Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву «Правовая атака»
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Татьяна Артемьевна Петрова

Проверка знаний в области права, развитие познавательных интересов учащихся; воспитание правосознания и послушания, формирование компетентности; формирование умения общаться в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_ataka.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву

«Правовая атака»

Цели: проверка знаний в области права, развитие познавательных интересов учащихся; воспитание правосознания и послушания, формирование компетентности; формирование умения общаться в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Форма: интеллектуальная игра, тренинг

Оборудование: Конституция РК, кодексы РК, Конвенция и Закон РК о правах ребёнка.

Оформление: высказывания.

  • Самое высшее право и обязанность – быть всегда человеком.

  • Нужно каждому сверять свои поступки с требованиями закона и морали, с интересами других людей.

  • Свобода есть право делать всё, что дозволено законами (Ш. Монтескье)

  • Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон. (О.Бальзак)

Ход мероприятия.

Любое государство, даже самое маленькое, живёт по своим законам, жители должны выполнять эти законы, за нарушение закона грозит наказание. Мы собрались,  чтобы проверить свои знания правовых норм и узнать новое. Эпиграфами нашего мероприятия являются фразы, написанные на доске. Внимательно прочитайте их.

В игре участвуют учащиеся 9-11 классов. 8 класс присутствует в качестве зрителей. Для выбора участников задаются вопросы залу.

Для 9 класса.

1. В каком году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка? (1989)

2. С какого возраста человек имеет право голосовать? (18 лет)

3. При каком хане были составлены законы «Жеты Жаргы»? (Тауке)

4. Какое самое главное право записано в ст.15 Конституции РК? (право на жизнь).

5. Кто в РК является гарантом прав и свобод человека? (Президент)

6. Как называется глава государства в Тюркском каганате? (каган)

Для 10 класса.

  1. С какого возраста человек обладает правами в РК? (с рождения)
  2. С какого возраста разрешается употреблять алкоголь? (21 г)
  3. С какого возраста человек может быть владельцем дома? (с рождения)
  4. С какого возраста гражданин РК может баллотироваться в Президенты? (с 40 л)
  5. Кем назначается Премьер-Министр РК? (Президентом)
  6. Кто в РК является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами? (Президент)

Для 11 класса

  1. В каком возрасте можно вступать в брак? (18 лет)
  2. Название органа, который от имени государства осуществляет высший надзор за единообразным применением законов. (Прокуратура)
  3. Название правил невиновности человека в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет признана судом. (Презумпция невиновности)
  4. С какого возраста человек может быть автором художественного произведения? (любого)
  5. Когда последний раз вносились изменения в Конституцию РК? (2011 г.)
  6. Как называется один из самых древних вокальных жанров – символ государственного единства? (Гимн)

Формируются сборные из 12 человек 3 команды по 4 человека («Великолепные четвёрки»). (тянут жребий, в какую команду попадут). Рассаживаются за квадратные столы.

- Сегодня состоится турнир интеллектуалов.

Наша игра будет состоять из нескольких этапов..

За каждый правильный ответ  команда получает одно очко, если нет, – вторая команда отвечает.

- За игрой будет наблюдать наше жюри в составе учителей.

– Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

- Тишина в зале!

Первый тур.

Разминка

Какая команда быстрее из набора слов составит фразу великого русского писателя А.Радищева.

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (А. Радищев)

Второй тур

Какая команда быстрее и правильнее ответит на 10 вопросов.

1 команда

  1. Закон что дышло… (куда повернёшь, туда и вышло)
  2. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
  3. На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипке)
  4. Событие, лежащее в основе детектива. (преступления)
  5. На него ложится преступник, почуяв опасность. (дно)
  6. Кто такая Фемида? (богиня правосудия по греч. мифологии)
  7. Лицо, обратившееся в суд за защитой. (истец)
  8. Заключение обвиняемого под стражу. (арест)
  9. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. (клевета)
  10. Собирание и проверка доказательств по уголовному делу. (следствие)

2 команда

  1. Сколько верёвочке ни виться…. (всё будет конец)
  2. Королева детектива (Агата Кристи)
  3. Браслеты, не украшающие дам. (наручники)
  4. Метод расследования, которым пользовался Шерлок Холмс. (дедукция)
  5. Письменное официальное извещение с вызовом, приглашением куда-либо. (Повестка)
  6. Международная организация уголовной полиции. (Интерпол)
  7. Тет-а-тет по-полицейски. (допрос)
  8. Карточный ловкач. (шулер)
  9. Преступление, выражающееся в похищении, собирании, передаче сведений, составляющих государственную тайну. (шпионаж)
  10. Что такое «челобитная»? (Прошение)

3 команда

  1. На вору и …(шапка горит)
  2. Лицо, приглашённое для участия в производстве в производстве осмотра, обыска. (понятой)
  3. Миниатюрное подслушивающее устройство. (жучок)
  4. Автор, скрывший своё имя. (Аноним)
  5. Служебная собака с особым чутьём. (ищейка)
  6. Современный детективный сериал «Улицы …» (разбитых фонарей).
  7. Как называют судью в спорте? (арбитр)
  8. Подделка подлинных или составление фальшивых документов. (подлог)
  9. То, что нарушает преступник. (Закон)
  10. Участковый с дикого Запада. (шериф)

Третий тур

 За 2 мин. Перечислить как можно больше прав граждан РК.

Для проверки:

Право на жизнь                                             Достоинство неприкосновенно

Личная свобода                                             Неприкосновенность частной жизни

Свобода совести                                            Защиту чести и достоинства

Свобода слова                                                Право пользования родным языком

Свобода передвижения                                 Право на свободу объединений

Право на труд                                                 Право на отдых

Право на образование                                    Неприкосновенность жилища      

Свобода творчества                                       Право быть собственником

Равенство перед законом                              Свобода предпринимательской деятельности

Право на охрану здоровья                             Избирать и быть избранными

Право участвовать в митингах, демонстр.      Право на доступ к госслужбе

Подводится итог

«Закон о правах ребёнка в РК» дополняет для детей:

Право жить и воспитываться в семье

Право знать, кто является его родителями

Право на общение с обоими родителями и родственниками

Право выражать своё мнение

Право на Фамилию, имя, отчество

Право на определение национальности

Имущественные права

Право на гражданство

Право на медицинскую помощь

Получение среднего образования (Обяз.!)

Четвёртый тур

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» (выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни).

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Пятый тур

Учащиеся 8 класса разыгрывают сценку.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение.

Найти ошибки в поведении членов семьи.

Что забыл ребенок в этой сценке?  (Обязанности)

Самые важные обязанности указаны в Конституции РК.

Обязанность – это определённый круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.


Группам перечислить за 2 мин. Обязанности граждан РК.

Подводятся итоги

Соблюдать законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Уважать государственные символы.

Платить налоги.

Защищать Отечество.

Беречь памятники истории и культуры.

Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Заметим, что прав больше, чем обязанностей.

Государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Вывод: чтобы человек мог осуществлять свои права, необходимо, чтобы окружающие (в том числе и он сам) выполняли обязанности.

Шестой тур.

Ситуация 1

Мальчик растёт в семье, родители воспитывают его, заботятся, выполняют его просьбы. Как ребёнок, достигнув совершеннолетия, обязан относиться к своим родителям? (Конст. РК: Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях)

Ситуация 2

Ученик К. из средней школы разбил в школе окно. Директор вызвал его в кабинет, требуя вставить стекло. Разъясните ситуацию. (ГК РГ)

Ситуация 3.

Учащийся 8 класса Алексей Никитин на деньги, заработанные во время летних каникул, купил магнитофон. Родители стали требовать, чтобы он вернул вещь в магазин. Разъясните ситуацию.(ГК РК)

Ситуация 4.

Саша и Дима, 15 и 18 лет, выпив пива, угнали машину соседа и совершили наезд на пешехода.(УК РК с 14 лет за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах – 3-6 лет л/св., в 18-летний за наезд (неосторожное причинение вреда или причинение смерти по неосторожности, ст.111, 101 УК РК)

Ситуация 5.

В школе раздался телефонный звонок. Женский голос сообщил, что в здании школы заложена бомба. Звонок был зафиксирован и определён номер телефона. Выяснилось, что звонила ученица 7 класса.( с 14 лет заведомо ложное сообщение об акте терроризма ст.242 УК РК, штраф 200-500 мес.расч показателей или  размер з/пл за 2-5 мес, но к работающим. Арест и исправработы – с 16 лет. Это прест-е средней тяжести, поэтому м.б. назначено наказание до № лет л/св.)

Ситуация 6.

Шестнадцатилетний Касым работал на фирме. Вместе с ним аналогичные функции выполнял 25-летний Кайрат. Однажды при получении зарплаты он увидел,, что Кайрату сумма назначена в два раза больше, чем ему. Касым обратился к бухгалтеру, и тот ответил, что Касым несовершеннолетний, ему рано думать о высокой зарплате. Во-вторых, Кайрат – дальний родственник директора. Разъясните ситуацию.

Ситуация 7.

Б. работал в государственном учреждении. Начальник стал предъявлять к нему необоснованные требования по службе. Обращения к своему непосредственному начальнику не дали результата. Поэтому Б. обратился в суд. После этого ему позвонил руководитель вышестоящей организации и сказал, что прежде чем обращаться в суд, он должен был обратиться с жалобой к нему, поэтому суд вернёт ему заявление. Разъясните ситуацию.

Ситуация 8.

Родители Аскара и Мадины развелись, по решению суда дети остались с мамой, хотя Аскар очень хотел жить с отцом. Были ли нарушены права детей? (Закон о правах ребёнка в РК,  гл.1У, ст.25)

Ситуация 9.

15-летние подростки взрывали китайские хлопушки в подъезде дома, на замечание жильцов не реагировали. (по АК РК  субъект с 16-летнего возраста. Меры воспитательного характера и ответственность родителей, хулиганство)

Ситуация 10. (дополнительная задача для команды, которая быстрее реши задачи.)

Семья Ивановых, состоящая из мужа и жены, в 1980 году переехала на постоянное место жительства в Германию. Там у них родился сын. По достижении 18-летнего возраста он пожелал принять казахстанское гражданство, но родители заявили, что это невозможно, так как мальчик родился на территории Германии. Правы ли родители? Разъясните ситуацию. (Если родители не отказались от гражданства РК, то сын может принять гражжданство. «Закон о гражданстве»)

Гражданин имеет не только права, но и несет обязанности. Их исполнение является залогом успешного развития нашей республики в будущем. Например, от своевременной уплаты налогов зависит, будут ли выделены необходимые средства на образование и здравоохранение. Была ситуация, что из-за несвоевременной уплаты налогов, люди не получали пенсии и зарплаты, в свою очередь, они не могли оплачивать коммунальные услуги, гос.казна лишалась средств. Наступал экономический кризис. Цепная реакция. Поэтому очень важно, чтобы человек осознал, что он не только имеет права, но и выполнял обязанности. И уже через несколько лет именно от вас будет зависеть, как будет развиваться наше общество.

Соц. Опрос. Вопрос:  Ваше отношение к необходимости правомерного поведения в обществе.

Ответы:

_____________ фишка – да, необходимо придерживаться

_____________фишка – иногда, поддерживаю

_____________фишка – не знаю

_____________фишка – против.

Результаты соцопроса.

Комментарий: Те, кто высказался «против» вызывают тревогу, т.к. деформированное представление об истинах прямо связано с антиобщественным поведением и даёт повод для размышлений.

Ребята! Думаю, что наша встреча не оставили равнодушным никого из присутствующих. Ведь рассмотренные ситуации имеют место и в нашей жизни. Поэтому знание  своих прав, законов нашего государства является необходимым условием для успешного становления вас как граждан независимого Казахстана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: «Профилактика бытовых пожаров. Правила поведения» (для учащихся 1-4 классов)

Данное внеклассное мероприятие для младших школьников направлено на предупреждение пожаров в быту....

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса, посвященное Конституции Российской Федерации ( в форме заседания клуба «ЗАКОНное ПРАВО»)

Учащимся  предоставляется  прекрасная возможность расширить свой кругозор, узнать много нового и интересного о том, что обязан знать каждый гражданин великой России. Всё заседание посвящено ...

Конспект внеклассного мероприятия для 7-9 классов ПРАВОВОЙ ТУРНИР

Форма: викторина-турнирЦель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах  законодательства.Задачи: Обучать основам юридических знаний.Формировать умение анализиров...

Внеклассное мероприятие по ОБЖ "Я и мои права"

    Обобщиение знаний детей об основных правах ребёнка;    определение  понятий «права» и «обязанности»,  единство прав и обязанностей...

Разработка внеклассного мероприятия по тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Разработка внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....


 

Комментарии

всё отлично.