Методическая разработка урока по всеобщей истории "Дух предпринимательства преобразует экономику"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Тема урока
«Дух предпринимательства преобразует экономику»
Цели урока:
-вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;
- познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI - XVII вв., с новыми понятиями т. к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;
- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Планируемые результаты обучения: учащиеся узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков, бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педтехнологий.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным текстом, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, метод ассоциаций.
Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям.
Основные понятия и термины: монополия, мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
История Нового времени. 7 класс.
Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»
Цели урока:
-вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;
- познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI - XVII вв., с новыми понятиями т. к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;
- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Планируемые результаты обучения: учащиеся узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков, бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педтехнологий.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным текстом, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, метод ассоциаций.
Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям.
Основные понятия и термины: монополия, мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.
План урока:
1 Организационный момент. Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.
2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.
3 Изучение нового материала.
4 Подведение итогов.
Ход урока:
1 Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Психологически устанавливает на работу.
2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.
Слайд 1
Ребята, а когда вы были на рынке? Часто ли вы бываете на рынках? Сейчас, в наше время, какие типы рынков можно выделить? Отлично. Молодцы.
Сегодня мы поговорим о развитии рынков в Новое время. Давайте вспомним, какие рынки были в Средневековье? Итак, что же собой представляют рынки Нового времени и как они продолжали развиваться.
Слайд 2
Т.О. тема сегодняшнего урока «Дух предпринимательства преобразует экономику».
Слайд 3
3. Изучения нового материала.
План изучения нового материала:
1. Рост рынков.
2. Развитие мировой торговли.
3. Биржи и банки.
4. Мануфактура - предприятие нового типа.
Записывают тему и план в тетрадь.
Слайд 4
- Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 37:
Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.
- Задает вопросы классу:
Что такое рынок? Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем выделить?
- Уточняет определение термина:
Слайд 5
Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.
Рассказ о рынках:
Здесь толпы носильщиков, возчиков, метельщиков, зарабатывающих на жизнь подсобной работой. Есть продавцы и есть покупатели (обычно это крестьяне, зажиточные горожанки, служанки и другие). Были здесь и сборщики рыночных пошлин. На рынке каждый, богат или беден, мог найти товар по своим средствам. На прилавках – куски мяса, сыра, рыбы, дичь, овощи, фрукты. Из деревень привозят солому, дрова, сено, шерсть, лён, холсты. Рынки стали работать ежедневно. Строятся и крытые рынки. Самые большие из них были построены в Париже и Лондоне. С рынками соперничали лавки, они располагались обычно на первых этажах городских домов.
- Ребята, а в Средние века были лавки? ( там торговали ремесленники, а сейчас профессиональные торговцы).
Активно практиковалась торговля вразнос. Разносчиков можно было встретить на улицах всех крупных европейских городов, на главных площадях в Париже, Риме, Кёльне, Лондоне. Их крики были слышны из далека: предлагали хлеб, зелень, апельсины и многое другое. Солидная публика относилась к ним подозрительно, считая их бродягами. А зря! В один прекрасные день такой разносчик, пересчитав накопленные денежки, покупал или арендовал лавку.
Слайд 6
Приходим к выводу, что развивалась внутренняя и мировая торговля.
Слайд 7
После ВГО центрами мировой торговли стали Нидерланды и Англия. Ежегодно в гаванях Бельгийского города Антверпен разгружалось до 250 кораблей. Современники отмечали, что в течение месяца в этом городе совершалось больше торговых сделок, чем за два месяца в Венеции. Антверпен стал «воротами Европы», через которые непрерывно поступали заморские товары.
Торговля и предпринимательство это занятия, которые были связаны с риском, поэтому купцы объединялись в торговые компании. Сначала это было семейное товарищество, в которое входили близкие родственники, делившие между собой всё- труд, риск, деньги. Затем такие компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить деньги и труд.
В XVIII веке основная масса товариществ состояла из небольших компаний, чаще семейных(20-30 человек). Писатель Даниэль Дефо писал, что обычно служащие жили у хозяина, ели за его столом, спрашивали разрешения отлучиться, ночевали под его крышей. То есть новое уживалось со старыми традициями.
Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка.
Слайд 8
Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка
Монополия
- исключительное право на производство или продажу чего-либо.
В XVII веке таких монополий было больше всего в Голландии и Англии.
В 1600г. была создана Ост-Индская компания, владевшая исключительным правом ввозить страну перец.
Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне, вплоть до короля, - все были охвачены духом предпринимательства. Мировая торговля обеспечивала её участникам получение высокой прибыли, в их руках накапливались огромные средства.
Слайд 9
Почти каждый торговый город имел свою биржу
Составим синквейн
Слово синквейн произошло от французского слова «пять» и означает «стихотворение из пяти строчек». Появился в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Работаем с учебником с.40-41
Слайд 10
Биржа
Шумная Антверпенская
Заключала влияла способствовала
«На пользу купцов всех наций и языков»
Биржа - место, для заключения торговых сделок.
Слайд 11
Биржа – место для заключения торговых сделок
Слайд 12
Из истории Средневековья вы знаете о роли банков. После ВГО и с увеличением притока золота и серебра в Европу, с развитием мировой торговли – богатеют банки.
Что такое банк?
Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.
Банки были частные и государственные, например, Амстердамский, Английский и другие. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам, государству. Банковское дело требовало осторожности. Когда во Франции в 1789 г. произошла революция, приведшая к смене власти, удар пришёлся по голландским банкам: деньги, которые они одолжили французскому правительству, пропали.
Слайд 13-14 - сравнительные таблицы
Слайд 15-16 – мануфактура и картинка
Как же появились мануфактуры?
Некоторые богатые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имеющиеся у них средства в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получению прибыли – капитала.
Слайд 17
Капитал - средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.
В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники искали дополнительного заработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В таких условиях и создаётся мануфактура – предприятие нового типа.
Работа с текстом учебника – с. 42( 2 последних абзаца).
Слайд 18 и 19
рассеянная и централизованная мануфактура
Слайд 20
Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских
Такие мануфактуры преобладали в Англии, Нидерландах, Франции. Производили стекло, сахар, бумагу, шелк, сукно.
4. Подведение итогов.
Закрепление изученного.
Рефлексия. Ребята, что вы узнали нового на уроке?
– Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?
– С какими новыми терминами вы познакомились? Учащиеся высказывают свое мнение.
Итоги урока. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.
Домашнее задание - прочитать § 4, выучить новые термины., составить синквейн со словом «банк»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
методическая разработка урока по всеобщей истории
для подготовки урока по истории...
Урок истории - "Дух предпринимательства преобразует экономику" (Всеобщая история - 7 класс)
презентация к уроку...
Методическая разработка урока по всеобщей истории 9 класс " Тоталитарный режим в 30-е годы "
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы....
Методическая разработка урока по предмету Основы предпринимательства "Бизнес-план. Расчет отчислений во внебюджетные фонды"
План урока:1. Презентация текущей работы по бизнес-плану "Ягодка"2. Консультация специалиста: Внебюджетные фонды - экономист школы Эверстова Д.В.3. Объяснение нового материала- «Внебюд...
Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"
Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...
Методическая разработка урока по всеобщей истории в 5 классе "Вторая война Рима с Карфагеном"
Методическая разработка...