Материалы к уроку истории России 11 класс по теме "Духовная жизнь советского общества в 1953-1964гг."
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Ермакова Татьяна Валерьевна


Данный материал содержит разработку урока по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.", рабочая тетрадь по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.) с заданиями для подготовке к егэ и рабочий лист учащегося для выполнения заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Духовная жизнь СССР в 1953-1964гг.

Часть 1

I.Выберите правильные ответы из списка

.

1.Какие из мероприятий относятся к курсу Г.М. Маленкова

А) Вдвое снизить сумму сельскохозяйственного  налога

Б) Пересмотр пятилетнего плана, с тем  чтобы увеличить средства, выделяемые на  развитие легкой и пищевой промышленности

В) Сокращение и ликвидация приусадебного участка

Г) Переход  политике разрядке на международной арене

Д) Необходимость воссоединения Германии путем свободных выборов

2. Какие мероприятия относятся к политике Н.С. Хрущева в области сельскохозяйственной политике

А) Выдача паспортов и пенсий колхозникам

Б) Принудительная скупка скота государством

В) Расширение приусадебных участков

Г) Укрупнение колхозов

C:\Users\848\Desktop\1350838955_11.jpgД) Освоение целинных земель

3. Какие мероприятия  относятся к внешней политики СССР в период 1953-1964гг.

А) Заключение Варшавского договора

Б) Подавление Восстания в Венгрии

В) Ввод советских войск в Югославию

Г) Карибский кризис

Д) Ввод советских войск в Афганистан

4. Соотнесите события и даты

Даты

События

1. 1953г.

А.  XX съезд КПСС

2. 1956г.

Б. Запуск искусственного спутника Земли

3. 1957г.

В. Принятие программы партии XXII cсъездом КПСС

4. 1961г.

Г. Освоение целины

Д. Смерть И.В. Сталина

III. Изучите внимательно изображения и ответьте на вопросы.

C:\Users\848\Desktop\corn-rich.jpg

1.Какое явление  показывает данный плакат? Назовите годы.

2. Какова  причина?

3. Назовите не менее двух последствий?

II. Изучите внимательно изображения и ответьте на вопросы

1. Какое историческое событие изображено на данном рисунке? Назовите участников

2. В каком  году произошло данное событие, которое привело к встречи данных исторических деятелей? В каком регионе оно произошло?

3. Какое историческое явление характеризует данное событие? Назовите не менее двух характерных черт данного явления? Укажите не менее двух  примеров, подтверждающее данное историческое явление?

 

IV. Изучите текст и ответьте на вопросы.

Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина ещё при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, — речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжёлых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности... Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику; он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным..., кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям... Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление... ...Ясное дело, что здесь были проявлены со стороны Сталина в целом ряде случаев нетерпимость, грубость, злоупотребление властью. Вместо доказательств своей политической правоты и мобилизации масс он нередко шел по линии репрессий и физического уничтожения не только действительных врагов, но и людей, которые не совершали преступлений против партии и Советской власти...»

Вопросы:

1. На каком съезде КПСС и когда Н.С. Хрущёв выступил с данным докладом?

2. Какие заслуги Сталина перед страной признаёт Н.С. Хрущёв? Назовите не менее двух заслуг. Какие проявления «культа личности» называются? Укажите не менее двух проявлений.

3. С какими личными качествами Сталина связывает Хрущёв возникновение «культа личности»? Что автор вкладывает в понятие «культ личности Сталина.

Часть 2

Заполните таблицу.

Демократизация духовной жизни

Давление на культуру

Литература

Власть и культура

Власть и церковь

Постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке. 28 октября 1958

 Начав когда-то с деклараций о «чистом искусстве», Б. Пастернак кончил тем, что стал орудием буржуазной пропаганды, выгодным объектом спекуляции для тех кругов, которые организуют «холодную шину», стараются оболгать все прогрессивные и революционные движения.

Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени.

Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать. Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки. Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое орудие в руках реакции.

Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в, действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов.

Известия. 1958. 29 октября.

Вопросы:

1. Что вы знаете о судьбе Б.Пастернака?

2. Как Союз писателей СССР оценивает роман «Доктор Живаго»?

3. Какие выводы можно сделать на основе документа о судьбе писателей?

Часть 3.

 Составьте историческую характеристику периода 1953-1964гг.

Критерии

Баллы

Ответы

1. Укажите не менее  двух событий(явлений, процессов) данного периода

2. Укажите не менее двух исторических личностей  и их роль в данном периоде

3. Укажите не менее двух причин исторических событий или  явлений.

4. Укажите не менее двух последствий данных событий.

5. Назовите не менее двух специфических  исторических терминов данного исторического периода.

6. Оценка данного периода историками

Исторический период 1953-1964гг.

Данный исторический период имеет неофициальное название « оттепель». Самым ярким историческим событием данного периода можно назвать XX съезд КПСС февраля 1956 года, на котором выступил Н.С. Хрущев с докладом « О преодолении культа личности Сталина и его последствиях», в котором осуждались преступные действия сталинского режима.  Выступление Н.С. Хрущева обеспечивало достижение цели. С действующих руководителей партии и государства снимались ответственные за прошлое. Под предлогом исправления ошибок получили возможность провести необходимую коррекцию внутренней и внешней политики. С другой стороны данный доклад положил начало частичной демократизации и большей свободы творческой деятельности, либерализации политического режима.  После  XX съезда процесс реабилитации ускорился. Были признаны необоснованными репрессии против национальных меньшинств.

Вторым важным событием данного периода можно назвать Карибский кризис 1962 года, который поставил мир на грань мировой катастрофы.  Данный исторический этап входит в период «холодной войны», для которого характерно экономическое, политическое, идеологическое и военное противостояние. Стремясь предотвратить американское вторжение на Кубу, советские лидеры решили поддержать режим Ф. Кастро. На Кубе началось развертывание советских ракет. Последовали ответные действия США. Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию политических лидеров - Н. Хрущева и Д. Кеннеди. Ракеты были вывезены и США отменили морскую блокаду.

По мнению отечественных историков главным результатом бурного и противоречивого исторического периода была невозможность, немыслимость возврата к сталинизму. Именно в эти годы были брошены в землю семена нового социального и политического мышления. В общественную жизнь вошло поколение, не знавшее тотального страха, способное учиться понимать собственное общество и перестраивать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы к урокам "История" 5 класс

Вопросы, задачи, кроссворды,тесты по темам: "Древний Египет", "Древнее Двуречье", "Вавилонский царь Хаммурапи", "Первый властелин единого Китая"...

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»

урок создает условия для развития  познавательной  деятельности  учащихся , развивает умение работать с  разнообразными историческими, документальными  источниками   ...

Материалы к уроку истории "Становление советской власти"

Материалы к уроку истории "Становление советской власти" в 9 классе...

Презентации и материалы к урокам истории России 8 класс

Презентации и материалы к урокам истории России 8 класс...