Гражданская война в России
план-конспект занятия по истории (9, 11 класс) на тему

Коновалова Вероника Васильевна

Причины, участники, цели и задачи, периодизация, основные события, итоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskaya_voyna.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Гражданская война в России»

Работа над понятиями: 

  • гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.
  • Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
  • Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.

Содержание:

Эпиграфы:

И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глаз:
«Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных правда с нами».
(М. Волошин.)

Было время безумных действий,
Время диких стихийных сил.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(С. Есенин.)

Белым был – красным стал,
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал

 Смерть победила.
(М. Цветаева.)

- Ребята, вашему вниманию предложены строки известных вам писателей: Максима Волошина, Сергея Есенина, Марины  Цветаевой. Скажите, какому событию российской истории они посвящены?

План:

1.  Причины и особенности гражданской войны в России.

2.  Временные рамки Гражданской войны: периодизация

3.  Война «внутри демократии».

4.  Красные против белых.

5.  «Военный коммунизм» и его последствия.

6.  Итоги и последствия Гражданской войны.

ППЗ: Каковы причины победы «красных» над «белыми»?

  1. Понятие, причины и особенности, участники гражданской войны:

- Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война?

Гражданская война – период острых классовых столкновений, и начинается она с октября 1917 года, а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке.

Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил – начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года.

Гражданская война – это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.

Максимилиан Волошин.

- Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи…Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас».

Причинами Гражданской войны послужили большевистские преобразования:

  1. Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;
  2. Национализация всей земли (Декрет о земле), конфискация помещичьих земель;
  3. Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;
  4. Разгон большевиками Учредительного собрания; меньшевики и эсеры требовали созыва Учредительного собрания.
  5. Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г. (голод в столичных городах, безработица, национализация предприятий)
  6. Заключение Брестского мира, потеря обширной территории России.

Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;

Сторонники “красных”

Сторонники “белых”

Рабочие
Малообеспеченное крестьянство

большевики

                                 Помещики, капиталисты, торговцы
                                Офицерство
                                Зажиточное крестьянство
                                Казачество
                               Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов.

Каковы основные идеи противоборствующих сил?

Основные идеи:

    http://festival.1september.ru/articles/533363/img1.gif                       http://festival.1september.ru/articles/533363/img2.gif

“красных”                                                 “   белых”
Защита завоеваний
Октябрьской революции
                  возрождение “великой, неделимой России”,
                                                              восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.

Были еще “зеленые”,  что это за сила?  в основном представители крестьянства  (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).

Особенности Гражданской войны:

1.  Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей Российской империи.

2.  Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация.

3.  В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.

4.  В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки - «человек с ружьём».

  1. Временные рамки Гражданской войны.

Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России. Одни грозные зарницы Гражданской войны усматривали в февральских уличных боях 1917 года, другие говорят о середине 1918 г.
А я вас попрошу обратить внимание, как автор учебника Н.В.Загладин определяет этапы гражданской войны (§ 12–13).

Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы гражданской войны:

  1. октябрь 1917 – весна 1918 гг.
  2. май 1918 – март 1919 гг.
  3. март 1919 – март 1920 гг.
  4. апрель 1920 – ноябрь 1920 гг.
  5. конец 1920 –1922 гг.

Большинство историков выделяют четыре этапа гражданской войны:
I этап – май – ноябрь 1918 года;
II этап – ноябрь 1918 года – весна  (март) 1919 года;
III этап – весна  (март) 1919 года – весна (март) 1920 года;
IV этап – апрель – ноябрь 1920 года.

Интервенция – насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или во взаимоотношения с третьими странами.

1.  Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?

Гражданская война в России — процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, мы не можем дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1918—1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию.

Гражданская война и военная интервенция

(по материалу учебника и рассказу учителя)

Периоды

Основные события и участники Гражданской войны

Результаты, общая характеристика периода

Рассмотрим их и дадим краткую характеристику.

1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный характер войны. начало гражданского противостояния.

В первые  месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?

Ответ: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание,  уравнительное перераспределение земли.

На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин.  Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.

2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.

27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус? С.103

Ответ: пленные  военнослужащие, чехи, словаки.

Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на смерть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.

Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.

Работа с учебником: с.106-107

Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?

Ответы:: 15 января 1918 года – день создания Красной Армии, которая изначально формировалась на добровольческой основе.

– отвергнут принцип добровольности;

– введена всеобщая обязанность (10 июля 1918 г., м = 18-40 лет)

– дисциплина, создавались концлагеря (для врагов советской власти, перебежцев)

- централизация структуры управления войсками (сентябрь 1918 г. учрежден Революционный военный совет – РЕВВОЕНСОВЕТ (РВС), во главе с Л. Д. Троцким)

- началась политика Красного террора осенью 1918 года. С.106 курсив внизу.

– к каждому командиру КА были представлены военкомы, наделенные чрезвычайными полномочиями.

Рассматривая слайд о численности Красной Армии, мы видим, что военспецы составляли 75.000 чел.

Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.

Ответ на вопрос:

– Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;

– примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.

Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”.

Ответ:  “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.

Красный террор

Белый террор

Расстрел царской семьи

Покушение на жизнь Ленина

3 этап.  Март1919 – март 1920 гг.

Учащиеся работают с учебником (с. 109–110), составляя таблицу.

Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником с. 109–110 и составив таблицу:

“Решающие победы красных”

Дата

Событие

Фронт

Май 1919 г.

Красная Армия под командованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление.

Восточный фронт

Июль–август 1919 г.

Красная Армия под командованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции)

Восточный фронт

Октябрь 1919 г.

Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск.

Южный фронт

Март 1920 г.

Войска Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск.

Кавказский фронт

4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.

Главные события этапа:

  1. Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
  2. Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.

В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.

5 завершающий этап предлагается  учащимся разобрать в качестве домашнего задания.

Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте  и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте  поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?

 Ответ: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и  происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.

Причины победы “красных” и поражения “белых”  в вооруженном противостоянии.

Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспорных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?

Причины победы “красных”:

  1. Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
  2. Агитационно-пропагандистская работа в массах.
  3. Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
  4. Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.

А почему белое движение потерпело поражение?

Причины поражения “белых”:

  1. Отсутствие единства в рядах белого движения.
  2. Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
  3. Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.

Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.

Итоги гражданской войны:

  1. Власть красных (большевиков).
  2. Большевики сохранили суверенитет России.
  3. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых  рублей.
  4. Производство сократилось в 7 раз, сокращение посевных площадей
  5. Людские потери составили около 13 млн. человек.
  6. Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
  7. Около 2 млн. человек эмигрировало.

Д/з Параграф 12-13, записи в тетради +

 «Военный коммунизм» и его последствия.

Задание для учащихся: заполните рабочий лист, используя материал учебника. (Приложение№2)

Приложение№1. Исторические личности времен Гражданской войны

Семен Михайлович Буденный () — советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий 1-й Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, Трижды Герой Советского Союза. Родился 25 апреля 1883 года в бедной крестьянской семье. Участвовал в русско-японской войне 1904-05 годов и 1-й мировой войне, был награждён за храбрость Георгиевскими крестами четырёх степеней и четырьмя медалями.

В феврале 1918 года С. М. Будённый создал революционный конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который вырос затем в кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году — начале 1919 года.

Во второй половине июня 1919 года в Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение — Конный корпус под командованием С. М. Будённого, сыгравший в августе 1919 года решающую роль в разгроме в верховьях Дона основных сил Кавказской армии генерала Врангеля. В ноябре 1935 года получил воинское звание Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Семен Буденный входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы,

удостоен звания Героя Советского Союза. Семен Михайлович Буденный умер на 91-м году жизни, 26 октября 1973 года. Похоронен на Красной площади в Москве у кремлевской стены.

Василий Иванович Чапаев родился 28.1(9.2).1887в деревне Будайки, ныне в черте города Чебоксары. Герой Гражданской войны . С 1914 года - в армии, участвовал в I мировой войне. Был награжден за отвагу тремя георгиевскими крестами, медалью, получил звание подпрапорщика.

В начале 1918 года сформировал красногвардейский отряд и подавлял кулацко-эсеровские мятежи в Николаевском уезде. С апреля 1919 года командовал 25-й стрелковой дивизией, отличившейся во время контрнаступления Восточного фронта против войск Колчака. 11 июля 1919г. 25-я дивизия под командованием Чапаева освободила Уральск.

В ночь на 5 сентября 1919 года белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й дивизии. Чапаев со своими соратниками сражался против превосходящих сил врага. Расстреляв все патроны, раненый Чапаев пытался переплыть реку Урал, но был сражен пулей и погиб.

Награжден орденом Красного Знамени. Легендарный образ Чапаева отражён в повести "Чапаев" Д. А. Фурманова, в кинофильме "Чапаев" и других произведениях литературы и искусства.

Тухачевский Михаил Николаевич (18военный деятель. Родился в семье обедневшего дворянина. Учился в гимназии, в 1914 был отправлен на фронт. За 6 месяцев первой мировой войны Тухачевский был награжден 6 орденами, проявив незаурядное командирское мастерство. В 1918 вступил в РКП(б). О себе говорил: "Моя настоящая жизнь началась с Октябрьской революции и вступления в Красную Армию".

В годы гражданской войны командовал 1-й и 5-й армиями на Вост. фронте; был награжден Золотым оружием "за личную храбрость, широкую инициативу, энергию, распорядительность и знание дела". Успешно провел ряд операций на Урале и в Сибири против войск .

В 1принимал активное участие в осуществлении технической реконструкции Вооруженных Сил; разрабатывал вопросы развития оперативного искусства, военного строительства, составления военных энциклопедий и др. В 1936 стал первым заместителем. наркома обороны СССР.

В 1935 он первым в истории Красной Армии провел тактическое учение с применением воздушного десанта, положив начало воздушно-десантных войск.

Тухачевский поддержал предложение С. П. Королева о создании Реактивного института для проведения исследований в области ракетостроения. Творческая мысль Тухачевского обогатила все отрасли советской военной науки. Г. К. Жуков оценивал его так: "Гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде военных нашей Родины". В 1933 был награжден орденом Ленина, а в 1935 Тухачевскому было присвоено звание Маршала Советского Союза.

В 1937 Тухачевский был обвинен в создании троцкистской военной организации, осужден как "враг народа" и расстрелян.

Александр Васильевич Колчак () – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал (1918). Родился 4 (16) ноября 1874 в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. Окончил Морской кадетский корпус, произведен в мичманы. В служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати. В 1900г. был откомандирован в распоряжение Академии наук. Участник Русской полярной экспедиции.

С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.

С 1912 — в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой Александр Колчак войны руководил минированием входа в Финский залив, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д.

С сентября 1915 командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»).

В 1916-17 командующий Черноморским флотом.

Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну.

В 1918-20 «верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидированный Красной Армией и партизанами. Сам Колчак по постановлению Иркутского ВРК расстрелян. Расстрелян 7 февраля 1920, в Иркутске.

Антон Иванович Деникин () - российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист.

А. И. Деникин родился 4 декабря 1872 года. Окончил реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса. В Первую мировую войну командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом.

Осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами М. В. Алексеевым и Корниловым, с октября 1918 - главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919года - главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России».

29 августа Деникин арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина освобожден из-под ареста, как и некоторые другие арестованные по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. С апреля 1920 - в эмиграции.

Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты», «Путь русского офицера». Скончался 7 августа 1947, г. Анн Арбор, США.

Приложение№2.

Рабочий лист.

Дайте характеристику политике «Военного коммунизма»

Причины введения политики «Военного коммунизма

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сущность________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные мероприятия___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги политики__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

Волобуев О. В. Россия и мир. История ХХ века: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005. А. В. Игнатов. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарёва «Россия и мир. История ХХ века». – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях гг. М., 1988. Человек в истории. Россия ХХ век. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Тесты по теме "Гражданская война в России"

Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...

проектная работа "Гражданская война в России"

Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.   В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...