Материал к урокам в 7 классе по теме "Культура и быт Петровской эпохи"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Реформы Петра I в социально-экономической и политической сферах не могли не повлечь за собой преобразований в областях культуры и быта.

                                                                              image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Культура и быт Петровской эпохи94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народные движения Петровской эпохи

  1. Причинами народных волнений при Петре1  являлись:

А. Введение новых государственных повинностей и налогов

Б. Непрочность царской власти

В. Европеизация общества

2.  Соотнесите:

А. Астраханское восстание               Г. 1705-1711г.г.

Б. Башкирское восстание                  Д. 1707-1708г.г.

В. Восстание К.Булавина                  Е.  1705-1706г.г.

3.  Когда Петр1 обратился за помощью к калмыцкому хану Аюке?

А. Пытаясь расправиться с булавинцами

Б. Усмирить Астраханский мятеж

В. При расправе с башкирами

4.  Где был введен налог на карие и серые глаза?

А. В Уфе

Б. В Астрахани

В. В Екатеринбурге

5.  Что такое «прелестные грамоты»?

А. Документ, подтверждающий избрание Булавина атаманом Всевеликого войска Донского

Б. Призыв крестьян и казаков к восстанию

В. Призыв к бегству казаков в Запорожскую Сечь

6.  Соотнести:

А. Посессионные крестьяне        Г. Название рабочих на промыслах и в промышленности

Б. Отходники                                Д. Гос.крестьяне, переданные во владение предпринимателям

В. Работные люди                        Е. Крестьяне, вынужденные уходить на заработки

7.  Последствием народных выступлений не было:

А. Установление более справедливой нормы оплаты труда

Б. Снижение налогов

В. Уважение национальных обычаев и традиций

Народные движения Петровской эпохи

  1. Причинами народных волнений при Петре1  являлись:

А. Введение новых государственных повинностей и налогов

Б. Непрочность царской власти

В. Европеизация общества

2.  Соотнесите:

А. Астраханское восстание               Г. 1705-1711г.г.

Б. Башкирское восстание                  Д. 1707-1708г.г.

В. Восстание К.Булавина                  Е.  1705-1706г.г.

3.  Когда Петр1 обратился за помощью к калмыцкому хану Аюке?

А. Пытаясь расправиться с булавинцами

Б. Усмирить Астраханский мятеж

В. При расправе с башкирами

4.  Где был введен налог на карие и серые глаза?

А. В Уфе

Б. В Астрахани

В. В Екатеринбурге

5.  Что такое «прелестные грамоты»?

А. Документ, подтверждающий избрание Булавина атаманом Всевеликого войска Донского

Б. Призыв крестьян и казаков к восстанию

В. Призыв к бегству казаков в Запорожскую Сечь

6.  Соотнести:

А. Посессионные крестьяне        Г. Название рабочих на промыслах и в промышленности

Б. Отходники                                Д. Гос.крестьяне, переданные во владение предпринимателям

В. Работные люди                        Е. Крестьяне, вынужденные уходить на заработки

7.  Последствием народных выступлений не было:

А. Установление более справедливой нормы оплаты труда

Б. Снижение налогов

В. Уважение национальных обычаев и традиций

7 класс                          Урок 23-24

Тема: Культура и быт Петровской эпохи

Цель:  рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны, оценить новшества в области просвещения и образования, введенные Петром1

Урок 23

Опрос-тестирование      

Просвещение и образование

Наука

Книгоиздательство и литература

Вывод:

Вопросы из папки «Контрольное тестирование в 7 классе»

по теме «Народные движения Петровской эпохи»

В стране возникла потребность в многократном увеличении количества грамотных людей.

Почему?

Петр нуждался в специалистах в разнообразных сферах человеческой деятельности, которые бы способствовали европеизации общества.

Ранее обучение в основном было церковное. Петр понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата.

  • В стране начала формироваться система профессионального образования
  • Учеба для дворянских детей – вид государственной службы (не разрешалось вступать в брак без свидетельства об образовании)
  • 1714 год – основано научное учреждение Кунсткамера (помещение для редкостей)
  • 1724 год – учреждение Академии наук и художеств (открылась после смерти царя)

Ученый

Открытие

Яков Брюс

Навигационная школа в Москве, где изучалась астрономия, открыта первая обсерватория (Сухарева башня), создал карту звездного неба, велись регулярные метеорологические наблюдения                        

Леонтий Магницкий

Выход в свет «Арифметики» - энциклопедии математических наук того времени

Андрей Нартов

Построил оригинальные станки различных конструкций, в т. ч. токарно-копировальный и винторезный с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. Предложил новые способы отливки пушек. Изобрел скорострельную батарею из 44 трехфунтовых мортирок, оптический прицел.

Никонов

Создана и испытана первая подводная лодка

Впервые сложились предпосылки для становления и развития российской науки., т.к. осваивались огромные просторы русской земли, начались поиски полезных ископаемых, росло мануфактурное производство.

Были заложены основы отечественной медицины, в 1706 году основан аптекарский огород (будущий ботанический сад), в 1707 году открылся первый госпиталь, в Петербурге с 1718 года стали изготавливать хирургические инструменты                                                                                                              

В 1700 году организована государственная геолого-разведочная служба , которая занималась поиском полезных ископаемых

Крестьянин Шилов

Урал – месторождение медных руд

Рябов

Петрозаводск – минеральные лечебные воды

Капустин

Юг России – каменный уголь

  • Издание множества книг (учебников и наглядных пособий)
  • 1714 год – в Петербурге открыта научная библиотека
  • Введение гражданской азбуки (упрощение написания)
  • Введены арабские цифры
  • Первая печатная газета «Ведомости»

На основе грандиозных перемен петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, карабельных верфей.

В Петербург со всех концов страны и из-за границы стали свозиться интересные документы и материалы, положившие начало русским архивам

                      ДЗ:   П.18  с.53 РТ №2,3,4.

Урок 24

Живопись и архитектура

               Живопись

           Архитектура

               Барокко

             

                     Театр

             

                       Быт:

           Значение

            Вывод

- Вспомните, что переход от иконописи к живописи начался еще 17 веке. С чьим именем он связан? (с именем Симона Ушакова)

УШАКОВ Симон Федорович (1626-1686), русский живописец и гравер. Произведения Ушакова (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневекового религиозного к светскому искусству.

В этот период было особенно заметно творчество А.М.Матвеева и И.Н.Никитина

МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич (1701-39), русский живописец. Один из основоположников русской светской живописи. Портреты Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик (т. н. «Автопортрет с женой», 1729).

НИКИТИН Иван Никитич (около 1690-1742), русский живописец, один из основоположников русской светской живописи. В портретах добивался передачи характерных индивидуальных черт модели и материальности изображенных предметов («Царевна Анна Петровна», не позднее 1716; «Напольный гетман», 1720-е годы; «Петр I на смертном ложе», 1725).

Имели место новые явления: переход к регулярной планировке.

Происходит планировка и застройка Петербурга, для чего были приглашены лучшие зарубежные специалисты

              Выполнить задание №5 РТ п.19 с.54 (по учебнику с.141)

Строительство Северной столицы потребовало участия лучших для того времени специалистов. Были приглашены зарубежные архитекторы В.Растрелли, Ж.Леблон, Д.Трезини.Вместе с ними Петербург строили и русские архитекторы И.Коробов, М.Земцов. самыми известными художниками Петровской эпохи стали А.Матвеев и И.Никитин

Архитектор

Строения , особенности

Варфоломей Растрелли – отец – итал. Сын – российск.

Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли-скульптора.  Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-52), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).

Жан Батист Александр Леблон – франц.

Работал в России с 1716. Участвовал в планировке и строительстве Санкт-Петербурга, Петергофа (ныне Петродворец), Стрельны и др.

Доменико Трезини – по происх. швейц.

Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра; выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выстроены Летний дворец Петра I (1710-14), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-33), Здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-34). Однако из градостроительных работ след в истории русской архитектуры оставил только проект планировки Васильевского острова. Постройки Трезини, отличающиеся регулярностью планов, скромностью декора, сочетанием крупных ордерных элементов с барочными деталями, представитель раннего барокко

Коробов Иван Кузьмич

 Представитель раннего барокко. Перестроил в 1727-38 здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Земцов Михаил Григорьевич

 Представитель раннего барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт-Петербурге, дворцовых комплексов в Петродворце и в Таллинне (Кадриорг)

Итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

 Произошло появление первого общедоступного театра «комедиальная храмина» на Красной площади

До этого времени (со времен Алексея Михайловича) существовал лишь придворный театр

Первыми профессиональными актерами были иностранцы, а затем – русские.

В учебных заведениях начинаются постановки любительских спектаклей

Европеизация общества:

- введен новый календарь (чтобы Россия жила в одном ритме с Западной Европой)

- насильственные методы введения европейской одежды (укороченной)

- право на ношение бороды – только у духовенства

- ассамблеи – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати

- игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте

  1. усиление светских начал культуры и европеизация общества
  2. зарождение отечественной науки
  3. оформление системы образования
  4. расцвет художественной культуры
  5. соединение в единое целое европейских новаций с традициями Руси

Таким образом, культурная жизнь страны кардинально изменилась – произошла настоящая культурная революция. Коренным образом изменилось отношение к Европе - в России перешли к прямым и масштабным заимствованиям опыта европейских государств во всех сферах (культуре, быту, технике, политике)

                   ДЗ:   П.19   РТ - доделать

7 класс                                        Урок 25

Тема :    Зачет по теме «Петровская эпоха»

Цель:   проконтролировать качество знаний учащихся по данной теме

Вопросы к зачету по теме «Петровская эпоха»

  1.  Жизнь Петра:
  1. Детство Петра
  2. Двоецарствие
  3. Начало царствования, великое посольство
  4. Характер Великого Петра, интересные факты биографии
  1.  Северная война:
  1. Первые годы войны
  2. Полтавская битва
  3. Прутский поход
  4. Победы русского флота, Ништадтский мир
  1.  Реформы Петра:
  1. Военная
  2. Реформа центрального управления
  3. Табель о рангах
  4. Церковная
  1. Экономика:
  1. Сельское хозяйство
  2. Мануфактуры
  3. Торговля
  1. Культура:
  1. Наука
  2. Архитектура
  3. Быт

Словарный диктант:   регентство, абсолютизм, подушная подать,  меркантилизм, протекционизм, отходники, ассамблея, барокко

Выучи и запомни!

Регентство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха

Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть

Подушная подать – основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста

Меркантилизм – экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания помощи предпринимателям

Отходники – крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы

Ассамблея –собрание-бал с участием женщин в домах российской знати

Барокко - итал. Barocco, (буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...

презентация и материал к уроку 6 класс

Презентация к уроку математики 6 класса "Действия с числами"....

Методический материал к урокам 8 класса

Здесь собраны некоторые уроки и методические задания по курсу 8 класса "Информатика и ИКТ"...

Материал к уроку. 5 класс. Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А. Крылова.

Методические рекомендации к заключительному уроку в 5 классе по изучению басен И.А. Крылова. Сопоставительный анализ притч Леонардо да Винчи и басен И.А. Крылова. Отличительные признаки притчи и басни...

Дидактический материал к уроку 5 класса для УМК Spotlight

Данный материал предназначен для дополнительного изучения Модуля "Famous People" в 5 классе...

дидактический материал к уроку 9 класс

материал предназначен для контрольной работы в 9 классе по теме "Топливно-энергетический комплекс"...