Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс по учебнику Вигасин А.А. (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_k.docx | 80.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира предназначена для изучения истории в 5 классе. Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г.
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кватчинская СОШ».
Цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курса «История Древнего мира»:
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Используемый учебно-методический комплект:
- Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свентицкая. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2013.
- Поурочное тематическое планирование курса всеобщей истории для 5-9 классов. История Древнего мира 5 класс. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011
Общая характеристика учебного курса.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Личностно - деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Место предмета в учебном плане:
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
При реализации программы используется педагогические технологии: проектная технология, технология развития критического мышления, ИКТ-технологии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Содержание учебного предмета
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся, получают представление об истории как научной дисциплине, впервые узнают о далеком прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, присваивают УУД в соответствии с ФГОС.
Курс истории 5-го класса – важное звено исторического образования и развития школьников. Он складывается из следующих содержательных компонентов: Первобытное общество, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим.
Раздел «Первобытное общество» (7 часов) призван способствовать приобретению знаний об исторических источниках и фактах, о жизни первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Он служит базой для всего дальнейшего изучения истории.
Раздел «Древний Восток» (20 часов) нацелен на формирование представлений о соседской общине, переходе от собирательства к земледелию и скотоводству, развитии ремесла, зарождении неравенства и знаний. Знакомит школьников с жизнью людей в Древнем Египте, Передней Азии, Индии и Китае.
Раздел «Древняя Греция» (21 час) позволяет расширить систему сведений о природных условиях Древней Греции, населении, его занятиях и древнейших государствах (Крит, Микены).
Раздел «Древний Рим» (19 часов) призван способствовать приобретению знаний об природных условиях и населении древней Италии. Возникновение Римской республики. Падение Западной Римской империи.
Направления проектной деятельности учащихся:
- Путешествие к древнему человеку.
- Наследие Древней Греции.
- В поисках динозавров.
- Откуда берутся мифы?
- Животные в мифах и легендах.
- Традиции чаепития.
- Изобретения и открытия первобытных людей.
- Древнейшие виды письменности.
- Древняя культура Китая.
- Религии мира.
- Мудрецы древности о правилах поведения.
- Устройство древних государств.
- Зрелища, возникшие в древности.
- Знаменитые сооружения и постройки древности.
- Олимпийские игры: история и современность.
- Искусство первобытных людей.
- Чудеса света.
- Река – источник жизни.
- Счет лет в истории.
- Вечный город.
- Афинский театр.
- Александр Македонский.
- Боги Древнего Египта.
- Боги Древнего Рима.
- Рабство в древнем мире.
- Литература Древнего мира.
Учебно-тематический план. 5 класс
№ | Раздел | Количество часов | Теория | Практика | Контроль |
Введение | 1 | 1 | - | - | |
1 | Жизнь первобытных людей | 7 | 5 | 2 | Тестирование |
2 | Древний Восток | 20 | 15 | 5 | Контрольная работа |
3 | Древняя Греция | 21 | 16 | 5 | Контрольная работа |
4 | Древний Рим | 19 | 15 | 4 | Контрольная работа |
Итого | 68 | 52 | 16 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
№ | Название раздела, тема урока | Содержание образования | Планируемый предметный результат | Планируемая деятельность (метапредметные, личностные результаты) | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||||
1 | Введение во всеобщую историю | Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Выполнение работы по предъявленному алгоритму - участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений. Освоение правил поведения на уроке. | Индивидуальная работа. Работа с картой, терминами. | 1.09 | 1.09 |
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов) | |||||||
2 | Древнейшие люди | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Грамотно строить устный ответ на основе полученных знаний; выделять черты сходства и отличия двух объектов; кратко излагать суть прочитанного текста. Умение слушать учителя и одноклассников; высказываться в свое время и по теме. | Работа с текстом, с иллюстрациями. Составление рассказа по иллюстрациям. | 3.09 | 3.09 |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. | Умение находить в тексте нужную информацию; выявлять признаки указанного объекта или явления; умение строить устный ответ ответственное отношение к учению; - осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Работа с текстом, с картой. | 8.09 | 8.09 |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. | Умение давать характеристики объектам или явлениям; выявлять причинно-следственные связи; - умение строить устный ответ. - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога; - осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию -навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | 10.09 | 10.09 |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Выявлять причинно-следственные связи; умение строить устный ответ. Овладение навыками. внимательного отношения к одноклассникам. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 15.09 | 15.09 |
6 | Появление неравенства и знати | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Овладение навыками сравнения; умение грамотно строить устный ответ. Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам. | Самостоятельная работа с учебником. | 17.09 | 17.09 |
7 | Счет лет в истории | Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | Выполнять задания на основе заданного алгоритма; составлять собственные задания по предложенному образцу. Овладение навыками индивидуальной работы. | Работа с текстом, лентой времени, решение задач. | 22.09 | 22.09 |
8 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» | Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов. | Умение анализировать, сравнивать, находить лишнее в ряду однородных понятий. Получение опыта совместной работы. | Самостоятельная работа. | 24.09 | 29.09 |
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов) | |||||||
9 | Государство на берегах Нила | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Установление причинно-следственных связей; умение строить устный ответ; навыки конспективной записи материала. Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 29.01 | 1.10 |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | Умение фиксировать информацию в виде схемы; навыки работы с текстом; умение грамотно строить устный ответ. Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | 1.10 | 6.10 |
11 | Жизнь египетского вельможи | Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | Умение составлять план рассказа; - мотивация учебной деятельности; - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 6.10 | 8.10 |
12 | Военные походы фараонов | Военные походы. Рабы. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Умение фиксировать информацию в виде схемы; умение грамотно строить устный ответ; умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления. Получение навыков сотрудничества и вежливого отношения к оппоненту. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 8.10 | |
13 | Религия древних египтян | Религиозные верования египтян. Жрецы. | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Умение фиксировать информацию в виде таблицы; навыки получения информации из специфического источника; анализ полученной информации, умение делать выводы. Получение навыков индивидуальной работы ответственное отношение к учению; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | 13.10 | |
14 | Искусство древних египтян | Храмы и пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Умение грамотно строить устный ответ; описывать изображение. Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; интерес и уважение к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 15.10 | |
15 | Письменность и знания древних египтян | Познания древних египтян. Письменность. | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; интерес и уважение к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 20.10 | |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия. Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами. | Самостоятельная работа. | 22.10 | |
17 | Древнее Двуречье | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Овладение навыками сравнения. Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 3.11 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Умение характеризовать объекты и явления. Овладение навыками индивидуальной работы. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 5.11 | |
19 | Финикийские мореплаватели | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Овладение навыками сравнения; умение грамотно строить устный ответ. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 10.11 | |
20 | Библейские сказания | Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | Овладение навыками сравнения; умение активно применять уже полученные знания в новой ситуации. Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | 12.11 | |
21 | Древнееврейское царство | Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | Способность организовывать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Овладение навыками совместной работы: - осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 17.11 | |
22 | Ассирийская держава | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. | Овладение навыками анализа и сравнения; умение грамотно строить устный ответ умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр-примеры; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 19.11 | |
23 | Персидская держава «царя царей» | Персидская держава: военные походы, управление империей. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях | Активное применение полученных знаний в измененной ситуации; умение грамотно строить устный ответ; навыки анализа текста. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 24.11 | |
24 | Природа и люди Древней Индии | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Способность представлять результат своей деятельности в форме сообщений. Овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | 26.11 | |
25 | Индийские касты | Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев | Активное применение полученных знаний в измененной ситуации; умение грамотно строить устный ответ; навыки анализа текста. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений ответственное отношение к учению; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 1.12 | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | Способность представлять результат своей деятельности в форме сообщений. Овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 3.12 | |
27 | Первый властелин единого Китая | Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | Способность представлять результат своей деятельности в форме сообщений. Овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 8.12 | |
28 | Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток». | Древний Восток: понятие. Карта древнего мира. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. | Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия. Получение опыта совместной работы. | Самостоятельная работа | 10.12 | |
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час) | |||||||
29 | Греки и критяне | Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | Применение полученных знаний для анализа источника . - мотивация учебной деятельности; - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 15.12 | |
30 | Микены и Троя | Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | Умение составлять конспект по тексту параграфа; навыки анализа и сравнения; навык участия в обсуждении проблемной учебной ситуации. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | 17.12 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | «Илиада» и «Одиссея». | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | Активное применение уже полученных знаний в измененной ситуации Освоение гуманистических ценностей, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 22.12 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | «Илиада» и «Одиссея». | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | Приобретение навыков синтеза; активное применение уже имеющихся знаний. Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | 24.12 | |
33 | Религия древних греков | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». | Способность решать поставленные проблемы и искать пути для их решения Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | 29.12 | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
35 | Зарождение демократии в Афинах | Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | Умение сравнивать; умение делать выводы. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
36 | Древняя Спарта | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев | Умение применять полученные знания в новой ситуации Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Великая греческая колонизация. | Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. | Поиск и систематизация информации; умение представлять результаты своей деятельности в виде сообщения. Приобретение навыков определения собственной позиции. | Работа с текстом, картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
38 | Олимпийские игры в древности | Спортивные состязания; Олимпийские игры. | Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени | Умение анализировать и делать выводы. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | Активное применение имеющихся знаний в новой ситуации.Умение ценить и понимать чужой вклад в общечеловеческую культуру. | Работа с текстом, картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Навыки составления конспекта по тексту учебника. Умение ценить и понимать чужой вклад в общечеловеческую культуру. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | Умение анализировать и делать выводы. Умение ценить и понимать чужой вклад в общечеловеческую культуру. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
42 | В городе богини Афины | Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | Способность организовывать и регулировать свою деятельность. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
43 | В афинских школах и гимнасиях | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Способность организовывать и регулировать свою деятельность. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
44 | В театре Диониса | Культура Древней Греции. Театр. | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. | Навыки составления плана. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; овладение навыками уважительного отношения к одноклассникам. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
45 | Афинская демократия при Перикле | Афинская демократия при Перикле. | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. | Использование современных источников информации; умение представлять результаты своей работы в форме эссе. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | Способность организовывать и регулировать свою деятельность. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. | Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. | Навыки составления плана Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; овладение навыками уважительного отношения к одноклассникам. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
48 | В Александрии Египетской | Культура эллинистического мира. | Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | Использование современных источников информации; умение представлять результаты своей работы в форме эссе. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
49 | Контрольная работа №2 «Древняя Греция» | Античный мир: понятие. Карта античного мира. | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия. Получение опыта совместной работы. | Самостоятельная работа. | ||
РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЙ РИМ (19 часов) | |||||||
50 | Древнейший Рим | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиа ресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
51 | Завоевание Римом Италии | Завоевание Римом Италии. | Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э. | Навык фиксирования информации в виде схемы. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
52 | Устройство Римской республики | Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | Умение определять проблему, искать пути решения и решать. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работа с текстом. Составление рассказа. | ||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Умение фиксировать информацию в виде схемы. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | Установление господства Рима в Средиземноморье. | Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. | Выявление причинно-следственных связей, умение делать выводы. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
55 | Рабство в Древнем Риме | Рабство в Древнем Риме. | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | Способность организовывать и регулировать свою деятельность. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; уважительное отношение к правам и свободам человека. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | Реформы Гракхов. | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян. | Умение формулировать и обосновывать выводы. -ответственное отношение к учению; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Работа с текстом. Составление рассказа. | ||
57 | Восстание Спартака | Рабство в Древнем Риме. | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака». | Получение навыков сравнения, умение делать выводы, определять причинно-следственные связи. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
58 | Единовластие Цезаря | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. | Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. | Умение формулировать и обосновывать выводы. - мотивация учебной деятельности; - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по теме. | ||
59 | Установление империи | Установление императорской власти; Октавиан Август. | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. | Способность организовывать и регулировать свою деятельность. Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях. | Работа с текстом. Составление рассказа по теме. | ||
60 | Соседи Римской Империи | Римская империя: территория, управление. | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Активное применение уже имеющихся знаний; навыки сравнения. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
61 | Рим при императоре Нероне | Римская империя: территория, управление. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | Умение оценивать и сопоставлять. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторических персонажей. | Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами. | ||
62 | Первые христиане и их учение | Возникновение и распространение христианства. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | Активное применение знаний при работе с интернетом и дополнительной литературой. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
63 | Расцвет Римской империи во II в. | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность. | Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам. | Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
64 | «Вечный город» и его жители | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. | Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. | Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы; выдвигать гипотезы. Умение приводить примеры; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Работа с картой, беседа, работа над терминами. | ||
65 | Римская империя при Константине | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия. Получение опыта совместной работы ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
66 | Взятие Рима варварами, Восточная Римская империя | Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Восточная Римская империя | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. Знать собрание законов Юстиниана. | Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия. Получение опыта совместной работы ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Работа с текстом, картой. Составление рассказа по иллюстрациям. | ||
67 | Контрольная работа №3 «Древний мир» | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. | Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия. Получение опыта совместной работы. | Самостоятельная работа. | ||
68 | Семь чудес света. Защита проектов. | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. | Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия. Получение опыта совместной работы. | Заполнение таблицы, работа с картой. Составление рассказа. |
Описание материально-технического обеспечения
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.
7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.
8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.
9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
13. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
14. Кун Н.А. Олимпийские боги. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014.
15. Кун Н.А. Боги, дети богов. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014.
16. Кун Н.А. Персей и Геракл. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014.
Атласы:
- Атлас. История древнего мира с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2015.
Контурные карты:
- Контурные карты. История Древнего мира. 5кл. – М.: Дрофа, 2015.
- Настенные карты:
- Древние государства мира.
- Рост территории государств в древности.
- Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
- Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в.н. э.).
- Древняя Греция (до середины Ув. до н. э.).
- Древняя Греция (Ув. до н. э.).
- Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
- Древняя Италия.
- Рост Римского государства в период республики и империи.
- Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
- Римская республика в 111—1 вв. до н. э.
- Римская империя в I— III вв. н. э.
- Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса истории 5 класса выпускник научится:
в сфере предметных результатов
- работать с учебным историческим текстом (извлекать необходимую информацию);
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
в сфере метапредметных результатов:
- анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков;
- строить логическую цепочку рассуждений;
- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
в сфере личностных результатов
- ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- оценивать личностную значимость тех или иных учебных исторических заданий;
- контролировать процесс и результат учебной исторической деятельности.
Получат возможность научиться:
в сфере предметных результатов
- анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов;
- выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и схем;
- давать характеристику общественного строя древних государств научиться видеть историческую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- научиться самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных исторических проблем;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории;
- научится планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в сфере личностных результатов
- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- проявить креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- научиться выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Контрольно-измерительные материалы
№ | Тема | Формы контроля | Литература |
1 | Входное тестирование по истории | Тестирование | |
2 | Жизнь первобытных людей | Тестирование | К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011 |
3 | Древний Восток | Контрольная работа | К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011 |
4 | Древняя Греция | Контрольная работа | К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011 |
5 | Древний мир | Контрольная работа | К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011 |
Критерии оценивания.
За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа).
Если ученик правильно отвечает на 50-70% вопросов, то получает оценку «3», 70-90 % правильных ответов – «4», 90-100 % правильных ответов – «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...