Урок по истории в 11классе "Итоги и последствия второй мировой войны
план-конспект занятия по истории (11 класс) на тему
Урок-исследование по спорным проблемам отечественной и зарубежной историографии относительно итогов второй мировой войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_dlya_11_klassa_po_teme_itogi_i_posledstviya_vtoroy_mirovoy_voyny.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Итоги и последствия второй мировой войны через призму геоэкономики и геополитики»
для 11 класса социально-экономического профиля МОУ Лицея УКМО
Учитель: Кузнецова Елена Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Педагогическая технология: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.
Цели:
Образовательная: проанализировать причины и итоги второй мировой войны, дать оценку действиям участников.
Развивающая: развитие умений и навыков работы с картой, хронологией, историческими источниками; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать, делать обобщающие выводы.
Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма, учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать учения по самоорганизации.
Планируемые результаты:
Личностные: реализация готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие самосознания, позитивной самооценки и готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
Метапредметные: формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Предметные: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, выявление причин исторических событий, объяснения фактов.
План изучения новой темы
1. Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны. 2. Особенности Второй мировой войны. 3. Итоги и политические последствия войны. 4. Усиление противоречий между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции.
Материал по пункту 1 в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно организовать работу с картой по следующим вопросам:
1. Покажите, как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Можно ли считать изменения территории Германии в 1945—1946 гг. окончательными? Что произойдет с германским государством в 1948 г.? 2. Какие территории вошли в состав СССР? 3. Какие территории вошли в состав Польши? Где проходит западная граница польского государства? 4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?
Изучение пункта 2 плана целесообразно провести в дискуссионной форме с опорой на материалы учебника.
Для организации деятельности учащихся используем вопрос 4 после § 19. Обсуждение особенностей Первой и Второй мировых войн на основе анализа таблицы «Важнейшие сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» можно провести «в паре». Такая форма фронтальной работы предполагает, что участник обсуждения может высказать один тезис, после чего слово переходит к оппоненту, который дополняет, развивает тезис или формулирует следующее высказывание. Предлагаем классу сравнить ответ с положениями, высказанными в учебнике в разделе «Итоги Второй мировой войны». Далее строим обсуждение на основании вопроса 3. В качестве завершающего задания просим дома письменно ответить на вопросы: «Считаете ли вы вопрос о роли войн в истории человечества актуальным и почему? Ваш прогноз событий в случае развязывания Третьей мировой войны». В качестве дополнительного материала можно познакомить учащихся с исследованиями климатических последствий ядерной войны — «ядерной зимой» (Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. — М., 1988).
Пункт 3 плана раскрываем с помощью таблицы:
Итоги войны | Политические последствия войны |
Повержен фашизм — одна из форм тоталитаризма. Восстановлена независимость и суверенитет стран Европы и Азии | Созданы условия для общественно-политических изменений, возможности демократического развития государств |
На основе Антигитлеровской коалиции создана Организация Объединенных Наций | Есть опыт и дальнейшая возможность развивать отношения стран с различным общественно-политическим строем, есть инструмент предотвращения войн |
Развитие военно-технической мысли, совершенствование вооружений. Появление ядерного оружия | Первые попытки «ядерного диктата» со стороны США. Стремление СССР к паритету с США в области ядерных и иных вооружений |
Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом | Рост влияния левых сил в этих государствах, стремление СССР контролировать развитие региона |
Рост международного авторитета СССР | Превращение СССР и США в сверхдержавы |
В послевоенном мире проявляются две противоречивые тенденции: возможность поддержания мира и развития сотрудничества и возможность конфронтации между государствами в условиях двухполюсного (биполярного) мира. |
В зависимости от особенностей класса можно по-разному организовать работу над таблицей. Например, предложив колонку «Итоги войны», дать возможность самостоятельно заполнить колонку «Политические последствия войны» и скорректировать результат работы. В более слабом классе целесообразно, предъявив таблицу на кодослайде или на доске, дать задание привести конкретные примеры, подтверждающие записанное в таблице утверждение. В любом случае следует предоставить ребятам возможность сделать самостоятельный вывод о противоречивых тенденциях исторического развития.
Рассмотрение следующего вопроса (пункт 4) позволяет сделать вывод о военно-экономических, социально-политических и идеологических основах складывающегося противостояния.
На основании материала учебника предлагаем классу составить таблицу «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира по окончании войны».
Страна | Главные задачи во внешней политике | Внутренние и внешние условия (факторы), способствующие решению задач | Внутренние и внешние условия (факторы), препятствующие решению задач |
СССР | Превращение в сверхдержаву | Изменение баланса сил в Европе в пользу СССР, возможность социалистического переустройства в Восточной Европе. Военная помощь и авторитет. Внешнеполитические амбиции тоталитарной власти | Экономические и демографические последствия войны |
США | Достижение мирового первенства | Экономический и военный потенциал, обладание ядерным оружием | Появление нового соперника в лице СССР |
Великобритания | Попытка сохранить свой статус | Сохранение дипломатических традиций, поддержка США («особые отношения») | Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США |
Франция | Сохранение колоний, достижение первенства в соперничестве с Великобританией | Ослабление потенциальных противников Франции в Европе | Экономические последствия войны, рост влияния левых сил, национально-освободительная борьба в колониях |
Домашнее задание. Написать письмо ветеранам В.О.войны от благодарного потомка, либо изготовить и художественно оформить поздравительную открытку.
Фрагмент технологической карты урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Ориентировочно-мотивационный | Работа по заполнению экспресс-анкет | ||||||
Актуализация знаний на основе фотоколлажа о 2-ой мировой войне, демонстрации видеосюжета о 2-ой мировой войне | Просмотр слайдов о войне | Формулировка темы урока | Определение состава рабочих групп- экспертов, «мозговой штурм» для постановки проблемных вопросов | Умение выражать свои мысли, слышать друг друга | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне. 9 класс».
Методические материалы для проведения урока истории в 9 классе о внешней политике России накануне Великой Отечественной войны. На уроке рассматриваются материалы об укреплении обороноспособности ...
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"....
Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.
Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".
План-конспект занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине 40.02.02 Право...