Стратегия смыслового чтения на уроках истории
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Работа по изучению уровня обученности смысловому чтению и внедрению стратегии смыслового чтения у обучающихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_smyslovogo_chteniya_na_urokah_istorii.doc | 2.71 МБ |
strategiya_smyslovogo_chteniya.ppt | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представлена система деятельности педагога на примере занятия по курсу «Грамотное чтение» Целевая аудитория: учащиеся 8 классов Работа над внедрением системы будет длиться в течение 1 года
АКТУАЛЬНОСТЬ Глобальные процессы информатизации общества – увеличение количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит « метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Результаты стран по читательской грамотности в PISA ( Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В исследовании приняли участие 65 стран мира. Лидирующие страны и территории: Корея, Финляндия, Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур 38 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России. 2. 4 страны, средний балл которых не отличается от балла России (Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ). Россия – средний балл – 459. Место 43. 3. 22 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России,
В российских школах недостаточно проверялась читательская грамотность, а упор делался на проверку техники чтения. Из 77 обучающихся в 7 классе норму по технике чтения прошли 43%, 31% читают выше норм, 26% читают ниже нормы. Читательская грамотность сформирована у 40% школьников.
Противоречия: Противоречия с оциокультурного плана – между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди обучающихся. Противоречия педагогического плана: между стратегией современного образования на освоение школьниками базовых компетентностей и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий, адекватных решению этих задач; между декларируемой гуманитаризацией современного образования и неготовностью педагога к активному использованию потенциала чтения в освоении школьниками предметных областей знания; между ориентацией современного образования на непрерывное усиление роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагога в вопросах эффективных стратегий работы с текстом. Противоречия организационно-методического плана: между прогрессирующим развитием медиаресурсов и минимальным использованием их потенциала в практической деятельности по приобщению к чтению.
Разрешение противоречий обусловили проблему, какими педагогическими условиями можно обеспечить формирование смыслового чтения текстовой информации у обучающихся 8 классов Цель исследования состоит в разработке и внедрению методики формирования у школьников стратегий смыслового чтения текстовой информации Задачи: Изучить требования междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Изучить современные теории основ смыслового чтения и работы с текстом; Разработать систему формирования стратегий смыслового чтения и проверить эффективность разработанной методики в опытном обучении. Спрогнозировать образовательные результаты у обучающихся за курс «Грамотное чтение»; Научить учащихся ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; Сопоставлять основные и внетекстовые компоненты (объяснять назначение карт, рисунков, графиков, таблиц); Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; Находить доводы в защиту своей точки зрения
Универсальные учебные действия: КоммуникативныеУУД Исследовательские и проектные Познавательные УУД Регулятивные УУД Чтение в составе УУД ЛичностныеУУД
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия «смыслового чтения» — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. Условий для реализации эффективного обучения смысловому чтению: Организация проблемных и поисковых ситуаций (необычность познавательной задачи, яркость фактов, неполнота содержания, деформация текста, представление разных точек зрения на тему) Внедрение современных образовательных технологий (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, кейс-технологии, написание пятистишия-синквейна, эссе) Выполнение типовых заданий (сочинение рассказа по эпиграфу, постановка вопросов е тексу и составление планов, граф-схем, сводных таблиц, чтение и интерпретация схем, таблиц, анализ текстов разных жанров, рефлексия на содержание, т.е. связывание информации, обнаруженной в тексте, со знанием из других источников)
Этапы работы: Первый этап – подготовительный: Разработка системы деятельности педагога, по формированию стратегий смыслового чтения у обучающихся 8 классов; разработка диагностического инструментария; проведение констатирующего среза уровня сформированности смыслового чтения у восьмиклассников. Второй этап – внедренческий: реализация курса «Грамотное чтение» в учебный процесс; проведение промежуточного среза для корректировки методики. Третий этап – аналитический: проведение контрольного среза уровня сформированности стратегий смыслового чтения оценка эффективности разработанного курса;
Представлена система деятельности педагога на примере занятия по курсу «Грамотное чтение», 8 класс. Технологическая карта занятия. Текст. МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ № Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Технологии, методы 1 Введение нового материала Создает проблемную ситуацию Решает поставленную проблему Технология проблемного обучения 2 Погружение в проблему Инструктаж для работы в группах Работа в группах. Группа «Филологи». Группа «Географы». Группа «Историки». Обучение в сотрудничестве. Кейс-технология. ИКТ-технология. Чтение карт, иллюстраций, схем. 3 Систематизация и обобщение знаний Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на занятии Работа в группах Метод критического мышления 4 Рефлексия Демонстрация презентации с вопросами для рефлексии Индивидуальный самоанализ деятельности ИКТ-технология. Метод критического мышления
Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение. Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен : содержать материал, знакомый учащимся; исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися; иметь несложную структуру. Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы . Вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла). Навык грамотной устной речи : пересказ по наводящим вопросам (0 баллов); пересказ по плану, опорной схеме (1 балл); самостоятельный пересказ текста (2 балла). Умение работать со "свернутой" информацией: обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 баллов); видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл); умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2 балла).
Кадровое обеспечение реализации курса: Для реализации курса в образовательном учреждении необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции: учитель - предметник , отвечающий за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение реализации курса : При реализации курса предусматривается создание: специальных помещений (кабинетов) для обучающихся, предназначенных для групповой и индивидуальной работы. Информационное обеспечение курса : В помещениях, где будет реализовываться курс, обеспечивается доступ к информационной среде образовательной организации, а через него – к глобальной информационной среде. Нормативно-правовое обеспечение курса: ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
Я предполагаю, что в результате введения курса «Грамотное чтение», у обучающихся сформируется: рациональная организация процесса чтения в зависимости от текста; глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного; поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также – с целью чтения; выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.); читательская культура.
«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба. - Что ты делаешь, старик? – спросил человек. - Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно! – удивился человек. - Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым. - Как я это сделаю, если сам не умею летать? - А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. - Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес: - А меня больше радуют твои крылья…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла
В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Обучение смысловому чтению в 5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...
Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках
Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....
Использование стратегий смыслового чтения на уроках.
Используя материал данной статьи, можно выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес к чтению путем...
Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы
В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....
Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО
обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...