Конспект урока истории "Гражданские войны в Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ.
Класс: 5 «А»
Учитель: Васецкая В.Ю.
Форма урока: традиционная
Технология: Объяснительно-иллюстративная
Программное содержание:
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представления о Римской республики позднего периода.
Задачи урока:
- Сформировать представление у учащихся о понятии «гражданская война»
- Подвести к пониманию того, что гражданская война - это тяжелое испытание для государства и его жителей.
- Дать характеристику причин гражданских войн в Риме, их хронологию и последствия
- Продолжить формирования навыка работы с картой
- Способствовать формированию умения самостоятельно думать, анализировать и делать выводы
Основная идея: Гражданские войны в Риме – следствие многолетнего угнетения беднейших слоев населения.
Основные даты: 133 г до н.э. – принятие земельного закона
Основные понятия: гражданская война,
Основные географические названия: -
Деятели: Тиберий Гракх, Гай Гракх
Образовательные результаты: по изучению темы учащиеся:
- выявляют причины начала гражданских войн в Риме
- называют имена общественных деятелей Рима, периода гражданских войн
- называют дату принятия земельного закона
- выявляют результаты деятельности братьев Гракхов
- дают собственную оценку событий
План изучения:
- Гражданская война – понятие, причины.
- Деятельность Тиберия Гракха
- Деятельность Гай Гракха
Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.
Мизансцена урока: традиционная
Оформление доски: дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу – д\з
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный момент (1 мин) Приветствие, отметка отсутствующих | |
II. Проверка домашнего задания (7 мин) а) работа с картой. - Покажите на карте место начала восстания - покажите на карте направление походов войск Спартака - Покажите места сражений с римским войском - покажите место гибели Спартака б) устный опрос - Расскажите о причинах восстания спартака - Каково значение восстания Спартака для Рима? в) опрос по карточкам | 1 ч 2 ч 6 ч |
III. Постановка учебной задачи. (2 мин) вводное слово Мы с вами раньше неоднократно изучали войны различных государств друг с другом. Но в истории существуют еще одни, пожалуй, самые драматичные войны – между жителями (гражданами) одного государства. Их цель, как правило, связана со стремлением одной из сторон захватить власть, а другой, находящейся у власти, сохранить свое положение. Такие войны бывали практически в каждом государстве. И в нашей стране тоже была такая война. Такие войны считаются в мире самыми страшными. А почему, мы сегодня с вами разберем. Запишем тему урока и главный вопрос на сегодняшний урок «Почему гражданская война считается самой страшной в истории государства?» | Запись в тетрадь: число, тема урока |
IV. Изучение новой темы
а) работа с понятием - Итак, давайте разберемся, в чем отличие гражданской войны от обычной? - А теперь сформулируем определение и запишем его в тетрадь. б) эвристическая беседа - А как вы думаете, почему начинается война? (конфликт) - А какой конфликт может стать причиной гражданской войны? (конфликт между гражданами государства) - вспомните о том, как жили разные виды населения и подумайте между кем и кем мог возникнуть конфликт? (бедные и богатые) Вывод: Гражданские войны в Риме начались из-за за конфликта бедных и богатых. в) рассказ учителя И действительно, после того как Рим стал господствовать в Средиземноморье, после того, как стал огромной державой, жизнь римлян сильно изменилась. В римской армии служили крестьяне, которые возвращались домой из похода и видели разоренные поля, хозяйство в упадке, голодающую семью. Жаловаться было некуда и легионеру приходилось отправляться в Рим со всей семьей, чтобы жить случайными заработками. Таких людей в Риме становилось всё больше и больше. Недовольство их копилось. Заступником бедных стал Тиберий Гракх. 2. Деятельность Тиберия Гракха а) работа с учебником Прочитайте п.2 пар. 50 ответьте на вопросы: -Почему Тиьерий решил бороться за права бедняков? - Что он для этого предпринял? б) индивидуальная работа Чтобы защитить бедных, Тиберий создал новый земельный закон. Представьте себя на его месте и подумайте, что бы вы включили в этот закон, чтобы защитить права на землю бедняков? в) работа с учебником А что же внес в закон Тиберий Гракх? Прочитаем п. 3 параграфа и узнаем. г) рассказ учителя Вскоре после принятия закона, богачи создали заговор против Тиберия и убили его. Но Спустя девять лет трибуном стал его брат - Гай Гракх
а) рассказ учителя Гай Гракх активно стал продолжать передел земли. Тысячи бедняков получили участки земли и смогли себя кормить. Богачи возненавидели Гая и повели на улицы Рима войска, чтобы убить его. Гай Гракх не выдердал позора и покончил дизнь самоубийством. Разорение Римских земель продолжалось. Вывод: Закон братьев Гракхов стал первой попыткой достигнуть справедливости в Риме, но эта попытка провалилась. Это стало причиной начала гражданской войны. V. Закрепление изученного материала Ответим на главный вопрос урока. VI. Домашнее задание. пар. 50 читать. вопрос 2 письменно записи в тетради | - ведется внутри государства - возникает из-за притеснения одних граждан другими Гражданская война – это война за власть между гражданами одного государства. запись в тетрадь: причина: Гражданские войны в Риме начались из-за конфликта бедных и богатых Запись в тетрадь: 133 г. до н.э. – земельный закон Тиберий Гракха |
Каточка 1
Как римляне использовали рабов?
В имениях__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В богатых домах __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развлечения________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2
Дайте определение понятиям
Триумф –
Император –
Провинция –
Гладиатор –
Карточка 3
Дайте определение понятиям:
Патриции –
Плебеи –
Народные трибуны –
Консулы –
Ликторы –
Форум –
Марсово поле –
Легион -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"
Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...
конспект урока "Отечественная война 1812 года"
Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...
конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"
События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал учащимся и способствует лучшему его усвоению. ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева"
План-конспект урока по истории России...
конспект урока Отечественная война 1812г
план-конспект...
Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5класс
Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" для обучающихся 5 класса...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...