методическая разработка урока по всеобщей истории
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
для подготовки урока по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_vseobshchey_istorii_v_6_klasse.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока всеобщей истории в 6 классе
по теме «Феодальный мир».
Автор: Ахиярова И.Р.
Тип урока: урок-исследование с элементами лабораторной работы.
Тип урока по дидактической цели: повторительно-обобщающий.
Цель урока: используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов.
Задачи:
- выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества;
- определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов;
- создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.
Основные понятия: сословия, рыцарь, барщина, оброк, церковная десятина, феодал, вассал, зависимый крестьянин, соседская (крестьянская) община.
Оформление доски:
Проблема: Гипотезы: | Рыцари Крестьяне Права: Права: Обязанности: Обязанности: Образ жизни: Образ жизни: Как договориться с господином? | План исследования: 1. Как жили феодалы? 2. Как жили крестьяне? 3. Как складывались отношения между крестьянами и феодалами? |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Доска | |
Создание проблемной ситуации | - Вспомните, что такое сословия в средневековом обществе. Сколько их было, как они назывались? - Скажите, а в настоящее время общество разделено на группы? - Случаются ли конфликты между группами общества в современном мире? - Обратимся к историческим сведениям Средневековья. Как в те времена происходило взаимодействие между сословиями. Вам предложен текст, прочитайте его и ответьте на вопросы. - Однако во многих фольклорных произведениях звучат жалобы крестьян на их тяжелую участь и стремление к справедливости, воплотить которую в жизнь иногда удается благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самый знаменитый из них – Робин Гуд, меткий стрелок и надежный защитник простых людей от произвола феодалов. - Какое противоречие мы замечаем? | - Группа людей с особыми правами и обязанностями. Воюющие, молящиеся, работающие. - Да. У нас есть рабочие, предприниматели, врачи, учителя, продавцы… - Конфликтов между группами нет. - В тексте говориться о распределении обязанностей между сословиями в средневековом обществе. Отмечается, что в принципе обязанности распределены достаточно справедливо, поэтому конфликтов возникать не должно. - Конфликты между рыцарями и крестьянами были вполне вероятны. | На доске записана тема урока |
Формулирование проблемы | - Какую проблему нам предстоит решить? | - Почему между средневековыми сословиями рыцарей и крестьян возникали конфликты? | Записывается основной вопрос |
Гипотезы | - Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? Что могло стать причиной конфликтов между крестьянами и рыцарями-феодалами? | Предлагают свои версии | Гипотезы записываются на доске |
Актуализация знаний | - Итак, мы с вами уже многое знаем о жизни средневековых людей. Но чтобы решить проблему урока, о чем еще сведения нам нужны? - Таким образом, мы составили план исследования темы урока. | - Как жили феодалы? Как жили крестьяне? Как складывались отношения между ними? | План исследования записывается на доске |
Поиск решения | Исследование пунктов плана организуется по группам. - План исследования составлен. Сейчас каждая группа получит задание – исследовать один из пунктов плана. Какой – решит жеребьевка. Помните, на прошлом уроке мы обсуждали условия успешной работы в группе? Постарайтесь создать их, отвечая на поставленные вопросы. На работу вам даётся 5 минут. Группа №1. «Достоин тот похвальных слов, Кто и разить и пасть готов!» Используя знания по теме, а также материал учебника на с. 91-96, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия рыцарей. Заполните карточку (см.доп.мат.). Группа №2. «Чтоб крестьяне не жирели» Используя знания по теме, а также материал учебника на с.97-103, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия крестьян. Заполните карточку (см.доп.мат.). Группа №3. «Как договориться с господином?» Используя материал учебника на с.99-100, 108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку. | Рыцари-феодалы: Права: собирать оброки с крестьян, заставлять работать на барщине. Обязанности: служить сеньору, соблюдать кодекс чести. Образ жизни: замки, турниры, пиры. Крестьяне: Права: отсутствуют. Обязанности: работать на барщине, платить оброк, церковную десятину и другие поборы. Образ жизни: работа с утра до вечера, по выходным – церковь, изредка – выступления бродячих артистов. Способы борьбы крестьян за свои права: бегство в города, отказ работать на феодала, поджоги и погромы хозяйского поместья. | Выводы групп фиксируются на доске. |
Применение нового знания | - Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос урока? | Всемогущество рыцарей-феодалов и бесправие крестьян порождали конфликты в средневековом обществе. | |
Вывод – примерное решение учебной проблемы | - Какие гипотезы оказались верными? - Как сегодня на уроке мы нашли решение проблемы? |
Дополнительные материалы:
Текст. Люди того времени по-разному представляли себе, как устроено их общество. Наиболее распространенной была теория, в соответствии с которой общество делилось на три большие группы — сословия, и каждому человеку Бог предназначил место в одном из них. По тем задачам, которые они выполняли в обществе, выделялись сословия молящихся, воюющих и работающих. Под последними имелись в виду все члены общества, не входящие в первые два сословия, но, прежде всего крестьяне.
Перед каждым сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о душах, являлось заступником за людей перед Богом, служило примером веры и нравственности для всего общества. С точки зрения человека Средневековья, эта роль была самой важной. Воюющие проливали свою кровь, защищая все общество от внешних врагов. Именно они должны были обеспечивать порядок и правосудие, с оружием в руках распространять христианскую веру среди язычников. Трудящиеся кормили всех остальных. Благодаря их тяжкому труду два других сословия могли выполнять свои обязанности.
По сравнению с двумя первыми крестьянство рассматривалось как низшее, третье сословие. Но, в отличие от Древнего Рима, где физический труд считали делом рабским и недостойным свободного человека, в эпоху Средневековья те, кто трудились своими руками, считались необходимыми и уважаемыми членами общества. Мыслители той эпохи нередко сравнивали строение общества с человеческим телом, уподобляя молящихся груди, воюющих — рукам, а трудящихся — ногам. Тем самым подчеркивалось, что в обществе все сословия, хотя не равны, но необходимы и зависят друг от друга; если они не будут действовать слаженно, то общество не сможет существовать.
Вопросы к тексту: О чем идет речь в тексте?
Справедливо распределены ли обязанности?
Возможны ли конфликты при таком распределении обязанностей?
Варианты карточек:
Права: Обязанности: Образ жизни: |
Крестьяне: Права: Обязанности: Образ жизни: |
Способы борьбы крестьян за свои права: |
Памятка: Как работать в группе.
- Прочитайте задание вслух.
- Распределите работу.
- Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.
Памятка: Как работать в группе.
- Прочитайте задание вслух.
- Распределите работу.
- Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.
Памятка: Как работать в группе.
- Прочитайте задание вслух.
- Распределите работу.
- Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.
Группа №3. «Как договориться с господином?» Используя материал учебника на с.99-100, 108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку. Способы борьбы крестьян за свои права: |
Памятка: Как работать в группе.
- Прочитайте задание вслух.
- Распределите работу.
- Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....
Методическая разработка урока по всеобщей истории "Дух предпринимательства преобразует экономику"
Тема урока«Дух предпринимательства преобразует экономику»Цели урока:-вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;- познакомить учащихся с особенностями развития ев...
методическая разработка по курсу Всеобщей истории 6 класс
Реши кросворд. Христианская церковь в раннее средневековье....
Методическая разработка урока по всеобщей истории 9 класс " Тоталитарный режим в 30-е годы "
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы....
Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"
Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...
Методическая разработка урока по всеобщей истории в 5 классе "Вторая война Рима с Карфагеном"
Методическая разработка...
Свидетельство проекта infourok.ru №ЦВ08814365 о размещении авторского материала методическая разработка рабочий лист Всеобщая история 7кл
Свидетельство проекта infourok.ru №ЦВ08814365 о размещении авторского материала методическая разработка рабочий лист Всеобщая история 7кл...