Конспект урока на тему: "Горожане и их образ жизни". 6 класс
план-конспект занятия по истории (6 класс) по теме

Ноздрачева Любовь Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorozhane_i_ih_obraz_zhizni.rar1.64 МБ
Office presentation icon gorozhane_i_ih_obraz_zhizni_.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема: «Горожане и их образ жизни», 6 класс

Тип урока: получения новых знаний

Цели урока:

познакомить учащихся с характерными чертами средневековых городов, внешним обликом и городскими жителями, организацией управления, обликом средневекового города;

развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся, умения сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание;

воспитывать чувства уважения к культуре других народов.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение и расширение новых знаний о горожанах, формирование общеучебных умений и навыков при работе с текстом учебника, закрепление умения сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Метапредметные: развитие познавательного интереса к истории, умение анализировать и решать проблемные вопросы; усиление коммуникативных свойств речи.

Личностные: уважительное отношение к истории, воспитание роли труда в обществе.

Ресурсы урока:

-История средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Агибалова Е. В., Донской Г. М. М.: Просвещение.

-Раздаточный материал к уроку: карточки.

- Мультемидийное оборудование.

- Презентация по теме урока.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Здравствуйте!

Спасибо, что подготовили к уроку все необходимое: на столах учебники, тетради, ручки, дневники

2 этап. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами говорили о формировании средневековых городов и узнали причины их возникновения. (Слайд)

Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое город?

(Слайд подтверждает сказанное)

-Почему возникли города?

-Скажите, пожалуйста, зачем город окружали каменными стенами? (Слайд)

-Кто жил в городах?

- Кто такие горожане?

Город – это поселение ремесленников.

Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Города возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденции короля, епископа, правителя области. Все это были места людные, где предлагались товары и услуги.

Город окружали стенами для защиты от нападений. За стенами крепостей находили защиту горожане в случае войны.

В городах жили горожане.

Горожане – это жители города.

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

-Ребята, подумайте: о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь? Для того чтобы догадаться, пожалуйста, посмотрите на слайд, прочтите это стихотворение. (Слайд)

За крепостью открылся мне

Чудесный вид: там в глубине

Долины, город предо мною

Лежал. Он каменной стеною

Был огорожен от врагов.

                                             Ганс Сакс

-Итак, кто из вас догадался: о чем мы сегодня будем говорить?

Дети читают

Сегодня мы будем говорить о горожанах и их образе жизни.

4 этап. Целеполагание и планирование

-Тема нашего урока: «Горожане и их образ жизни» (Слайд). Запишите, пожалуйста, тему в тетради.

-Ребята, о чем вы хотите узнать сегодня на уроке, на какие вопросы должны дать ответ?

Учитель подводит детей к плану урока.

План. 1) Городские бедняки и богачи.

2) как жили горожане.

3) Взгляд из города.

-Ребята, как вы думаете: чем образ жизни современных горожан отличается от образа жизни горожан средневековых? Можем мы ответить на этот вопрос сейчас?

-Почему?

-Что мы должны узнать с вами, чтобы ответить на поставленные вопросы?

Мне интересно будет узнать о том, как жили горожане. Чем занимались. Были ли среди них богатые и бедные. Велась ли торговля? Чем торговали. Каков образ жизни.

Запись в тетради

Нет.

Мы ничего пока не знаем об образе жизни средневековых горожан.

Мы должны рассмотреть вопросы нашего плана нашей темы.

5 этап.  «Открытие нового знания»

-Какой первый вопрос мы должны рассмотреть?

- Ребята, прочтите, пожалуйста, текст (слайд) и заполните схему. Расположите на ступенях сословных представителей. (На доске и в тетради)

-Ребята, скажите, а кто такие патриции? (Найдите определения в учебнике и запишите в тетрадь) (Слайд подтверждает сказанное).

-Молодцы, правильно расположили на лестнице жителей города. На самом верху – патриции, а внизу - бедняки.

Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу и становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень. Не раз в городе вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли. Таким образом, можно сделать вывод о том, что из всех городских слоев главную роль в управлении города играли кто?

-Правильно, патриции или богатые люди, городская знать.

-Ребята, какой второй вопрос нашего плана мы должны теперь рассмотреть.

Вам давалось опережающее задание к сегодняшнему уроку. Предлагаю вам внимательно послушать средневекового горожанина, который расскажет вам о своей жизни в городе. А, послушав его, вы сможете задать ему свои вопросы, если что-то будет непонятно.

-Спасибо за интересный и познавательный рассказ.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и попробуйте догадаться: кому могла принадлежать такая вывеска и почему? (Слайды)

-Правильно, ведь средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигуры, обозначавшие занятия владельца.

-А теперь посмотрите и скажите, что было центром города? (Слайд)

-Правильно, центром города была рыночная площадь с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали к позорному столбу преступников. На этой же площади велась торговля.

- Посмотрите, кто торгует на рыночной площади?

-Чем торгуют крестьяне?

-Посмотрите, кто покупает продукты у крестьян?

А как выглядят покупатели, горожане?

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на дугой рисунок (слайд). Кто изображен здесь?

-Посмотрите, кто и где торгует на этом рисунке?

-Что здесь продают и покупают?

- У кого покупают посуду?

-О чем это говорит?

-Кроме рыночной площади, где велась торговля и находилась главная городская церковь-собор (слайд), обычно самое красивое здание в городе, здесь же горожане сооружали ратушу, а что такое ратуша? (Слайд подтверждает сказанное детьми)

-Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома городских сообществ.

-Итак, мы с вами увидели облик города и занятия горожан, а теперь попробуем посмотреть из города. Какой вопрос будем рассматривать следующий?

Прежде, чем мы это сделаем, немного отдохнем и проведем физкультминутку.

-Ребята, поговорим о взгляде из города и ответим на вопрос: что нового внес город в культуру и политическую жизнь средневековья? (Слайд)

По ходу чтения выходят слайды, где указаны черты, названные детьми.

   

-Что такое университеты? (Слайд)

-Что такое интеллигенция? (Слайд)

(Слайды)

-Обратите внимание на документ, приведенный в учебнике, поработайте с ним.

Работа с учебником.

Итак, город был центром культурного взаимодействия в средневековье. (Слайд)

Мы должны рассмотреть вопрос «Городские бедняки и богачи».

Городом управляли богачи-купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать, их называли патрициями. В городе жили люди разных профессий: священнослужители, которые служили в местном соборе и церквах. В городе проживали так же торговцы и ремесленники, но кроме того, жили в городах и бедняки.

Патриции – это городская знать.

 Из всех городских слоев главную роль в управлении города играли патриции.

Мы должны рассмотреть второй вопрос нашего плана – это «Как жили горожане».

Ученик рассказывает о жизни горожанина в средневековом городе. Дети задают ему вопросы.

Портной, золотых дел мастер, пивовар, оружейник, мясник,  монетный мастерские и кирпичные).

Центром города была рыночная площадь.

На рыночной площади торгуют крестьяне.

Крестьяне торгуют продуктами.

Продукты у крестьян покупают горожане.

Горожане богато одеты.

На рисунке изображена улица средневекового города.

Горожане торгуют в лавке, в доме на первом этаже.

Здесь продают и покупают посуду.

Посуду покупают у гончаров.

В средневековом городе развивается ремесло.

Ратуша - это здание городского совета. (Дети находят определение в учебнике и записывают в тетрадь).

Мы рассмотрим вопрос «взгляд из города»

Физкультминутка

Дети работают с учебником, читают текст и находят эти черты, записывая их в тетрадь.

1) Горожане по-новому оценивали мир.

2) Высоко ценили время. («Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает»).

3) Великолепие дворцов, домашней обстановки и одежды.

4) Образованные люди.

Университеты – это высшие школы.

Интеллигенция – это особая группа людей, занятых умственным трудом.

5) Особое городское сословие.

6) Все власти в свободных городах были выборными.

Дети работают с документом и продолжают выписывать черты…

7) Любознательность к зрелищам.

8) Появились истоки демократических порядков.

Дети: Город был центром культурного взаимодействия в средневековье.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний

- На сегодняшнем уроке мы познакомились с жизнью средневекового города. Теперь посмотрим, как вы усвоили пройденное. (Слайд)

1) Какие типы средневековых поселений вы теперь знаете?

2) Какие городские слои населения вы можете назвать?

3) почему городские улицы были узкими?

4) Что нового внес город в жизнь средневековья?

-Итак, чем же образ жизни современных горожан отличается от образа жизни горожан средневековых городов?

Дети отвечают на вопросы, а затем проверяют свои ответы с ответами на слайдах.

Деревни и города

Патриции, священнослужители, торговцы и ремесленники, бедняки.

Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 метров, а переулков 1-2 метра.

 Город был центром культурного взаимодействия в средневековье.

Дети отвечают.

7 этап. Рефлексия и оценивание

-Ребята, оцените, пожалуйста, свои знания, полученные на уроке.

Напоминаю критерии оценки

Отметка «5»: ответ полный и правильный

Отметка «4»: ответ полный и правильный, но при этом допущены две-три несущественные ошибки

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка

Я узнал, что…

Я понял, что…

Я удивлен тем, что…

Учащиеся оценивают свою работу, считая правильные и неправильные ответы.

Учащиеся ставят себе оценки

8 этап. Домашнее задание

Инвариативная часть: параграф 15, сделать рисунки, которые заменяли номера домов, обозначавшие занятия владельца.

Вариативная часть: подготовить рассказ: представьте, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

За крепостью открылся мне Чудесный вид: там в глубине Долины, город предо мною Лежал. Он каменной стеною Был огорожен от врагов. Ганс Сакс

Слайд 4

Тема: «Горожане и их образ жизни»

Слайд 5

Средневековый город Современный город

Слайд 6

Городом управляли богачи-купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. О ни заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать, их называли патрициями. В городе жили люди разных профессий: священнослужители , которые служили в местном соборе и церквах. В городе проживали также торговцы и ремесленники , но, кроме того, жили в городах и бедняки.

Слайд 7

Патриции – это городская знать

Слайд 15

Рыночная площадь

Слайд 16

Улица в средневековом городе

Слайд 17

Церковь-собор

Слайд 18

Ратуша –здание городского совета

Слайд 19

Что нового внес город в культуру и политическую жизнь средневековья?

Слайд 20

1. Горожане по-новому оценивали мир.

Слайд 21

2. Высоко ценили время («Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает»)

Слайд 22

3.Великолепие дворцов, домашней обстановки и одежды

Слайд 23

4. Образованные люди

Слайд 24

Университеты – это высшие школы Интеллигенция – это особая группа людей, занятых умственным трудом

Слайд 25

5. Особое городское сословие

Слайд 26

6. Все власти в свободных городах были выборными

Слайд 27

7. Любознательность к зрелищам

Слайд 28

8. Появились истоки демократических порядков

Слайд 29

Город был центром культурного взаимодействия в средневековье

Слайд 30

Какие типы средневековых поселений вы знаете?

Слайд 31

Города и деревни

Слайд 32

Какие городские слои населения вы можете назвать?

Слайд 33

Патриции, священнослужители, торговцы и ремесленники, бедняки

Слайд 34

Почему городские улицы были узкими?

Слайд 35

Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8м., а переулков – 1-2 м.

Слайд 36

Что нового внес город в жизнь средневековья?

Слайд 37

Город был центром культурного взаимодействия в средневековье

Слайд 38

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: - Параграф 15 , сделать рисунки ; - творческое задание : - придумайте рассказ , представьте, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса

Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса...

Презентация к уроку английского языка по теме "Здоровый образ жизни" 5 класс

В данной презентации отражены основные моменты для проведения обобщающего урока по теме "Здоровый образ жизни" в 5м классе.(пословицы о здоровье, названия болезней, врачей, советы по сохранению здоров...

Конспект урока "Поспорим с Шопенгауэром". Основы здорового образа жизни.

Данный урок "Поспорим с Шопенгауэром" по теме "Здоровый образ жизни. Основные понятия и определения" был дан в ходе аттестации. Время занятия - 45 минут....

Конспект классного часа на тему «За здоровый образ жизни!».

Цель классного часа: привитие навыков здорового образа жизни.Задачи:1.     Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.2.     Закрепить и систематизир...

конспект урока английского языка по теме "Британский образ жизни"

Урок по теме "Британский образ жизни" к УМК для  5 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий и колледжей. И.Н.Верещагина, О.В. Афанасьева (Москва «Просвещение, 2010 ...

Конспект занятия "Профилактика болезней - путь к здоровому образу жизни"

Конспект занятия "Профилактика болезней - путь к здоровому образу жизни"...

План-конспект урока английского языка на тему «Здоровый образ жизни»

Данный урок является обобщающим по теме «Здоровье». В него включены задания на повторение грамматики и лексики по теме, а также практика по всем видам речевой деятельности, которые применя...