Бородинское сражение на шахматной доске
проект по истории (8 класс) на тему

Липодатенко Ольга Владимировна

На современном этапе образовательный и воспитательный процесс неразрывно связаны. Выполняют единые цели и ставят общие задачи.

Работая в летнем оздоровительном лагере при школе, я применяла различные формы активизации детей.

Мы возили детей на экскурсию в Бородинский музей, посещали Бородинское поле, где экскурсовод рассказывал, как проходило сражение, где располагались редуты. А так как мы являемся жителями Можайского района и неразрывно связаны с его историей. И я решила в форме игры разыграть данное сражение, применяя шахматные фигуры.

Ведь шахматы – это удивительная, древнейшая игра, которая доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие.

С Калининым Егором, который увлекается шахматами, мы разобрали сражение и соотнесли с ходом на шахматной доске. Мы Вам продемонстрируем это на практике. Калинин Егор покажет, а я разъясню значение каждого хода.                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

21.12.2015

МОУ-СОШ п. Спутник

Иваненко Татьяна Валерьевна и ученик 11-го класса Калинин Егор Юрьевич под руководством Липодатенко Ольги Владимировны


Содержание.

Введение.

1.Цели и задачи проекта.

2.Этапы развития проекта.

3.Историческое значение Бородинского сражения.

4.Военные и шахматные баталии

4.1. Хронологическая последовательность Бородинского боя.

4.2. Составление шахматной партии.

4.3. Мое стихотворение «Бородинское сражение на шахматной доске».

5. Заключение.

6.Список литературы.


Введение.

На современном этапе образовательный и воспитательный процесс неразрывно связаны. Выполняют единые цели и ставят общие задачи.

Работая в летнем оздоровительном лагере при школе, я применяла различные формы активизации детей.

Мы возили детей на экскурсию в Бородинский музей, посещали Бородинское поле, где экскурсовод рассказывал, как проходило сражение, где располагались редуты. А так как мы являемся жителями Можайского района и неразрывно связаны с его историей. И я решила в форме игры разыграть данное сражение, применяя шахматные фигуры.

Ведь шахматы – это удивительная, древнейшая игра, которая доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие.

С Калининым Егором, который увлекается шахматами, мы разобрали сражение и соотнесли с ходом на шахматной доске. Мы Вам продемонстрируем это на практике. Калинин Егор покажет, а я разъясню значение каждого хода.                  

Игра в шахматы – это сражение «белой» и «черной» армий, в составе которых воины-фигуры разной силы. Сила каждой фигуры определяется тем, насколько полей одним ходом он может передвинуться, сколько полей находятся под ее «обстрелом»,  насколько она опасна для неприятельских фигур, как легко и быстро она может проникнуть в лагерь противника и создать угрозу королю. Все эти термины военной лексики, а значит, мы можем, играя в шахматы, разыграть какое-нибудь военное сражение двух неприятельских армий.

  1. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: составить шахматную партию, соответствующую ходу исторического сражения под Бородином.

Задачи:

  • Систематизация исторического материала по Бородинскому сражению с целью определения основных направлений реализации проекта;
  • Изучение исторических документов, раскрывающих хронологическую последовательность движения русской и французской армии на Бородинском поле;
  • Составление шахматной партии аналогичной хронике боя 7 сентября 1812 г.
  • Развитие художественного воображения, творческих способностей;
  • Воспитание патриотизма и любви к своей родине.

2.Этапы реализации проекта.

1 этап – поисково-исследовательский

  • Выбор темы;
  • Постановка цели и задач;
  • Сбор, обработка и систематизация полученной информации.

2 этап – практический

  • Поиск оптимального решения задач проекта
  • Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимого материала

3 этап – обобщающий

  • Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего соотношения исторических событий и шахмат.

БОРОДИНСКАЯ БИТВА

7 сентября (26 августа) 1812 года в 108 верстах от         Москвы по Смоленской дороге и в 12 – к северо-западу от Можайска разыгралось одно из величайших сражений не только Отечественной войны, но всей эпохи наполеоновских войн.

        Со дня приезда в действующую армию 29 августа и военного совета в Филях 13 сентября 1812 г. Кутузов твердо был намерен защищать Москву.

        Первоначальный план обороны Москвы строился Кутузовым как серия сражений: первое – Бородино, второе – на полпути от Можайска к Москве и третье  - у стен Москвы. Выбранная штабными офицерами позиция на Бородинском поле была 2 сентября лично осмотрена и одобрена Кутузовым. Благодаря умелому плану русские войска расположились на небольшой высоте, а французам как бы пришлось подниматься в гору, преодолевая овраги и искусственные инженерные сооружения. Линия обороны была расположена в три ряда.

        Обычно, под Бородинским сражением понимается главный бой 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 г. Однако этот не совсем точно. Сражение началось, 5 сентября, на первой линии и закончилось 7 сентября на третьей линии на третьей линии поздно вечером. Таким образом, оно фактически длилось три дня, и было самым кровопролитным со времени вторжения «великой армии» в Россию.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ, 7 СЕНТЯБРЯ.

В 5 часов утра в бой пошла наполеоновская пехота.

В 6 часов. После сильного артиллерийского обстрела две дивизии французов пошли в первую атаку на Семеновские флеши.

В 6 часов 30 минут. Даву приказал повторить атаку, и сам возглавил атакующих.

В 8 часов. Видя, что силами двух-трех дивизий флеши не взять, Наполеон бросил в бой новые подкрепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное задание по теме "Бородинское сражение"

Дифференцированные задания по теме:  «Бородинское сражение. Отечественная война 1812 года». Задание на «3»:I вариантЧто такое континентальная блокада?Когда произошло вторжение наполеон...

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

Презентация "Бородинское сражение"

Компьютерная презентация предназначена для использования на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир"....

презентация урока Бородинское сражение 8 класс

презентация по теме: "Бородинское сражение" 8 класс...

Бородинское сражение

Рассказать  о масштабном, переломном сражении Отечественной войны 1812 года...

Роль Бородинского сражения в войне 1812 года

Войны оказывали влияние не только на жизнь людей, но и на природу. Для ведения войн  необходимо использование огромных количеств дополнительных природных ресурсов. Бородинское  сражени...

200 лет - Бородинскому сражению. Отечественная война 1812 года.

Цель: Ознакомить учащихся с элементами военной истории, особенностями военной стратегии, тактики, состоянием вооружения изучаемой эпохи.Задачи: Сформировать у учащихся понимание глубок...