дни славы и бессмертия
учебно-методический материал по истории на тему
Урок памяти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.25 КБ |
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дни славы и бессмертия»
(урок по истории для учащихся 8 – 9 классов о герое Великой Отечественной войны – И.С.Полбине.)
Цели:
1.Обучающие:
- Формирование знаний о событиях Великой Отечественной войны на материале школьного музея;
2.Развивающие:
- Способствовать развитию культуры общения, умения применить свои знания в жизни, красочно излагать материал, говорить, задавать вопросы, оценивать ответы.
3. Воспитательные
- Способствовать воспитанию чувства гордости за героизм, стойкость советских людей в войне, чувства гражданина ответственного за судьбу своей Родины, уважение к личностным качествам И.С.Полбина; интереса учащихся к самостоятельному более глубокому изучению истории родного села.
Тип: повторительно – обобщающий урок.
Методы: объяснительно – иллюстративный проблемного изложения, урок с элементами игры (урок – экскурсия).
Форма работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Подготовка к уроку:
Каждый учащийся повторяет тему «Великая отечественная война 1941 – 1945 г.г.» с использованием дополнительной литературы и материалов музея, например:
1.Вторая мировая война. Итоги и уроки. – М.: Воениздат, 1985.
2.Полководцы Великой Отечественной. Сост. А.М.Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
3.Воспоминания однополчан о дважды Герое Советского Союза И.С.Полбине.
4. Вырезки из газет и журналов.
Учитель, исходя из задач урока, продумывает:
- Этапы урока (название, содержание, порядок их подготовки и проведения);
б) Правила игры;
в) Оформление и оборудование к уроку (вместе с учащимися);
г) Деление на группы с распределением ролей (вместе с учащимися);
д) Проводит консультацию учащихся;
е) Систему оценивания знаний и умений на этом уроке.
Оборудование к уроку:
Экспонаты музея; табличка на стол («Делегаты») и табличка для каждого участника («Экскурсовод Ф.И.»); музыкальное оформление: «Священная война».
Методическая литература для учащихся (см. приложение).
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня у нас уникальная возможность, перенестись почти на 60 лет назад и поучаствовать в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Вместе с Советской армией мы пройдём от Москвы до Берлина, посмотрим глазами очевидцев на начальные события и вместе со всем Советским народом разделим радость победы над врагом. Но на этом трудном пути вам предстоит проявить все свои знания и умения.
Для участия во всех действиях мы разбиваемся на группы (по 5 – 7 человек): «экскурсоводов», «Делегатов» и «Музееведов – экспертов».
Итак, тема нашего урока «Дни славы и бессмертия» (о Герое ВОВ – И.С.Полбине). Участвуем в событиях давно минувших лет на этапах (называется план урока).
- И.С.Полбин – как человек, командир, лётчик.
- Начало войны.
- И снова в бой………..
- Полбин – выдающийся тактик – новатор.
- Гибель комкора.
Ваше участие в событиях – это полные и точные знания, хорошие умения. За них я, как ведущий, вручаю «Знаки отличия» (ордена):
- Орден I степени – особо отличившемуся;
- Орден II степени – хорошо справившемуся с задачей;
- Орден III степени - непосредственное участие в работе.
В оценивании ваших знаний и умений мне поможет группа «музееведов – экспертов».
Внимание группы! Приступим к 1 этапу.
1 экскурсовод:
Большая часть экспозиции посвящена гвардии генерал – майору авиации дважды Герою Советского Союза Ивану Семёновичу Полбину.
«Полбин был очень храбрым, я бы даже сказал, безумно храбрым человеком. Причём эта храбрость у него сочеталась с высокими командирскими и организаторскими качествами. Всю войну он продолжал летать на выполнении боевых задач, особенно когда это были задачи крупные, ответственные или особо опасные», - так писал в своих воспоминаниях маршал Советского Союза И.С.Конев.
Вот как вспоминает об Иване Семёновиче гвардии – майор авиации в отставке Г.И.Новиков: «Полбин был для нас идеалом как человек, командир, лётчик. Как человек он всегда был в кругу своих питомцев, на равных беседовал, шутил, смеялся. Как командир Иван Семёнович не терпел недисциплинированности, разболтанности, неряшливости. Как лётчик он был непревзойдённым мастером или точнее ассом……..».
Л.В.Жолудев отзывается о комкоре: «Иван Семёнович летал не просто хорошо, а художественно. Он мог выполнить полёт с такой чистотой, что повторить его могли единицы лётчиков во всех ВВС».
Ведущий:
А теперь уважаемые «Делегаты», прошу Вас – задаём свои вопросы.
1 делегат:………………………..
2 делегат:………………………..
3 делегат:………………………..
Ведущий:
Уважаемые «делегаты»,спасибо Вам за ваши вопросы.
Итак, перейдём ко 2 этапу нашей экскурсии. Звучит музыка («Священная война»). Она постепенно стихает и начинает свой рассказ – 2 экскурсовод.
2 экскурсовод:
В начале войны Полбин командовал полком особого назначения. Полбинцы принимают участие в боях под Москвой, Сталинградом. На станции Морозовская находился огромный склад фашистов, насчитывающий тысячи литров горючего. Это задерживало продвижение наших войск, т.к. на Морозовской заправлялась вся рвущаяся к Волге группировка фашистов.
Иван Семёнович принимает смелое рискованное решение: уничтожить склад двумя экипажами. Командир считал, что два случайно оказавшихся в небе самолёта не могут привлечь внимание фашистов. Задача была выполнена.
23 ноября 1942 года Ивану Семёновичу Полбину присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий:
Уважаемые «делегаты». Прошу задавайте интересующие Вас вопросы.
4 делегат: .. .. .. ..
5 делегат: .. .. .. ..
6 делегат: .. .. .. ..
Спасибо вам за вопросы. А теперь перейдём к следующему этапу. Послушаем рассказ третьего экскурсовода.
3 экскурсовод:
С первого апреля 1943 года Полбин командует корпусом. Корпус участвовал в шестнадцати стратегических операциях на восьми фронтах в восьми Воздушных Армиях. Это были бои за Великие Луки, Ленинград, на Курской Дуге, за Днепр, Украину, Польшу, Чехословакию, бои за Берлин и освобождение Праги.
Под руководством Полбина все части и соединения стали гвардейскими, получили наименования и дважды отличились высокими правительственными наградами.
Ведущий:
Уважаемые делегаты, прошу, задайте интересующие вас вопросы.
7 делегат: .. .. .. ..
8 делегат: .. .. .. ..
9 делегат: .. .. .. ..
10 делегат: .. .. .. ..
Уважаемые "делегаты", спасибо вам за ваши вопросы. А теперь перейдём к 4 этапу нашей экскурсии и послушаем рассказ о Полбине - выдающимся тактике-новаторе.
4 экскурсовод:
И.С. Полбин разработал и внедрил в практику боевых действий схему группового удара бомбардировщиков ("вертушку").
Генерал постоянно искал новые способы нанесения бомбовых ударов, эффективные маневры и атак, способ ночной охоты.
Как настоящий учёный он шёл к истине подлинно научном путём : на основе накопленных знаний сначала разрабатывал теорию нового приёма или способа с математическим выкладками , затем сам пробивал на полигоне и в боевых условиях , после чего внедрял в практику . Причём всегда подробно объяснил лётчикам , что и как следует делать , затем показывал новый приём в воздухе .
Опыт Полбина широко распространялся в частях ВВС
Ведущий :
Уважаемые делегаты , прошу , задавайте интересующие вам вопросы .
1 делегат: …………
3 делегат : …………
5 делегат : …………
Спасибо вам за ваши вопросы . А теперь перейдём к следующему этапу и послушаем рассказ о героической гибели нашего земляка .
5 экскурсовод :
11 февраля 1945 года возглавляя группы пикирующих бомбардировщиков , вылетевшего для нанесения удара по фашистскому бастиону в Бреслау , Полбин погиб. Его самолёт был подбит и он спикировал на идущий эшелон .
… Он мог бы отдать приказ другим ,но …
Вряд ли стоит сейчас рассуждать, надо ли было ему лететь самому . Война есть война . «… ОН не мог поступить иначе», - так пишет во вступительной статье к книге Ивана Дынина « Генерал Полбин » Герой Советского Союза маршал авиации С. А . Красовский .
А теперь уважаемые « делегаты », прошу вас – задаём свои вопросы.
2 делегат: …………
4 делегат: …………
7 делегат : …………
Ведущий:
Уважаемые «делегаты», спасибо вам за ваши интересные вопросы и за то, что посетили наш музей.
Отдельная благодарность нашим « экскурсоводом» за проделанную ими работу.
А теперь я попрошу «делегатов» заполнить книгу отзывов.
Старший делегат: озвучивает запись в книге отзывов.
Ведущий:
А теперь подведем итоги экскурсии по количеству и качеству наших знаний и умений. Вот этом мне поможет группа «музееведов-экспертов».
«Музееведы-эксперты»:
Называют группы, которые особо отличались: кто хорошо выполнил задание, кто чуть поотстал от групп. Происходит награждение, и выставляются отметки.
Следует коллективный анализ:
- За что сказать спасибо каждому участнику урока?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что было поучительно? И т.п.
Приложения к уроку
Памятка- алгоритм для работы с документами.
- Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изученного документа?
- Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
- Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
- Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
- Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
- Достоверна ли информация текста?
- Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
Требования к речи.
- Никогда не вступай, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
- Если хочешь, чтобы тебе верили, говори убедительно и только с тем, что сам понял и в чём убеждён.
- Когда говоришь, постоянно углубляй и раскрывай тему своего выступления.
- Отбрасывай всё лишнее, второстепенное. Помни, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
- Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
- Выступая, всегда следи за слушателями; если тебя перестали слушать, измени ход мыслей, приведи интересный факт, задай риторический вопрос, но никогда не стремись перекричать аудиторию.
- Никогда не говори слишком долго, это утомит и тебя и слушателей.
- Привыкай владеть своим голосом. Не кричи, но и не говори слишком тихо, это в одинаковой форме раздражает.
- Следи за речью: избегай просторечных, вульгарных, слов – паразитов и т.д. Тщательно строй фразу.
- Помни, что по твоей речи судят и о тебе самом, о твоей культуре.
Памятка – алгоритм для правильного заполнения книги отзывов.
- Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
- Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.
Предварительный просмотр:
МЫ УЧИМСЯ ДОКАЗЫВАТЬ
- Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
- Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
- Определите вывод, который будете доказывать.
- Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
- Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
- Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
- Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
- Определите черты сходства и различия.
- Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
- Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
- Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ
- Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
- Логичность: последовательность изложение, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
- Правильность и чистота речи.
- Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
- Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
МЫ ИЗУЧАЕМ ВОЙНЫ
- Причина и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил;
планы сторон.
- Ход войны (основные этапы):
повод к войне и ее начало;
основные этапы и главные сражения;
окончание войны, условия мира, итоги.
- Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ О РЕВОЛЮЦИИ
- Причина революции.
- Задачи революции («зеркально» причинам).
- Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
- Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
- Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
- Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
- Итоги революции.
- Значение: а) международное, б) внутреннее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72188.jpg)
Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.
Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....
Урок - мужества "Из юности в бессмертие"
Каждый год, 9 Мая наша страна отмечает самый светлый праздник на земле - День Великой Победы. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, в том числе и 17-ти выпускников средней школы №65 ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-77943-1580332066.jpg)
"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова
Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...
Презентация "Апельсины - "Яблоки бессмертия""
Презентация "Апельсины - "яблоки бессмертия"" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 13 слайдов с анимацией и комментариями в поле "З...
Методическая разработка и сценарий "Марш в бессмертие"
Во все времена вопрос о патриотическом воспитании молодежи рассматривался как важнейшая нравственная задача. Сегодняшние школьники уже в ближайшие годы призваны стать активными участниками жизни стран...
Методическая разработка и сценарий "Марш в бессмертие"
Во все времена вопрос о патриотическом воспитании молодежи рассматривался как важнейшая нравственная задача. Сегодняшние школьники уже в ближайшие годы призваны стать активными участниками жизни стран...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-180564-1358390524.jpg)
Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)
Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...