Юный исследователь
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа исторического кружка "Юный исследователь". 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/И.В.Вакуленко Протокол №________ От « »____________2015г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/ « »______________2015г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1» _____________/Т.Н.Зуева « »_____________2015г. |
Рабочая программа кружка
«Юный исследователь»
Пономаренко Анжелики Николаевны учителя истории и обществознания
МОУ «СОШ №1»
на 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
Приоритетным направлением ФГОС ООО является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику. Одним из видов такой деятельности является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической , но обязательно личностно-значимой проблемы. Этот результат называется «проект», что в переводе означает замысел, план, в более широком смысле под проектом понимается обоснованная, запланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности, самодеятельности школьника, его способности к осознанному познанию нового и решению жизненных проблем.
Цель программы «Юный исследователь»: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
Задачи программы:
1.Углублять и расширять знания по всемирной истории и истории своей страны;
2.Способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности;
3.Совершенствовать творческие способности личности;
4.Воспитывать у учащихся патриотические и нравственные
ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа рассчитана на то, что поможет:
- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;
- активизировать в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно-сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- рассмотреть принцип связи обучения с жизнью.
Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.
В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер является высокая степень самостоятельности, инициативности учебно-познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательской и творческой деятельности; медпредметная взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Основные направления работы:
-включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами;
-обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;
-оказание практической помощи учащимся в проведении исследовательской работы;
-подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Формы подведения итогов реализация программы: защита проектов, участие в конференциях, олимпиадах и т.д.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.
-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.
-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.
-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.
-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 занятие в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы проектной деятельности (4 часа).
Исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. Типы проектных работ. Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. Тематика индивидуальных проектных и исследовательских работ. Знакомство с правилами выступления и защиты своих работ.
Вспомогательные исторические дисциплины. Работа над проектом « Неизведанные тайны прошлого» (10 часов).
Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика. История развития вспомогательных исторических дисциплин России. Практическое использование вспомогательных исторических дисциплин. Практическая часть: написание рефератов.
Исторические источники и исторические исследования. Работа над проектом «По страницам истории» (12 часов)
Понятие исторический источник, историческое исследование. Виды исторических источников. Работа с различной литературой: энциклопедии, словари, монографии, статьи. Опыт получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения; опыт решения познавательных и практических задач. Практическая часть: написание докладов.
Работа над проектом «История моей семьи в истории страны» (9 часов)
Опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на имеющийся жизненный опыт. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Солидарность, лояльность, толерантность. Происхождение имен и фамилий в семье. Как составить свою родословную. Генеалогическое древо семьи. Участие семьи в событиях истории России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории ;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране.
Метапредметные результаты:
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в форме рефератов и докладов;
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе: | |
Теоретических | Практических | ||
1.Основы проектной деятельности | 4 | 3 | 1 |
2. Вспомогательные исторические дисциплины. Работа над проектом «Неизведанные тайны прошлого» | 10 | 4 | 6 |
3. Исторические источники и исторические исследования. Работа над проектом «По страницам истории» | 12 | 3 | 9 |
4. Работа над проектом «История моей семьи в истории страны » | 9 | 2 | 7 |
Итого: | 35 | 12 | 23 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | Тема занятия | К-во часов | Стандарт/Содержание | Планируемые результаты | |||
план | факт | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||
Основы проектной деятельности (4 часа) | |||||||
Основы проектной деятельности | 1 | Что такое исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. Типы проектных работ. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Участвовать в обсуждении | Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности. | ||
Основы проектной деятельности | 1 | Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. | Уметь составлять план исследования | Участвовать в обсуждении | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | ||
Основы проектной деятельности | 1 | Знакомство с правилами выступления и защиты своих работ. | Уметь составлять план исследования | Участвовать в обсуждении | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | ||
Основы проектной деятельности | 1 | Тематика индивидуальных проектных и исследовательских работ. | Уметь составлять простой план работы . | Работа в малых группах | Освоение гуманистических традиций и ценностей общества | ||
Вспомогательные исторические дисциплины | |||||||
Вспомогательные исторические дисциплины. Палеография. | 1 | Понятие «вспомогательные исторические дисциплины». История развития вспомогательных исторических дисциплин России Письменные источники. Древнегреческий алфавит. | Уметь анализировать письменные источники | Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | ||
Вспомогательные исторические дисциплины. Метрология. Хронология. | 1 | Системы летоисчисления. Метрологические системы. | Уметь решать исторические задачки | Составлять простой план ответа. | Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | ||
Вспомогательные исторические дисциплины. Сфрагистика. Геральдика. Нумизматика | 1 | Печати, гербы, монеты в истории России. Гербы городов России. | Уметь читать легенду печати, монеты, герба | Подтверждать выводы примерами, описывать факты. | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) | ||
Вспомогательные исторические дисциплины. Генеалогия. Ономастика. | 1 | Составление генеалогического древа. История происхождения названий городов России. Выбор тем рефератов. | Составлять генеалогическое древо своей семьи
| Подтверждать выводы примерами, описывать факты. Анализировать и обобщать факты | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | ||
Работа над проектом «Неизведанные тайны прошлого» | 6 | Практическое использование вспомогательных исторических дисциплин. | Написание и защита реферата. | Подтверждать выводы примерами, описывать факты. | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | ||
Исторические источники и исторические исследования. | |||||||
Исторические источники. | 1 | Понятие «исторический источник». Виды исторических источников. | Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия | Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Исторические исследования | 1 | Понятие «исторические исследования». Работа с различной литературой: энциклопедии, словари, монографии, статьи | Уметь работать с различными источниками информации | Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией. | Умение работать с учебной и внешкольной информацией. | ||
Исторические исследования | 1 | Опыт получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения; опыт решения познавательных и практических задач. | Работа с энциклопедиями и словарями | Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Работа над проектом «По страницам истории» | 9 | Выбор тем исследований. Написание и защита докладов. | Написание и защита доклада | Работать в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
Работа над проектом «История моей семьи в истории страны» | |||||||
Работа над проектом «История моей семьи в истории страны» | 2 | Выбор тем исследований. Работа с различной литературой и источниками | Защита исследовательской работы | Участвовать в обсуждении | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | ||
Работа над проектом «История моей семьи в истории страны» | 6 | Написание и защита исследовательских работ | Написание и защита исследовательских работ. Опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на имеющийся жизненный опыт. Человек и его ближайшее окружение. Происхождение имен и фамилий в семье. Как составить свою родословную. Генеалогическое древо семьи. Участие семьи в событиях истории России. | Устанавливать связи между событиями | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | ||
Итоговое занятие. | 1 | Защита исследовательских работ. Подведение итогов. | Защита исследовательской работы | Участвовать в обсуждении | Формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Ведина Т.Ф., Лебедева Н.В. Тайны псевдонимов: Словарь для любознательных. М., 2003.
- Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
- Города России. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.М. Лаппо. - М., 1994.
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие./Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения// Директор школы, 1995. — № 6.
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
- Майков А.Н. История. Введение в историю.5 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений . Изд. второе, доработанное. Москва, Изд. центр « Вентана – Граф». 2012 г.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М., 1979.
- http://www.familytree.ru/ru/place.htm
- http://www.familytree.ru/ru/articles/geneologia/index.html
- http://www.genealogie.com
- http://www.history.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь "Юный исследователь"
Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)...
Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории
"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.
Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь
Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь" имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся, вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...

Заседание клуба юных исследователей на тему: «Олимпийские игры» 4 класс.
Тема заседания: «Олимпийские игры»Форма заседания: проблемная конференция по итогам ученического исследования.Цель: дать представления об олимпийских играх, познакомить с их историей, прав...

Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....