Разработки уроков с презентациями
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Урок по теме "Крещение Руси" с элементами полифокусного проецирования и к 70-летию окончания Второй мировой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.42 КБ
Файл kreshchenie_rusi.pptx347.87 КБ
Файл pobeda_na_dalnem_vostoke.pptx912.93 КБ
Файл urok_kreshchenie_rusi.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

                        Тема:   Разгром  милитаристской  Японии.

Цель урока:  1. Понять  значение  победы  СССР  в  деле  разгрома  милитаристской  Японии  и  завершения  Второй  мировой  войны.    

                      2. Формировать у  учащихся  чувство  любви  и  преданности  Родине,  гордость  за  принадлежность  к  великому  российскому  народу

                      3.  Учиться  анализировать  историческую  информацию,  отбирать  важное  в  том  или  ином  материале

Учебное оборудование: историческая карта «Советско- японская  война»,  экран  ИКТ, презентация по материалу урок

Исторические названия: Квантунская армия, « Стратегические  клещи», Отряд 731.    

        Ход  урока

     1. Организационный  момент (готовность к уроку, нацеленность  учащихся  на урок)  

     2. Вводное  слово  учителя (2 мин.)

Весной  1945  года  пришла  долгожданная  победа  над  фашизмом.  Войска  антигитлеровской  коалиции  добивали  и  разоружали  остатки  немецких  войск.  Но  в  Азии  продолжала  бушевать  война.  Милитаристская    Япония  стремилась  удержать  оккупированные  ею  значительную  часть  Китая,  Малайзию,  Корею,  Бирму,  Филиппины,  Индонезию,  Индокитай  и  т.д.  Наша   страна  не  могла  считать  свою  безопасность  на  Дальнем  Востоке  обеспеченной, пока  полыхал  там  пожар  войны.  

3. О предпосылках войны нам расскажет ученица группы 8.1 Казакова  Ксения  (5 мин.)      

 В течение многих лет милитаристская Япония проводила
враждебную России политику. Достаточно вспомнить русско-японскую войну 1905 года, захват Порт-Артура, острова Сахалин, Цусимское морское сражение, военную интервенцию против Советской России в 1918-1922 гг., события у озера Хасан, на реке Халхин-Гол. В годы ВОВ Япония держала у границ СССР свою лучшую   Квантунскую армию численностью свыше 1 млн.
чел., более 2000 самолетов, 1200 танков. Японский флот осуществлял блокаду морских путей из дальневосточных российских
портов. Наличие такой силы не было случайным. В Токио ждали, когда гитлеровские войска возьмут Ленинград, Москву, Киев, выйдут к Волге. И тогда Квантунская армия стремительным маршем дойдет до Урала. В руках Японии окажутся несметные богатства Сибири и Дальнего Востока. Конечно, эти замыслы маскировались. Весной 1941 г. по инициативе Японии был заключен пакт о нейтралитете между Японией и  СССР. Москва предложила заключить договор о ненападении. Но Токио ответил  достаточно и пакта о нейтралитете. Советское правительство знало о двойной игре Токио.
Поэтому всю войну вынуждено было держать на Дальнем Востоке свыше 1 млн. солдат  и офицеров, большое количество боевой техники, которой так не хватало на  советско-германском фронте. Вполне закономерно, что на Тегеранской конференции  в ноябре 1943 года, а затем на Ялтинской в феврале 1945-го наша делегация согласие на вступление в войну против Японии через 3 месяца после победы над Германией.  При этом был выдвинут ряд условий:
во-первых, союзники должны поставить на Дальний Восток
полутора-двухмесячный запас продовольствия, горючего, боеприпасов и согласованное количество автотранспорта.  
Во-вторых,
России должны быть возвращены Южный Сахалин и Курильские острова. С нашей стороны выдвигались и другие конкретные требования. Все они были приняты.

4. Ребята,  сейчас  давайте  посмотрим  на  экран и  познакомимся     с  боевым  составом  СССР.   Все   смотрят   на   слайд    презентации,    где  показаны  названия  фронтов  с  дивизиями,  командующими.  Затем   учитель    называет  план  советского  командования  по  уничтожению  японских  милитаристов  и  кратко  знакомит  учащихся  с  его  сущностью.(3 мин.)

  Краткое  изучение  плана  « Стратегические  клещи».     Планировалось   окружение    врага   с    разных   сторон  на  общей  территории  1,5  млн.  кв.    метров   с  помощью  трех  операций:  Маньчжурской,  Южно-  Сахалинской и  Курильской. (10 мин)

5.  Затем  включается  фрагмент  документального  фильма  о  ходе  военных  действий  советско- японской  войны.

6. Слово предоставляется  ученице группы 8.1  Тубис Анастасии

Тубис Анастасия   рассказывает  об  отряде  731  в  Квантунской  армии.

(5 мин.)

         В составе Квантунской армии имелся Отряд 731, вооружённый бактериологическим оружием. Отряд 731 был организован в целях подготовки бактериологической войны, главным образом против Советского Союза, а также против Монгольской Народной Республики, Китая и других государств. В Отряде 731 на живых людях, которых японцы между собой называли «брёвнами», на подопытных (китайцах, русских, монголах, корейцах, схваченных жандармерией или спецслужбами Квантунской армии), проводились жестокие и мучительные опыты, не имевшие непосредственного отношения к подготовке бактериологической войны. Некоторые военные врачи отряда впоследствии стали известными хирургами, делающими уникальные операции благодаря опыту, приобретённому в Отряде 731. Наиболее характерным опытом подобного рода можно назвать вскрытие живого человека. У подопытных постепенно извлекали все жизненно важные органы, один за другим, начиная с брюшины и грудной клетки и заканчивая головным мозгом. Ещё живые органы, называемые «препаратами», уходили на дальнейшие исследования в разные отделы отряда. Командовал Отрядом 731 генерал-лейтенант Сиро Исии. Чтобы подготовить площадку для секретного комплекса, были сожжены 300 китайских крестьянских домов. Отряд располагал собственным авиационным подразделением и официально назывался «Главное управление по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии».

7. Далее  мы  остановимся  на  военачальниках, которые осуществляли командование боевыми действиями.  Победа  над  миллионной   Квантунской   армией  в  такой  короткий  срок  далась  нам  нелегко.  Это  произошло  благодаря  нашим  умнейшим,  опытным  военачальникам.  Именно  они  внесли  большой  вклад  в  дело  разгрома  японских  милитаристов.  О  самых  известных  из  них  нам  сейчас  расскажут  ребята.    

Сообщения  учащихся   о  Р.Я. Малиновском,  А.М. Василевском, К.А. Мерецкове  по 3 мин.

8. Каковы  же  были  итоги  этого  противостояния?

     А) Итоги    войны- показ  слайдов  презентации  и  объяснение  учителя.  

Учитель  подводит ребят к   итогам  войны.    Подробнее  останавливается  на  основном  русско- японском  противоречии.   Стоит  сказать ,  что  очень  жаль,  что  мирный  договор  между  Россией  и  Японией  так  и  не  был  подписан.   Это   создавало  препятствия,  напряженность  во  взаимоотношениях  двух  великих  держав.   (8 мин.)  

9. Творческое  задание.    ( если  будет  время).    Ребята  получают  листы  бумаги  и  отвечают  на  вопросы  после  прослушивания  музыки.(Вальс «На сопках Манчжурии»  в  исполнении  Д. Хворостовского)

        1.  Какие  эмоции  вызвало  у  вас  прослушивание  этого  музыкального  произведения?  

         2. Что  вы представили, какую картину нарисовали в своем воображении?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крещение Руси

Слайд 2

Показать актуальность и закономерность принятия христианства на Руси; Цель урока:

Слайд 3

Образовательная Определение основной причины Крещения Руси, Рассмотрение данного вопроса с разных точек зрения; Развивающая - Формирование умений работы с историческими источниками, анализа содержания документов, нахождения главного. Задачи:

Слайд 4

1. Кто из великих людей на Руси первым принял христианство? 2. Когда была крещена Русь? 3. Какие обстоятельства способствовали принятию христианства на Руси? 4. Откуда пришло к нам православие? 5. Почему было решено принять на Руси христианство? Хронология событий

Слайд 5

Крещение Руси

Слайд 6

Виктор Васнецов Крещение Руси

Слайд 7

Тысячелетие России Великий Новгород


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разгром милитаристской Японии 8 августа – 2 сентября 1945 года

Слайд 2

Предпосылки войны. Н апряженность в советско- японских отношениях. 1938 год столкновение в районе озера Хасан 1939 год сражение у реки Халхин- Гол ( Монголия) 1941 год нарушение нашей сухопутной границы японцами 136 раз 1942 год нарушение нашей сухопутной границы японцами 229 раз

Слайд 3

Театр военных действий: Корея, Курильские острова, Манчжурия, остров Сахалин.

Слайд 4

Боевой состав советских войск Забайкальский фронт ( 17-я, 36-я,39- я, 53-я, 6 гвардейская танковая армия, конно- механизированная группа советско- монгольских войск, 12-я воздушная армия, Забайкальский ПВО) под командованием маршала Р.Я. Малиновского 1-й Дальневосточный (5-я, 25-я, 35-я, 1-я краснознаменная армии, Чугуевская оперативная группа, 10-й механизированный корпус, 9-я воздушная армия, Приморская армия ПВО) под командованием маршала К.А. Мерецкова 2-й Дальневосточный (2-я краснознаменная, 15-я, 16-я армии, 5-й отдельный стрелковый корпус, 10-я воздушная армия, Приамурская армия ПВО) под командованием генерала армии М.А. Пуркаева Общее командование осуществлялось маршалом А.М. Василевским Монгольскими войсками командовал Маршал МНР Х. Чойбалсан

Слайд 5

План советского командования « Стратегические клещи » Планировалось окружение противника на общей территории 1,5 млн. квадратных метров с разных сторон с помощью трех операций: Манчьчжурской, Южно- Сахалинской и Курильской.

Слайд 6

Маньчжурская операция Советская военная авиация нанесла удары по военным объектам врага в Харбине, Чанчуне, Гирине ( Цзилинь) - Обстрел кораблями Тихоокеанского флота японских военных баз в городах Юка, Расин, Сейсин - Преодоление войсками 1- го Забайкальского фронта хребта Большой Хинган и разгром врага на колганском, солуньском и хайларском направлениях - Высадка советского воздушного десанта в городах Гирин , Мукден , Харбин, Чанчун - Овладение войсками 1-го Дальневосточного фронта портов Юка, Расин, Сейсин и Гензан . Освобождение всей территории Северной Кореи - Войска 2- го Дальневосточного фронта при поддержке Амурской флотилии форсировали реки Амур и Уссури, прорвали приграничные укрепления врага, преодолели хребет Малый Хинган. Затем освободили Харбин.

Слайд 7

Маньчжурская операция

Слайд 8

Южно- Сахалинская операция - Штурм Котонского укрепрайона - Высадка десанта в порт Торо ( Шахтерск) и порт Маока ( Холмск) - Десант в порт Отомари ( Корсаков), где японцы вели ожесточенные бои , хотя акт об их безаговорочной капитуляции был подписан

Слайд 9

Курильская операция Тяжелые бои за овладение островом Шумшу Взятие советскими десантниками островов Уруп, Итуруп, Кунашир, Шикотан Освобождение от японцев островов малой Курильской гряды

Слайд 10

Подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии на борту линкора « Миссури »

Слайд 11

Александр Михайлович Василевский

Слайд 12

Родион Яковлевич Малиновский

Слайд 13

Кирилл Афанасьевич Мерецков

Слайд 14

Максим Алексеевич Пуркаев

Слайд 15

Итоги: - Южный Сахалин становится советским - Основная гряда Курильских островов теперь стала принадлежать СССР - Южные Курилы тоже отходят к СССР ( но они являются камнем преткновения в российско- японских отношениях) - Потери советских войск ( 12 тысяч погибших, 24, 5 тысячи раненых, 78 танков и САУ, 62 самолета)

Слайд 16

Значение победы над Японией Разгром сильной миллионной Квантунской армии Победа СССР в войне с Японией ускорила окончание Второй мировой войны СССР вернул себе все территории, потерянные в результате русско- японской войны 1904- 1905 годов



Предварительный просмотр:

                                    История России 7 класс

Тема:   Крещение  Руси.

Цель:   Показать  актуальность  и  закономерность  принятия  христианства  на  Руси  

Задачи:      - определение  основной  причины  принятия христианства  на  Руси;

                 - рассмотрение вопроса с разных точек зрения;

               -  формирование  умения  работать  с  историческими  источниками, анализа  содержания  документов,  нахождения  главного

Оборудование урока: распечатки исторических материалов,  экран, презентация.

        Ход  урока

  1. Организационный  момент (  проверка  готовности  к  уроку)
  2. Актуализация  знаний.

                              Викторина. (7 мин.)

1. Кто  из  великих  людей  на  Руси  первым  принял  христианство?                                                                2.  Когда  была  крещена  Русь?

3.  Какие  обстоятельства  способствовали  принятию  христианства  на  Руси?                                                                                                                                  4.  Откуда  пришло  к  нам  православие?

5.  Почему  было  решено  принять  на  Руси  христианство?

Подведение итогов викторины

  1. Основная  часть  урока.

     А)  Слово  учителя.

        Ребята, мы рассматривали материал о  принятии  христианства  на  Руси на уроках. Как это происходило вы знаете? А сегодня более подробно остановимся на вопросе – а почему именно было принято христианство? Существует несколько причин (факторов), почему  была  крещена  Русь.  Их я назову версиями.  Сейчас вам  предстоит  поработать  с документами  и  доказать,  какая  из причин  принятия  христианства, на ваш взгляд,  была  главной.  Вам на эту работу  отводится  15  минут.        

            Б) Класс  делится  на  четыре  группы.    Каждой  группе даются  документы,  проанализировав  которые,  они  должны  высказаться  в  пользу  той  или  иной  версии. (технология полифокусного видения предмета)

  1.  Версия  личная
  2.  Версия  политическая
  3.  Версия  внешнеполитическая
  4.  Версия  культурная  

Материалы взяты:

- Е.К. Дулуман, А.С. Глушак «Введение христианства на Руси легенды, события, факты»;

- Летописи, документы и легенды о «крещении Руси»;

- «Повесть временных лет»

Документ № 1-  версия  личная.

И проходит год, но Владимир все ещё не крестится, а неожиданно идёт на греческий город Корсунь (в Крыму), осаждает его и, воззрев на небо, обещает: «Если возьму, то крещусь». Владимир берет город, однако опять не крестится, но в поисках дальнейших выгод требует у византийских царей-соправителей: «Ваш славный Корсунь взял. Слышал, что есть у вас сестра девица. Если не отдадите ее замуж за меня, то сотворю Царьграду то же, что Корсуню». Цари отвечают: «Не положено христианок выдавать замуж за язычников. Крестись, тогда пошлём сестру». Владимир настаивает: «Сначала пришлите сестру, а пришедшие с нею крестят меня». Цари присылают в Корсунь сестру, сановников и священников. Корсуняне встречают греческую царицу и препровождают ее в палату. В это время у Владимира заболевают глаза, он ничего не видит, очень переживает, но не знает, что делать. Тогда царица понуждает Владимира: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то немедленно крестись. Если нет, то не отделаешься от болезни». Владимир восклицает: «Ну, если это будет правдой, то христианскому Богу поистине быть самым великим». И велит себя крестить. Корсунский епископ с царицыными попами крестят его в церкви, которая стоит посреди Корсуня, где рынок. Как только епископ возлагает руку на Владимира, тот сразу прозревает и ведёт царицу на брак. Многие из дружины Владимира тоже крестятся.

Документ № 2-  версия  политическая  

 Старания Владимира укрепить государство и его территориальное единство с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлагались, видимо, на то, что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Документ № 3-  версия  внешнеполитическая        

 Языческое мировоззрение отрицательно сказывалось и на международных связях Руси с другими государствами, которые продолжали считать её варварской страной. "Христианство давно уже стучалось в языческую дверь России... Крещение Руси явилось актом политической мудрости со стороны Владимира. Человек большого ума, русский князь понял, что язычество станет, может быть, навсегда серьезной помехой к общению с культурной Европой, отгородит от неё молодую страну высоким забором. Оставаться в язычестве значило обречь себя на изолированную жизнь, отказаться навсегда от возможности войти в семью европейских народов..."

Документ  № 4-  версия  культурная

Начало славянской миссии святых Кирилла и Мефодия относится к 863 году, когда Моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров для распространения христианской проповеди среди славян, населявших Моравию и Паннонию. Выбор императора пал на двух братьев: Константина (так звали святого Кирилла до принятия монашества) и Мефодия, известных своей учёностью, красноречием и благочестивой жизнью. Прибыв в Моравию, святые братья привезли с собой созданную незадолго до этого славянскую азбуку, а также переводы на славянский язык некоторых богослужебных книг. Самоотверженное служение святых в деле распространения христианской проповеди, их жертвенная готовность послужить людям "даже до смерти" (Флп. 2, 8) снискали им любовь моравского народа, который всей душой принял благую весть о спасении и потянулся к христианству.
Однако враг рода человеческого, видя успех христианской проповеди, восстановил против святых миссионеров священнослужителей, присланных из Рима задолго до приезда Константина и Мефодия. Видя в деятельности братьев угрозу своему влиянию и доходам, они во главе с местным епископом выступили против совершения богослужения на славянском языке.
Как часто бывает, что человек, всем сердцем преданный Богу и беззаветно служащий ближним оказывается в поругании! Как правило, в основе такого отношения к служителям Божьим лежит зависть. Видя, что Господь во всём споспешествует праведнику, завистники ополчаются на него и стремятся во что бы то ни стало навредить ему. При этом, движимые неприязнью, они не останавливаются ни перед чем. Чтобы снова получить возможность проповедовать, братья были вынуждены отправиться в Рим, дабы испросить у Римского папы благословения на свои труды. В дар папе Адриану II святые братья передали мощи священномученика Климента Римского, обретённые ими незадолго до этого в Херсонесе. Папа принял братьев с почётом. Он даже распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов, тем самым узаконив славянский язык в качестве богослужебного. Хотя братья мечтали поскорее продолжить свою апостольскую миссию, тем не менее они были вынуждены остаться в Риме ещё не два года. Одной из причин этого было всё ухудшающееся здоровье Константина. В начале 869 года он принял схиму с именем Кирилл, а 14 февраля скончался. Дело брата продолжил Мефодий, рукоположенный папой в архиепископа Моравии и Паннонии. Однако его усердие вновь восстановило против него завистников и недоброжелателей из числа немецкого духовенства. Будучи человеком смиренным, он продолжил несение своего креста, даже находясь во враждебном окружении. До своей блаженной кончины, последовавшей в 885 году, святой Мефодий завершил перевод Библии, Номоканона (византийского сборника церковных законов) и Патерика (книги о жизни преподобных отцов).
После смерти святителя его врагам удалось реализовать свои замыслы. Славянская литургия была запрещена, а ученики и последователи святых братьев изгнаны из страны. Кирилл и Мефодий не случайно прославлены Церковью в лике равноапостольных. Подобно ученикам Христовым они сеяли семена христовой истины среди народов, были гонимы, становились жертвами клеветы. На своём личном примере они исполнили слова апостола Павла: "Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим" (1 Кор. 4, 12).
Но Господь всегда вознаграждает смирение и усердие тех, кто беззаветно и преданно служит Ему. Несмотря на, казалось бы, трагический конец проповеди святых Кирилла и Мефодия в Моравии, их дело не умерло. Напротив, посеянное ими семя "упало на добрую землю и принесло плод" (МФ. 13, 8). Ученики равноапостольных братьев нашли убежище в Болгарии, которая стала новым центром славянской письменности. И уже через Болгарию наследие равноапостольных просветителей проникло в другие славянские земли и оказало огромное воздействие на религиозную жизнь и культуру Руси, Сербии, Чехии и Хорватии. Благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия славяне услышали благую весть о Христе на своём родном языке.

4. Представители каждой группы  доказывают значимость своей версии, ссылаясь на источники. (10 мин.)

5.Слово предоставляется учащимся. (7 мин.) Они анализируют выступления групп и высказываются за ту или иную версию. Им дается возможность дополнить материал, ссылаясь на свои дополнительные знания.

6.Слово учителя.( 5 мин.)

После высказывания  мнений  по той или  иной  версии, учитель подводит ребят к  обобщающему  выводу,  который  констатирует о  том,  какая  из  версий  принятия  христианства  на  Руси  является  главной, с точки зрения ребят.

 7. Задание на дом:  Написать мини- сочинение на тему:  « Историческое  значение крещения  Руси».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Пропорции" ( разработка урока и презентация)

Урок применения знаний, умений и навыков. Учащиеся решают пропорции; идёт пропедевтика материала, связанного с пропорциональными зависимостями; связь теории и практики (задача о курящих детях). Зад...

Урок математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями" (разработка урока и презентация)

Данный урок – это урок комплексного применения знаний, умений и навыков. На протяжении всего урока повторяются правила действий над обыкновенными дробями, которые подкрепляются примерами различного с...

Методическая разработка урока и презентация урока "Chocolate Is Good For Your Heart" (для 9-10 классов ОУ).

Хочу предложить, в качестве еще одного примера использования материалов статейсайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com, мою презентацию к статье-уроку "Chocolate Is Good For Your Heart"....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Урок "Рациональные выражения" (разработка урока и презентация)

Предмет — математика (обучение по учебнику Г.В. Дорофеева, С.Б.Суворовой)Класс — 9Тема урока:  Рациональные выраженияЦель урока: знать определение рационального, целого  и дробного выражения...

Методическая разработка урока и презентация урока "The Sandwich Celebrates 250th Birthday" (для 8-10 классов ОУ).

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и очень х...

разработка урока с презентацией на тему "В каждом должна быть доброта, а иначе…" Урок-размышление.

Урок литературы для учащихся 7 класса с элементами анализа стихотворений . На уроке обсуждается и осмысливается  тема доброты и сочувствия человека к живой природе на примере произведений В.В.Мая...