Урок по истории в 11классе "Итоги и последствия второй мировой войны
план-конспект занятия по истории (11 класс) на тему

Кузнецова Елена Александровна

Урок-исследование по спорным проблемам отечественной и зарубежной историографии относительно итогов второй мировой войны

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Итоги и последствия второй мировой войны через призму геоэкономики и геополитики»

для 11 класса социально-экономического профиля МОУ Лицея УКМО

Учитель: Кузнецова Елена Александровна, учитель истории и         обществознания высшей квалификационной категории

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Педагогическая технология: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.

Цели:

Образовательная: проанализировать причины и итоги второй мировой  войны, дать оценку действиям участников.

Развивающая: развитие умений и навыков работы с картой, хронологией, историческими источниками; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать, делать обобщающие выводы.

Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма, учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать учения по самоорганизации.

Планируемые результаты:

Личностные: реализация готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие самосознания, позитивной самооценки и готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Метапредметные: формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Предметные: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, выявление причин исторических событий, объяснения фактов.

План изучения новой темы

      1. Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны. 2. Особенности Второй мировой войны. 3. Итоги и политические последствия войны. 4. Усиление противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.

      Материал по пункту 1 в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно организовать работу с картой по следующим вопросам:

      1. Покажите, как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Можно ли считать изменения территории Германии в 1945—1946 гг. окончательными? Что произойдет с германским государством в 1948 г.? 2. Какие территории вошли в состав СССР? 3. Какие территории вошли в состав Польши? Где проходит западная граница польского государства? 4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?

      Изучение пункта 2 плана целесообразно провести в дискуссионной форме с опорой на материалы учебника.

      Для организации деятельности учащихся используем вопрос 4 после § 19. Обсуждение особенностей Первой и Второй мировых войн на основе анализа таблицы «Важнейшие сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» можно провести «в паре». Такая форма фронтальной работы предполагает, что участник обсуждения может высказать один тезис, после чего слово переходит к оппоненту, который дополняет, развивает тезис или формулирует следующее высказывание. Предлагаем классу сравнить ответ с положениями, высказанными в учебнике в разделе «Итоги Второй мировой войны». Далее строим обсуждение на основании вопроса 3. В качестве завершающего задания просим дома письменно ответить на вопросы: «Считаете ли вы вопрос о роли войн в истории человечества актуальным и почему? Ваш прогноз событий в случае развязывания Третьей мировой войны». В качестве дополнительного материала можно познакомить учащихся с исследованиями климатических последствий ядерной войны — «ядерной зимой» (Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. — М., 1988).

      Пункт 3 плана раскрываем с помощью таблицы:

Итоги войны

Политические последствия войны

Повержен фашизм — одна из форм тоталитаризма. Восстановлена независимость и суверенитет стран Европы и Азии

Созданы условия для общественно-политических изменений, возможности демократического развития государств

На основе Антигитлеровской коалиции создана Организация Объединенных Наций

Есть опыт и дальнейшая возможность развивать отношения стран с различным общественно-политическим строем, есть инструмент предотвращения войн

Развитие военно-технической мысли, совершенствование вооружений. Появление ядерного оружия

Первые попытки «ядерного диктата» со стороны США. Стремление СССР к паритету с США в области ядерных и иных вооружений

Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом

Рост влияния левых сил в этих государствах, стремление СССР контролировать развитие региона

Рост международного авторитета СССР

Превращение СССР и США в сверхдержавы

В послевоенном мире проявляются две противоречивые тенденции: возможность поддержания мира и развития сотрудничества и возможность конфронтации между государствами в условиях двухполюсного (биполярного) мира.

      В зависимости от особенностей класса можно по-разному организовать работу над таблицей. Например, предложив колонку «Итоги войны», дать возможность самостоятельно заполнить колонку «Политические последствия войны» и скорректировать результат работы. В более слабом классе целесообразно, предъявив таблицу на кодослайде или на доске, дать задание привести конкретные примеры, подтверждающие записанное в таблице утверждение. В любом случае следует предоставить ребятам возможность сделать самостоятельный вывод о противоречивых тенденциях исторического развития.

      Рассмотрение следующего вопроса (пункт 4) позволяет сделать вывод о военно-экономических, социально-политических и идеологических основах складывающегося противостояния.

      На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира по окончании войны».

Страна

Главные задачи во внешней политике

Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач

Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач

СССР

Превращение в сверхдержаву

Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная помощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти

Экономические и демографические последствия войны

США

Достижение мирового первенства

Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием

Появление нового соперника в лице СССР

Великобритания

Попытка сохранить свой статус

Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения»)

Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Франция

Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией

Ослабление потенциальных противников Франции в Европе

Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях

      Домашнее задание. Написать письмо ветеранам В.О.войны от благодарного потомка, либо изготовить и художественно оформить поздравительную открытку.

Фрагмент технологической карты урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Ориентировочно-мотивационный

Работа по заполнению  экспресс-анкет

Актуализация знаний на основе фотоколлажа о 2-ой мировой войне, демонстрации видеосюжета о 2-ой мировой войне

Просмотр слайдов о войне

Формулировка темы урока

Определение состава рабочих групп- экспертов, «мозговой штурм» для постановки проблемных вопросов

Умение выражать свои мысли, слышать друг друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне. 9 класс».

Методические материалы для проведения урока истории в 9 классе о внешней политике России накануне Великой Отечественной войны. На уроке рассматриваются материалы об укреплении обороноспособности ...

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"....

Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.

Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...