"Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Разработка интегрированного открытого урока истории и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_anohova_popova_kultura_sssr_v_gody_vov.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Образовательное учреждение Среднего Профессионального образования
«Технологический колледж № 28»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ
ТЕМА: «Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны»
Разработан преподавателями
Поповой Г.В., Аноховой Н.А.
МОСКВА 2011
КУЛЬТУРА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ТИП УРОКА.
Изучение нового материала с элементами практической работы и творческой деятельности.
ФОРМА УРОКА
Комбинированный урок с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: расширить представления учащихся об особенностях развития культуры в СССР в период Великой Отечественной Войны, работа с понятийным аппаратом ,
Развивающая: содействовать формированию навыков работы с разного вида информацией, выразительного чтения, развитию мышления и речи,
Воспитательная: содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма, ответственности за сохранение культурных ценностей.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Дать характеристику основных жанров и направлений искусства и культуры периода ВОВ;
- Работа по составлению таблицы;
- Работа с источниками;
- Работа с учебником.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Ноутбук, интерактивная доска, проектор, карта, портреты деятелей, сюжетные иллюстрации, исторические источники.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Основные события Великой Отечественной войны, Мировая культура периода Второй мировой войны.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
География (работа с картой), обществознание, мировая художественная культура.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ.
Культура, поэзия, проза, драматургия, романс, марш, плакат, живопись, фронтовые бригады.
ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
- подготовить доклад о развитии музыки в период ВОВ;
- подготовить доклад о развитии живописи в период ВОВ;
- подготовить доклад о развитии литературы.
- выучить стихи К. Симонова, А. Твардовского, Ю. Друниной.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
- Учебник «История»/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, Москва, «Академия 2011 год.
- Дидактические материалы к учебнику «История» В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков
- Хрестоматия по русской литературе XX века. Под ред. А.В.Баранникова
- Русская литература XX века. Под ред. Л.П. Кременцова.
ПЛАН УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (2 мин)
- ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (10 мин)
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
- Мотивация (5 мин)
- Осмысление (35мин)
- Рефлексия (24 мин)
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.(10 мин)
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (2 мин)
- ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (2 мин)
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Проверяется количество присутствующих. Определяется тема урока, цели и задачи.
ЦЕЛЬ
Образовательная: расширить представления учащихся об особенностях развития культуры в СССР в период Великой Отечественной Войны, работа с понятийным аппаратом ,
Развивающая: содействовать формированию навыков работы с разного вида информацией, выразительного чтения, развитию мышления и речи,
Воспитательная: содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма, ответственности за сохранение культурных ценностей.
- Текущий контроль: проверка усвоения ранее изученного материала.
Проводится в виде фронтального опроса.
Вопросы:
- Назовите дату начала ВОВ;
- Назвать основные события (битвы);
- Назвать основные причины отступления Советских войск в начале ВОВ.
- Расскажите о жизни С.Есенина.
- Какова тематика произведений А. Ахматовой.
- В чем трагизм творчества М.Цветаевой.
- В чем новаторство произведений В. Маяковского?
Несколько учащихся выполняют задания по карточкам (Приложение 1)
- Изучение нового материала:
Мотивация:
Что такое культура?
Какие направления культуры вы знаете?
Как связаны исторические события с достижениями культуры?
Преподаватели указывают на актуальность темы, тем самым развивая интерес к данной теме.
ЗАДАНИЕ: вспомнить и записать в тетради основные произведения литературы и искусства периода ВОВ.
Осмысление:
(происходит в результате самостоятельной деятельности учащихся)
(выступления учащихся с опережающим заданием)
- Музыка (выступление учащегося с презентацией)
Сопровождается отрывками из музык. Произведений.
- Живопись (самостоятельная работа с источником)
Используя ресурсы Интернет, найти художественные произведения (портреты, плакаты, репродукции картин)
- Литература (выступление учащегося)
Учащиеся декламируют стихи, исполняется песня под гитару(можно любую военных лет)
- Кино, театр (выступление учащегося)
Демонстрируется отрывок из кинофильма «Два бойца»
- Церковь (выступление учащегося)
После каждого задания преподаватели задают вопросы учащимся, одновременно заполняется таблица (Приложение № 2)
(составление таблицы, правильность ее заполнения контролируется преподавателями).
ВОПРОС: Какие события нашли отражение в произведениях искусства?
ВОПРОС : Назовите основных деятелей искусства и их произведения.
ВОПРОС: Какие чувства вызывают данные строки?
ЗАДАНИЕ: Прочитайте, пожалуйста, текст учебника с.6-9 и составьте тестовые вопросы (5 вопросов).
Рефлексия:
(Проводится в форме устного опроса)
- Назвать автора поэмы «Василий Теркин»
- Назвать автора 7й Ленинградской симфонии.
- Перечислить фильмы периода ВОВ.
- Назвать песни периода ВОВ.
- Назвать поэтов периода ВОВ.
Вернемся к задачам нашего урока, необходимо проверить, достигнуты они или нет(озвучиваются задачи с выводом о их достижении)
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы
ВОПРОС: Какую роль играли простые люди в борьбе с фашистами?
ВОПРОС: Почему авторы изученных нами источников не забыли упомянуть о простых людях? Почему изменилось отношение к церкви со стороны государства в годы войны? Какие идеи, цели несли произведения искусства в годы ВОВ?
Демонстрируется отрывок из Фильма «Александр Невский»
ЗАДАНИЕ: ответьте письменно на вопросы:
- Что я нового узнал на уроке?
- Как узнал?
- Как оцениваю свою работу?
5 .Подведение итогов, выставление оценок, объяснение домашнего задания.
Оценки выставляются учащимся, учитывая их собственные оценки, работу на уроке и правильность решения тестовых заданий.
Домашнее задание:&50-51(история), с. 4-9,(литература).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карточка- задание.
Вариант 1.
- Перечислить основные события Великой Отечественной войны.
- Что такое «Серебряный век»? Почему данный период носит именно это название?
Карточка-задание.
Вариант 2.
- Назовите основные направления, по которым немецкая армия напала на СССР.
- Назовите основные направления поэзии «Серебряного века»
Карточка-задание.
Вариант3.
- Какие условия входили в Советско-Германский пакт о ненападении?
- В чем причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
Карточка-задание.
Вариант 4.
- Каковы причины Второй Мировой Войны?
- Назовите поэтов Серебряного века.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Культура СССР периода ВОВ.
Автор(ы) | Произведение | Какие чувства вызывает? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"
Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....
Контрольное тестирование по истории в 11 классе "СССР в годы Великой отечественной войны"
Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ, охватывает многие вопросы времен ВОВ....
Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".
Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....
Материальная помощь Тувинского народа СССР в годы Великой Отечественной войны
С первых же дней войны ТНР приступила к оказанию материальной помощи СССР. Так, Советскому Союзу был передан золотой запас государства, составлявший около 30 миллионов советских рублей,...
«СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В 1941 – 1945 гг.».
Предмет: История РоссииУровень изучения: Базовый и повышенной сложностиТип документа: контрольная работаЦелевой возраст: 9, 11 классВ зависимости от использования УМК может применяться в 9...
Сценарий открытого бинарного урока по теме «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.: советская литература о ВОВ»
На примере произведений М. Шолохова "Они сражались за Родину" и "Судьба человека" исследуется история Великой Отечественной войны. а также нравственно-психологические истоки ...
Приложение к сценарию открытого бинарного урока по теме «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.: советская литература о ВОВ»
В приложении сформирован иллюстративный и дидактический материал к уроку...