ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
статья по истории (9, 10, 11 класс) на тему
В настоящее время весь мир испытывает глобальную трансформацию вызванную переходом от индустриального типа общества к информационному обществу, от биполярного мира к многополярному. Начальный переходный период от одной системы к другой всегда является сложным и болезненным. Разрушаются сложившиеся десятилетиями системы. В процессе слома обязательно проявляются негативные факторы, как неизбежные следствия разрушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aksenov.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Валерий Васильевич Аксёнов
Федеральное государственное
научное учреждение Институт
педагогики и психологии
профессионального образования,
г. Казань
В настоящее время весь мир испытывает глобальную трансформацию вызванную переходом от индустриального типа общества к информационному обществу, от биполярного мира к многополярному. Начальный переходный период от одной системы к другой всегда является сложным и болезненным. Разрушаются сложившиеся десятилетиями системы. В процессе слома обязательно проявляются негативные факторы, как неизбежные следствия разрушения.
Известный футуролог Элвин Тоффлер в своих исследованиях общества отмечал: «мир постепенно формируется тремя волнами технологических инноваций, которые, как высокий прилив, нельзя остановить» [9. С.15]. В качестве первой волны он отмечал сельскохозяйственную революцию. Вторую волну составляла промышленная революция. Третью волну представляет информационная революция предвещающая формирование нового образа жизни. Объективными факторами наступления эпохи информационного общества стало разрушение биполярной системы мировых держав и становление мультиполярного глобального мира. Всего выделяются три различных вида «полярности»:
- мультиполярность – с многочисленными центрами экономического, политического и культурного взаимодействия;
- биполярность – два полюса с борьбой за сферы влияния. Яркий пример коммунистическая и капиталистическая системы;
- униполярность – один полюс, одна система, задающая правила бытия. Это политика вестернизации навязываемая США всем государствам мира [3. С.20].
Поиск «правильного» названия новой общественной формации выразился в теориях: постиндустриализма Даниэля Белла в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» [1]; потребительского общества Жана Бодрийяра - «Общество потребления» [2]; информационного общества Мануэля Кастельса - «Галактика Интернет»[5]. В результате воспринятой оказалась вместо «постиндустриального общества» теория «индустриального общества».
Начало XXI века ознаменовалось резким обострением межконфессиональных и межэтнических конфликтов. Точкой отсчета послужило 11 сентября 2001 года. В результате террористических актов в США погибло около 3 000 ни в чем не повинных граждан. Был разрушен стереотип экстремиста как необразованного, не имеющего твердой жизненной позиции молодого человека. Все участвующие в теракте были среднего возраста, имели хорошее образование и сложившуюся жизненную позицию. Пятнадцать террористов были выходцами из Саудовской Аравии, двое из Объединенных Арабских Эмиратов, по одному человеку из Египта и Ливана. Объединяло этих людей одно – принадлежность к террористической организации «Аль-Каида».
Если ХХ век характеризовался глобальным столкновением мировых держав за политический и экономический передел мира, то в условиях информационного общества борьба приобретает скрытый террористический характер. На международную арену выступают государства еще не обладающие развитым научно-техническим потенциалом, но использующие в качестве основного оружия экстремистскую идеологию. Афганская война 1979-1989 годов, в которой столкнулись интересы СССР и США, была воспринята исламскими радикалистами, как победа исламской идеологии над военным превосходством сверхдержав. На «Великой шахматной доске» Збигнева Бжезинского начинают разыгрываться многоходовые партии, затрагивающие религиозные и национальные чувства людей.
Межконфессиональные конфликты в XXI веке набирают особую остроту, т.к. в отличие от межэтнических конфликтов объединяют огромные общности людей по религиозной принадлежности. Религиозная война в средневековом исламском мире привела к расколу мусульманского общества на суннитов и шиитов. Тридцатилетняя европейская война закрепила деление на католиков и протестантов. Церковная реформа патриархи Никона привела к расколу православия на староверов и никониан. В ХХ веке опровергаемые наукой религиозные воззрения привели к атеизму и нигилизму, которые вызвали забвение гуманистических принципов и как следствие две мировые войны. Войны подействовали отрезвляюще, и была объявлена свобода вероисповедания. Создание атомного оружия повлияло на массовую психологию людей, низводя их до уровня животных. Этим можно объяснить сексуальную революцию на Западе, когда в случае угрозы уничтожения биологического вида срабатывает закон размножений. Чтобы обезопасить себя страны начинают ядерные разработки, и атомное оружие расползается по всему миру. Мир начинает балансировать на грани ядерной войны. Любой незначительный конфликт мог привести к глобальной катастрофе. Противостояние двух систем капитализма и социализма вызвало гонку вооружений. Милитаризация проникает в сферу космоса. Если первые космические полеты носили представительский и научный характер, то затем начинается программа вооружения космоса СОИ. Происходит глобальная слежка и главным оружием становится информация. Односторонняя информация начинает исполнять роль зомбирования населения, превращая людей в животное стадо, выкрикивающее простые примитивные речевки. Первые практические результаты зомбирования населения были проведены в 20-30-е годы ХХ века в Италии, Германии и СССР в условиях авторитарных режимов. В 50-е годы массовый психоз охватывает США и вызывает «охоту на ведьм», во время которой один из американских генералов выскочил из этажа многоэтажки с криком: «Русские танки идут!». Карибский кризис 1962 года впервые поставил весь мир на грань уничтожения. Осознание глобальной катастрофы мировыми лидерами США и СССР приводит к разрядке международной напряженности. Впервые между странами – лидерами заключаются договора: мораторий на испытание ядерного оружия (1963); об ограничении стратегических вооружений (ОСВ–1 (1972) и ОСВ-2 (1979)); сокращения ракет среднего радиуса действия (1987). После Хельсинского соглашения 1979 года весь мир вздохнул с облегчением. В период перестройки М.С. Горбачева начались односторонние уступки Западу, что в международной политике всегда рассматривается как признак слабости. Наивность команды М.С. Горбачева поражает своей наивностью и дилетантством в международной политике, когда без каких либо письменных договоренностей, а только по устному соглашению, советские войска выводились из Восточной Европы, а НАТО «обещало» не вводить свои войска в Восточную Европу.
Особый вопрос о Германии. Германия в ходе мировых войн теряла не только жизненное пространство (колонии), но и государственное пространство. После окончания первой мировой войны Германия потеряла часть Пруссии, которая перешла к Польше, обеспечивая вновь образованной стране, выход к Балтийскому морю. Данциг (современный Гданьск) приобретал статус вольного города. Поляки сами пошли на обострение конфликта с Германией, заняв Вестерплятте, где разместили склады с оружием. Для униженной Версальским договором страны это событие стало прямым вызовом к открытому конфликту, который разразился 1 сентября 1939 года. После окончания второй мировой войны И.В. Сталин настоял на том, чтобы угроза войны никогда не исходила с территории Германии разделить Пруссию между Польшей и Советским Союзом. Причем Польше доставалась большая часть Пруссии, а СССР столица Пруссии Кенигсберг (современный Калининград) с прилегающей территорией. Незамерзающий порт на Балтийском море позволял с помощью флота контролировать прибалтийские государства. В 1949 году обострение отношений между США и СССР привели к расколу государственного единства Германии на ГДР и ФРГ. Столица Германии Берлин сначала был поделен на советскую зону оккупации и Бизонию (зона оккупации США и Великобританией) превратившейся позднее в Тризонию (зона оккупации США, Великобритании и Франции). По плану Маршалла США оказывала финансовую помощь европейским государствам под одним требованием убрать коммунистов из структур власти. Если И.В. Сталин в 1943 году ликвидировал Коммунистический Интернационал (Сталинская концепция «братства» народов была противоположна концепции Коминтерна «смешения» народов), созданный еще при непосредственном участии В.И. Ульянова-Ленина в 1919 году, то решительный сокрушительный удар коммунистическому движению в Европе нанес Н.С. Хрущев на ХХ съезде КПСС с докладом «О культе личности Сталина». Коммунисты начинают приравниваться к национал-социалистам гитлеровской Германии и теряют свой авторитет. Антикоммунистическая истерия набирает оборот. В Венгрии, которая сражалась на стороне Германии до последней возможности, в 1956 году вспыхивает восстание и начинается физическое уничтожение коммунистов и всех сочувствующих им. Политика перестройки М.С. Горбачева, не только дала возможность Германии объединиться, но и заявить свои претензии на лидерство в Европе. Именно Германия поддержала варварские бомбардировки Югославии американским воздушным флотом, и способствовала распаду страны, получив за это доступ к железным рудникам. Германия поучаствовала в расчленении Чехословакии, на промышленно развитую Чехию и сельскохозяйственную Словакию, которые в тандеме представляли самодостаточное государство. При создании Евросоюза Германия настолько окрепла, что настояла на замене названия европейской валюты с «экю» на «евро». Германии выгодно из геополитических соображений дробление славянских государств для того, чтобы в будущем постепенно прибирать их к своим рукам. В этом случае политика США совпадает с политикой Германии. Поэтому неудивительно активное участие не только США, но и Германии в поддержке украинской националистической хунты.
Украина становится ареной возрождения национал-социализма бандеровского толка в славянских государствах. Первые фашистские славянские государства Хорватия и Словакия были разгромлены в ходе второй мировой войны. Опять как во время нашествия Бонапарта и фашистов Гитлера Европа вновь единым фронтом выступает против России. Видно история ничему Европу так и не научила. Здесь широко проявляется консциентальное оружие поражающее сознание и разрушающее менталитет противника [7. С.6]. Украинский синдром если его не прекратить в самом зародыше может стать дестабилизирующим фактором в Европе. Размещение военных баз НАТО в Прибалтике и в Украине угрожает мировой цивилизации сорваться в пропасть мировой войны. Возвращение Крыма Российской Федерации знаменует переход к активной внешней политике в отстаивании национальных интересов России. Что дает Крым России? Контроль над Черным морем и сохранение добрососедских отношений с государствами Кавказа и Турцией. Россия и Турция являются чисто евразийскими государствами. Союз между ними сулил бы большие выгоды обоим государствам в регулировании процессов протекающих на Ближнем Востоке.
Эпоха глобализации привела не только к созданию Евросоюза, но и усилила центробежные течения в азиатском регионе. В настоящее время существенную угрозу миру представляет радикальный исламизм.
Ислам, как религиозное течение возник в VII веке и нашел приверженцев среди кочевников арабов. Сила веры выражалась в каждодневной пятикратной молитве и содержании жесткого поста. В условиях пустыни, когда каждая капля воды на вес золота перед молитвой необходимо было совершить омовение, чтобы предстать перед Богом с чистыми мыслями и чистым телом. При острейшей нехватки воды в условиях пустыни, в крайнем случае, разрешалось совершать омовение песком. Чалма на случай смерти мусульманина в пути становилась похоронным саваном. Богатые мусульмане могли позволить себе большую чалму являвшуюся символом богатства и власти, а бедняки короткой повязкой, чтобы закрыть хотя бы лицо. Похоронить мусульманина было необходимо до захода солнца, пока злые духи не имеют достаточной силы, чтобы завладеть душой человека. Хоронят мусульманина в полулежащем положении, чтобы во время конца света, когда весь мир перевернется, мусульманин оказался лицом к Богу, а не спиной. После покидания тела душа могла вселиться в изображение живого существа и поэтому в исламском искусстве преобладает растительный орнамент. Изображение животных и человека в исламской традиции запрещено.
Священной книгой мусульман является Коран (араб. «чтение») состоящий из 114 сур (глав) составленных на основе священных преданий - хадисов. Сунна представляет собой сборник высказываний пророка Мухаммеда при решении различных жизненных ситуаций. Большинство мусульман исповедуют ислам суннитского толка. В нашей стране к мусульманам – суннитам относятся народы Поволжья, Причерноморья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.
Мусульманство шиитского толка возникло при двоюродном брате и зяте пророка Мухаммеда - Али, который был убит в ходе гражданской войны разгоревшейся в арабском халифате после смерти последних прямых наследников по мужской линии от пророка Мухаммеда. Арабское слово «шия» означает «партия». Сторонники Али закрепились в Иране, Ираке и Азербайджане (ранее называлась страна Албания). Мусульмане – шииты признают законными преемниками пророка Мухаммеда его сородичей - имамов, а не захвативших власть в мусульманской общине «умме», халифов. Поэтому шииты не признают сунну, составленную при первых халифах Абу-Бекре, Омаре, Османе и состоящую из преданий о пророке. После гибели Али было 11 имамов, его потомков, а 12 имам в IX веке таинственно исчез и по преданию он явится в конце света, как «махди» (араб. «спаситель мира»). Шиизм распространен в основном в Иране (прародине ариев), Ираке, Азербайджане и локально в Ливане, Йемене, Бахрейне, горной части Таджикистана (Бадахшан) и в Афганистане (хазарейцы).
В шиизме выделяется направление «суфизма» (араб. «шерсть»), исповедующее мистическое слияние с богом и придающее особое значение именам Бога в Коране. Как следствие были образованы ордена дервишей во главе с шейхами или ишанами. Послушниками у ишанов были ученики мюриды. Дервиши широко использовали в практике пляски «зикры» и мистические возгласы «ху». Полюбоваться на эти пляски часто приезжают туристы из разных стран.
В VIII веке в Афганистане сформировалась мусульманское течение шиитов исмаилитов от имени библейского Исмаила. Идеология исмаилитов быстро распространилась по Передней Азии. Стимулировали развитие ислама в Азии крестовые походы Западной Европы, когда из течения исмаилитов выделилась секта «хашишиунов» названных европейцами «ассасинами» (фр. «убийцами») исповедавшими мистицизм и борьбу против «неверных». В XI веке от исмаилитов отделились последователи халифа Хакима Исмаила ад Дарази, которые под названием «друзы» населили Ливан [8. С.520-531].
В XVIII веке возникает суннитская идеология ваххабизма, направленная против турецкого господства на Аравийском полуострове. Ваххабизм салафизм (от арабского «ас-салаф ас-салих» - «праведные предки») выступает за «чистый» ислам, т.е. за буквальное толкование Корана и сунны пророка. Слово «чистый» часто подкупает молодых несведущих в теологии мусульман, которым нужны краткие и понятные формулировки. Вместо слова «чистый» СМИ могли бы использовать «первоначальный» и тем самым могли сбить привлекательность этого религиозного течения. Прародитель идеологии ваххабизма Мухаммед ибн Абдул-Ваххаби ат-Тамими родился в 1703 году в городе аль Уйейна в области Неджд в центральной части Аравийского полуострова. Его идеология получила поддержку в период борьбы арабов с Османской империей. Светская власть арабского эмира Мухаммеда ибн Сауда (1747-1765) использовала новую идеологию в своих целях по захвату Аравийского полуострова. Ваххабизм стал официальной государственной религией нового государства Саудовской Аравии. Скончался Мухаммед ибн Абдул-Ваххаби ат-Тамими в 1787 году, пережив саудовского короля на 22 года.
Ваххабиты не признают национальных обрядов, традиций, культа святых, почитания святых мест, культа предков и дервишества. Последователей ваххабизма в мусульманском мире называют «муваххидун» (единобожники).
Главными составляющими в идеологии ваххабизма являются положения такфир и джихад.
Такфир базируется на куфр, т.е. обвинении мусульман в неверии, что позволяет любого мусульманина - противника ваххабизма, объявить неверным и призвать к его уничтожению.
Джихад в исламе имеет два толкования. Первое толкование понимает джихад как вооруженную борьбу за отстаивание ценностей ислама. Второе толкование – созидательный труд и постоянное самосовершенствование верующего мусульманина. В мусульманском мире различают большой и малый джихад. Под малым джихадом в традиционном исламе понимается оборонительная война. Под большим джихадом подразумевается постоянная духовная работа мусульманина над собой [4. С.488-496].
Опасность ваххабизма заключается в том, что в период социально-экономических и политических кризисов происходит разочарование молодежи в традиционных ценностях, на которых были воспитаны их родители. Начинается свойственный молодежи поиск новых ценностей позволяющих преодолеть трудные времена. Не случайно после окончания Афганской войны 1979-1989 годов получило развитие мусульманское движение «Талибан». После уничтожения режимов С. Хуссейна и М. Каддафи в Ираке и Ливии разразился настоящий политический кризис, приведший радикальных исламистов к возможности возрождения в XXI веке средневекового Арабского халифата. На Востоке идет настоящая религиозная война. Христиане сирийцы практически вытеснены с Ближнего Востока. Одна за другой следуют казни европейцев христиан европейцами мусульманами, родившимися и выросшими в Европе, а не на Востоке. Европейская теория создания мультикультурного общества терпит сокрушительный крах. Вместо вливания мигрантов в европейскую культуру, происходит формирование религиозных и этнических анклавов устанавливающих свои порядки на «чужой» территории. Это уже вызывает нерегулируемые всплески национализма в Европе. Любая свобода должна иметь морально-этические рамки, выход за которые грозит уничтожением самому обществу. Разрушение гендерных отношений и приоритет гомосексуализма в Европе уничтожают наиболее активную мужскую часть населения, превращая ее в неспособную для защиты национальных интересов форму.
Межэтнические конфликты имеют территориальную форму в рамках государственных границ. Часто межэтнические конфликты приобретают социальный и расовый характер.
Социальный характер межэтнические конфликты имеют, когда государствообразующая нация начинает жить хуже, чем некоренные народы. Антисемитизм национал-социалистской Германии объясняется именно социальным фактором, когда Версальская система, запрещая развитие тяжелой промышленности, большинство немецкого населения обрекала на безработицу и резкое снижение жизненного уровня. Большинство немцев работало в тяжелой промышленности выведенной после окончания первой мировой войны за пределы Германии. Потеря Эльзаса и Лотарингии, до сих пор покрывающие потребности Европы в металлических рудах, лишило германскую промышленность ресурсов. Как результат всплеск немецкого национализма против евреев занятых в сфере легкой промышленности. Часть евреев состояла в коммунистической партии, а коммунисты были основными противниками национал-социалистской идеологии. После разгрома коммунистической партии Германии КПГ наблюдался переход немцев коммунистов на сторону национал-социалистской партии. Поэтому вне подозрений у немцев находился легендарный советский разведчик Рихард Зорге, участник Гамбургского восстания 1923 года, работавший в Японии германским журналистом.
Любой социально-экономический кризис становится питательной средой для всплеска национализма в той или иной форме. Пассивный национализм выражается в протестных мероприятиях: это голосование на выборах за представителей своей нации; общение с людьми только на своем родном языке; поддержка моральная и финансовая национальных движений и партий и т.д. Здесь огромную роль играет национальная интеллигенция, регулирующая и контролирующая направление национального движения в мирное или агрессивное русло.
Активная форма национализма проявляется в радикализации национальных партий и движений. Радикальный национализм не терпит оппонентов. Во время войны он представлен коллаборационистским движением, направленным против государства с претензией на создание собственного национально-государственного устройства и оказанием помощи иноземным захватчикам. В мирное время это стремление к сепаратизму и приобретения статуса государства.
Это наглядно показывают события в Украине, когда удаляются из Верховной рады не только отдельные депутаты, но и целые партии, представляющие иную точку зрения. Не согласные с профашистской бандеровской хунтой заявляют либо о выходе из состава Украины и присоединения к Российской Федерации как Крым, либо пытаются создать собственные независимые республики, оставаясь в территориальных границах Украины.
Социальный фактор влияет и на расовый характер межэтнических конфликтов. Вырабатываются социально-национальные стереотипы. Расовый характер межэтнические конфликты приобретают в результате миграционных процессов, когда автоматически срабатывает механизм самосохранения нации, базирующийся на принципе «моя территория, мой народ, мой язык». Европейская теория мультикультурного общества в XXI веке потерпела сокрушительный крах. Вместо мультикультурного общества на пространствах Европы образовались иноэтнические и конфессиональные анклавы, предпочитающие жить за счет коренного населения, одновременно сохраняя свои культурные особенности. Как следствие проявление экстремизма как с одной, так и с противоположной стороны. Миграционная составляющая меняет облик традиционных государств. В европейских христианских государствах появляются мечети и другие культовые сооружения, в то время как на Востоке разрушаются и уничтожаются христианские храмы. Если человечество движется по пути свободы и демократии тогда почему происходит подобное? Отсюда можно сделать вывод, что толерантность как главная составляющая европейской цивилизации сохраняется, пока имеет силу государствообразующая нация [6]. Как только она начнет показывать признаки слабости перед мигрантами толерантности как чуждой им культурной формации придет конец. Вместе с государствообразующей нацией будет сметена и управляющая элита. Арнольд Тойнби утверждал, что национальная элита отвечает на вызовы действительности, если ответ соответствует, то цивилизация продолжает существовать, если нет, то вместе с элитой погибает и цивилизация.
Особенностью российской цивилизации является ее многонациональный состав и наличие огромного жизненного пространства в виде территорий Сибири и Дальнего Востока. Россия в отличие от государств Европы имеет две государствообразующие составляющие русскую и тюркскую выражающуюся в своеобразном российском менталитете. Своеобразными чертами русского народа являются:
- построение межнационального государства;
- самостоятельное мышление;
- своеобразность индивидуализма, когда единство достигается внутренним взаимопониманием исполнителей (понимание с полуслова);
- коллективизм с умственной и духовной дифференциацией;
- взаимопомощь и солидарность перед лицом внешних сил;
- общинность (дружба);
- самозамкнутость (идентичность) на своих и терпимость на чужих территориях;
- свободолюбивость;
- однородность культуры;
- бескорыстный поиск правды (справедливости) и скепсис к посюсторонней правде (чиновникам, судебной системе и т.д.);
- самокритичность;
- великодушие и сострадательность [7. С.63-67].
Российский менталитет формировался в условиях влияния византийского (греческого) православного христианства, угро-финского созерцания и тюркской удали. В период формирования русской народности из славянских племен, мигрировавших из Центральной Европы от аварского засилья в VII-VIII веках в волховско - днепровский регион, воспринимается угро-финская созерцательность природы. В эпоху христианизации Руси происходит формирование русской идентичности. Тюркский фактор влиял на Русь с момента возникновения, но особую значимость приобретает в XV-XVI веках, когда усвоившая менталитет тюрков русская государственность начинает приобретать наднациональный характер, превращаясь из Руси в Россию. В период просвещенного абсолютизма российская империя формирует надконфессиональный характер взаимоотношений наций и становится государством, где начинают мирно уживаться мировые религии православие, мусульманство, буддизм. В пределах российского государства нации и народности научились уживаться друг с другом, уважать обычаи и традиции, вырабатывать и усваивать общие ценности. Сейчас происходит формирование нового общественного строя базирующегося на демократических свободах, правах и обязанностях «гражданина мира», когда каждая национальность, конфессия смогут войти в межнациональное и межконфессиональное мировое правительство для регулирования социально-экономических процессов и решения проблем, имеющих глобальный характер. Грядет кардинальное изменение всей системы мировых отношений. Сохранятся национальные и конфессиональные отличия? Да! Они потеряют региональные отличия и высшей ценностью нарождающейся технократии будет интеллект, а не национальная или конфессиональная принадлежность.
Список использованных источников
- Белл Даниел. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 944 с.
- Бодрийяр Жан. Общество потребления. - М.: Республика, 2006. - 179 с.
- Воронов К. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы//Мировая экономика и международные отношения, 2007. - №1. – 128 с.
- Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка). – М.: Издательство «Экономика», 2007. – 751 с.
- Кастельс Мануэль. Галактика Интернет. - Екатеринбург.: У-Фактория (при участии Гуманитарного университета), 2004. - 328 с.
- Путин Владимир. Россия: национальный вопрос//Независимая газета 23.01.2012.
- Русская Доктрина (Сергиевский проект)/Под ред. А.Б. Кобякова., В.В. Аверьянова. – М.: Яуза-пресс, 2008. – 864 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1976. – 575 с.
- Уэбстер Фрэнк. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
Предупреждение межэтнических противоречий – в этнокультурном подходе преподавания географии в школе
В статье показана роль географических знаний в предотвращении межэтнических конфликтов...
Статья «Исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии»
Рассматривая исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии, необходимо сделать акцент на предмете естествознание и предмете ботаники, так как е...
Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект
В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся....
«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)
История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...
Сборник "Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы", Иркутск, 2019 г. "Формирование толерантности и основ культуры межэтнического и межконфессионального общения"
В Приангарье проживают представители более 150 национальностей, поэтому проблема толерантности, т.е. терпимости к иному мировоззрению образу жизни, поведению и обычаям, актуальна. Как научить подраста...
Открытый урок на тему "Социальные конфликты. Межэтнические и межнациональные конфликты"
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни...