Урок на тему: "Путешествие в страну скифов"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок в форме путешествия, учащиеся ведут дневник-путешественника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skify.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
I . Проверка готовности учащихся
Цель: сконцентрировать внимание, возможности учащихся для активного включения в предстоящую учебно-воспитательную деятельность.
II. Актуализация опорных знаний
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.
Учебная задача: создание проблемной ситуации.
Назначение ребуса в названии темы – прогнозирование названия раздела, мобилизация внимания детей, создание эмоционального настроя, располагающего к работе.
На доске:
И 100 ‘3 Я письменности |
Учитель: Разгадайте ребус. («История письменности».)
Учитель: О чём же пойдет речь?
Дети: О возникновении письменности.
Учитель: Мы с вами побывали в Красноярском Краеведческом музее, на уроках ИЗО вы разговаривали о том, какие ещё бывают музеи и рисовали экспозицию своего собственного.
(Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков.)
Учитель: А сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Наше путешествие рассчитано на 3 экскурсии. В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия.
Учитель: По ходу путешествия мы будем составлять план, который поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию, а также отмечать на колодце времени основные этапы возникновения и развития письменности.
Учитель: Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад.
(На доске табличка «20–30 тыс.лет назад».)
Учитель: Запишите дату в своем «Путевом дневнике»…
Учитель: Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет? (Высказывания детей.).
Обобщение: Они стали настолько обыденным делом, что кажется, что существовали вечно.
Учитель: Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? (Высказывания детей.)
Учитель: Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу.
Вывод: Речь не могла служить единственным средством общения.
Учитель: Так почему возникла необходимость появления письменности?
Дети: Для сохранения информации.
Вывод: Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.
Учитель: Какие письменные источники вы знаете?
Дети: Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.
Обобщение: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.
Учитель: Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма.
III. Изложение нового материала, восприятие и понимание его учениками
Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий.
Задачи:
- организовать изучение нового материала, максимально активизируя класс, заинтересовать детей;
- донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь, «Загадочные письмена» – своеобразный исторический источник, который свидетельствует о культуре письма.
Учитель: Мы в зале № 1. Он называется «Загадочные письмена».
(На доске табличка «Загадочные письмена».)
Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…Наша цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.
Учитель: Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо.
(На доске табличка «Предметное письмо».)
Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…
Учитель: У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.
(На доске табличка «Предметы».)
Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…
Ученик-ассистент: Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел.
(По ходу рассказа достает предметы из корзины.)
– Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…
Ученик-ассистент: Как бы вы разгадали смысл послания? (Высказывания детей.)
Ученик- ассистент: Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Обобщение: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Как ученые называют такой способ передачи информации?
Дети: Предметным письмом.
Учитель: Когда-то с него и началась история письменности. Удобен ли был такой способ письма? Почему?
Дети: Понять письмо можно было по-разному.
Учитель: А сейчас посмотрим другую экспозицию…
Учитель: Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.
(На доске прикрепляются таблички с названиями, дети записывают в ПД.)
Учитель: Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему.
Учитель: Где можно еще встретить такое цветовое письмо?
Дети: Сигналы на корабле, светофор, маяк…
Учитель: Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел).
Учитель: Вот как выглядело такое узелковое письмо.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
Учитель: Вы можете прочитать, что здесь написано? (Высказывания детей.)
Вывод: Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом.
Учитель: Посмотрите, что я принесла. (Показать узлы макраме.)
Учитель: Возможно, каждый узел макраме тоже что-то обозначает.
Учитель: Еще и ныне индейцы-пастухи в Южной Америке пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предлагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.
Учитель: Почему возникла необходимость появления письменности?
Дети: Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.
Учитель: Какой недостаток был у первобытных типов письма?
Вывод: Они с трудом могли быть поняты. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку.
Учитель: А сейчас посмотрим следующую экспозицию в зале № 2.
Учитель: Предписьменностью была и пиктография. Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков.
(На доске табличка «Рисуночное письмо». Дети записывают в свои ПД.)
Учитель: К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».
(На доске табличка «Наскальная живопись». Колодец времени – фишка . Дети записывают в свои ПД.)
Учитель: Рассмотрите рисунок:
.
Учитель: Что на нем изображено?
Дети: Сцена охоты.
Учитель: А почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.)
Учитель: Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры.
Учитель: И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.
Вывод: Несомненно, уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.
Учитель: Переходим к следующей экспозиции.
Учитель: Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами.), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.
(На доске табличка «Рисунки-пиктограммы», дети записывают в ПД.)
Учитель: Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.
Учитель: Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.
«При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают».
Учитель: И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Ученик-ассистент:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
(Показать рисунок на бересте , прикрепить на доске.)
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти;
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
Учитель: Для чего Гайавата изобрел письменность?
Дети: Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.
Учитель: Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.)
Вывод: Очень много рисунков надо было изобрести, а изучать эту грамоту надо было не недели, а месяцы и годы.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.
Ученик-ассистент: В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.
Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.
В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.
Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»
Учитель: Если вам понравилась история Таффи, прочитайте книгу.
Учитель: Давайте попробуем нарисовать в группах свое рисуночное письмо. Каждая группа получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…
(Всем группам дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают в группах по 4 человека.)
(Показать свой вариант – .)
Учитель: Почему же получились такие разные работы?
Дети: Все по-разному поняли текст.
Учитель: Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный?
Дети: Понять письмо можно по-разному.
Учитель: Переходим к следующей экспозиции…
Учитель: Один из африканских народов – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу «Иголка сшивает большие полотнища». Эта пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи.
Учитель: А какая русская пословица выражает эту мысль?
Дети: Мал золотник, да дорог. Мал да удал.
Учитель: А вот эти два человечка, вооруженные луком и стрелами, – запись пословицы «Двум врагам долго не устоять» (потому что одному из них придется уступить.). Как по-русски говорят в таких случаях?
Дети: Два медведя в одной берлоге не уживутся.
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Одна из пословиц эве означает, что мир очень велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу».
Учитель: Какими словами у нас выражают эту мысль?
Дети: Нельзя объять необъятное.
IV. Осмысление нового материала, применение усвоенного, закрепление изученного
Цель: установление различных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащихся, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний.
Учитель: А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте!
Работа в группах произвольного состава по выбору. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы, работа с которыми проводилась на уроках русского языка при упражнении в чистописании:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
3. Волков бояться – лес не ходить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
6. Один в поле не воин.
Учитель: Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.
Учитель: Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.)
Учитель: Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».
Учитель: Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания?
Дети: Индейцы придавали знакам одно значение, а мы – другое.
Учитель: А мы с вами встречались с рисуночным письмом на уроке чтения. Кто помнит?
Дети: Эдуард Успенский «Школа клоунов». Клоун Саня отправил телеграмму: «Ждите меня. Я уже лечу с Полканом. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан.»
Учитель: Саня нарисовал текст телеграммы так…
Учитель: Как же его поняли ученики Школы клоунов? (Высказывания детей.)
Учитель: А почему получились такие разные версии?
Дети: Саня придавал знакам одно значение, клоуны – другое.
Учитель: А где употребляется рисуночное письмо в наше время?
Дети: Оно применяется на вывесках магазинов, в дорожных знаках …Изображение черепа с костями на трансформаторной будке или аптечном ярлыке, изображение молнии на линии электропередачи предупреждают от опасности.
Учитель: Почему пиктограммы удобны?
Дети: Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.
Учитель: Какие же недостатки имеет пиктографическое письмо?
Дети: Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.
Учитель: По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.
Учитель: Мы переходим к следующей экспозиции…
Учитель: Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок.
(На доске табличка «Картинопись». Дети записывают в ПД.)
(Колодец времени – фишка .)
Учитель: Все же это не просто картинки. А переходная к письму форма пиктографии. В них есть знаки для обозначения ночи, камня, воды, знаки для чисел. С помощью своего письма ацтеки вели календарь, отмечали религиозные и памятные даты, а также составляли исторические хроники. Письменность ацтеков делала лишь первые шаги на пути превращения в иероглифическую.
(На доске табличка «Иероглифическое письмо». Дети записывают в ПД.)
V. Домашнее задание
Естественное продолжение данного урока и начало последующего, информационный задел на следующий урок.
Учитель: Об этом мы узнаем на следующей экскурсии…
Экспозиция «Долгий путь письменности» заговорит.
Мы узнаем:
1. О древней письменности шумеров и что такое – клинопись.
(Дается сообщение ученику.)
2. О священных знаках – иероглифах. (Колодец времени – фишка .)
3. О том, чем прославился французский ученый Жак Шампольон, и что такое Розеттский камень…
(Дается сообщение ученику.)
4. О древней письменности китайцев…
Учебник – с.79–80, пересказ по плану в тетради. ТПО – с 56.– творческая работа. Работа в группах по выбору над пословицами.
VI. Проверка, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов
Цели:
- установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
- обобщение по плану, получившемуся на доске.
Фронтальный опрос с опорой на колодец времени.
Учитель:
– Назовите этапы возникновения и развития письменности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто доволен своей работой на уроке?
Анализ и оценка успешности достижения цели.
СКИФЫ И САРМАТЫ
Очень давно, почти три тысячи лет назад, юг нашей страны заселили скифские племена. Скифы кочевали в степях, которые широким поясом тянутся от берегов Черного моря до Средней Азии и Сибири. Скифские курганы до сих пор напоминают о тех временах. Курган - это могильный холм из земли и камней. В курганах ученые находят оружие, одежду, посуду, украшения и много других вещей. Самые высокие и богатые' курганы сложены для скифских царей. По соседству со скифами на берегу Черного моря расположились греческие города. Древние греки вели торговлю со скифскими племенами и хорошо знали обычаи скифов. Греческий историк Геродот очень интересно описал жизнь скифов и других народов. За это Геродота называют "отцом истории". По рассказу Геродота и по вещам из курганов мы многое знаем о скифах. Сами скифы считали, что их предком был первый человек Тар-гитай. Когда выросли три его сына, с неба упали золотые вещи. Это были плуг с ярмом, секира и чаша. Плуг с ярмом - это знак простых людей, скотоводов и земледельцев. Секира обозначает воинов, а чаша - жрецов. Золото загоралось, когда к нему подходили старшие братья Липоксай и Арпоксай. Только младший брат Колаксай смог завладеть золотыми предметами. Братья уступили ему царскую власть. Скифы верили, что Колаксай стал предком "царских скифов". Так называлось племя, которому подчинялись и платили дань другие скифские племена. Скифы разводили лошадей, овец и быков. Вместе со своими стадами двигались они по бескрайним степным просторам. Жили скифы в больших повозках с теплым навесом из войлока. Такие дома на колесах называют кибитками. Некоторые скифские племена сеяли пшеницу, просо и ячмень. Скифы носили длинные волосы и бороду. Они первыми стали шить штаны, чтобы удобнее было сидеть на коне. На голову скифы надевали остроконечную войлочную шапку. Скифы были прекрасными воинами. В древности их отвага и умение воевать были известны повсюду. Оружие скифов - лук и стрелы, короткий меч (акинак) и короткое копье. Скифские отряды были неуловимы. Они очень быстро передвигались, потому что каждый воин имел несколько лошадей. Скифы лавиной налетали на противника и осыпали его стрелами. А потом, не давая врагу опомниться, быстро исчезали на своих резвых конях. Такие налеты могли измотать даже самую лучшую армию того времени. Скифы доказали это, . когда их пытался покорить персидский царь Дарий. Персия была тогда самой сильной державой мира. Дарий привел в Скифию огромное войско. Царь скифов Иданфирс начал отходить, заманивая персов в глубь страны. Отступая, скифы уничтожали все на оставленной земле. Под ударами летучих скифских отрядов армия Дария таяла на глазах. У скифов не было городов, которые можно ограбить и разрушить. В шир"окой степи места хватало на всех. Стоять насмерть скифы собирались только в одном случае - если бы персы захотели разорить могилы их предков. Но персы не нашли могил. Дарий понял, что не сможет покорить Скифию. А тут еще скифы прислали ему такие дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Советник царя разгадал их значение: "Если вы, персы, не улетите в небеса, превратившись в птиц, или не скроетесь в землю, подобно мышам, или не. прыгнете в озеро, обратившись в лягушек, то вы не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел". И гордый царь Дарий ушел из Скифии, признав свое поражение. А скифы закрепили за собой славу непобедимого народа. Скифы никому не прощали измены своим обычаям. Их царь Скил верил в греческих богов и тайком участвовал в греческих обрядах. Когда скифы узнали об этом, они свергли Скила и поставили царем его брата. Новый царь вернул бежавшего Скила и казнил его. Славились скифы и верностью в дружбе. Сохранился рассказ о скифе, который выкупил пленного друга. Он отдал за друга свои глаза. Великим мудрецом считался в древности скифский царевич Анахарсис. Ему приписывали изобретение якоря и гончарного круга. Во многих музеях хранятся произведения скифского искусства. На золотых вазах изображены герои скифских легенд, звери и птицы. Скифы особенно любили украшения в виде зверей и птиц. На изделиях искусных мастеров оживают олени, львы, кабаны, бараны, орлы и гуси. А еще скифы придумали много фантастических животных. Поэтому ученые говорят о "зверином стиле" в искусстве скифов. До нашего времени дожил в осетинских сказках скифский восемнадцатирогий олень. Один из шедевров искусства скифского искусства. Метко схваченный силуэт, лаконизм и обобщенность форм придают фигуре удивительную динамичность, ощущение внутренней энергии и силы. Самым могущественным скифским царем был Атей. В 4 веке до нашей эры он объединил все племена Северного Причерноморья. Атей приказал чеканить скифскую монету. На ней был изображен предок скифов Таргитай. Атей прожил девяносто лет и погиб в бою. После его гибели Скифия начала слабеть. Скифов стали теснить сарматские племена. Сарматы были близкими родственниками скифов. Родина сарматов - степи между Уральскими горами и Каспийским морем. Перейдя через Волгу и Дон, сарматы покорили скифское царство. Как и скифы, сарматы вели жизнь кочевников-скотоводов. Как и скифы, сарматы были конными воинами. Но сарматский всадник был защищен от стрел панцирем. Конница сарматов была лучше вооружена и умела наступать общим строем. Женщины у сарматов выступали на войну вместе с мужчинами. Геродот рассказывает даже, что сарматская девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Иногда женщины стояли во главе сарматских племен. Самой знаменитой из них была царица массагетов Томирис. Покоренные скифы вошли в состав сарматских племен. Скифия стала называться Сарматией. Новые хозяева степей получили от скифов большое наследство. На привольных равнинах раскинулись сарматские кочевья. Черноморские города греков торговали с сарматами, а иногда платили им дань. Высокая скифская культура смягчала нравы суровых пришельцев. Ведь поначалу сарматы были проще и грубее скифов. Равнины Северного Кавказа - часть Скифии и Сарматии. По-разному складывались отношения степняков с горцами. Вражда сменялась совместными походами. Набеги соседствовали с дружбой и родством. Скифы, а потом и сарматы пришли на Кавказ как завоеватели. Но через несколько столетий скифская и кобанская культуры тесно переплелись. Постепенно кобанское население смешалось со скифами и сарматами Две тысячи лет тому назад сарматские племена Северного Кавказа, Волги и Дона объединились. С I века этот народ известен под именем алан. Аланы прославились своей воинственностью. Древние авторы пишут, что опасности и войны доставляли аланам удовольствие. Счастливым считался тот, кто погибал в сражении. Главной силой аланского войска была конница. Воин имел длинный меч, копье, лук и аркан. От ударов врага его защищали панцирь и шлем, Военное искусство алан служило примером для других народов и государств. Но самих алан оно не избавило от больших неприятностей. В 372 году на алан обрушились огромные полчища кочевников гуннов. Потерпев от гуннов поражение, аланы разделились. Часть из них отправилась вместе с гуннами завоевывать Римскую империю. Другие аланы укрепились на равнине у подножия Кавказских гор. Предки алан пришли на Кавказ кочевниками, а потом перешли к оседлой жизни. Со временем из массы свободного аланского населения выделились знатные и богатые семьи. Племенные вожди превратились в князей - алдаров. Постепенно выросли аланские села и города. В укрепленных замках жили алдары. Вокруг замка лежали кварталы города или поселка. Ров, земляной вал и крепостные стены защищали жителей от врага. Возглавляя окружающее население, алдар опирался на дружину из знатных воинов. Бывшие кочевники теперь умело пахали землю. Сеяли просо, пшеницу, ячмень. Пасли стада овец и коров, табуны лошадей. В городах работали мастера-ремесленники. Особенно славились аланские оружейники, ювелиры и гончары. Отцы учили мастерству детей. Вырастая, дети передавали его своим детям. Из поколения в поколение накапливался опыт, росло умение ремесленников. Например, сначала лепили грубые глиняные горшки, а позже начали делать красивые сосуды с тонкими стенками. Мастер старался работать лучше, чем другие ремесленники. Иначе его изделия не покупали. Со многими странами торговали аланские купцы. Из ближних и далеких земель привозили они роскошные ткани, богатые украшения, драгоценные камни.Военное искусство и храбрость аланских воинов высоко ценили правители разных стран. Аланские отряды воевали на стороне Византии, Ирана, Хазарии, Грузии. Но военные походы приносили аланам не только славу. В чужих землях гибли молодые воины. Некому было сеять хлеб и строить дома. Труднее становилось оборонять родную землю. Расцвет Алании относится к 10 и 11 векам. Алания превратилась сильное государство. Столицей страны стал город Магас. В горах аланы занимали ущелья Центрального Кавказа (вокруг Казбека и Эльбруса). На равнине аланские земли простирались от реки Кубани до Дагестана. В описании того времени можно прочитать об Алании: "Это страна, полная всяческих благ, есть в ней много золота и великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия". Другие государства искали союза с Аланией. Иноземные правители стремились породниться с аланскими царями. В войске царя было тридцать тысяч всадников. Царю подчинялись алдары со своими дружинами. Самый известный царь Алании - Дорголель Великий. Он вел успешные войны в союзе с Грузией и Византией. В его царствование Алания добилась больших успехов в международных отношениях. Сохранились сведения о том, что у алан была своя письменность. Известен надгробный памятник, найденный на реке Большой Зеленчук. Надпись на нем сделана греческими буквами на аланском языке. Аланский язык звучит и сегодня. На нем говорят современные осетины . В странах Востока алан называли асами, а на Руси - ясами. В Грузии аланы назывались осами, а их страна получила имя "Осети". Все это разные названия одного народа. В наши дни принято название "осетины ", которое происходит из грузинского языка. А на родном языке осетин назовет себя "ирон", а свою родину - "Иристон".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока математика-география для 6 класса. Тема "Путешествие по скандинавским странам"
На уроке учащиеся на практике применяют темы математики "Координатная плоскость", "Сравнеие величин","Пропорции" и другие в ходе нахождения географических координат,решения задач на нахождение расстоя...
Открытый урок по теме "Путешествие в страну информатики"
Урок- игра, урок- путешествие для учащихся 5х классов....
Урок по теме "Путешествие в страну профессий"
Обобщающий урок в 5 классе по темам "Профессии" и "Характер". Урок построен в форме игры. Дети вместе с веселым паровозиком путешествуют по разным станциям и повторяют пройденный материал....
открытый урок по теме "Путешествие в страну английского языка"
Цели урока: Активизация навыков письма.Активизация монологической, диалогической устной речи.Тренировка грамматических навыковЗаинтересовать ученика в изучении английского языка, через игровую ф...
открытый урок по теме "Путешествие в страну английского языка"
Цели урока: Активизация навыков письма.Активизация монологической, диалогической устной речи.Тренировка грамматических навыковЗаинтересовать ученика в изучении английского языка, через игровую ф...
Урок обобщения знаний по физике в 8-м классе по теме "Путешествие по сказочной стране Электронии"
Урок повторения, закрепления ранее приобретенных знаний, умений, навыков учащихся по данной теме...
План-конспект открытого урока на тему: «Путешествие по англоговорящим странам» 7 класс
Цели:образовательная- формирование интереса к культуре англо-говорящих стран, совершенствование коммуникативных навыков обучающихся, лексических навыков по теме «Англоговорящие страны», «Транспорт»;ра...