«Использование информационно коммуникативных технологий на уроках истории через краеведческий модуль для активизации познавательной деятельности учащихся»
статья по истории на тему

Лозяная Людмила Владимировна

Представленный  опыт раскрывает  ряд педагогических условий, способствующих развитию личности   в процессе  обучения истории с привлечением информационно коммуникативных технологий и краеведческого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Обобщение  педагогического опыта

учителя истории и обществознания

Лозяной Людмилы Владимировны

«Использование информационно коммуникативных

технологий на уроках истории через краеведческий модуль для активизации познавательной деятельности учащихся»

Округ Муром, 2013 год

                                 

Содержание

       I. Условия возникновения и становления опыта.

 

 II. Актуальность и перспективность опыта.

 

 III. Ведущая идея опыта.

 

 IV. Новизна опыта.

 

 V. Теоретическая база опыта.

 

 VI. Технология опыта:

           1.Содержание технологии:

             2. Реализация технологии:

                               1. Диагностический этап.

                               2.Терапевтический этап.

                               3. Деятельностный этап.

                                      - Формы и методы обучения.

                                      - Предпрофильная подготовка.

                                      - Профильное обучение.

                                      - Работа с одарёнными учащимися.

                                      - Организация внеклассной работы по предмету.

                                      - Новые подходы к оценке деятельности учащихся при подготовки к

                                       итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

                                 4. Корректирующий этап.      

                                 5. Рефлексивный этап.

                                 6. Контрольная диагностика и отслеживание результата.

         VII.  Результативность.

         VIII. Адресная направленность.

          IХ. Литература.

          X.  Приложение.

I.Условия возникновения и становления опыта.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. И одно  из приоритетных направлений  данного процесса  в современном обществе заключается в  информатизации образования.  Информационная компетентность  - одна из основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, передавать ее; моделировать и проектировать объекты, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Также перед нашим государством  стоит  необходимость сохранения патриотизма в условиях перехода к информационному обществу.  Поэтому современная модель воспитания должна быть ориентирована на реальную жизнь, на проблемы, которые решает страна. В общественном сознании все более заметна постепенная утрата активной гражданской  позиции  и  российского патриотизма.  В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Исходным условием становления опыта явилось угасание интереса  к проблеме изучения родного края, своим корням, проблемам истории, а также низкий уровень духовности, культуры. Преподавая историю с помощью компьютерных технологий при использовании краеведческого материала, есть возможность показать детям необъятную историю России  через призму знаний о малой родине, повысить их мотивацию к изучаемому предмету. Тем самым заново воспитать патриотизм,  а также  активизировать духовно – ценностную и практическую ориентацию подрастающих поколений в современном глобальном мире.

                         II. Актуальность и перспективность опыта.

“Любовь к родному краю,

знание его истории – основа,

на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества”.

Д.С. Лихачев

 
        В современных условиях информатизации и компьютеризации  образования важным моментом является  формирование у школьников умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показывает, что  учащиеся, активно работающие с компьютером, быстрее развивают в себе такие УУД,  как умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. У учащихся  быстро формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать  историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды.

Уроки с использование краеведческого материала  дают возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и страну. Известно, что краеведческая тематика на уроках истории всегда вызывает активность учащихся, способствует повышению мотивации. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить содержание уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, помогает формировать понимание закономерности исторических процессов и явлений на основе наглядного постижения местных культурно – исторических событий.

В ходе реформы образования у учителя появилась хорошая возможность сочетать в уроке компьютерные технологии и краеведческий материал, что в свою очередь еще больше мотивирует школьников, повышает их активность на уроках истории. Одно  дело преподавать материал с помощью мела и доски, привлекая различные репродукции, выезжать с детьми на экскурсии, которые не всегда доступны.   И  другое дело - показать на уроке ученикам фрагмент фильма о родном крае, связать Российскую историю с местной историей через виртуальную экскурсию, сравнить памятники культуры малой родины с памятниками огромного государства при  помощи видео – презентации  Windows Movie Maker.  Даже на уроках закрепления знаний целесообразнее использовать привлечение краеведческого материала, так как это приветствуется учениками, они хотят знать о своей малой родине, приводить её в пример, связывать с историей всей страны.

Представленный опыт способствует решению социально – значимых задач, поставленных перед школой:

  • формирование общей культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе;
  • формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
  • воспитание гражданских и патриотических качеств у школьников в системе общественно-гуманитарных дисциплин средствами краеведения.

Анализ сложившейся ситуации на современном этапе образования выявил противоречие между необходимостью изучения родного края и отсутствием системного краеведческого образования и соответствующих программ, которые  способствовали бы решению такой важной задачи, как формирование у учащихся умений и навыков, способствующих системному изучению истории России с использованием материала о родном крае.

   Необходимость совершенствования процесса обучения школьников истории, недостаточная теоретическая разработанность проблемы развития личности учащихся в процессе личностно ориентированного обучения и возможности ее практического осуществления определило тему работы: «Использование информационно коммуникативных технологий на уроках истории через краеведческий модуль для активизации познавательной деятельности учащихся».

Таким образом, представленный опыт раскрывает  ряд педагогических условий, способствующих развитию личности   в процессе  обучения истории с привлечением информационно коммуникативных технологий и краеведческого материала.

                                     

III.Ведущая идея опыта.

 Вкрапление местной истории в контекст истории всей страны позволяет активизировать образовательный процесс, делает его намного богаче, соответственно и результаты обучения становятся более высокими.

Реализация данной идеи возможна при совокупности следующих педагогических условий:

  • Введение на уроках  местного материала помогает создать  своеобразную психологическую ситуацию, характеризующуюся «живым ощущением» истории.
  • Привлечение краеведческого  материала способствует   конкретизации исторических  фактов, что повышает   качество знаний обучающихся.
  • Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. способствует  организации процесса познания наиболее естественным путем.
  • Использование  краеведческого материла, открывает широкие возможности для самостоятельной умственной деятельности учащихся,  для внесения в неё элементов поиска на наиболее доступном и близком  материале.
  • Внедрение в урок элементов ИКТ через видео-презентации Windows Movie Maker,  виртуальные экскурсии, проектную деятельность повышает степень заинтересованности обучающихся, делает их первооткрывателями – исследователями.
  •  Проведение контроля знаний в форме  дифференцированных тестов позволяет проявить в детях индивидуальность, творчество, повышает уровень знаний по предмету.  

IV. Новизна опыта.

    Новизна предлагаемого опыта состоит в разработке  такой системы обучения, при которой осуществляется   интеграция курса истории с краеведческим материалом через внедрение инновационных форм и методов обучения.

Реализация этой задачи возможна на  основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию края.

V.Теоретическая база опыта.

При написании данной работы рассматривались следующие подходы и теории в обучении:

  • Личностно-ориентированный подход (И.С.Якиманская, Е.С.Полат) проявляется в опоре на субъектный опыт учащихся.  Проектное обучение, “мозговой штурм”, “критическое мышление, групповые, парные, индивидуальные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс и дают возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт.
  • Деятельностный подход разработан российскими учеными А.Н.Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Л.С.Выготским и предполагает коллективное общение, взаимодействие и сотрудничество. Одним из способов организации взаимодействия учащихся автор опыта видит в проектной методике, групповых формах работы.
  • Теория развития познавательного интереса и познавательной активности рассмотрена Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой. Но эти исследования лишены некоторой конкретизации, т.е. как применять в жизни все, что написано в книгах. Автор опыта старается использовать творческий уровень познавательной активности.
  • Социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, И.Л.Бим). Учитель  стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям культуры через использование в учебном процессе краеведения.
  • Концепция гуманизации современного образования широко используется в опыте Ш.А.Амонашвили. Данная теория   способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, развивает  познавательные силы ребенка, обеспечивает  условия  для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
  • Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования  представлены у Г.К. Селевко «Педагогические  технологии на основе информационно-коммуникационных средств» и Е.С. Полат «Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования».
  • Современные  концепции гуманитаризации образования, новые подходы и требования к обучению истории и краеведения.

IV. Технология опыта.

        По мнению кандидата педагогических наук, профессора МПГУ А.В. Теремова, в условиях открытости и информатизации различных сфер жизни перестраивается и организация процесса обучения. Все  больше распространяется деятельностный подход, согласно которому учащиеся должны приобретать знания не в «готовом» виде, а в результате самостоятельной познавательной деятельности. Однако, на мой взгляд, формирование чего-либо, будь то творческие или познавательные способности, или то же историческое мышление, возможно только путём восхождения от простого к  сложному на разных ступенях обучения.  Это возможно реализовать через использование краеведческого материала. Если заинтересовать ребят изучением истории малой родины то, скорее всего, им станет интересно,  как отразились исторические страницы местного значения в общем контексте Российской истории. Учитывая современную компьютеризацию краеведческий материал родного города можно передать более  наглядно, используя разные аудио - визуальные методы. Например, вместо чтения Муромского гимна, можно его прослушать, вместо рассказа о несохранившихся достопримечательностях представить учащимся виртуальную экскурсию по Мурому XIX столетия.

Отсюда вытекает основная цель опыта - формирование целостной системы педагогических средств, направленных на активизацию познавательных способностей учащихся на уроках истории через использование современных информационных технологий путем привлечения краеведческого материала.

Задачи:

  • Создать условия, способствующие формированию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию родного края, потребности сохранения исторической памяти, активного включения в работу по преобразованию окружающего мира
  • Разработать и апробировать комплекс непрерывного краеведческого образования через урок – внеклассную деятельность – воспитательную работу.
  • Осуществить апробацию комплекса по проблеме влияния на развитие познавательного интереса к истории.
  • Провести диагностику ценностных ориентации учащихся, воспитанности, тревожности в ходе реализации комплекса.

При изучении основных проблем данного исследования были использованы следующие принципы:

  • принцип научности, т.е. соответствие уровня преподаваемой дисциплины современному состоянию науки.
  • принцип оптимального выбора методов, форм и средств образования, направленных на развитие творческой и нравственной личности.
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • принцип активности предполагает вовлеченность детей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности на уроке.
  • принцип системности – совершенствование этапов работы зависит от степени целостности содержания и реализации программно – методического обеспечения.

Предлагаемая технология представляет собой тесную взаимосвязь трёх этапов: целеобразующего, операционально - продуктивного и рефлексивного.

1 этап -  целеобразующий

На начальной стадии данного этапа  проводится диагностика уровня знаний учащихся и намечается технологическое обеспечение обучения и воспитания с ориентацией на реальные способности и возможности учащихся. Работа на данном этапе направлена на то, чтобы анализировать, структурировать и отбирать информацию по содержанию обучения, разрабатывать разнообразные формы работы. Здесь важно определить последовательность действий, шагов, которые необходимо пройти совместно с учащимися, для того, чтобы поставленные цели были реализованы.

       Одной из важных задач целеобразующего этапа является формирование собственных образовательных целей учащихся на основании выстраивания особой формы взаимоотношений между участниками учебного процесса как формы личностного взаимодействия. На данном этапе обеспечивается поддержка учащихся в освоении способов самооценивания результатов собственной деятельности  и управление ее продвижением. Учащиеся самостоятельно оценивают свой ответ, находят  допущенные ошибки, в этой деятельности может участвовать весь класс, дополняя ответ выступающего. Если же работа была самостоятельной, то целесообразно ребятам предложить проверить выполнение задания друг у друга и выявить ошибки при их наличии.

2 этап - операционально - продуктивный

       Данный этап может состояться, когда сохраняются отношения равенства между участниками учебного процесса в ходе создания нового продукта совместной деятельности - совместного опыта, который представляет собой интегративное образование творческой, потребностно-мотивационной, эмоционально-ценностной и оценочно-рефлексивной деятельности, каждая из которых осуществляется в ходе деятельности познания. На данном этапе предполагается создание условий для перехода учащихся на более высокий уровень самостоятельности в деятельности продуктивного овладения стратегиями и способами учения на сознательном уровне, практическое использование их в коммуникативной деятельности по овладению предметом, а также совершенствование способов самореализации и саморегулирования.

 Для реализации системы на данном этапе  реализуются следующие технологии обучения и их элементы:

Технология развития критического мышления. Одна из основных целей таких уроков – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Конечная цель технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, расширяют свои знания.

Пример № 1: На уроке истории в 10 классе при изучении темы: «Монголо-татарское иго и его последствия для Руси» учащиеся должны осмыслить и доказать положительное или отрицательное влияние ига на развитие страны, малой родины.

Пример № 2: Изучая тему «Владимиро-Суздальское княжество в период феодальной раздробленности» я привлекаю  богатый культурный материал данного периода на примере архитектурных построек XII век для проведения связи между Владимирским краем и Россией.

Пример № 3:  На уроке истории в 6 классе, изучая эпоху Ивана Грозного, перед учащимися ставиться проблемный вопрос: Какой вклад внёс Иван Грозный в развитие земли Муромской?

Такие ситуации заставляют задумываться и соответственно приводят учащихся к определенным выводам, помогают расширить свои знания и активизируют познавательную деятельность.

Технологии обучения игровым методам. Огромную роль игры в жизни и развитии осознавали и отмечали во все времена деятели науки. “В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности”. В нашей школе давно стало традицией ежегодно проводить исторические игры с использованием краеведческой тематики, в которых между собой соревнуются учащиеся параллелей.

Пример № 1: На игре «Муром – это маленькая Русь» ребята самостоятельно составляют кроссворды по истории родного края, рисуют ребусы, оформляют стенгазеты, ряд учеников широко применяют информацию Интернет-ресурсов, оформляют свои работы в форме презентаций. Такие игры помогают учащимся лучше усваивать краеведческий материал. В 2011 году это способствовало победе учащихся 7 класса на игре посвященной Единому Дню Краеведения.

Пример № 2: На уроках в рамках изучения культуры Руси IX - XII  используются театрализованные  фрагменты  из повести « о благоверных Муромских святых Петре и Февроньи», из былины «Илья Муромец и соловей разбойник».

Проблемно-поисковое обучение. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, а главное – сохраняется интерес к предмету.

История России изучается с 6-го класса, и практически сразу я внедряю в урок работу с краеведческим материалом.

Пример № 1:  Изучая тему «Крещение Руси» целесообразно использовать, как источник, легенду о крещении Мурома благоверным князем Михаилом. Учащиеся получают для работы текст исторического источника с вопросами и анализируют его.

Пример № 2: При изучении темы «Соседи восточных славян» учащиеся получают опережающее задание на дом, подготовить сообщения «Мои предки – Мурома».

Пример № 3: В рамках курса Пропедевтики, на уроках истории в 5-ом классе учащимся предлагается составить схему «Моя родословная» или «История моей семьи»

Очень интересной является технология обучения в сотрудничестве - групповой метод. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнить вместе! Ребятам выдаются исторические источники для анализа, проблемные ситуации, подборка материалов для составления рассказа, задания для создания проектов. Каждый участник команды должен овладеть необходимыми знаниями так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее участником, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Состав групп может меняться в зависимости от поставленной цели. Во время групповой работы выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры и в случае необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом. Когда команда готова, учитель задает вопросы каждому ученику, от их ответов зависит результативность команды.

Элементы технологии проектного обучения и исследовательский метод применяются на уроках и во внеурочное время.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Пример № 2: На уроках истории в 9-ом и 11-ом классах при изучении темы «Культура СССР в 20-е 30-е гг. XX века», особо интересным является вопрос о судьбе религиозных памятников, ученики с  интересом находят материал по утраченным религиозным памятникам земли Муромской. В результате учащимися 11-го класса в 2012 году была создана  фотолетопись по страницам Старого Мурома.

Пример № 3: В 7-ом классе при изучении темы «Реформы Екатерины великой в городе Муроме» ученики получают опережающее задание - подготовить сообщения, рассказывающие об улицах города Мурома.

В реализации поставленных задач  помогает работа с музейными материалами.  Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы  школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации.

Пример № 1: При изучении Великой Отечественной войны используются формы музейного урока. «Курская дуга – огненная дуга»; « Женщины - Вербовчанки в годы  Великой Отечественной войны»; « Муром в годы Великой Отечественной войны»

Пример № 2: С учащимися 10 класса было проведено внеклассное мероприятие – устный журнал «У войны не женское лицо»

Пример № 3: Разработан социальный проект «Наказ ветерана» и «Наказ ветерана -2. Труженики тыла», идет сбор материла для выпуска третьей книги сборника «Наказ ветерана – 3. Герои – вербовчане, участники  локальных войн».

На уроках у учеников возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала. Чтобы активизировать деятельность ученика на уроке применяются разнообразные элементы здоровье сберегающих технологий: физкультминутки, визуализированные психологические тесты. Представленные технологии обучения основаны на идее совместного достижения учениками конечного результата своей деятельности за определенное время. В применяемых личностно-развивающих технологиях воплощается принцип индивидуально-творческого подхода с учетом мотивации обучаемых, ее динамики в образовательном процессе.

 Для обеспечения высокой эффективности учебного процесса мною создан так называемый инновационный банк педагогических форм, средств и методов обучения учащихся.

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, а также иных источников информации (работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, статьями, сайтами интернета). В  практике использую разные способы работы с текстом учебника (чтение по частям, пометки на полях с использованием условных обозначений, понимание текста по опорам, составление плана) и историческими источниками (анализ, определение типа документа, ответы на вопросы с использованием текста источника).  История это тот предмет, где работа с дополнительными источниками информации используется практически на каждом уроке. Первый этап обучения самостоятельной работы с книгой начинается уже в 5-ом классе, под руководством учителя школьники составляют план одного  или нескольких разделов параграфа. Начиная с 6-го класса, учащиеся анализируют тексты исторических источников, учатся делать собственные выводы.

2. Лекции. В основном лекционный материал даётся при изучении тем в старших классах методом «погружения», при ознакомлении с историческими сведениями. Учащиеся используют разные виды конспектирования: схематичное, символическое, табличное. Школьники выступают содокладчиками и лекторами, выступая с дополнительными материалами по теме.

3. Семинары, дискуссии, собеседования, консультации (учебный диалог, проблемный вопрос). Данная  форма  лучше всего находит свое применение при изучении тем по военной тематике, культуре (учащиеся выступают с сообщениями, презентациями по битвам, сражениям, историческим персоналиям, направлениям в искусстве).

4. Информационная поддержка (с помощью учебных фильмов, электронных учебников, Интернет-ресурсов, дистанционное обучение и др.). По истории снято множество фильмов, которые оказывают огромную помощь на уроках.

Пример: Изучая реформы Петра 1, учащимся предлагается посмотреть документальный фильм, в рамках проекта Леонида Парфенова, где широко представлены все виды реформаторской деятельности Петра Великого. После просмотра ребята призываются к дискуссии.

5.Проведение творческих конкурсов (представление и защита проектов, рефератов). На уроке истории в 8-ом классе при изучении темы «Культура России в XIX веке» школьникам предлагается разработать творческие проекты по представлению культурных памятников Муромской земли.

6. Экскурсии (могут проходить как в музее, так и на уроке при использовании ИКТ).

7. Практические занятия (уроки-практикумы, тестирование, уроки-соревнования, уроки с дидактическими играми, уроки с элементами деловой и ролевой  игры, творческие мастерские). Важно выбирать такие методы и формы обучения, которые дают полное представление учащимся об изучаемом материале.

3 этап - Рефлексивный

Рефлексивный этап обеспечивает дальнейшее развитие обучения и является процессом выявления меры и качества приращения опыта, осознаваемого самим субъектом учения. Поэтому ученик оценивает себя и смысл образовательного процесса для себя через призму самоопределения себя, соотнесения выполняемой деятельности и способности выполнять эту деятельность самостоятельно с не меньшей эффективностью, чем совместно с учителем. Задачей рефлексивного этапа является формирование стремления учащихся к активному инициированию учебно-познавательной продуктивной коммуникативной деятельности, реализуемой как выход за пределы учебной деятельности.

                                     VII. Результативность.

Используя в практике своей работы элементы краеведения, я стараюсь привить подрастающему поколению чувство любви и заинтересованности по отношению к истории родного края. На основе своего опыта сделала следующие выводы: у учащихся повысилась мотивация к изучению истории и обществознания, что положительно отразилось на результатах обучения. Ученики с удовольствием выполняют творческие задания, готовят презентации и защищают их, при прохождении аттестации выбирают историю в форме единого государственного экзамена, возросло число ребят, которые участвуют в творческих конкурсах, соответственно повысилось и качество знаний по предметам.  

Временные рамки

История

2009/2010 учебного года

60%

2010/2011 учебного года

62%

2011/2012 учебного года

63%

2012/2013 учебного года

65%

Проведенное среди учащихся 6 – х и 8 – х классов анкетирование показало:   а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;

б)  85% опрошенных считают, что  уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

в) 61% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности;

г) 82% опрошенных ответили, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее отбора, анализа  и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).

д) 73% учащихся признали, что использование краеведческого материала в сочетании с ИКТ помогли им лучше узнать интересное о родном городе.

е) 57% решили заняться поиском неизвестных страниц в истории родного края.

Эти цифры наглядно показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать УУД учащихся, делает для них урок более привлекательным, учит их ориентироваться в огромном количестве информации,  анализировать её, повышает интерес к родному краю. Что в свою очередь отражается при участии школьников в различных конкурсах и олимпиадах.

Учащиеся 10 класса стали призерами конкурса «Патриоты Отечества» 3 место 2011 год

Учащийся 7 класса Райков Даниил призер окружной олимпиады по истории 2011 год 2-3 место

Учащийся 10 класса Стекольников Максим  призер окружной научно - практической  краеведческой конференции «Отечество» 2010 год 3 место

Учащийся 10 класса Стекольников Максим  призер межшкольной  научно - практической конференции «Открытие» 1 место

2009 – 2012 учащиеся МБОУ СОШ № 18 занимают 1 места по России в международном игровом конкурсе «Золотое руно» (Шоркин Никита, Райков Даниил, Красильников Кирилл)

Учащийся 10 класса Фомин Максим по результатам  международной олимпиады по основам наук в 2011 году награжден грамотой Высшей лиги.

Учащиеся 7 класса заняли 3 место в окружной краеведческой игре «Люблю тебя мой край родной» 2011 год

Учащийся 10 класса Золин Стас призер окружной научно - практической  краеведческой конференции «Отечество» в 2012 году   3 место

Учащийся 8 класса Патронов Максим  победитель конкурса  «Юбилейные даты в истории России» 2013 год

Учащийся 11 класса Максимов Саша  занял 4 место в олимпиаде по истории 2012 год.

Учащаяся 6 «б» Синюшкина Снежана  - 1 место во всероссийском дистанционном конкурсе «История моего города»

Ученики 6 классов практически к каждому уроку готовят разнообразные интересные презентации, заинтересованы в изучении предмета.

Учащиеся 10 классов в 2011 году вместе со мной разработали социальный проект «Наказ ветерана 2 – Труженики тыла».

Являясь руководителем школьного музея «Память» организую работу с краеведческим кружком «Юный экскурсовод». Ребята с удовольствием помогают мне проводить лектории для учащихся в школе по разным темам. Учатся составлять презентации и работать в программах по созданию  видеосюжетов. Старшеклассники активно участвуют в проведении школьных тематических вечеров. Таких как ежегодная встреча «Трёх поколений», открытие и проведение турнира памяти Н.С. Разина.  

Адресная направленность:

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям истории,  которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении,

готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся  скрупулезной работы, требующей временных затрат.

Библиография

  1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.
  2. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1989.
  3. Полат  Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999
  4. Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.
  5. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.
  6. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно - коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2005
  8. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
  9. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. -  « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.


Предварительный просмотр:

Тема: «Земская реформа 1864 года  и её реализация в Муроме». (8 класс)

Цель урока:

  • Изучая либеральные реформы второй половины XІX века, познакомиться с преобразованиями в родном городе;
  • Знакомство с историей создания Муромского земства;
  • Выяснить, какое влияние оказало земское самоуправление на развитие Муромского уезда;
  • Создать условия для воспитания  чувства любви и патриотизма к малой родине;

Словарь: ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА, ЗЕМСТВО, БЮДЖЕТ, ИНФРАСТРУКТУРА

ХОД УРОКА

В начале урока перед классом ставится вопрос:

  • Перечислите реформы, которые проводились в России в 60-70гг. XІX?
  • Назовите  реформу, без которой преобразования в России  не дали бы ожидаемого результата?

Слово учителя: После отмены крепостного права  российская деревня, в особенности бывшая владельческая, была лишена какой-либо социальной инфраструктуры. Поэтому земская реформа стала неотъемлемой частью обширного плана преобразования России.

Вопросы учащимся:

  • Как вы понимаете, что под этим понимается? (в бывшей помещичьей деревне не было больниц, школ, о дорогах никто не беспокоился)
  • Почему было решено опереться именно на земское самоуправление, а не на силы государства? (казна истощена, своими силами правительство не могло поднять деревню – было решено пойти навстречу либеральным требованиям и предоставить местное самоуправление, которое более эффективно могло решать все насущные вопросы на местах).

Слово учителя: Претворение земской реформы в жизнь целесообразно рассмотреть на примере деятельности Муромского земства.

Запись в тетради:

19 марта 1866года состоялось первое заседание Муромской уездной земской управы.

На этом этапе урока заслушивается сообщение учащегося о функциях  земства. (Учащиеся конспектируют в тетрадь функции земств)

  • Строительство и содержание дорог - («О восстановлении старого Симбирского тракта»);
  • Строительство и содержание школ и больниц;
  • Организация продовольственной помощи крестьянам в случае голода;

Организуется работа учащихся  с документом. (Раздается на парты)

Статьи расхода Муромского земства в 1909г.

1. На содержание правительственных учреждений: (лошадей в девяти станционных пунктах, разъезды полиции и судебных следователей) - 13 041 руб.        

2. На содержание земской управы (зарплата чиновникам, канцелярские и хозяйственные расходы, пенсии и пособия) - 12 770 руб.        

3. На содержание мест заключений - 6668 руб.        

4. На благоустройство дорог и перевозов         - 10 518 руб.        

5. На развитие народного образования - 35 351 руб.        

6. На содержание домов для сирот - 510 руб.        

7. На развитие медицинской части - 59 145 руб.        

8. На ветеринарную часть - 3455 руб.        

9. На экономическое развитие уезда        - 2035 руб.

Вопросы и задания к документу:

  1. Определите общий расход земства за 1909год. Какая его часть тратилась на содержание учреждений и земской управы?
  2. Проанализируйте объем затрат на социальные нужды и экономическое развитие уезда.
  3. Сделайте вывод: оправдали ли земства свое назначение и почему?

Особое внимание следует уделить  изучению вопросов о работе земского управления в сфере образования и медицины. Целесообразно использовать местный материал.

Сообщения учащихся:

  • Развитие образования в Муромском уезде.
  • Состояние здравоохранения в Муромском уезде.

После выступления ученика с сообщением классу предлагается работа со следующим документом:

Состояние земских школ на 1898г.

 

Название школ

Год основания

 

Кол-во учеников

 

Санитарное состояние и потребности

 

1

 

Арефинская

 

1863

 

75

 

холодно; в классной мебели,

в учебных пособиях и принадлежностях

2

 

Загаринская

 

1868

 

64

 

холодно; в класной мебели,

в книгах для внеклассного чтения

и руководствах для учителей

4

Булатниковская

1868

90

тесно; в книгах и учебных пособиях

5

Варежская

1861

85

тесно; в увеличении помещения

6

Вачская

1864

42

удобно

7

Жайская

1864

100

холодно, тесно; в увеличении помещения

8

Казаковская

1880

47

тесно; в увеличении помещения

9

Карачаровская

?

125

неудобно, в классной мебели

10

Климовская

1885

57

холодно, тесно; в классной мебели и книгах

11

Кошелевская

1891

60

удобно; в ремонте классной мебели

12

Красненская

1874

58

темно, тесно; в ремонте классной мебели

13

Лазаревская

1877

62

удобно; в книгах

14

Липинская

1867

51

темно, тесно; в помещении

15

Михалевская

1895

49

удобно

16

Монаковская

1856

56

темно, тесно; в книгах

17

Нижнеберезовская

1898

36

удобно; в учебниках, книгах

18

Новосельская

1868

69

холодно; в классной мебели

19

Новошинская

1862

50

холодно, темно; в  помещении,

учебных пособиях, книгах

21

Пертовская

1876

54

сыро, холодно, тесно; в учебных пособиях

22

Поздняковская

1867

82

тесно; в помещении и квартире для учителя

23

Полецкая

1895

104

удобно

24

Севаслейская

1870

76

ветхая, тесно; в ремонте помещения

25

Талызинская

1876

60

удобно

26

Чаадаевская

1888

66

удобно

27

Черновская

1867

41

удобно

29

 

Муромская

 г. Муром

1876

 

100

 

сыро, тесно;

в учебных пособиях и учебниках

Вопросы и задания к документу:

  1. Изучив документ, выясните, какие проблемы просматриваются в земских школах?
  2. Подсчитайте, в  скольких школах было удобно заниматься?

Далее заслушивается сообщение ученика о здравоохранении.

Вопросы  классу по тексту сообщения:

  • Назовите самые распространенные болезни?
  • Опишите Муромскую больницу: кто в ней работал, сколько человек могло лечиться одновременно, в каком здании находилась?        
  • Почему самыми крупными расходами земства,  были расходы на здравоохранение?

В конце урока учащиеся делают вывод:

Влияние  земства на развитие уезда.

Несмотря на то, что функции земств были ограничены чисто хозяйственными делами и вопросами местного значения. Земства сыграли положительную роль в развитии русского общества.

Во-первых, хотя они находились под контролем губернской администрации, тем не менее, роль бюрократии на местах несколько ослабела.

Во-вторых, благодаря деятельности земств появилась сельская интеллигенция: земские врачи, учителя, агрономы, которые внесли значительный вклад в поднятие культурного уровня русской деревни.

Домашнее задание:

Вопрос: Кто из деятелей Муромского земства внес наиболее важный вклад в развитие города?  Что  вам известно об этих людях? Подготовьте сообщения.



Предварительный просмотр:

Тема: «Реформы Екатерины великой в городе Муроме» (7 класс)

Цель урока: 

  • Изучая реформы Екатерины Великой познакомиться с преобразованиями в родном городе;
  • Знакомство с историей создания современного Муромского герба;
  • Познакомить с планировкой и особенностями строительства улиц города Мурома;
  • Создать условия для воспитания  чувства любви и патриотизма к малой родине;

Словарь: ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА, УЛОЖЕННЫЕ КОМИССИИ, ГЕРБ, КРЕМЛЬ. 

Оформление доски:

  • Фото лист с названием «Улицы города Мурома»
  • Гербы мурома
  • План мурома после генеральной застройки в 1763г.

Реформы Екатерины Великой

Реформы в городе Муром

Реформы центрального и местного самоуправления

Губернская реформа

Жалованная грамота городам  давала право самоуправления  внутри города.

1763г. указ Екатерины о перепланировке губернских и уездных городов.

16 августа 1781г. подписан  указ о новом гербе города Мурома

Избрание  в Муроме городского Головы.

Ход урока:

Опережающее задание: Подготовить сообщения на темы:

  • Новый герб Мурома;
  • Описание города до генеральной застройки;
  • Улицы города Мурома: Московская, Кожевники, Сретенская, Нижегородская, Лакина и др.

Вступительное слово учителя:

Давайте, определим из названия урока – Какова его цель? Назовите реформы, проводимые Екатериной ΙΙ?

1767г. – созыв комиссии для сочинения нового уложения;

1785г. – издание жалованной грамоты городам;

1775г. – губернская реформа.

Вопросы для учащихся:

  • Принял ли Муром участие в роботе  Уложенной комиссии в 1767г.?

(да, на собрании комиссии присутствовал Муромский купец Лихонин)

  • Какие права получили города?

(получили право на самоуправление, в Муроме стал избираться городской голова, первый голова – Ерин. Создается самоуправление города).

  • Как изменилась жизнь города после проведения губернской реформы?

(Россия поделена на 50 губерний; учреждена Владимирская губерния и 14 уездов; учрежден новый план застройки города мурома; по указу императрицы на новом гербе должны быть калачи)

На этом этапе урока целесообразно заслушать доклад  о новом гербе города.

16 августа 1781г. Екатерина ІІ подписала указ о новом гербе.

  • Почему новый герб больше соответствовал городу?

(Муром всегда славился калачами, и присутствие калачей на гербе дает характеристику городу).

Далее следует доклад о плане города мурома до его генеральной застройки.

1763г. – указ Екатерины великой по перепланировке губернских и уездных городов.

  • Кольцевая система строительства улиц;
  • Деревянные дома – 953 дома;
  • 2 место среди городов Владимирской губернии;
  • Городской кремль в плохом состоянии так же как дома;
  • Улицы не мощеные;
  • Не было постоянной врачебной помощи.

 В результате в 1778г. одобрен и принят к реализации новый план Мурома.

  • Ровная сетка улиц;
  • 1784 – 1 каменный дом;
  • 1807г. – 22 каменных дома;
  • 1850 -  89 каменных домов;
  • Больница на 10 коек, аптека;
  • Городское уездное училище.

Как изменился город? Почему более 200 российских городов были застроены по такому плану?

На заключительном этапе урока выступают учащиеся с сообщениями по истории улиц города Мурома. (Кузнецкая, Лакина, Кожевники, Нижегородская)

Домашнее задание: подробно узнать об истории улиц, используя вопросы для анкетирования жителей города.



Предварительный просмотр:

Тема: «НЭП  и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века». (9 класс)

Цель урока:

  • Уяснить, что привело к новой экономической политике, т.е. причины перехода от политики «военного коммунизма» к НЭПу;
  • Проследить развитие НЭПа на примере Муромского уезда;
  • Определить итоги НЭПа для страны и нашего города;
  • Воспитывать в школьниках чувства любви и заинтересованности прошлым малой родины.

Словарь: ПРОДНАЛОГ, ПРОДРАЗВЕРСТКА, НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ, ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ,

ХОД УРОКА

Эпиграф:

«Мы до известной степени заново создаем капитализм»

«НЭП – пересмотр «всей нашей политики  социализма»

НЭП – «вводится всерьез и надолго, но …  не навсегда».

(В.И.Ленин)

Опережающее задание: прочитать §§ 53-54 «Экономика Мурома» в учебном пособии  История мурома и Муромского края.

1. В начале урока с учащимися следует повторить понятия: «продразверстка»  и «военный коммунизм». (см. словарь)

Далее учитель рассказывает о НЭПе и о 20-х гг. используя статистические данные по России в период НЭПа.

Показатели

1921г. в сравнении с 1913г.

Период НЭПа

Промышленность

Сократилась в 7 раз

Подъем на 80%

Сельское хозяйство

Сократилась на 40%

Восстановление посевных площадей

Урожай зерновых

Сократился на 45%

Увеличился на 20% по сравнению с 1913г.

Выступление ученика с сообщением по теме: «Промышленность Мурома в годы НЭПа»

После выступления класс заполняет сравнительную таблицу:

НЭП и военный коммунизм

(материалы по НЭПу  и военному коммунизму берутся на примере Мурома)

Линия сравнения

Военный коммунизм

НЭП

Производство

Национализация промышленности: в январе государству перешел водный транспорт, в октябре - крахмалопаточные заводы и мануфактурные магазины, в декабре - маслобойные заводы и текстильные фабрики. Национализации подлежали и металлургические заводы.

В годы НЭПа число предприятий в Муроме значительно увеличилось, и если в 1920 г. их было тридцать девять, то в 1923 года уже сто сорок шесть. Увеличение произошло в основном за счет частных ремесленных заведений.

Разрешена сдача предприятий в аренду. Развивалась металлообрабатывающая промышленность. 1912г. – строительство паровозоремонтных мастерских сейчас это завод имени Дзержинского.

Торговля

Запрещение  частной торговли, отмена оплаты топлива. Жилья, электроэнергии

С разрешением частной торговли в годы НЭПа в городе открылись многочисленные частные магазины, трактиры, чайные, появились частные хлебопекарни, домашние цеха по производству и продаже колбасы.

Сельское хозяйство

С 1918 года в уезде началось перераспределение земли, в ходе которого было конфисковано 12.990 десятин частновладельческих земель. Все частные хозяйства, помещичьи владения передавались крестьянам, совхозам и сельскохозяйственным артелям в бесплатное пользование. Уездные земельные отделы обязывались принять все меры к внедрению коллективного хозяйства. В бывших помещичьих имениях создавались трудовые земледельческие коммуны. Коммуны были основаны на общинном, уравнительном принципе распределения продуктов, в них проводилось полное обобществление земли, инвентаря, рабочего и продуктивного скота, жилых и хозяйственных построек.

С введением НЭПа крестьяне получили возможность свободно продавать на рынке свои продукты. Одновременно государство призывало крестьян и рабочих объединяться в кооперативы.  В Муромском уезде организовывали различные сельскохозяйственные объединения, союзы, производственные кооперативы - машинные, семенные, мелиоративные и другие товарищества. В 1922 году в Муроме был организован Приокский районный союз сельскохозяйственных и кустарно-промысловых кооперативов.

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда. Труженики отчуждены от результатов труда

Возрождение экономических стимулов к труду. отменена трудовая повинность, созданы биржи труда

Положительные стороны

Эффективна при чрезвычайных обстоятельствах

Создает стимулы к труду, обеспечивает экономический подъем рыночными методами.

Далее учащимся предлагается заслушать отрывок из произведения М.Булгакова «Сорок сороков».

Каковы причины происходящих перемен?

  • 1 панорама – военный коммунизм – карточная система, отсутствие товара, запустение и т.д.
  • 2 панорама – НЭП – обилие продуктов, магазинов, трактиров, чайных.

Индивидуальное  творческое задание: написать очерк «Вслед за Булгаковым» панорама 5 «Муром сегодня 2013 год». (Домашнее задание)

 В тетрадях делается запись о причинах свертывания НЭПа:

  • НЭП – это временная мера
  • Государству нужны средства для модернизации промышленности
  • Идет создание тоталитарного государства
  • В сознании людей господствует психология «военного коммунизма»
  • НЭП не гарантировал бескризисного состояния экономики.

Задание учащимся:

Как развивался Муром в годы свертывания НЭПа?

Какие виды кустарного производства существовали в Муромском уезде?

(Изготовление сундуков, кузнечных мехов, стальных изделий. В деревнях работали рогожники, ткачи, плотники, столяры, ведерники, кузнецы, сапожники, маслобойщики, калачники. Существовали транспортные промыслы: речной  и  извоз).

Вывод: Но, несмотря на развитие промышленности, и кустарного дела безработица в муроме изжила себя только в первую пятилетку.

На заключительном этапе урока выполняется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по истории Мурома и Муромского края. Заполняется таблица:

Сильные  и слабые стороны индустриализации

Сильные стороны

Слабые стороны

Стахановское движение

Возникновение новых предприятий

Сверхнапряжение, а  в результате аварии  и прогулы.

Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание: выпишите в тетради виды кустарного промысла и при помощи словаря найдите определения к незнакомым словам.



Предварительный просмотр:

Тема: «Крещение Руси» (6 класс)

План урока:

  • Предпосылки принятия Русью христианства.        
  • Причины  принятия христианства. Выбор веры.        
  • Крещение Руси
  • Крещение Муромской земли
  • Значение принятия Русью христианства.

Основные понятия:  монотеизм,  ислам,  иудаизм, католичество, православие.

Задачи урока:

  • беседа   о  предпосылках  и  причинах  принятия христианства  на Руси.
  • Формирование умений анализа  исторического  документа; составления  схем и работы с картой;
  • определить   значение  принятия  Русью   христианства.

ХОД УРОКА:

  1. На доске понятие Монотеизм.

Учащиеся  должны привести  примеры монотеистических религий.

Вопрос и задания: 

  • В  чём  отличие   монотеизма  от  политеизма?
  • Приведите   примеры  того, что  христианство   проникло  на   Русь   задолго  до  того, как было  утверждено   в  качестве  официальной  религии.

Дополнительная информация:

  • В послании 867года  Константинопольского патриарха Фотия, говорится о крещении руссов, которые воевали с Византией. Хронологически  послание  Фотия совпадает с летописью, где  под 866 годом  говорится о походе на Царьград князей Аскольда  и  Дира, крещеных в Византии.   Прямо о крещении Руси при Аскольде говорится и в Никоновской летописи.
  • Христианами были  некоторые дружинники Игоря. В летописи помещен договор Руси  с Византией  944г.,   по условиям  которого,  крещенные русы, обязались соблюдать договор на кресте, принося присягу в Соборной церкви Святого Ильи, а некрещеные - у ног Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото, церковь Святого Ильи названа главной, следовательно, в Киеве в то время были и другие христианские храмы.
  • Христианство приняла и княгиня Ольга, жена Игоря, мать  Святослава. В 957 году она  в сопровождении большой свиты отправилась в Константинополь, где перешла в христианскую веру. По летописному преданию её крестным отцом был византийский император Константин.

  1. Далее  рассматривается вопрос о причинах принятия Русью христианства.

Заполняется схема: Причины принятия христианства

  • необходимость  объединения   племен.
  • оправдание  социального  неравенства.
  • повышение   международного   авторитета.
  • приобщение  к  византийской культуре
  1. Работа с документами. Класс делится на группы.

Документ для 1 группы: "Повесть   временных  лет",

        "После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников Корсунских с мощами святого Клемента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословление себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи; стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четыре медных коня, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы, и про которую невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдает грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить,        а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с  горы  к ручью, и приставил 12 мужей колоть его жезлами. Делалось  это не потому, что дерево что-нибудь  чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей….Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придет, кто завтра на реку - будь то богатый или нищий, или раб – да будет мне враг". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день сошлось там людей без числа, и сам Владимир вышел с попами на Днепр.  Вошли  в воду и стояли они там кто по шею, другие по грудь, молодые  же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а взрослые бродили, попы же совершали  молитвы, стоя на месте. Люди же крестившись, разошлись по домам. Владимир  приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где стояли прежде кумиры.  И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же детей этих плакали о них, как о мертвых".

Вслед за крещением Киева, Владимир отправился крестить Новгород. Опасаясь сопротивления  новгородцев, он отправил туда помимо духовенства, войско во главе со своим дядей Добрыней. Новгородцы  встретили киевлян как врагов и оказали им вооруженное сопротивление. Крещение Новгорода завершилось только к сентябрю 990г., а крещение всех восточнославянских племен  к началу 12 века.        Многие жители Руси  возвращались к язычеству после ухода княжеского войска. Особенно  долго удерживалось язычество на Северо-востоке Руси. Многие историки подчеркивают насильственный характер крещения славян.  Не желавшие креститься убегали в леса, организовывали  княжеские восстания, грабили священнослужителей.

Документ для 2 группы: «Повесть о водворении христианства в Муроме»

   

        Жителям земли Муромской переход от язычества к христианству дался не просто. Первым русским князем, получившим во владение Муром, стал сын крестителя Киевской  Руси святого Владимира князь Глеб. Он встретил здесь такое упорное сопротивление новой вере, что вынужден был оставить город и поселиться в 12 верстах от Мурома на реке Ушне.  Муромские жители пребывали в язычестве, соблюдали свои обряды. Они считали своим пророком «Моамефа» и приносили в жертву собственных детей, поклонялись рекам, озерам, потокам, колодцам и деревьям, мертвых хоронили по обычаям, отличным от христианских.  По  «Повести» сын киевского князя  Святослава Константин испросил благословения на просвещение Муромских язычников. Вместе со своей семьей, епископом Василием, духовенством, чудотворной иконой Божьей Матери он прибыл в Муром. Его сопровождала большая свита из бояр, посадских людей, дружины и церковнослужителей во главе с епископом Василием. Муромцы не приняли Константина, так же, как и Глеба, и оказали сопротивление. Они убили сына князя - Михаила, который был послан для  переговоров. Все же князь-христианин  приступом взял город и утвердился в нем. Здесь он воздвиг храм Благовещения, где поместил чудотворную икону, а рядом построил собор Бориса и Глеба. Но Муромляне противились новой вере. Они даже решили убить князя и однажды подступили к дому Константина с оружием в руках. Он не имел возможности дать серьёзный отпор. Тогда князь после долгого моления взял икону Богоматери и бесстрашно  вышел к неверным. И произошло чудо: на иконе словно солнце, воссиял лик Богоматери. Пораженная толпа мятежных жителей пала на колени и молила о крещении. Для этого было назначено время. Все желающие приняли святое крещение на берегу Оки рядом с заливом Кстово. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения Муромцев получила название Муромской. Крещение жителей Мурома стало важным событием на Русской земле. И совсем не случайно в 1547 году князь Константин и его сыновья Михаил и Фёдор были причислены к лику святых.  Церковная традиция отождествляет святого  князя Константина с Муромским князем Ярославом,  который получил право на княжение в Муроме в 1097 году.  1097 год, когда Ярослав –Константин   получил Муром, был принят Русской  церковью за дату  христианизации Муромской земли. 

ВОПРОСЫ: 

  • Каков был характер крещения Руси?
  • Подумайте, в чём причина того, что славяне противились принятию христианства?
  • Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?        
  1. В тетради         фиксируются  итоги крещения:
  • Расширение   международных связей Руси. Русь стала полноправным  партнером для христианских  народов Европы;
    Нанесен   удар  по родовым  обычаям, запрещена кровная месть, человеческие жертвоприношения,  ритуальные    убийства;
    Укрепление  княжеской  власти: идея её божественного        происхождения  и – как следствие - необходимость  беспрекословного  подчинения;
  • Развитие   письменности: распространение   грамотности,  появление   рукописных книг;
  • Развитие живописи, архитектуры, ремесла;
  • Консолидация  восточнославянских племен в единый русский народ;

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Соотнесите языческие праздники восточных славян и их аналоги, вошедшие в православие (заполнить таблицу).

Явления природы

Славянские праздники

Христианские праздники

Зимний солнцеворот

Рождение нового громовника, добывание живого огня

Рождество

Приход весны

Победа Перуна над зимой - Мареной

Масленица

Распускаются деревья, зеленеют травы.

Праздник русалок, которые весной живут в реках, а с наступлением тепла переселяются на деревья

Святая троица

Летний солнцеворот

Проводы солнца на зиму

Праздник Ивана Купалы

2. Сгруппировать термины, характерные для язычества и для христианства и обозначить их цифрами (1) или (2) или выписать в разные столбики.

Икона, амулет, литургия, храм, кадило, святая вода, волхв, капище, идол, треба.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся».

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том ч...

Игровые моменты на уроках истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся

КоКак повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут ус...

Статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы - средство активизации познавательной деятельности учащихся".

     Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источни...

Статья «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творче...

Из опыта работы "Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществоззнания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

Из опыта работы "Использование иформационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"...

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.

В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....