висячие сады Семирамиды были созданы в…
1) Ниневия 2)Фивы 3) Вавилон 4) Мемфис
10. Страна, где писали на папирусе
1) Финикия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье
11. Страна, где писали на глиняных табличках
1) Финикия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье
12. Страна, где впервые выращивали чай
1) Индия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье
13. Страна, где изобрели шахматы
1) Китай 2) Индия 3) Персия 4) Двуречье
14. Страна, где изобрели шёлк
1) Индия 2) Китай 3) Египет 4) Двуречье
Во время выполнения задания командами – вопросы болельщикам.
Викторина.
За правильный ответ – 1 балл. Баллы присваиваются команде.
1) Наука, изучающая жизнь народов и их прошлое (История).
2) Сколько лет назад появился древний человек - «человек умелый»? (2 – 2,5 миллиона лет назад)
3) Первое домашнее животное, прирученное человеком. (собака).
4) Назовите континент-прародину человечества. (Африка)
5) Как называется первый коллектив древнейших людей, живших и трудившихся сообща?
(человеческое стадо)
6) Что изображали первобытные художники на своих рисунках? (животных)
7) Рассказ о богах (Миф).
8) Пленник, человек без прав и свобод (Раб).
9) Установленные царем правила, единые для всего государства.(Законы).
10) Титул царя Древнего Египта (Фараон).
11) Частицы полусгнивших растений (Ил).
12) Автор самых первых законов (Хаммурапи).
13) Учёный, занимающийся раскопками и изучением предметов древности (Археолог).
14) Собирание древними людьми готовой пищи в природе: кореньев, плодов (собирательство).
15) Гробница древнеегипетских царей (Пирамида).
16) Строительный материал в Двуречье (Глина).
17) Человек, который служил Богам (Жрец).
18) Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).
19) Жилище бога (Храм).
20) Вера в духов и богов, в существование высших сил, души и жизни после смерти (Религия).
21) Мастер, изготовлявший изделие из глины, дерева, металла (Ремесленник).
22) Статуя, изображающая льва с головой человека (Сфинкс).
23) Знатные люди, царские чиновники (Вельможи).
24) Несколько родовых общин, живущих в одной местности (Племя).
25) Сбор в пользу государства (Налог).
2. Конкурс капитанов.
1) Конкурс «Жили ли они?».Из предложенного списка имён выбрать, кто был историческим лицом, т.е. жил и действовал, а кто был героем мифа. Капитаны поднимают таблички «Историческое лицо» и «Герой мифа», соответствующие их выбору.
1) Хеопс 2) Тутмос III 3) Сет 4) Хаммурапи 5) Жан Франсуа Шампольон 6) Осирис 7) Геродот 8) Тутанхамон 8) Нефертити 9) Юй 10) Раван 12) Конфуций 13) Саутуола
историческое лицо | герои мифа | ||
Хеопс | фараон IДревнего Египта (2589—2566 до н. э. или 2551—2528 до н. э.), строитель Великой пирамиды в Гизе. | Сет | в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. |
Цинь Шихуан | (259 – 210 гг.до н.э.) правитель первого единого (централизованного) Ктайского государства. | ||
Хаммурапи | царь Вавилона (1793 — 1750 гг. до н. э.). Свод законов Хаммурапи - древний памятник писанного права. | Осирис | бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. |
Жан Франсуа Шампольон | (1778—1867) — французский археолог; прочитал египетские иероглифы. | ||
Геродот | древнегреческий историк, автор первого исторического трактата — «Истории». (V в. до н.э.) | Хапи | бог Нила и покровитель урожая в египетской мифологии. |
Тутанхамон | фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1332—1323 гг. до н. э. | ||
Соломон | еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства (965 – 928 до н.э.) в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида. Не вёл войн, расширил торговые и культурные связи Палестины с другими странами. | Юй | В древнекитайской мифологии герой, усмиритель потопа. |
Конфуций | древний мыслитель и философ Китая (V в. до н.э.) | ||
Саутуола | (1831-1888) — испанский археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира, которая славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства. | Раван | Мифический персонаж эпоса «Рамаяна». |
Выполнение заданий на листочках.
2) Конкурс «Понятийный». Вставить пропущенные буквы:
П…рамида сарк…фа… буд…изм ц…вилизац…я р…льеф в…льмож… фар…он соб…рательство к…рамика и…роглифы
Правильный ответ:
Пирамида саркофаг буддизм цивилизация рельеф вельможи
фараон собирательство керамика иероглифы
3) Конкурс «Решить задачу» : В 1750 г. до н.э. завершилось правление царя Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет назад это было?
Правильный ответ: 1750 + 2014 = 3764 года
Во время выполнения задания капитанами команды выполняют Конкурс №3.
3. Конкурс «Исторический портрет».
Проецируются на экран портреты исторических деятелей, а команды должны определить, о ком идёт речь. Действует правило первой руки. За правильный ответ – 1 балл.
1. «Я царь великий, царь царей». Так именовал себя царь огромной державы, которая простиралась от Индии до Средиземного моря. (Дарий I, VI в. до н.э., Персидская держава).
2. Китайский мудрец VI в. до н.э., который призывал людей к человечности и уважению старших. Он учил, что каждый человек должен ответственно относиться к своим обязанностям: «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». (Конфуций)
3. Шестой царь в государстве, 15 лет вёл непрерывные войны. Ему принадлежит высказывание: «Я … царь справедливый, которому Шамаш даровал законы, мои слова превосходны, мои дела бесподобны». (Хаммурапи, 1792 – 1750г.г. до н.э.)
4. Самый знаменитый завоеватель из фараонов Египта. При нём Египет стал самым могущественным государством в мире (XV в. до н.э.). Он говорил: « Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхание для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть Амона-Ра над всеми чужеземными странами». (Тутмос III, 1500г. до н.э.)
5. Супруга фараона Эхнатона (конец 15 - начало 14 вв. до н.э.). Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. (Нефертити).
Проверка заданий № 2, № 3, выполненные капитанами.
4. Конкурс «Культурное наследие».
Более двадцати тысяч лет прошло с возникновения первобытного искусства, несколько тысяч лет как в государствах Древнего Востока были сделаны выдающиеся открытия, которыми мы пользуемся и в настоящее время. И, конечно же, впечатляют каждого человека сохранившиеся памятники искусства.
- Определить, какой памятник культуры изображён; назвать страну. Действует правило первой поднятой руки. За правильный ответ – 1 балл.
Пирамида Хеопса - Египет. Пирамида Хеопса (2590-2568 годы до н. э.) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней.
Большой Сфинкс - Египет. На западном берегу Нила в Гизе — древнейшая, сохранившаяся на Земле, монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости.
Великая китайская стена – Китай. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,9 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина. По другим данным, длина стены от края до края — 21 196 километров.
Крылатый бык. Ассирийская скульптура. VIII—VII вв. до н. э. Каменное изваяние в виде крылатого быка с человеческим лицом у ворот царского дворца в Ниневии.
Изображение бизона в пещере Альтамира (Испания). Пятнадцать тысяч лет назад.
- Какой стране принадлежат данные достижения культуры (литературные сочинения, научные открытия и изобретения)? Действует правило первой поднятой руки.
- Фарфор, компас, шёлк. (Китай)
- Деление года на 12 месяцев по 30 дней, четыре арифметических действия, «Речение (рассказ) Ипусера» (Египет)
- Поэма «Рамаяна», шахматы, буддизм. (Индия)
- Деление дней года на недели, а суток – на часы и минуты. (Вавилон)
- Бумага, чай. (Китай)
- Библейские сказания. (Палестина)
5. Конкурс. Найти ошибку.
В тексте допущено 9 исторических ошибок. Найдите их, чтобы восстановить историческую правду. За каждую правильно найденную ошибку в тексте – 1 балл.
Рассказ с ошибками
Рабы в Древнем Египте решили, что им надо увековечить свои имена, и потому стали строить себе гробницы – пирамиды. Самой маленькой была пирамида бедняка Хеопса. Высота её была 15 метров. Постройка пирамиды заняла около трёх лет. Пирамиды «охраняли» огромные «сфинксы». Это были чудовища с головой быка и телом змеи. Сфинкс, который охранял пирамиду Хеопса, был 20 сантиметров высотой. Лицо сфинкса было настолько добродушным, что вызывало у египтян радость.
Социализация
Фараоны в Древнем Египте решили, что им надо увековечить свои имена, и потому стали строить себе гробницы – пирамиды. Самой большой была пирамида фараона. Хеопса. Высота её была 150 метров. Постройка пирамиды заняла около 30 лет. Пирамиды «охраняли» огромные «сфинксы». Это были чудовища с головой человека и телом льва. Сфинкс, который охранял пирамиду Хеопса, был 20 метров высотой. Лицо сфинкса было настолько зловещим, что вызывало у египтян страх.
6. Конкурс. Театральный конкурс (домашнее задание).
Команды показывают инсценировку о жизни людей Древнего мира (например, «Первобытные охотники», «В доме у вельможи») или мифа. При оценке конкурса учитываются выразительность представленных образов и содержание исторического материала (1 – 5 баллов).
III этап. Подведение итогов. Награждение команд.
Рефлексия.
Благодарность за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Презентация к уроку истории "Путешествие по Древней Греции"
Презентация к уроку истории "Путешествие по Древней Греции"...
Презентация к уроку истории "Путешествие в средневековый город"
Презентация к уроку-путешествию в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...
Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны
Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...
Конспект урока "Виртуальное путешествие по Лондону", 7 класс
Данный урок проводится поучебнику: Афанасьева, О.В. Английский язык: 3 год обучения. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа. Объем нового материала оптимальный, базируе...
Презентация к уроку "Виртуальное путешествие по Лондону", 7 класс.
В ходе данного урока использовались компьютер и проектор. Данная презентация является сопровождением к основным этапам урока "Виртуальное путешествие по Лондону", 7 класс.Для подготовки презента...
Урок истории. Путешествие в Средневековье. 6 класс.
«Путешествие в Средневековье»...