Иноземные нашествия на Русь в XIII веке.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Анохова Наталья Алексеевна

конспект открытого урока истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок по истории 10 класс39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Образовательное учреждение Среднего Профессионального образования

«Технологический колледж № 28»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО

УРОКА ПО ИСТОРИИ

ТЕМА: «Иноземные нашествия на Русь в XIII веке»

Разработан преподавателем

Истории  Аноховой Н.А.

МОСКВА 2010

ИНОЗЕМНЫЕ НАШЕСТВИЯ НА РУСЬ В XIII ВЕКЕ.

ТИП УРОКА.

Изучение нового материала с элементами практической работы.

ФОРМА УРОКА

Комбинированный урок с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:  расширить представления учащихся о событиях истории России  XIII века , работа с понятийным аппаратом ,

Развивающая:  содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией, перевода ее в другую знаковую систему, развитию мышления и речи,

Воспитательная:  Содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Дать характеристику иноземным нашествиям с Запада и с Востока;
  • Познакомиться с основными терминами;
  • Рассмотреть отдельные исторические факты и явления;
  • Определить роль личности в историческом процессе, на примере Александра Невского, Хана Батыя, а так же представителей простого народа.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Ноутбук, интерактивная доска, проектор, карта, портреты деятелей, сюжетные иллюстрации, исторические источники, тестовые задания.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

Крестовые походы, нашествие Батыя на Польшу и Венгрию.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

География (работа с картой), обществознание.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ.

Татаро-монголы, курултай, улус, Золотая Орда, дань, ярлык, иго, перепись, баскак, Тевтонский орден, Ливонский Орден.

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ

  • подготовить определения для терминов;
  • подготовить доклад о Чингисхане;
  • подготовить доклад об Александре Невском;
  • подготовить доклад о Евпатии Коловрате.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧИКИ

  1. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
  2. «Житие Александра Невского»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник «История»/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, Москва, «Академия 2011 год.
  2. Дидактические материалы к учебнику «История» В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков

ПЛАН УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 

  1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
  • Мотивация
  • Осмысление
  • Рефлексия

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Проверяется количество присутствующих. Определяется тема урока, цели и задачи.(выступление преподавателя, сопровождаемое презентацией)

ЦЕЛЬ

Образовательная:  расширить представления учащихся о событиях истории России  XIII века , работа с понятийным аппаратом ,

Развивающая:  содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией, перевода ее в другую знаковую систему, развитию мышления и речи,

Воспитательная:  Содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма.

ЗАДАЧИ

  • Дать характеристику иноземным нашествиям с Запада и с Востока;
  • Познакомиться с основными терминами;
  • Рассмотреть отдельные исторические факты и явления;
  • Определить роль личности в историческом процессе, на примере Александра Невского, Хана Батыя, а так же представителей простого народа.

  1. Текущий контроль: проверка усвоения ранее изученного материала.

Проводится в виде фронтального опроса.

Вопросы:

  • Каковы причины политической раздробленности на Руси?
  • Каковы последствия политической раздробленности? Выделите из них положительные и отрицательные.
  • Что означает лествичный порядок передачи власти? Каковы его последствия.
  • Назовите основные княжества и покажите их на карте.
  • Дайте характеристику системам управления, сложившимся в основных княжествах.

Несколько учащихся выполняют задания по карточкам (Приложение 1)

  1. Изучение нового материала:

Мотивация:

Феодальная раздробленность привела к таким негативным последствиям, как ослабление обороноспособности страны . В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей — крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.

В ходе изучения данной темы мы будем знакомиться с новыми терминами, (определения к ним подготовил один из учащихся).

ЗАДАНИЕ:

Предлагаю вам  написать в тетради несколько предложений о том, что вы знаете о татаро-монголах.

 А теперь прочитайте отрывок из текста о татаро-монгольском нашествии (Приложение 2) и сделайте заметки на полях:

+ знал раньше;

- не знал, не указал;

v указал правильно;

Осмысление:

(происходит в результате самостоятельной деятельности учащихся)

Давайте подробнее познакомимся с иноземными нашествиями, начав с Чингизхана.

(выступление учащегося с опережающим заданием)

ВОПРОС: Дайте характеристику личности и деятельности Чингисхана.

ВОПРОС: Дайте характеристику устройству татаро-монгольского войска.

ВОПРОС: Как разделилось государство после смерти Чингисхана.

Вы знаете, что нашествия на Русь шли практически одновременно как с Востока, так и с Запада, поэтому для удобства изучения предлагаю вам составить синхронную таблицу (Приложение 3) по &23 учебника, с 142-145, можно использовать карту.

(составление таблицы, после чего проверяется правильность ее заполнения совместно с учителем , по мере необходимости выступает учащийся, готовивший определения для терминов)

ВОПРОС: Какой вывод можно сделать из данной таблицы?

ВОПРОС : Благодаря кому удалось отразить нашествие с Запада?

(Выступление учащегося с докладом об Александре Невском)

ВОПРОС: Какие битвы были выиграны Александром Невским?

С 80-83 Дидактических материалов  рассказывают о Ледовом побоище, ЗАДАНИЕ: прочитайте, пожалуйста, текст и составьте план битвы.

ЗАДАНИЕ : прочитайте текст и при его помощи составьте рассказ используя карту.

Предлагаю прочитать отрывки из исторических источников(Приложение 4)

ВОПРОС :О ком говориться в данных документах?

ВОПРОС: Какую роль играли простые люди в борьбе с иноземцами?

ВОПРОС: Почему авторы этих источников не забыли упомянуть об этих людях?

(Выступление учащегося о Евпатии Коловрате)

  1. Рефлексия:

(Проводится в форме устного опроса и тестирования)

Вернемся к задачам нашего урока, необходимо проверить, достигнуты они или нет.

ЗАДАНИЕ: Решите тест (Приложение 5) и ответьте письменно на вопросы

  • Что я нового узнал на уроке?
  • Как узнал?
  • Как оцениваю свою работу?
  1. Подведение итогов, выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Оценки выставляются учащимся, учитывая их собственные оценки, работу на уроке и правильность решения тестовых заданий.

Домашнее задание: &23, подготовить доклады о центрах, претендующих на главенствующую роль(Тверь, Москва), а также о Куликовской битве.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка- задание.

Вариант 1.

  1. Перечислить причины принятия христианства.
  2. Назвать первых Киевских князей, дать характеристику одному из них.

Карточка-задание.

Вариант 2.

  1. Перечислить последствия принятия христианства.
  2. Чем известна княгиня Ольга?

Карточка-задание.

Вариант3.

  1. Назовите главный торговый путь на территории Руси.
  2. Почему христианство приняли именно от Византии?

Карточка-задание.

Вариант4.

1.Вывести определение понятия «политическая раздробленность».

2. Перечислить категории зависимого населения на Руси.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Золотая Орда: мифы и реальность

В начале 13 века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во второй половине 13 века пространство от Тихого океана до Дуная оказались под контролем потомков Чингисхана - Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим на которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила название в русских летописях "Алтын Орда","Золотая Орда" или просто "Орда".

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течении долгого времени не имели равных Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территории орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. В научной и учебной литературе - как и на уровне обыденного сознания - утвердились некоторые стереотипы и заблуждения связанные с Золотой Ордой. Это относится к развитию культуры, наличию городов, соотношению понятий "монголы" и "татары", некоторым моментам русско-ордынских отношений. Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой в науке, любой положительный факт по отношению к ней казался сомнительным. Термин "татарщина" в трудах классиков марксизма был синонимом варварства и нес исключительно пренебрежительный смысл. Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла собой весьма пеструю смесь самых разных народов -монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и пр. Но основную массу населения составляли половцы, в среде которых уже в 14 веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность (подобные процессы характерны были и для других государств, созданных монгольскими завоевателями). Многонациональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Поволжской Булгарии. В литературе самое широкое хождение получило наименование населения золотой Орды "монголо-татарами". После знакомства с историческими фактами условность этого термина становится очевидной. Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с 12 века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соответствовало европейскому понятию "варвары". Это название китайцы распространяли не только на монголов. За одним из племен, несшим пограничную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, этноним "татары" закрепился как самоназвание. Татары постоянно враждовали с монголами, в 12 веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти в Монголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однако китайцы продолжали применять термин татары по отношению к монголам. Оно и было принесено в Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отношению к населению Золотой Орды употребляли слово "татары", хотя на Руси хорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами. Словесный гибрид "монголо-татары" возник в 19 веке и укрепился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до 13века на границе Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложных межэтнических контактов и взаимодействий.

Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что "нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитывала 75 тыс. жителей. По средневековым масштабам это был огромный город. Нельзя, однако, забывать и того, что эти города были построены сотнями тысяч пленных, которых монголы сгоняли из завоеванных территорий. Подавляющее большинство монгольских городов было разрушено Тимуром в конце 14 века, но некоторые сохранились до наших дней - Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились го-рода с преобладанием русского населения - Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества ("Калуга" переводится на русский язык как "застава"). Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное время способствовавший сохранению могущества Орды. Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотоордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе уживались приверженцы различных исповеданий, к примеру, в роду самих Джучидов хан Батый был язычником, его брат - Берке мусульманином, сын Сартак - христианином. Развивалась традиционная народная культура - особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности. Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в 14 веке стали интенсивно строиться мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских и т.п. Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись водно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. А отличие от Иране и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой орде в один поток слились культурные достижения разных народов. Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так назы-ваемого "монголо-татарского ига" и его последствиях для хода русской истории. В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки. Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Так, в 1930 г. М.Нечкина писала: "Жестокости и "зверства" татар, на описание которых русские историки - националисты, не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений...

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

     И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, — и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

"Сказание о разорении батыем рязанской земли"

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру". Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

     Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: "Не рассказывай этого никому".

     После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

     Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

     Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

     Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

     Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

     Четвертый - новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

     Пятый - из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

     Шестой - из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

"Житие Александра Невского"

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Линии сравнения

Вторжения с Востока

Вторжения с Запада

Кто?

Причины

Основные события.

Итог.

Значение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

№1. В каком веке была создана Русская Правда – свод законов Древнерусского государства?

1) IX в.

2) X в.

3)XI в.

4)XII в.

№2. Кто из названных лиц учавствовал в обороне Рязани?

1) Сергей Радонежский

3) патриарх Никон

2) Евпатий Коловрат

4) Нил Сорский

№3. С кем воевал Александр Невский в Ледовом побоище?

1) татаро-монголы

2) хазары

3) половцы

4) шведы

№4. Прочтите отрывок из источника и укажите имя киевского князя, о котором идет речь.

«Он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на Вас».

1) Олег Вещий

2) Игорь

3) Святослав

4) Владимир Святой

№5. Прочтите отрывок из источника XIII в. и назовите князя, о котором идет речь.

«И пошел он на немецкую землю с великой силой… Войска сошлись на Чудском озере… И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди…».

№7. Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII – начале XIII в.

Какую другую точку зрения по вопросу о последствиях политической раздробленности Руси вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

№8. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?

1) вхождение русских княжеств в состав Золотой Орды

2) распад Древнерусского государства на княжества и земли

3) нарушение сложившихся связей Руси с европейскими государствами

4) оживление торговых связей с Востоком

№9. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 г., стоял

1) Чингисхан

2) Батый

3) Мамай

4) Тохтамыш

№10. Какое из указанных произведений было создано в XVII в.?

1) Повесть о разорении Рязани Батыем

3) Повесть о Ерше Ершовиче

2) Письма русского путешественника

4) Юности честное зерцало


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории Отечества 10 класс по теме: "Русь в XIII-XV веках".

Работа предназначена для проверки знаний учащихся по периоду истории руси с XIII по XV век....

Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТЦЕЛЬ УРОКА:  познакомить учащихся с ходом монгольского нашест...

Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме «Русь в XII-XIII веках»

Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме "Русь в XII-XIII веках"....

презентация к уроку истории, тема: " Древняя Русь IX-XIII века, 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обобщения по теме "Древняя Русь в 9-13 веках" в 6 классе...

Проверочная работа для 6 класса по истории России. Тема "Русь в IХ веке — начале XIII века"

Проверочная работа по истории России соответствует содержанию и структуре учебника «История России. 6 класс» под редакцией А. В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Проверо...