Лекционный материал по истории России для 8 класса
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

В данном разделе вы сможете найти материалы для подготовки к урокам истории России по теме "Российская империя в период правления Александра I"

                                                                             image

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс                           Урок №1

Тема:  Россия на рубеже 18-19 веков

Цель:  учить давать оценку развитию России на рубеже 18-19 веков по основным параметрам, формировать знания об особенностях экономического и политического строя

Территория

Население

Сословия

Экономичес- кий строй

Новые явления

                 

                 

                   NB!

                   NB!

 Феодальные порядки

Политический строй

Центр. органы

        власти

Местные органы гос.упр

Палаты уголовного и гражданского суда

К концу 18 века Российская империя была крупнейшей по территории державой мира: от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Причерноморья и Кавказа

  • Крупнейшие территориальные приобретения Россия осуществила еще при Петре I, когда был отвоеван выход к Балтийскому и Азовскому морям
  • При Екатерине II к России отошли Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, часть Польши, Новороссия (Северное Причерноморье и Приазовье)

к началу 19 века – 43,7 миллионов человек,

размещение – неравномерное

                          Национальный состав:

- русские                      - латыши

- белорусы                   - эстонцы

- украинцы                   - финно-угорская группа (мордва, мари, коми)

- литовцы                     - тюркская группа (татары, башкиры, чуваши)

                                      - тунгусо-маньчжурские народы (эвены,  

                                         эвенки, нанайцы)

                                  Религия:

- православие (государственная религия)

- католичество

- протестантизм

- ислам

- буддизм

- иудаизм

- языческие верования

Сословие

Кол-во

Права и обязанности

1. Дворянство

400тыс.

1%

П: владение землей и крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутских повинностей и телесных наказаний

2. Православ- ное духовенс-тво

215тыс.

   1%

П: владение землей и крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутских повинностей и телесных наказаний

3. Купечество

 0,5%

1 группа:

П: ведение внутренней и внешней торговли, освобождение от некоторых налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний, сословное самоуправление

2 группа:

П: внутренняя торговля, сословное самоуправление

О: рекрутская повинность, уплата налогов

3 группа:

П: городская и уездная торговля, сословное самоуправление

О: рекрутская повинность, уплата налогов

4 Мещанство

 4 %

П: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление

О: рекрутская повинность, уплата налогов

5. Казачество

1, 5 млн

 6 %

П: владение землей, освобождение от податей

О: воинская служба со своим снаряжением

6. Государств. крестьянство

15 млн

40-45%

П: общинное владение землей, общинное самоуправление

О: рекрутская повинность, уплата налогов

7. Крепостное крестьянство

Более 14 млн

40-45%

О как собственности дворян:

барщина, оброк и др. повинности

О как подданных государства:

рекрутская повинность, уплата налогов

Основа – феодально-крепостническая система хозяйства

К концу 18 – началу 19 века она вступила в фазу своего разложения и зарождения новых экономических отношений

1. Новые явления в экономике:

- появление мануфактурной промышленности

- увеличение удельного веса предприятий с использованием наемного труда

- разрешение крестьянам создавать собственные предприятия с использованием наемного труда

- расширение прослойки капиталистых крестьян – крестьян, имевших капитал и занимающихся предпринимательством

- рост численности городов и городского населения

- увеличение числа отходников – крестьян, временно уходивших с разрешения помещиков на заработки в города и другие сельские районы страны, что было главным источником формирования рынка рабочей силы

2. НО! Сохранялись отживающие феодальные порядки

- ограничены источники формирования рынка рабочей силы («свободных» крестьян не было)

- затруднено формирование наемных квалифицированных кадров

- капиталистые крестьяне не вкладывали имеющиеся средства в производство

- технические новинки и новые методы работы не использовались в условиях бесплатного крепостного труда

- низкая покупательская способность крестьян

3. Снижение эффективности крепостного хозяйства вызывало со стороны помещиков и государства дополнительное экономическое давление на основного производителя – крестьянина

                                         

4. Вело к разорению и упадку многих крестьянских хозяйств, остававшихся главной экономической ячейкой общества

 

Россия – самодержавная монархия

Столица – город Санкт-Петербург

 

Система высших органов государственной власти, основу которой со времен Петра Великого составляли Сенат, коллегии и другие учреждения, к концу 18 века нуждалась в реформировании, т.к. многие из имевшихся государственных органов не имели ясно определенных полномочий, четкой структуры

Во главе государства стоял император – носитель верховной власти: исполнительной, законодательной и судебной

Работали коллегии: Военная, Адмиралтейская, Коммерц-коллегия, Медицинская, Почтовый департамент…

Существовал Правительствующий Сенат – высшее законосовещательное, административно-распорядительное и судебно-аппеляционное учреждение при императоре

Императору подчинялся Обер-прокурор и Святейший Синод.

      Губернатор                         Предводитель                                Уездный  (назначает император)              дворянства                                  исправник

Губернский                      (назначает губернатор)        

   аппарат                        

 чиновников                губернские и уездные дворянские

                                                        собрания

городская                                      (дворяне)

   голова

       

городская

   дума

(мещане и

купцы)

  • «Дворянский» суд
  • «Городской» суд
  • «Крестьянский» суд

                                                 ДЗ:   учить конспект

8 класс                           Урок №2

Тема:  Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах

Цель: сформировать представление о личности Александра I , познакомить с реформами высших органов власти, народного просвещения, указами; учить выделять причины назначения «Негласного комитета», формировать умение давать оценку началу деятельности царя

Россия при Павле I

Александр I

Проект Лагарпа

«Негласный комитет»

Первые преобразования

Вывод:

  1. Кто сменил у власти Екатерину II после ее смерти? (сын Павел I)
  2. Можно ли политику Павла I считать достойным продолжением политики Екатерины II?

(Внутренняя политика была направлена на укрепление самодержавия, власти помещиков, предотвращения возможности революции в России. Но она также была и противоречива:

   - уступки требованиям крестьян

   - запрещение барщины в воскресенье)

     3.  Поговаривали, что Павел I ненавидел свою мать. Какова же

          причина?

(Павел был прямым наследником трона, но Екатерина II собиралась передать трон внуку Александру, которого страшно любила. Она хотела не допустить к власти 42-х летнего сына Павла. После смерти Екатерины II Павел все же занял трон, после чего всячески старался мстить своей покойной матери. Так, в указе «О престолонаследии» он исключил передачу трона по женской линии. Отправлял в изгнание любимцев матери и возвращал тех, кого она сослала)

  1. Изменения во внутренней политике России при Павле I:

- введение прусских порядков

- ссылки екатерининских фаворитов

- усиление цензуры

- запрет ввоза «иностранных книг»

- указ «О престолонаследии»

«Дней Александровых прекрасное начало…»

                                                         А.С.Пушкин

  • Родился в 1777 году, любимый внук Екатерины II
  • Лицемерие, скрытность, критическое отношение к Екатерине II и Павлу I
  • Воспитатель – известный швейцарский политик, приверженец идей Просвещения Ф.С.Лагарп: пытался внести в сознание будущего монарха либеральные идеи

Октябрь 1801 года – секретная записка Александру

Суть: признавал ужасным рабское состояние русского народа, но с учетом опыта правления Павла, предлагал не торопиться с реформами

Главная задача власти: -  просвещение народа путем появления школ и университетского образования

                                         - разработка разумных законов, но не парламентом, а самим императором

                                                             

Возможно постепенное ослабление крепостничества путем ограничения покупки и продажи крестьян и предоставления прав удельным  крестьянам – категория зависимых крестьян в конце 18-начале 19 веков, принадлежащих императорской фамилии, плативших оброк и несших государственные повинности        

- круг близких соратников

Цель создания: Александр был молод, ему трудно было противостоять устоявшемуся обществу

Входили:

- П.А.Строганов (граф)

- Н.Н.Новосильцев

- А.А.Чарторыйский (князь)

- В.П.Кочубей (граф)

При их участии были осуществлены первые шаги нового царствования:

  1. объявлена амнистия 12 тыс человек, пострадавших при Павле I
  2. вновь открыты границы
  3. свободно ввозились европейские книги и товары
  4. создан совещательный непременный совет из 12 человек. Обязанность – разработка и обсуждение важнейших законопроектов

  1. 5 указов уже 02.04.1801 года:

     - восстанавливал в полном объеме Жалованную грамоту дворянству

     - Жалованную грамоту городам

     - 3-й и 4-й указы касались «свободы пропуска российских произведений за границу»

     - улучшения содержания заключенных

     - упразднял Тайную экспедицию и передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат

     2.  Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян, а в газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли

     3.  право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли

     4.  реформа высших органов государственной власти 1802 года

                                                 Император -

                           носитель верховной законодательной,

                             исполнительной и судебной власти

                                                         

Министерства –главные            Государственный             Сенат –

исполнительные учрежд.                   Совет –                     Высшая

- Военное        - Морское         законосовещательный       судебная

- Финансов     - Внут. дел        орган при императоре        инстанция

- Иностранных дел

- Коммерции   - Юстиции

- Народного просвещения

5.  Открыт университет в Дерпте в 1802 году

6.  1803 год – реформа  системы народного просвещения:

     - более доступное образование для «низших» слоев населения

     - предоставила значительную автономию университетам

7.  1803 год – Указ «О вольных хлебопашцах»:

     - помещики могут отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп

8.  1-й шаг к отмене крепостного права в Прибалтике:

     - четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей

     - крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков

Таким образом, уже первые годы правления нового императора продемонстрировали его твердые намерения с помощью серии реформ изменить к лучшему положение дел в стране.

                                                       ДЗ:    П.1   РТ П.1        


8 класс                           Урок №3

Тема:  Внешняя политика Александра I в 1801-1812 годах

Цель: познакомить с основными направлениями внешней политики России 1801-1812 годах, учить анализировать и давать оценку международному положению, результатам войн

Участие России  в составе антифран- цузской коалиции

                 Где?

Тильзитский мир (вынужденный)

Война с Ираном

Война с Турцией

                 1812 год

Война со Швецией

                    Итог

                Вывод

С конца 18 века в Европе шла череда непрерывных войн. Они разразились тогда, когда 2 страны стали в позицию противостояния

                       

              Англия                                  Франция,

+ другие страны Европы,              где произошла революция и

где сохранялись феодально-         утвердился новый буржуазный

крепостнические режимы             строй

 

Вокруг этих стран две коалиции

                       Выполнение задания №5 на с.7 РТ

Коалиции

Годы

Состав

Первая

Екатерина II

1796

Англия, Австрия, Пруссия, Россия

Вторая

Павел I

    1799

Англия, Австрия, Турция, Неаполь, Россия

Третья

Александр I

    1805

Великобритания, Австрия, Швеция, Россия

Четвертая

Александр I

    1806

Англия, Пруссия, Швеция, Россия

Революционная Франция, победив в революционных войнах, перешла к захватническим и вступила в пределы Италии и Австрии.

Россия с 1805 года – в союзе с Англией и Австрией. Русско-австрийские войска потерпели ряд поражений от Наполеона:

- 1805 год – Аустерлиц  

Третья коалиция распалась, создалась Четвертая. Новые неудачи:

- 1806 год – Прейсиш-Эйлау

- 1807 год – Фридланд

Практически разгромлена Пруссия и Наполеон у границ России.

После этого подписан мирный договор 25 июня 1807 года на плоту на реке Неман в районе прусского города Тильзита, по которому:

  1. Россия обязывалась вступить в войну с Англией, если та будет проводить прежний курс
  2. Присоединение к континентальной блокаде Великобритании
  3. Свобода действий против Турции, Ирана и Швеции
  4. Соглашалась с восстановлением части независимого Польского  государства (герцогство Варшавское), т.е. признать все завоевания Франции

Задание №6 с.8 из РТ:

Негативно – 1,2,4

Позитивно – 3

Началась по инициативе Ирана

Причина: стремление Ирана подчинить Северный Азербайджан, Дагестан, куда делал набеги, уводя пленных, нанося урон хозяйству

Русские войска одержали ряд побед. В 1813 году Иран признал по мирному договору присоединение Дагестана и Азербайджана к России

Таким образом, в Закавказье пришел долгожданный мир. Россия расширила и укрепила южные рубежи

В 1806 году Турция под влиянием Франции закрыла для России пролив из Черного моря в Средиземное море (Босфор, Дарданеллы), поэтому началась война.

До 1811 года была затяжной инее совсем удачной, пока не стал главнокомандующим М.И.Кутузов. он проявил себя блестящим полководцем и дипломатом. Нанес ряд поражений и склонил противника к переговорам о мире

 В Бухаресте подписан мирный договор:

  1. К России отошла Бессарабия
  2. Русско-турецкие границы прошли по реке Прут
  3. По настоянию России Сербия получила внутреннее самоуправление

Таким образом, в мае 1812 года конфликт с Турцией был улажен

Швеция в отличие от России продолжала торговать с Англией и как бы Россия являлась врагом Швеции, поэтому начались военные действия 09.02.1808 года. Война продолжалась 1 год

Швеция потерпела поражение и война закончилась подписанием мирного договора, по которому Россия получила Финляндию, которой даровала автономию, т.е. Финляндия – часть Российской империи, но в ней сохраняется своя денежная единица и таможенные границы с Россией

В апреле 1811 года произошел разрыв Франко-русского союза и началась усиленная подготовка обеих сторон к войне

Тильзитский мир развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях. А это, в свою очередь, неизбежно вело к обострению противоречий между ними

                          Д.З:            П.2  РТ   П.2 (доделать)



Предварительный просмотр:

8 класс                              Урок №4

Тема:  Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

Цель:  познакомить с политическим портретом М.М.Сперанского, его идеями и мировоззрением, политической деятельностью, формировать умение давать оценку последствиям реформ, выделять причины неудач

«Светило российской бюрократии»

Проект реформы

Три основных сословия

Экономические планы

                Вывод

         Выполняем задание №1 РТ с.8

- из семьи сельского священника

- работал учителем, секретарем у князя А.Б.Куракина

- не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя проведенным во Франции реформам

- 1807 год – статс-секретарь императора

- 1808 год – заместитель министра юстиции (генерал-прокурор Сената)

  1. 1803 год в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»

Суть: осторожное введение в стране конституционной монархии и предотвращение французского революционного кошмара

  1. 1809 год – «Введение к уложению государственных законов»

Идея: реализация принципа разделения властей

                                           

                                          Император –

                   носитель верховной исполнительной,

                   законодательной и судебной властей

                                                     

 Министерства-            Гос. Совет-       Сенат-                    Дума-

органы испол-            новый законо-      высшее                 новый зако-

нительной власти      совещательный    судебное              нодательный

- Военное                   орган при импе-   учреждение         орган власти

- Морское                   раторе                    империи                Во главе-

- Иностранных                                                                          канцлер

- Коммерции

- Юстиции                                                                                  Выборы

- Народного просвещения                                                      4-х ступен-

- Финансов                                                                               чатые по

- Внутренних дел                                                                     губерниям

  1. Дворянство
  2. «Среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне)
  3. «Народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие)

Цель: ограничение самодержавной власти императора и ликвидация крепостного права

1 шаг: создание Гос.Совета: наведение порядка в подготовке и принятии законов

2 шаг: определен «круг предметов» ведения каждого из них

3 шаг:                                   Сенат

                                                 

                                                                                           

  Правительствующий-                                      Судебный-

ведал вопросами местного                               являлся высшей судебной

административного управления              инстанцией и контролировал

                                                                    все судебные учреждения

                                                                    страны

- прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций

- объявление выпущенных ранее бумажных денег государственным долгом и их постепенный выкуп у населения с целью уничтожения

- резкое сокращение государственных расходов ( в том числе и на образование)

- введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого на погашение государственного долга

- проведение внутреннего займа пол залог и частичную продажу государственного имущества

- введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 человека, который уплачивался крестьянами – 50 копеек на душу

- открытие русских портов для торговых судов под нейтральным флагом, чьи бы товары они не привозили

- введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров

- запрет на ввоз предметов роскоши

Таким образом, несмотря на то, что ни один проект реформ Сперанского не задевал основ феодально-абсолютистского строя в России, реализованы они так и не были. В то же время, реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований

                                        Д.З.   П.3  РТ   П3

8 класс                              Урок №5

Тема:  Отечественная война 1812 года

Цель: познакомить с соотношением сил противников, характером войны, формировать умение характеризовать военные действия по основным этапам, определять источники победы России

Начало войны 1812 года

План Наполеона

Планы Александра I

            Бородино

 

  Совет в Филях

1 сентября 1812 г.

            Партизаны:

Ход дальнейших военных действий

                   Вывод

ДЗ:  П.4 РТ  П.4

  1. Претензии Наполеона на мировое господство, а России – на европейское. Россия готовила антинаполеоновскую коалицию и мешала Наполеону стать мировым властелином
  2. Из-за континентальной блокады внешняя торговля России сократилась на 43%, вырос дефицит бюджета, доходы по торговле упали в 13 раз           Россия не могла мириться с тем, что политические вопросы за нее решает Франция
  3. Споры по поводу Польши. Наполеон создал герцогство Варшавское и угрожал Александру I, что восстановит границы Польши как до 18 века, т.е. отнимут у России часть территории
  4. Герцогство Ольденбургское – повод для конфликта. По Тильзиту оно было суверенно. Но Наполеон нарушил статьи договора и захватил его          задеты династические интересы русского царя, т.к. герцог Ольденбургский приходился дядей Александру I  и там жила его сестра
  5. Спор на Ближнем Востоке из-за Турции. Россия стремилась захватить Константинополь и продиктовать свои условия, а Наполеон сохранял Турцию как противовес России

Таким образом, война явилась продуктом противостояния двух империй, главный узел которого – континентальная блокада

Разгромить Россию в приграничном сражении, захватить Минск, Смоленск и принудить царя к выгодному для Франции договору

                                            НО!

Русские стали отступать от главного сражения, на что Наполеон сказал: «Я подпишу мир в Москве»

- Москва – столица и к ней отступают главные силы

- Если возьму Киев, то возьму Россию за ноги, если – Петербург – за голову, если – Москву, то поражу Россию в самое сердце

Александр пытался задержать французов силами Барклая де Толли, а Багратион должен ударить с фланга

                                                  НО!

Французы наступали, дабы не быть разбитыми по одному, чтобы соединиться

 

Наполеон начал переправу через Неман 22-24 июня 1812 года, и наступал 3-мя группами

 

Наши войска не соединились в Минске, Витебске, а только в Смоленске 3 августа 1812 года. А 16 -18 августа он был захвачен штурмом. Город сражался 3 дня: «огромный костер, покрытый трупами и ранеными, откуда все жители ушли с русской армией»

      Русские потеряли 12-13 тысяч человек, французы – 20 тысяч

                                                           

                         Александр I предпринимает ряд мер:

  1. Указ о народном ополчении
  2. Сбор денег в пользу армии
  3. Главнокомандующий – М.И.Кутузов (до него Барклай де Толли)
  4. Ускорилось обучение ополченцев и эвакуация жителей Москвы
  5. Удержал Швецию от союза с Францией (дипломатическая победа)

                                                     

                          26 августа 1812 года - Бородино                                                      

  1 этап   Подготовительный  с 22 августа

У деревни Шевардино были построены редуты впереди левого фланга, где командовал Багратион, были возведены Багратионовы флеши и укрепления на Курганной высоте (центр)

24 августа французы захватили Шевардино, а у Курганной высоты линия нашей позиции изогнулась

  2 этап    26 августа 4 часа утра

Протяженность русской границы была более 8 км с интервалами в 200 м стояли пехотные корпуса в 2 линии, а за ними через 300 м – 2 линии кавалерии, а через 1000 м – резерв

Наполеон сразу начал наступление на левый фланг, т.к. разведка заранее изучила и доложила, что правый неприступен, а левый – уязвим. Наполеон хотел смять левое крыло русских, прорвать центр и отбросить «в мешок»  при слиянии реки Москвы и Кологи.

Фланг Багратиона выдержал 7 атак в течение 6 часов. Сам Багратион был смертельно ранен, а флеши захвачены

  3 этап   Сражение на Курганной высоте

Батарея Раевского выдержала 3 атаки и вынуждена была отойти на 2-ю позицию. Это время, когда казаки Платова и Уварова совершили рейд в тыл французам с русского правого фланга. Это вызвало замешательство, отвлекло внимание Наполеона и он на 2 часа приостановил штурм Курганной высоты. Это дало время заменить корпус Раевского свежими силами. И когда в 14 часов французы начали общий штурм высоты, он не удался.

К 15 часам Курганная высота все же была занята французами. У русских пехота отходила за овраг (800 м от Курганной высоты). Тогда Барклай де Толли пошел в кавалерийскую атаку против французов, которая закончилась вничью.

В 17 часов Наполеон прибыл на Курганную высоту и хотя маршалы просили завершить захват русских, он усомнился в победе.

В 20 часов, когда стало темнеть, битва закончилась.

                         

Решение: оставить Москву французам

Отход от Москвы по рязанской дороге и переход у города Подольска на калужскую дорогу. Остановка (на 2 недели) в деревне Тарутино

- русская армия получила передышку

- переформирование

- выработан дальнейший план

- продовольственные склады

- близость Тулы

 

При отходе из Москвы в ней начался пожар, французы бесчинствовали, грабили, убивали тех, кто оставался

                     Развернулась партизанская война

За 1 месяц без войны Наполеон потерял 30 тысяч солдат

- Давыдов        - Фигнер

- Курин                 - Дорохов

  1. Сражение у деревни Тарутино (в начале октября):

     французы не пропущены

  1. 7 октября Наполеон уходит из Москвы и у города Малоярославец – битва. Город 8 раз переходил из рук в руки
  2. Французы не смогли пробиться на новую смоленскую и стали отступать по старой дороге
  3. Сражение на реке Березине (14-16 ноября). Часть французов успела переправиться, а других казаки порубили на левом берегу
  4. В середине декабря остатки французской армии ушли через Неман

Таким образом, нашествие армии «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер.

8 класс                              Урок №6

Тема:  Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 годах

Цель:  познакомить с целями похода русской армии, формировать умение определять его влияние на международную политику России

Проверка ДЗ:  тестирование по Отечественной войне (тесты в папке «Тесты 8 класс»)

                Почему?

Венский конгресс

     1814-1815гг

Священный союз 14 сентября 1815 г

Восточный вопрос

 

Вывод:

  1. Александр I настаивал на продолжении войны, т.к. понимал, что опасность для России с Запада была постоянной, если не уничтожить Наполеона окончательно
  2. Русская армия быстрыми темпами продвигалась в глубь Европы
  3. Пруссия заключила военный союз с Россией

  1. - 4 марта 1813 года отряд Чернышева и авангард генерала  Репнина с разных сторон ворвались в Берлин

- 19 марта 1813 года – занят Гамбург

                                     НО!

28 апреля 1813 года в городе Бунцлау умер Кутузов, который 25 июня 1813 года был похоронен в Казанском соборе г. Петербурга

К концу 1813 года русско-прусские войска потерпели поражение от французов при Лютцене, а при Бауцене были вынуждены пойти на перемирие

Создание 5 антифранцузской коалиции: Россия, Пруссия, Англия, Швеция и Австрия

                                               

4-7 октября 1813 года – г.Лейпциг – «Битва народов» - поражение Наполеона

                                 

Март 1814 года – капитуляция Парижа. Наполеон отрекся от престола и отправлен в ссылку на остров Эльба  

Страна

Кто что получил

Англия

Остров мальта, остров Цейлон, Капскую землю на юге Африки удержала за собой

НО! Главное – Франция была ослаблена как основной враг Англии

Россия

Большая часть Польши с востока

Австрия

Вернула назад владения в Италии

Пруссия

Захватила Рейнскую область, Вестфалию + польские земли на западе

Германия

Вместо раздробленных княжеств – Германский союз из 39 государств, где самые крупные – Пруссия и Австрия

     

Наполеон сбежал с острова Эльба, совершил переворот и на 100 дней захватил власть

Июнь 1815 года – битва при Ватерлоо, где Наполеон разбит и сослан на остров Святой Елены в Южную Атлантику

Участники конгресса договорились восстановить прежние династии и власть дворянства в Европе, бороться с новыми революционными движениями

 

- Пруссия, Россия, Австрия, поддержано Англией

- вскоре присоединились правительства всех европейских государств, кроме: - Англии

                                 - Османской империи

                                 - папского престола

Камень преткновения – Восточный вопрос

 

Связан с ослаблением и наметившимся распадом Османской империи и борьбой европейских держав за раздел ее владений

 

Таким образом, Франция вернулась к прежним границам и должна была выплатить 70 миллионов франков  

Отечественная война и заграничный поход русской армии закончился полным разгромом крупнейшей и самой сильной европейской и мировой державы начала 19 века – наполеоновской Франции. Это привело к тому, что Россия на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой, оказывавшей определяющее воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику

                               ДЗ:    П.5  РТ П.5 (по желанию №5, 8)                                                                      

8 класс                              Урок №7

Тема:   Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 годах

Цель:  познакомить с причинами двойственного характера внутренней политики Александра I, учить определять причины неудач в преобразованиях, их историческое значение для будущей политики России

Перемены во внутренней политике

Польский эксперимент

         Конституция

Реформаторский проект Новосильцева

Отказ от реформ

Итог:

Вывод:

Вся Россия – это разные слои населения, которые надеялись с помощью реформ решить свои проблемы, с которыми не мог считаться царь

  • Свободомыслящиеся дворяне ждали конституции
  • Крестьяне надеялись на отмену крепостного права
  • Консервативные дворяне не ждали перемен
  • Присоединившиеся народы ждали ослабления национальной политики и законов по западно-европейскому типу

                   

                  Разработка реформ велась в секрете  

Александр I  решил даровать Польше конституцию в 1815 году. Для этого сам лично прибыл в Варшаву

       Король                -         российский император

       

        Сейм                  -         избирался шляхтой и собирался

(2-х палатный) –                 2 раза в год не более 1 месяца

законодательная

       власть    

           

Государственный      -        обсуждал законопроекты,

       Совет                             действовал постоянно

- гарантировала неприкосновенность личности

- свобода печати

- уничтожала формы наказания:

  • лишение имущества
  • ссылка без решения суда

- обязывала использовать польский язык во всех правовых учреждениях

- назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных царства Польского

Итак, Александр I  стремился удовлетворить интересы шляхты, чтобы предотвратить национально-освободительное движение, а крестьяне оставались бесправными

1820 год был готов и назывался «Уставная грамота Российской империи»:

  1. Провозглашение суверенитета не народа, а императорской власти
  2. создание 2-х палатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать закон
  3. Право внесения в парламент пректов законов принадлежало царю
  4. Царь возглавлял исполнительную власть
  5. Предполагалась свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность

                                НО!

Предусматривались права и свободы только для «свободных сословий», о крепостных ничего не говорилось

- разрешалось ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки»

- крепостным нельзя подавать жалобы на своих господ

- усилился надзор за содержанием газет, книг, журналов

- запрет деятельности всех тайных организаций

  1. Боязнь разделить участь погибшего отца
  2. Не на кого опереться в реализации своих замыслов
  3. Противоречивость общего замысла преобразований
  4. Личные качества императора – неустойчивость настроения, двуличие, склонность к мистицизму

Таким образом, внутренняя политика Александра, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем

                                        Д.З.:  П.6     РТ   П.6  № 4,5,6,7   №8 ( устно)




Предварительный просмотр:

8 класс                            Урок №8

Тема:  Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812

            года

Цель:  сформировать представление о реальной картине экономики страны, показать несостоятельность крестьянских хозяйств, а также необходимость в развитии фабричного производства

Экономический кризис

             Причины

Меры по оздоровлению экономики:

Отмена крепостного права в Прибалтике

Аграрный проект Аракчеева

Военные поселения

 

   Другие проекты:

Развитие промышленности и торговли

                      Вывод:

- тяжелая ситуация в развитии экономики

  • В рыночной экономике чаще всего проявляется перепроизводстве товаров
  • В безрыночной – главным образом, в нехватке (или обесценивании) финансов для удовлетворения государственных нужд, резком дефиците продуктов потребления для основной массы населения

  1. Отечественная война 1812 года       сумма материальных
  2. Заграничный поход 1813 года          убытков – 1 млрд рублей
  3. Пособия, выплачиваемые правительством жителям пострадавших районов ( общая сумма – 15 млн рублей)
  4.   «Континентальная блокада»
  5. Крепостное право

Глава департамента государственной экономии Государственного Совета – Н.С.Мордвинов, реформатор и сподвижник Сперанского

                       

- сожжено ассигнаций на сумму 38 млн рублей в целях борьбы с инфляцией

- государственная монополия на вино-водочную продукцию

- Одесса – беспошлинный торговый порт

- снижены пошлины на некоторые товары фабричного производства        

- 1816год –  Александр I  утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии

- 1818-1819годы – аналогичные законы в Курляндии и Лифляндии

  1. Крестьян 3-х прибалтийских («остзейских») губерний (современная Латвия и Эстония) освободить от личной крепостной зависимости
  2. Землю, которую они обрабатывали, оставить в собственности помещиков
  3. Бывшую до освобождения в пользовании крестьян землю передать им отныне в пожизненную наследственную аренду
  4. запретить освобожденным крестьянам переселяться в города и другие губернии

В целом, эта политика проводилась с целью учета интересов помещика. Если 1-й пункт документа освобождал крестьян от личной зависимости, то другим – 3-им пунктом  лишали их свободы и прикрепляли их к помещичьей земле, т.е. личная зависимость сменялась поземельной

Аракчеев – глава Военного департамента

Условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков»

- выделять ежегодно по 5 млн рублей на выкуп имений у тех помещиков, которые были на это согласны

                     

Земли эти должны быть распределены между освобожденными крестьянами по 2 десятины на душу ( + «подработка» у помещиков)

НО! Решить аграрный вопрос проект не мог!

- план особой организации вооруженных сил, по которому солдаты совмещали бы военную службу с хозяйственной деятельностью

  • 1810-1812годы
  • 1816 год – создание в массовом масштабе

Поселенские войска из семей солдат, отслужившие не менее 6 лет, и местных жителей от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу с 7 лет и переводились  в части с 18 лет

                                                       

Было сэкономлено 45,5 млн рублей, но эта система ограничивала возможности свободного развития хозяйства

- министр финансов – граф Гурьев

- генерал Канкрин

- крупный землевладелец Тургенев и др.

- Большинство фабрик и заводов были ориентировано на государственный заказ (производство оружия, сукна для армии), внешний рынок в условиях отсутствия свободных рыночных отношений

- В предвоенные годы начала развиваться легкая промышленность, ориентир на постепенно формирующийся внутренний рынок

- Были совершенствованы пути сообщения

- Внутренняя торговля оставалась ярмарочной

Итак, социально-экономическое развитие страны в 1-й четверти 19 века показало:

  1. неэффективность крепостного труда и необходимость отказа от него
  2. перспективы развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.

Все это свидетельствовало о том, что в экономическом развитии страны начинается новый этап

                    ДЗ:        П.7   РТ   п.7

                             

8 класс                            Урок №9

Тема:  Общественные движения при Александре I

Цель:  выделить причины возникновения организационного оппозиционного движения в России 1-й половины 19 века, формировать умение определять идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране

Тайные общества

1816-1818 годы

          Бояре

               

          мужи

               

         братья

    1818-1821 годы

РТ №3 с.27 – вписать данные таблицы

         

                  Вывод:

Причина создания тайных обществ и кружков – бездействие и нерешительность властей в реформировании общества

  1. «Союз спасения» (30 человек) – Общество истинных и верных сынов Отечества

- полковник Генерального штаба Муравьев А.Н.

- Трубецкой С.П.

- Лунин М.С.

- Пестель П.И.

Цель: - отмена крепостного права

          - ограничение самодержавия

          - поддержка реформаторских усилий правительства

Тактика движения: заговор с целью убийства царствующего императора и замена его более сговорчивым монархом

 

Фактический отказ царя от проведения реформ привел к роспуску общества

  1. «Союз благоденствия» (200 человек)

Создал Устав «Зеленая книга»

Цель: - гуманизация, нравственное воспитание

          - распространение просвещения

          - забота о крестьянине и солдате

          - борьба с взятками

          - истребление крепостничества

                                 

                   введение Конституции

В 1820 году происходят волнения в Семеновском полку, после чего столичных офицеров расформировали: Украина и Петербург

                                                 

                        Таким образом, это способствовало

                           созданию двух тайных обществ

  1. «Северное» и «Южное»  тайные общества

Северное

Южное

Дата воз- никновения

1821 год

1821 год

Место воз-

никновения

Петербург

Украина

Деятели

Н.Муравьев, С Трубецкой, Е. Оболенский, И.Пущин

П.ПестельС.Волконский

С Муравьев-Апостол,

М Бестужев-Рюмин

Документы

Конституция (Н.Муравьева)

«Русская Правда»

(П.Пестеля)

Отношение к царю

Оставить во главе гос-ва, но ограничить власть выборными органами, введением Конституции

Убийство царя со всей его семьей, чтобы не было опасности вос-становления монархии

Форма правления

Конституционная монархия

Республика

Гос. устройство

Федерация из 15 «держав»

       Власть в державах

         Державная дума

                   

Верхняя            Нижняя

палата               палата

                       (выборные

                        депутаты)

       Верховная власть

Парламент «Народ. вече»

                                   

Верховная         Палата

    дума             народных

                   представителей

Для выборов введен иму-щественный ценз (круг избирателей ограничен)

Император – «верховный чиновник»

Все должности- выборные

законодательная власть

 Парламент (1 палата)

                   

         Народное вече

(избирались мужчины, достигшие 20 лет)

Исполнительная власть

Державная дума

(состояла из 5 человек – ежегодно одного менять)

Контроль за соблюдением Конституции

Верховный собор

(120 человек – пожизненно)

отношение к креп.прав.

Отменяется!

Крестьянину – приусадеб-ный участок и 2 десятины земли. Прочая земля – собственность помещиков

Отменяется!

Крестьяне бесплатно наделяются землей

             Земля

                           

гос.фонд   частный фонд

    50%                 50%

нельзя про-     можно от-

дать,купить.    дать, про-

Дарована         дать. Она

крестьянам      для обо-

эта земля         гащения              

Как при-нять проект

Рассмотреть его на Учредительном собрании и принять большинством голосов

Ввести декретом революционного правительства, т.е. не учитывать при этом волю народа

Демократ. свободы (одинаково)

Свобода слова,  мысли, печати, свобода собраний и общ. организаций…

Свобода слова,  мысли, печати, свобода собра-ний и общ. организаций

Более революционный был проект Павла Ивановича Пестеля, но более приемлемым для России – Конституция Никиты Михайловича Муравьева, т.к она менее конфликтная. «Русская правда» требовала цареубийства, республики. Россия была к этому еще не готова.

Итак, общественное движение 1-й четверти 19 века под влиянием противоречивого курса Александра I  прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов ее насильственного свержения

                                       Д,З:     П.8    РТ п.8 №3 (доделать), №1-6


8 класс                            Урок №10

Тема:  Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов

Цель:  познакомить с противоречиями в российском обществе, учить определять возможности их разрешения, выделять причины восстания декабристов

Пролог восстания

Подготовка восстания

 

Глоток свободы

 

                     НО!

Восстание Черниговского полка

Итоги восстания

Причины поражения

НО! Значение их выступления велико:

 

                Вывод:

ДЗ: П.9  РТ п.9 №1-разобрать

19 ноября 1825 года – 14 декабря 1825 года – период междуцарствия, т.к. умер Александр I, а нового царя не было.

                          19 ноября 1825 года  

                   Смерть Александра I (или не смерть?)

                   Легенда о старце Федоре Кузьмиче (якобы

                   умер и похоронен  двойник Александра, а

                   тот жил старцем-отшельником в Сибири и

                   умер в 1864 году)

                                                 

                  Присяга Константину – наместнику в Польше

                  НО! Тот отказался. Это было известно Александру I,

                  Константину и их матери

                  Письменный отказ лежал в сейфе

                                                   

                  Николаю – 3-му сыну в семье, нужен документ-

                  официальный отказ Константина от власти

       (переговоры с Константином, составление нового документа)

                                                   

                    14 декабря – переприсяга Николаю

                                                     

                 Недовольство народа, недовольство войск

13 декабря – совещание на квартире Рылеева, где распределялись обязанности:

- Каховский должен был стрелять в царя

- Якубович должен был захватить дворец царя

- Трубецкой – диктатор восстания

Цель: - войска должны отказаться от переприсяги

           - вывести их к Сенату

           - созвать Великий собор

           - до его созыва власть передать в руки Временного

             правительства

14 декабря к 11 часам стали собираться

Пришли:  - Московский полк                                

                 - Гвардейский Морской Экипаж            3 тыс. + 30 офицеров

                 - Лейб-гвардии гренадерский полк

                                          ПОСТРОИЛИСЬ КАРЕ

- восставших окружили войска, верные царю ( в 4 раза больше людей)

- приезд митрополита Серафима, Милорадовича – генерал-губернатора Петербурга, популярного среди солдат героя войны 1812 года                убит Каховский

- когда стемнело, после неудавшихся переговоров, Николай I  приказал стрелять картечью  

- попытка перестроиться на льду Невы, перейти ее и захватить Петропавловскую крепость, но лед не выдержал.

                                                   

                                Расстрел восставших  

Пестеля арестовали 13 декабря и отвезли в Петербург. О восстании на Сенатской площади узнали только 26 декабря, а 29 декабря началось восстание Черниговского полка. Он пошел собирать войска по маршруту: Трилесье – Ковалевка – Васильково – Белая Церковь, но около 2 пункта их расстреляли правительственные войска.

Руководил Сергей Муравьев-Апостол

Южане повторили ошибки Северного общества:

- не перешли в наступление

- побоялись опереться на народ

- недостаточная организация и отсутствие плана действий

                                                   

                  3 января 1826 года восстание было подавлено

- 5 человек казнено                         - более 120 осуждены и сосланы

- сосланы на Кавказскую войну    - разжалованы в солдаты

- солдат прогнали сквозь строй

  1. В.И.Ленин: «Декабристы были далеки от народа…» Действительно, желая освободить народ, они не привлекли его к своим действиям, т.к. ощущали пропасть между ними и собой. Они боялись непредсказуемости народного восстания, которое всегда имеет опасность перерасти в бунт
  2. Ряды декабристов были малочисленны и для захвата власти, и для дальнейшего управления страной
  3. недостаточно серьезное отношение к делу, т.к. многие были слишком молоды и беспечны, ими двигали не столько идеи, сколько азарт
  4. не все декабристы явились на Сенатскую площадь, что заставило назначить нового диктатора (Оболенского) и изменить план
  5. Морально и организованно были не готовы к захвату власти. Одно дело – совершить переворот, другое – управлять государством

- императора Николая I заставило провести ряд реформ, почувствовать зыбкость положения власти

- разбудили общественное сознание. Россия увидела открытое неповиновение тех, кто являлся опорой царизма

- имея в руках оружие, ограничились мирным выступлением - это нравственный подвиг и пример

- после декабристов выросло не одно поколение преобразователей России, влияние их идей было очень велико в обществе

Выступление декабристов и следствие по их делу показало властям наличие глубоких социальных противоречий, порожденных отживающей феодально-крепостнической системой, разрешить которые можно было только путем реформ

Урок-зачет по теме «Александр I»

Вопросы к зачету:

  1. Жизненный путь Александра I:
  1. Приход к власти и начало правления
  2. Его роль в итоге Отечественной войны 1812 года и заграничных походах
  3. Последние годы жизни императора

  1. Реформаторская деятельность:
  1. «Негласный комитет» и начало преобразований
  2. Проект политической реформы Сперанского
  3. Польский эксперимент
  4. Проект Новосильцева

  1. Важнейшие соглашения
  1. Тильзитский мир с Францией
  2. Венский конгресс
  3. Аракчеевщина

  1. Общественные движения:
  1. Южное общество
  2. Северное общество
  3. Восстание декабристов

 

Словарный диктант:  Либерализм, консерватизм, редуты, флеши, коалиция, континентальная блокада, манифест

Презентация по теме: «Александр I»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по истории России 20 век, 9 класс

Задания по истории России 20 век для 9 класса. Задания на соотнесение дат и событий. Тексты с ошибками. Тексты с пропущенными словами....

Дидактический материал по истории России 8 класс

Задания на соответствие, продолжение высказывания, заполнение таблиц...

Экзаменационный материал по истории россии, 19 век для 8 класса (промежуточные переводные экзамены)

Материал состоит из 4-х вариантов (часть А - 21 задание, часть Б - 4 задания, часть С - 1 задание (иллюстрация) с ответами...

Дополнительный материал к уроку истории России 9 класс «СССР в 1930-е гг. Культурная революция»

Дополнительный материал к региональному компоненту истории России (9 класс ) по теме«СССР в 1930-е гг. Культурная революция». Рассказывает о особенностях реализации программы большевиков по  ликв...

Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век".

Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век"....

Дидактический материал по истории России 8 класс

Дидактический материал по истории России 8 класс...

Лекционный материал "Внешняя политика России в начале 20 века"

Рассматриваются основные направления внешней политики России в начале 20 века....