Конспект урока истории "Гражданские войны в Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Денежкина Виктория Юрьевна

конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskie_voyny_v_rime.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ.

Класс: 5 «А»

Учитель: Васецкая В.Ю.

Форма урока: традиционная

Технология: Объяснительно-иллюстративная 

Программное содержание: 

Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представления о Римской республики позднего периода.

Задачи урока:

  • Сформировать представление у учащихся о понятии «гражданская война»
  • Подвести к пониманию того, что гражданская война  - это  тяжелое испытание для государства и его жителей.
  • Дать характеристику причин гражданских войн в Риме, их хронологию и последствия
  • Продолжить формирования навыка работы с картой
  • Способствовать формированию умения самостоятельно думать, анализировать и делать выводы

Основная идея: Гражданские войны в Риме – следствие многолетнего угнетения беднейших слоев населения.

Основные даты: 133 г до н.э. – принятие земельного закона

Основные понятия: гражданская война,

Основные географические названия: -

Деятели: Тиберий Гракх, Гай Гракх

Образовательные результаты: по изучению темы учащиеся:

- выявляют причины начала гражданских войн в Риме

- называют  имена общественных деятелей Рима, периода гражданских войн

- называют дату принятия земельного закона

- выявляют результаты деятельности братьев Гракхов

- дают собственную оценку событий

План изучения:

  1. Гражданская война – понятие, причины.
  2. Деятельность Тиберия Гракха
  3. Деятельность Гай Гракха

Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.

Мизансцена урока: традиционная

Оформление доски: дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу – д\з

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент (1 мин)

Приветствие, отметка отсутствующих

II. Проверка домашнего задания (7 мин)

а) работа с картой.

- Покажите на карте место начала восстания

- покажите на карте направление походов войск Спартака

- Покажите места сражений с римским войском

- покажите место гибели Спартака

б) устный опрос

- Расскажите о причинах восстания спартака

- Каково значение восстания Спартака для Рима?

в) опрос по карточкам

1 ч

2 ч

6 ч

III. Постановка учебной задачи. (2 мин)

вводное слово

Мы с вами раньше неоднократно изучали войны различных государств друг с другом. Но в истории существуют еще одни, пожалуй, самые драматичные войны – между жителями (гражданами) одного государства. Их цель, как правило, связана со стремлением одной из сторон захватить власть, а другой, находящейся у власти, сохранить свое положение.

Такие войны бывали практически в каждом государстве. И в нашей стране тоже была такая война. Такие войны считаются в мире самыми страшными. А почему, мы сегодня с вами разберем.

Запишем тему урока и главный вопрос на сегодняшний урок «Почему гражданская война считается самой страшной в истории государства?»

Запись в тетрадь:

число, тема урока

IV. Изучение новой темы

  1. Гражданская война – понятие, причины

а) работа с понятием

- Итак, давайте разберемся, в чем отличие гражданской войны от обычной?

- А теперь сформулируем определение и запишем его в тетрадь.

б) эвристическая беседа

- А как вы думаете, почему начинается война? (конфликт)

- А какой конфликт может стать причиной гражданской войны? (конфликт между гражданами государства)

- вспомните о том, как жили разные виды населения и подумайте между кем и кем мог возникнуть конфликт? (бедные и богатые)

Вывод: Гражданские войны в Риме начались из-за за конфликта бедных и богатых.

в) рассказ учителя

И действительно, после того как Рим стал господствовать в Средиземноморье, после того, как стал огромной державой, жизнь римлян сильно изменилась. В римской армии служили крестьяне, которые возвращались домой из похода и видели разоренные поля, хозяйство в упадке, голодающую семью. Жаловаться было некуда и легионеру приходилось  отправляться в Рим со всей семьей, чтобы жить случайными заработками. Таких людей в Риме становилось всё больше и больше. Недовольство их копилось.  Заступником бедных стал Тиберий Гракх.

2. Деятельность Тиберия Гракха

а) работа с учебником

Прочитайте п.2 пар. 50 ответьте на вопросы:

-Почему Тиьерий решил бороться за права бедняков?

- Что он для этого предпринял?

б) индивидуальная работа

Чтобы защитить бедных, Тиберий создал новый земельный закон. Представьте себя на его месте и подумайте, что бы вы включили в этот закон, чтобы защитить права на землю бедняков?

в) работа с учебником

А что же внес в закон Тиберий Гракх?

Прочитаем п. 3 параграфа и узнаем.

г) рассказ учителя

Вскоре после принятия закона, богачи создали заговор против Тиберия и убили его. Но Спустя девять лет трибуном стал его брат  - Гай Гракх

  1. Деятельность Гая Гракха

а) рассказ учителя

Гай Гракх активно стал продолжать передел земли. Тысячи бедняков получили участки земли и смогли себя кормить. Богачи возненавидели Гая и повели на улицы Рима войска, чтобы убить его. Гай Гракх не выдердал позора и покончил дизнь самоубийством.

Разорение Римских земель продолжалось.

Вывод: Закон братьев Гракхов стал первой попыткой достигнуть справедливости в Риме, но эта попытка провалилась. Это стало причиной начала гражданской войны.

V. Закрепление изученного материала

Ответим на главный вопрос урока.

VI. Домашнее задание.

пар. 50 читать.

вопрос 2 письменно

записи в тетради

- ведется внутри государства

- возникает из-за притеснения одних граждан другими

Гражданская война – это война за власть между гражданами одного государства.

запись в тетрадь:

причина:  Гражданские войны в Риме начались из-за конфликта бедных и богатых

Запись в тетрадь:

133 г. до н.э.  – земельный закон Тиберий Гракха

Каточка  1

Как римляне использовали рабов?

В имениях__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В богатых домах __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развлечения________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2

Дайте определение понятиям

Триумф –

Император –

Провинция –

Гладиатор –

Карточка 3

Дайте определение понятиям:

Патриции –

Плебеи –

Народные трибуны –

Консулы –

Ликторы –

Форум –

Марсово поле –

Легион -  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...

конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...

конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"

События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал  учащимся и способствует лучшему его усвоению.  ...

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5класс

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" для обучающихся 5 класса...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...