Экономика и политика второй половины 50-х – начала 80-х годов: от реформ – к «застою».
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Экономика и политика 50-80-х годов " от реформ к застою"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по истории России в 11 классе

Тема урока: Экономика и политика второй половины 50-х – начала 80-х годов: от реформ – к «застою».

 Цели урока:

  1. Учащиеся должны повторить и закрепить знания, полученные при изучении тем «Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945 – 1964 гг.» и «СССР  в годы коллективного руководства».
  2. Отработка умений и навыков анализа и интерпретации исторических фактов, использования статистических данных, умения давать характеристику историческим деятелям.
  3. Закрепление навыков ведения полемики.
  4. Формирование гражданской позиции, чувства патриотизма и сопричастности к истории своей страны.

Тип урока: повторительно-обобщающий в форме политдебатов.

Оборудование: мультимедийная презентация, карта «Россия в составе СССР», портреты лидеров СССР.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проведение дебатов по плану:
  1. Роль личности в истории: малоизвестные факты из жизни Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева.
  2. Экономическое развитие страны в эпоху хрущевской оттепели и брежневского 18-летия.
  3. Достижения и проблемы общественно-политического развития СССР в 50-х – начале 80-х годов.
  4. Аспекты международных отношений и внешней политики Советского Союза в период оттепели и брежневскую эпоху.
  1. Объявление результатов мониторинга и результатов общественного мнения.
  2. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

Алгоритм действий:

  1. Учителя

Учащихся

  1. Называет тему, зачитывает эпиграф.
  2. Объявляет цели урока.
  3. Обозначает блоки вопросов, по которым проводится повторение изученного материала с последующей дискуссией.
  4. Объясняет правила игры.
  5. Объявляет состав команд.
  6. Определяет регламент выступлений.
  7. Вступительное слово.
  1. Команда рассаживается за столами.
  2. Ученики, не занятые в командах, занимают места за партами в среднем ряду.
  3. Выслушивают информацию о правилах дебатов, задают уточняющие вопросы.
  4. После каждого блока вопросов по окончании дискуссии голосуют за ту или иную команду.
  5. Работа команд.

А) Выступление биографов.

Б) Выступление экспертов по экономическим вопросам команд. Ответы на вопросы аналитиков.

В) Выступление и вопросы экспертов по социально-политическим проблемам.

Г) Международная проблематика рассматривается в форме вопросов и ответов.

  1. По мере обсуждения учитель задает свои вопросы командам.
  2. Просит объявить результаты мониторинга после окончания  дискуссии.
  3. Просит объявить результаты опроса общественного мнения.
  4. Подводит итоги урока в заключительном слове.
  1. Ответственные объявляют о подсчете голосов и делают вывод об убедительности той или иной команды.
  2. Ответственные анализируют диаграмму результатов опроса общественного мнения.

Краткий конспект урока:

Вступительное слово учителя:

Роль личности в истории весьма велика. Каждая эпоха так или иначе несет на себе отпечаток личности того человека, который правит страной. Какими же были лидеры СССР в эпоху первой половины 50-х – начала 60-х годов, которую принято называть «оттепелью» и в 70-е годы – период, который с легкой руки М.С.Горбачева получил название «застой»? Об этом нам сейчас расскажут биографы.

Вопросы учителя команде 60-десятников:

  1. Летом 1962 года в Новочеркасске была разогнана демонстрация рабочих с применением войск. Итог – 24 убитых. Чем объясняется этот беспрецедентный случай?
  2. В 60-е годы появилось довольно необычное имя для мальчика – Догнат-Перегнат. Объясните его происхождение.
  3. Только в хрущевскую эпоху в странах 3-го мира при содействии СССР было построено около 6000 промышленных предприятий. Чем вы объясните такой широкий масштаб экономической помощи СССР развивающимся странам?

Вопросы учителя команде 70-десятников:

  1. Прокомментируйте цифры таблицы «Темпы экономического роста», объясните причины нарастания кризисных явлений в экономике страны.
  2. Почему в нашей стране так легко рождаются культы личности вождя? При этом каждый правитель развенчивает культ личности своего предшественника, но тут же создает свой собственный культ.
  3. Почему в СССР в годы афганской войны не было антивоенных демонстраций? Как воспринимали эту войну жители нашей страны и ветераны афганцы? Какой была реакция мирового сообщества?

Заключительное слово учителя:

Древние считали, что история – учительница жизни. В настоящее время бытует мнение, что история  никого ничему не учит. Давайте относиться к истории рационально, оценивать давно минувшие события без злобы и очернения. Вам жить в России XXI века и добиваться ее процветания. Помните, что без знания прошлого невозможно понять и правильно оценить то, что происходит с Россией в наши дни и тем более нельзя прогнозировать ее будущее. Давайте делать выводы из прошлого, чтобы не наступать дважды не одни и те же грабли, давайте учить историю и учиться избегать ошибок своих предшественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешняя политика второй половины 19 века

Урок истории для 11 класса...

Россия во второй половине XIX века (Александр II и Эпоха Великих реформ)

Разработка уроков по теме Россия во второй половине XIX века (Александр II и Великие реформы)...

Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"

Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"...

конспект урока истории в 11 классе "Политика и экономика: от реформ к застою"

конспект урока истории в 11 классе "Политика и экономика: от реформ к застою"...